РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
г. Новоржев. ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
02-10-2009


В первый день Успенского поста Владыка Евсевий будет освящать колокола в Новоржеве.

Священник Максим Горшков: «Моя задача, чтобы Литургия была нашим Хлебом насущным».

 

Храм наш на кладбище построен заново лет пятнадцать назад, как и прежний, во имя Рождества Христова. Население в городе около четырех тысяч человек. На Литургии обычно стоит человек двадцать. На Пасху было причастников более тридцати, а в Крестном ходу было немало народа, около ста человек. В этом году было служить на Пасху легко, все были спокойными, радостными, и Крестный ход прошел умиротворенно.

Мы служим три Литургии в неделю: в среду, в субботу, и в воскресение, но, если выпадают праздники, тогда служим и четыре Литургии в неделю, и пять.

К сожалению, люди посещают службу, но как-то не очень хотят совершенствоваться дальше: читать в храме, петь. Сейчас цветы в храме есть, а раньше люди не понимали, что храму нужны цветы, теперь наши прихожаночки приносят свои садовые цветы. Наша жертва Богу не только свечи, деньги, но сердце, душа, а цветы – это тоже есть некое выражение любви нашей к Божьему храму.

В воскресение после Литургии служим благодарственный молебен нашему Богу Иисусу Христу, в среду после Литургии служим молебен св. Пантелеимону. Молимся нашим новомученикам: отец Гавриил Апросьевский из Бежаниц, расстрелян в Новоржевской тюрьме в 1919 году, а также отец Василий Триумфов. Но где их мощи, пока неизвестно, вот мы и молимся им: «Святые священномученики, Василие, Гаврииле и Александре, молите Бога о нас».

Прославлен в Тверской епархии отец Александр Ратьковский, уроженец Новоржевского уезда, расстрелян в Торопце, у него было девять детей. Мы почитаем преподобного Симеона (Желнина), уроженца нашего уезда, деревни под Выбором, насельника Псково-Печерского монастыря.

У нас в храме хранятся частицы мощей св. Пантелеимона, св. Симеона, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, свмц. Варвары, свв. Петра и Февронии из Мурома, св. мученицы Татианы… С ее мощами такая была история: как-то попросил у отца Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря, для нашего храма частицу мощей святого, а отец Тихон ответил, что переоблачают в обители десницу св. мученицы Татианы, которая хранится в Михайловском соборе монастыря, крошечки мощей осыпались, и можно будет взять.

Я приехал в монастырь, дали мне частицу мощей св. Татианы, одел ковчежец на грудь и пошел к машине. Вдруг, подходит ко мне женщина «с рыком»: Где тут отчитки? – спрашивает. Я ей сказал, она попросила меня помолиться за грешную Татьяну, и отошла. Тут я понял, что у меня действительно на груди святые мощи Татианы, и до сих пор чувствуется их благоухание через мощевик.

Живем мы на народные деньги, что народ приносит в храм, то и делим по благословению нашего Владыки на три части: все, что от службы и треб получается - в Епархию, на церковь и священнику. Благодетелей нет, но люди приносят денег, жертвуют, правда, на ремонт пока не хватает, храм уже ветшает.

Когда отец Павел (Кравец) благословлял меня на приход, он меня предупреждал о прихожанах: «ты пойми одно – ты грешник, а они святые люди». Некоторым моим прихожанкам 90 лет и они – девственницы. Приходишь к ним в дом их отпевать и видишь, что даже летом там можно ходить только в валенках, пол дырявый, проводка старая, иконки в углу – и когда ты видишь такую убогость, то действительно понимаешь, что грешник по сравнению с тем человеком, который здесь жил. Таких людей отпевать очень легко.

И исповедовать их так же просто, какие там грехи, а если что и есть, они все хорошо понимают. В старшем поколении, которым к 80-годам, вера воспитана, а тем, кому 50-60 лет - там уже большой духовный пробел.

