РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
25 февраля, в субботу Мясопустную Русская Православная Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан.
24-02-2006


Священник храма свв. Константина и Елены в Пскове Роман Ледин рассказывает о событии: «В Церкви принято вспоминать день смерти, как день рождения человека в будущую жизнь. И эти дни особо отмечаются молитвой о том человеке, который ушел. Мы не знаем, какова его судьба там, и молимся, чтобы он упокоился вместе со Святыми.

Православные, если помнят день кончины своих близких, заказывают панихиды, литию заупокойную, или подают на Литургии записочки с их именами, молятся о них: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего, прости ему прегрешения вольные и невольные». Само слово панихида – раскладывается на слова pan-nix-oda – «пение во всю ночь». Панихида копирует, если мы присмотримся, Всенощное бдение. Там и кафизма, и канон, и ирмосы поются, стихиры, Богослужение носит общий характер, а после утрени совершается как бы повторное Всенощное бдение, оно короче, но более личное, интимного характера, где мы поминаем тех, кто дорог нашему сердцу вместе со всеми теми, кого вспоминает и наша Церковь в этот день.

После утрени совершается Вселенская полная панихида о всех наших родителях и сродниках. На Литургии добавляется заупокойная ектенья, и тропари поются «со святыми упокой», кондак. Литургия практически неизменяемое Богослужение, а сама заупокойная молитва заключается во Вселенской панихиде, которая служится после Литургии.

Мы знаем, как важна наша молитва об усопших: известен из Жития случай с Преподобным Макарием Египетским, который увидел череп в пустыне и спросил: Чей ты? Череп ответил, что он жрец.

Когда Преподобный спросил череп, что он испытывает, то ответил: «Нахожусь в ужасных мучениях, но испытываю отраду, когда ты, Преподобный, молишься о нас. Когда мы мучаемся в этом огне, мы не видим лиц друг друга, а когда ты молишься о нас, мы имеем возможность видеть лица друг друга».

То есть тьма рассеивается - вот такова сила молитва об усопших даже не принявших Христа. Для нас это событие говорит о том, что нам нельзя оставлять наших родителей и всех усопших от века почивших православных христиан без молитвы. Наша молитва их утешает, а сама молитва дело нашей любви. Если мы хотим, чтобы и о нас молились, надо и нам молиться о усопших, тогда и нас будут вспоминать в молитве.

В нашем поминании на Вселенскую родительскую субботу подразумевается призыв к христианской любви, которая любит всех, поэтому мы поминаем в такие субботы не только своих, но и чужих, поминаем всех и молимся за них. Сколько людей, которые умерли, погибли, и о них забыли, или они были сирыми, или их родные все давно умерли. Специально ради поминовения и этих людей, забытых, установлены две Вселенские родительские субботы, в которые поминаются все. Потому и называется поминальная суббота Вселенской по масштабу и по глубине – поминаются все почившие христиане. В преддверии воспоминания о Страшном Суде учреждена память Вселенской поминальной родительской субботы, которая совершается перед Великим постом, покаянными днями в Церкви.

Вообще в Богослужебном круге только две Вселенские субботы – перед Великим постом – Мясопустная родительская суббота (с этого дня дается отпуст на мясо, т.е. православным запрещается мясоедение на весь пост), и перед праздником Святой Троицы – Троицкая родительская суббота. В Великом посту будут три родительские субботы – на второй, третьей и четвертой недели поста.

Название же - родительская суббота – в воспоминание о наших усопших родителях и предках. Шаббат с еврейского - покой. Покой в смысле, что в этот день Господь не творил, а отдыхал в седьмой день творения. И суббота у евреев была седьмым днем, но неделя у них начинается с воскресения. У нас же седьмой день – Воскресение, в память о Пасхе Христовой, и является днем отдыха, но и суббота не оставлена и является праздничной, в субботу и Богослужение немного другое, и поста нет.

Обычно в субботу наша Церковь воспоминает всех своих Святых: святителей, праведников, мучеников, преподобных, святых жен, а также усопших. Мы все вместе живые и мертвые составляем одну Церковь. Какая – то часть человечества жива, еще здесь, а какая – то уже там предстоит в лике Святых Господу, или находится в ожидании своей судьбы, ожидая наших молитв, или молится за нас. И поэтому каждую субботу совершается память об усопших.

Святая Церковь на каждом Богослужении поминает усопших каждый день определенными словами на каждой сугубой ектеньи, а это вечером, и на Литургии: «Еще молимся о прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных». В это время каждый христианин в храме может поминать про себя своих усопших. На Богослужении Вселенской субботы все проникнуто общим поминовением: стихиры, тропари носят заупокойный характер и канон, который в эту Вселенскую субботу особый – поминаются все усопшие, перечисляются всевозможные виды смертей, какие только есть, и способы умертвения человека. Надо внимательно слушать заупокойный канон и молиться за тех усопших, которые умерли, погибли во все времена, и нашли разную смерть: «Господи, упокой души и этих людей которые так погибли». И верить, что им будет облегчение.

Главная особенность Богослужения в родительскую Вселенскую субботу - в центре храма ставится стол - «канун», куда приносятся наши приношения ближним. Таким образом, мы от лица усопших желаем накормить нуждающихся, а также тех, кто трудится в церкви. Сами усопшие этого сделать не могут, а такое наше доброе дело отчасти облегчит их состояние там. Какую – то часть своих приношений мы и сами вкушаем, как благословленную.

Вершина поминовения усопших на Литургии, когда священник вынимает частицы во упокоение или во здравие, и они опускаются в Чашу с кровью Христовой с молитвой «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровью Твоей честной и молитвами святых Твоих». Здесь и происходит таинственное очищение грехов тех людей, которые были таинственно упомянуты за службой. И это самое высшее, что можем мы сделать и для нас, и для усопших. Именно в Таинстве Евхаристии происходит соединение человека с Богом, со Христом».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11