У нас в храме идет чтение Псалтири, читает дежурная, которая в храме с 9 до 12, по благословению Владыки читает Псалтирь. Прибирается в храме и читает. У нас две тетрадочки: в одной о здравии и за упокой родных, кто дежурит, а вторая книжечка за упокой читается всех отпетых. Так за неделю вычитывается дежурными Псалтирь, если не успевают – дома вычитывают Псалтирь с именами, за кого молятся.

Когда-то в Новоржеве был большой храм святителя Николая, народ его любил, сейчас на этом месте стоит танк. Войну храм выстоял, а взорвали его в 60-е годы, камня на камне не оставили, пятипрестольный был храм, и теперь дорога из Новоржева во Псков идет через пригорок – по алтарю разрушенной церкви.

О причастии: Сейчас причащаться надо чаще, я так считаю. По апостольскому правилу, если больше трех недель не причащался, то извергали такого человека из Церкви. Не буду возражать, если человек причащается каждое воскресение.

О Литургии: Наши прихожане Литургию не понимают, и поэтому мы распечатали книжечку праведного отца Иоанна Кронштадтского «О Божественной Литургии», и даем ее читать людям. Этот текст я читал, когда еще был не в Церкви, был не церковным человеком, и слова отца Иоанна о Божественной Литургии сейчас перед Литургией я стараюсь для себя лично всегда прочитать, хоть абзац, потому что очень рассеиваешься на приходе и отдаляешься.

А отец Иоанн объясняет вполне ясно, каким должен быть священник, как должен служить и как должны принимать Литургию прихожане. Ведь молитва священника в алтаре обращена к Богу-Отцу, а помыслы отвлекают очень сильно. В воскресение, возможно, потому что воспоминается Воскресение Христово, служить легче, чем на неделе, или в субботу. В воскресение есть подъем, уже летать хочется.

Через книжечку Иоанна Кронштадтского мы пытаемся изменить атмосферу города Новоржева, тяжелую, малодуховную. Каждая книжечка дарится, а теперь просят и те, кто услышал о книжечке, просят почитать. Те же, кто прочитал, уже осознанно стоят на Литургии, приходят на исповедь и причастие.

Когда крещу детишек, непременно беседую с родителями, крестными о Литургии, вере, причастии…Беседа идет постоянно с людьми. Но здесь есть проблема: в Новоржеве остаются матери с детьми, дети рождаются, а отцы уезжают на работу в Питер, в Москву. У нас работы нет, последний завод маслодельный закрылся. Старые женщины переживают: они его восстанавливали после войны большими трудами, надрывались.

Работы у настоятеля много на приходе, но я выбрал Литургию и работаю над ней. И моя задача, чтобы люди полюбили эту книжечку «О Божественной Литургии» отца Иоанна Кронштадтского и осознанно соучаствовали и сопереживали священнику в Литургии, чтобы это действительно было общее дело, чтобы Литургия была нашим Хлебом насущным.

Светлая седмица, 2007 год.

28 января, в воскресение, в нашей Церкви за Литургией читается
Евангельская притча о мытаре и фарисее.


Наступает первая подготовительная неделя к Великому посту, начало Постной Триоди.

Священник Максим Горшков, настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве, комментируя воскресное евангельское чтении, которое следует сразу после субботнего Отдания праздника Богоявления, провел временные и личностные параллели евангельскому событию:

«Первая подготовительная неделя к Великому посту называется Неделей о мытаре и фарисее, потому что в эту Неделю на Божественной Литургии положено евангельское чтение, заключающее в себе притчу о фарисее и мытаре. Примером мытаря и фарисея Святая Церковь внушает готовящимся к подвигам поста, молитвы, покаяния и Святому причащению, что исполнением закона и своею праведностью надмеваться и хвалиться, как это делал фарисей, не должно, но при исполнении закона надо являть смирение пред Богом и ближними, как это происходило с мытарем.

Помните, в фильме «Остров», который мы недавно смотрели, отец Анатолий вопрошает отца Иова: «Брат, за что Каин убил Авеля?». Фарисей и мытарь – это Каин и Авель. Как Каин с тщеславием и гордостью, без страха Божия, приносил жертву Богу, не понимая, Кто перед ним, не ощущая Бога Живым, так поступает и фарисей со своей внешней молитвой-жертвой к Богу.

Он плотский человек, который возносил не жертву Богу, а хвалу самому себе. Господь не принял молитву фарисея, как и жертву Каина. Авель же приносил Господу жертву со страхом Божии и верою, так и мытарь молится Господу: «Боже, милостив буди мне грешнику!» Фарисей не считает, что мытарь – его брат, но, если фарисей человек от Господа, то он должен молиться со слезами за мытаря, а он говорит противоположное: «Благодарю Тебя, Господи, что я не как этот мытарь».

Славу фарисей воздает себе, превозносится над братом – мытарем и выставляет свои заслуги пред Богом. Но, когда человек имеет духовную высоту, он молится не о себе, а своем брате, молится о человеке даже не родном, как за своего брата, потому что наш брат – часть наша, наш ближний – часть нашей жизни, все мы – Тело Христово.

Каин не любил брата своего Авеля и был гордым, поэтому не смог пережить и смириться с выбором Бога. Гордыня есть и у фарисея, довольного собой. Мы когда молимся, мы не считаем, что вокруг нас молятся люди, родные нам, наши братья. Мы думаем, что мы их лучше, лучше молимся и больше знаем. Есть люди, как мытарь, которых грехи гнетут, и они считают, что они самые грешные на земле, а есть фарисеи, не любящие брата своего и довольные собой, своими добродетелями. Перед Великим постом пусть каждый подумает о себе, внимательно обратив взгляд внутрь себя, и решит: кто он? Каин или Авель? Фарисей или мытарь?

Мы вступаем на поприще поста, стремясь к Божественному свету Воскресения Христова. Святая Церковь нам указывает, на что нам надо обратить особое внимание, конечно, на свою духовную жизнь, чтобы стать достойными наследниками Царства Небесного и соделаться причастниками Божественного света, сподобиться Христова Воскресения, а это невозможно без любви к брату.

Богоявление в своей жизни переживал преподобный Силуан Афонский. В Силуане жили два человека, как и в каждом из нас, фарисей и мытарь. Сначала он был, как мытарь, и такое принес покаяние, что Господь явил ему Себя. Подобного духовного опыта братия не знала, и никто не мог объяснить, что случилось с Силуаном. Духовник, узнав о явлении Господа брату Силуану, удивился и предположил, что, если ты сейчас такой, то какой же ты будешь в старости. Силуан в этот момент понял, что он не такой, как все – «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…», и оказался в пустыне, искушаемый сатаной, то есть стал видеть бесов постоянно.

Ощущение себя особенным привело к потере благодати, которое продолжалось годами. Силуан «скучал о Боге», испытав Адамов Плач: «Где Господь мой? Почто не вижу Его в душе моей? Что мешает Ему жить во мне? Значит, нет во мне Христова смирения и любви к врагам» - «Боже! милостив буди мне грешному!» Когда однажды Силуан пытался перекреститься, перед ним возник бес, обезсилив, преподобный вопросил Господа, и Господь ответил ему, что гордые так всегда от бесов страдают: «Держи ум в аду и не отчаивайся». Это надо понимать всем нам определенно - чтобы ты не делал доброго, какие бы добродетели не имел, всегда считай себя достойным мук и ада. Превозноситься пред Лицем Господа гибельно. Превозношение, гордыня – начало падения.

Невозможно пронести свет Божественный от Богоявления к Пасхе без любви к брату, без покаяния в своих грехах. Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, тоже происходит наша встреча с Богом, Богоявление, и мы слышим: «Со страхом Божиим и верою приступите! Благословен Грядый во Имя Господне! Бог Господь и явися нам!»

Как бы нам не потерять этот Свет, как его сохранить, приумножить в пустыне, в посту? Как построить внутри себя духовную стратегию Великого поста, чтобы спастись. Чтобы не стать наследниками Каина и фарисея, с которого Господь спросит «за кровь Авеля до крови Захарии», надо исполнить завет Господа: «всяк возносяйся смирится, смиряй же себе вознесется» (Лк.XYIII, 14)

С Недели о мытаре и фарисее начинается Постная Триодь, которая будет сопровождать нас всю Святую Четыредесятницу поста и помогать нам пребывать в покаянном состоянии, потому что от беззаконий своих мы не можем воззрети на высоту Небесную, на Божественный Свет. Чтобы пройти духовно путь Великого поста нам нужно соединить в себе фарисейское благочестие и мытарево покаяние, не гордиться и не надмеваться, не переживать чувство своей особенности и высоты над другими».

2 января Русская Православная Церковь вспоминает Праведного Иоанна Кронштадтского, народного святого и покровителя священников.

Отец Иоанн не удалился в глушь лесов, где можно было спастись пламенной молитвой к Богу, не принял подвига мученичества - он был священником в городе Кронштадте, городе рабочих и «отбросов» общества, и более пятидесяти лет проповедовал в Андреевском Соборе города.

Праведный Иоанн Кронштадтский был самым богатым и самым бедным священником России, зачастую презираемым своими собратьями по сану, но святой праведный Иоанн Кронштадтский шел прямой дорогой к Богу, никуда не сворачивая, отдавая всю свою жизнь до капли служению Господу и заблудшему народу, своей несчастной Родине. Праведный Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году, жил в XIX столетии и умер в XX веке, в 1908 году, на самом начале излома русской жизни, что он и предвидел, поэтому плакал и молился более всего о России и русском народе. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем» - с таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и, возрождая силою, своей истинно пастырской, сострадательной любви.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил и грозно прорекал народу: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России…Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению…Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония…Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Так как святой Иоанн Кронштадтский был современником XX века, сохранилось много сведений о его служении, его жизни, его молитвенном подвиге. Сам отец Иоанн оставил нам живое богословское наследие, куда вошли его мысли о Божественной Литургии, интереснейший дневник жизни священника и первый в подобном роде: «Моя жизнь во Христе».

Праведный Иоанн Кронштадский является автором комментария к «Откровению» святого апостола Иоанна Богослова, который, пока еще, не обратил на себя такого пристального внимания, как мысли отца Иоанна о Божественной Литургии. Собственно, Праведный Иоанн Кронштадтский, используя свой уникальный опыт служения Божественной Литургии, написал удивительное «пособие» священству для служения Литургии. Преподобный Феофан Затворник говорил, что наш праведный Иоанн Кронштадтский по силе своего богословского опыта и его выражения в слове в одном лице соединяет Отцов Церкви Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова и Григория Паламу.

Современниками св. Иоанна Кронштадтского отмечалось, что отец Иоанн был замечательным проповедником, говорил весьма просто, и, чаще всего, без особой подготовки – экспромтом, не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли. При исключительной богословской учености проповедей они были доступны для понимания даже простым людям. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

Священник Максим Горшков, настоятель храма Рождества Христова в городе Новоржеве рассказал информационной службе Епархии о своих взаимоотношениях с наследием Праведного Иоанна Кронштадтского следующее: «Для меня книга отца Иоанна о Божественной Литургии – настольная. На нашем приходе мы ее распечатали для прихожан. Когда готовлюсь к Литургии, читаю из нее по абзацу – по два, сколько успеваю, и так уже пять лет читаю одно и то же, но каждый раз нахожу что-то новое для себя, многое становится понятным - что имел в виду отец Иоанн. Он пишет в своем труде, как некоторые люди предпочитают театр Литургии, и остаются к Литургии холодны.

Отец Иоанн Кронштадтский считает, что «такое происходит от того, что для Литургии человек, в большинстве случаев, бывает неподготовлен, недостоин, чтобы жить ее жизнью, чувствовать ее величие и спасительность, проникаться ею, одуховляться, обожаться: земной к земле и влечется» – пишет отец Иоанн. Он же говорит главные слова о Литургии: «Но есть и люди, для которых Литургия есть все на свете»

Отец Максим полагает, что труд отца Иоанна Кронштадтского очень важен и нужен молодому священнику, особенно в той части, где говорится о служении Литургии.

«Великая задача и великий нравственный труд для священника, - пишет отец Иоанн, - совершать Литургию: ибо нужно тщательнейшее приготовление к служению, всегдашнее, а не одновременное. Одним словом, нужно ангельское безстрастие, пламенная к Богу и людям любовь, горний ум, такое же сердце, и совершенно сообразная с волею Божьей, его собственная воля».

«Некоторые батюшки, - сказал отец Максим, - священники Святой Православной Церкви, мягко говоря, не тем занимаются: их волнуют проблемы ИНН и тому подобное, но это внешнее. Полезнее было бы нам заниматься изучением Божественной Литургии. Архиепископ Феофан Затворник говорил, в частности, что Дневники Иоанна Кронштадтского, его творения надо изучать, как мы изучаем наследие Святых отцев Церкви, и сравнивал св. Иоанна Кронштадского с Иоанном Златоустым, Григорием Паламой и Симеоном Новым Богословом.

Отец Максим Горшков уверен, что святой Иоанн Кронштадтский направит на духовную жизнь даже простых людей, прихожан, если им говорить о смысле Литургии, который был почерпнут отцом Иоанном Кронштадтским из собственного уникального опыта служения Божественной Литургии. «Мысли о Божественной Литургии Праведного Иоанна Кронштадского – это руководство для нас, для священников в нашем служении, - сказал отец Максим. - Это все мое сознание, этим я живу, этим настраиваюсь и понимаю, как далек от идеала священства: с ужасом думаю об том, как не отвечаю … Мысль Литургии: «все едино да будет»- Глава Господь и мы все Его Тело. Мы служим Литургию, чтобы быть единым, целым с Господом».

Отец Максим напомнил несколько высказываний Праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии:

«Итак, священники святой Православной Церкви твердо знайте и помните, какое в руках ваших средство к умилостивлению Бога о всех людях, о всем мире, ибо – это Жертва всемирная, и старайтесь всегда совершать Литургию горящим духом, горним умом и сердцем, отложив всякое житейское попечение. О, какую безценную страшную, небесную и пренебесную Жертву вы приносите, дивную и страшную самим небесным Силам. Молите крепко Господа, чтобы вам достойно совершать это чудное таинство».

«Некоторые мои тайные моления, в прибавление к молитвам, тайно читаемым священнодействующим, по служебнику, на Литургии верных, для пробуждения усиленных чувств, благодарения и славословия господа, безмерно благодеющего нам в совершении Евхаристии:

…Когда произношу слова: Твоя от Твоих, Тебе приносящее о всех и за вся – я представляю торжественность и величие данной минуты, когда архиерей или священник, стоя лицом к лицу с вечною, совершенною, неизменною правдою Отца Небесного карающего грех, приносит от лица всех и за всех единую, безмерную, всеправедную, умилостивительную Жертву Христа Сына Божия, единую, могущую преклонить на милость Бога Отца, искупить весь мир от праведного проклятия и исходатайствовать всем верующим прощение грехов и благословение, а усопшим в вере и надежде воскресения и жизни вечные – оставления согрешений и покой со святыми – Жертву, которою оправдались все святые, Богу угодившие от века, и в благодарение за коих она также приносится.

Принося эту страшную всеспасительную Жертву, предстоятель молит Бога Отца, или по служебнику – просит и молит и милися деет (т.е. умиленно просит) ниспослать Духа Святаго на предстоящих престолу правосудия и милосердия и на предлежащие Дары. В эти особенно минуты все сердце священнослужителей должно быть всецело отдано Богу, толико страшно священнодействующему спасение наше и избавление от дьявола, от греха, проклятия и вечной смерти, и ни о чем земном не помышлять, да не оскорбится страшная Жертва Небесная недостойными, низменными, страстными помыслами.

По благословении евхаристийного хлеба и вина, и по претворении их в пречистое Тело и Кровь, и по произнесении подтвердительных: Аминь, Аминь, Аминь! Все поклоняются до земли, а я говорю про себя или вполголоса: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Слово плоть бысть и вселися в ны (Иоанн. 1, 14).

Когда причащаюсь Святых Тайн по прочтении положенных молитв: Верую, Господи, и исповедую…и Вечери Твоея тайная… и проч. тогда говорю тайно: Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятитетльно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворительно - (что я и ощущаю в себе). Затем более ничего не прибавляю от себя»…

«Когда принимаешь Животворящие Тайны, вообрази твердо в видах хлеба и вина Самого Христа; сделай на них мысленное надписание: «Иисус Христос», и с этим мысленным надписанием (а чувственное есть) препроводи умственно до глубины сердца, и там мысленно положи Животворящего Гостя. Если так, с такою верою примешь Святые Тайны, то увидишь, что произведут в тебе они: мир душевных сил глубочайший, легко тебе всему будет необыкновенно».

Очевидцы и сослужившие отцу Иоанну, говорили, что совершение им Божественной Литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва - вот некоторые черты отца Иоанна при богослужении.

Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.

Чтение отцом Иоанна на клиросе - это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся.

А за Божественной Литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной Литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.

Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры.

Основная мысль всех письменных творений отца Иоанна была проста - необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.

В Псковской епархии несколько лет назад стал создаваться храм во имя Праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Карамышево Псковского района.

5 ноября память Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Апостол Иаков, брат Господень по плоти, был строгим девственником, назореем, отличался необыкновенным благочестием, его имя с еврейского означает «праведный».

Настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве священник Максим Горшков рассказывает о Святом Иакове:

«Апостол Иаков – чистый, светлый человек, его уважали язычники, его любили все христиане, и даже простые иудеи, не учители фарисейские, тоже любили Иакова.

Святой Иаков уверовал в Господа сразу, а когда Господь воскрес, уверовал в Него полностью. Увидев Господа по Воскресении, Иаков был так этим поражен, что все оставил и стал проповедовать Воскресение Христово. Он безбоязненно проповедовал Воскресение Христово, проповедовал его всей своей жизнью, и был настолько чист совестью, что Сам Господь избрал его первым Иерусалимским епископом.

Святой Иаков – Апостол от 70-ти, первый Епископ Иерусалимской Церкви, священномученик около 63 года. Старший сын праведного Иосифа Обручника от первой его жены Соломонии.

Иаков при Святой Богородице был спутником Иосифа и Пречистой Девы Марии во время бегства святого семейства в Египет, где они с Богомладенцем Иисусом укрывались от преследований иудейского царя Ирода.

По Воскресении Спасителя святой Иаков был удостоен особенного явления воскресшего Господа, и после Пятидесятницы Апостол Иаков был благословлен Господом первым Епископом Иерусалима. Апостол Павел в послании «К Галатам» называет святого Иакова, вместе с Апостолами Петром и Иоанном , столпами Церкви.

Апостол Иаков председательствовал на Соборе апостолов в Иерусалиме, бывшем около 51 года. В Новом Завете ему принадлежит Послание, написанное к христианам из иудеев незадолго до смерти. В этом Послании Апостол утешает и укрепляет, обращенных к вере иудеев, в страданиях, которые предстояли им, и предостерегает их от заблуждения, будто одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению.

На Послании Апостола покоится Таинство соборования: «Болен ли кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви. И пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во Имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (5.14).

Церковное предание говорит, что Апостол Иаков составил первый древнейший чин Божественной Литургии. Множество евреев было обращено им в веру христову, и недовольные этим фарисеи и иудейские старейшины, задумали убить святого Иакова, который за свою правильную и добродетельную жизнь был почитаем не только христианами, но и многими из иудеев. Святой Апостол часто молился в Иерусалимском храме, и фарисеи, пользуясь отсутствием в городе римского проконсула, в день Пасхи, когда в Иерусалим стекалось особенно много народа, просили святого Иакова с портика Храма засвидетельствовать, что христиане заблуждаются в своей вере.

Однако Апостол, вместо этого, открыто исповедовал Иисуса Христа, и разгневанные фарисеи столкнули праведника вниз. Но, и упав на землю, Апостол молился Господу, прося его не вменить им этого греха, тогда один из иудеев убил святого Иакова, ударив его белильным вальком по голове.

Память Апостола отмечается 23 октября (5 ноября) и 17 декабря (4 января), в Соборе 70 -ти Апостолов и в Неделю по Рождеству Христову.

Самая большая благодарность Богу от нашего простого сердца - отдать жизнь свою за Господа. После Господа святой Иаков был первым, принявшим смерть на Пасху. Так же произошло несколько лет назад с оптинскими монахами – новомученикиами, принявшими насильственную смерть на Светлый Праздник Пасхи Христовой. Вся жизнь Иакова была служением Литургии, непрекращающейся молитвой в Иерусалимском храме. Его земная жизнь шла параллельно этому сакральному служению: от Рождества Христова, когда он был рядом со своим отцом Иосифом Обручником у Вифлеемской пещеры (проскомидия) и принял смерть за Господа, отдав за него жизнь свою до последней капли крови.

Жизнь Апостола Иакова началась в «малой церкви» - благочестивой семье Иосифа Обручника и закончилась в первой Церкви Христовой на земле - Церкви Иерусалима. Апостол Иаков, брат Господень был хранителем чистоты Церкви и совершителем Литургии в Храме Иерусалима, как когда-то его отец Праведный Иосиф был хранителем чистоты и девства Приснодевы Марии и слугой Господу.

Жизнь Апостола Иакова - жизнь литургиста, она остается недостижимым идеалом для священнослужителя, приносящего на Литургии бескровную жертву, и готового кровно отдать свою жизнь в чистоте сердца за Господа. Главная мысль Литургии была усвоена всей сущностью святого Иакова - невероятные страдания Господь принял лично за меня и ради меня, за всех нас. Он и распялся за каждого из нас и за всех нас, за все наши грехи, Он любит нас всех и каждого. Фарисеи эту любовь Господа ненавидели и скинули святого Иакова с крыши именно в тот момент, когда он говорил о Боге, Который так возлюбил мир, что пожертвовал Сыном Своим Единородным ради вас. Жизнь Апостола Иакова есть Литургия, и он принес ее Господу.

Мы всегда недостойны, но, чтобы приблизиться к образцу служения Литургии хоть немного, нужно молиться первому Литургисту – Святому Иакову - и испрашивать у него помощи на служение Литургии».

Добавим, что иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова.

21 Неделя по Пятидесятнице.
Притча о богатом и Лазаре. Евангелие от Луки XVI. 19-31.

Сегодня мы слышим в Евангелии притчу о богатом и Лазаре, в которой Господь рассказывает о том, как один жил богато и весело, другой жил в крайней нищете, оба потом умерли.

И нищего Лазаря унесли Ангелы на лоно Авраамово, т.е. в рай, который в ветхозаветной традиции имел одно из наименований «лоно Авраамово» - дом Авраама, где обретались все истинные чада Авраама. Богатый же был отнесен в геенну огненную.

Практически, в этой притче содержится всё Христианское учение о любви к Богу и ближнему. Господь ясно показал, если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания, получат вечную блаженную жизнь в Царстве Небесном.

Но это один из видимых смыслов Притчи.

О Евангельском чтении в воскресение 5 ноября рассказывает настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве священник Максим Горшков: «В это воскресение в нашей Церкви читают Евангельскую причту о богатом и Лазаре, но еще и воспоминают святого Иакова, брата Господня по плоти. Поэтому мы попробуем рассуждать об некоторых смыслах Притчи, не лежащих на поверхности, соотнеся их с проблемой богатых в современной Церкви и проповедью Апостола Иакова.

Объяснение притчи мы можем найти уже в стихе 13 главы XVI Евангелия от Луки, где Господь обращается к сребролюбивым фарисеям: «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Слышали все это фарисеи, которые были сребролюбивы и они смеялись над Ним».

Господь им ответил «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши».

В своем Послании Апостол Иаков говорит: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни». (V. 1-3).

В Притче о богатом и Лазаре, богатый оказался в геенне огненной, потому что богатство было смыслом его жизни. Но, мы знаем, есть богатые люди Нового Завета – Иосиф из Аримафеи и Никодим из начальников иудейских, которые, немного послужив Господу, остались навсегда в памяти христианства. Почему? Потому что они принесли Господу не только свое богатство, но и свою веру, свое сердце.

Иосиф помнил смертный час и приготовил себе гроб, но по распятию Господа, как мужественный, уверовавший человек, не побоялся, пришел к Пилату и просил разрешения снять Тело с креста, Пилат разрешил. Снимал Тело Господа богатый человек Иосиф из Аримафеи и Никодим, прежде тайно ночью, беседовавший с Господом, принес состав из смирны и алоэ «литров около ста».

Эти богатые иудеи погребли Тело Господа, обвив его пеленами с благовониями в новом гробе, который отдал Иисусу Христу Иосиф Аримафейский. У Господа не было ничего, не было даже гроба.

Все дело в сердце человека, а не в его богатстве: у одних сердце безчувственное, окаменелое, мертвое. Такой, как сказано Господом в притче, «не поверит воскресению из мертвых», они называются живыми, но они - мертвые.

Иосиф и Никодим – пример другого богатства, у них другое сердце – сердце сострадательное и живое: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд». В этом все кроется: кто чувствует боль другого человека, кто живет жизнью духовной, жизнью внутреннего человека, тому богатство – не помеха. Эти же богатые люди стали праведниками, и вспоминаются Святой Церковью во вторую Неделю по Пасхе вместе с Женами-мироносицами. Апостол Петр сказал, что нет ничего лучшего на свете, чем благочестие, соединенное с довольством – и этот пример нам являют евангельские богачи Иосиф и Никодим.

Они у Бога ничего не просили, и просияли тем, что Богу отдали все. Никодим приходил на беседу к Иисусу и она осталась в центре «Милости мира».

Праведный Иоанн Кронштадтский сожалел, комментируя Божественную Литургию, что люди, стоящие в храме, не слышат, о чем молится священник в алтаре. Смысловой же основой «Милости мира» является ночная беседа Господа с Никодимом, когда Господь сказал ему: «Иже мир твой тако возлюбил еси, яко же Сына Твоего единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный».

Без Никодима и Иосифа не отслужить Литургию. Мы знаем, что первые Литургии совершались на мощах мучеников, ныне она совершается на антиминсе, без которого Литургия невозможна. На нем изображены Господь во Гробе в окружении Божией Матери, Жен-мироносиц, ученик Его Иоанн Богослов, два Ангела и Крест, на антиминсе изображены и те, кто погребал Иисуса Христа – Иосиф и Никодим.

Вот мы и совершаем Литургию также вместе с Иосифом и Никодимом. В практической жизни церкви мы тоже не можем обойтись без «иосифов и никодимов», чтобы совершать достойно Литургию с прекрасным вином и высококачественной мукой для Евхаристии, чтобы в храме было красиво и благолепно, чтобы не замерзла теплота, чтобы прихожане не мерзли зимой в холодном храме. Наши бабушки-прихожанки духовно богатые, но без жертвователей нам не купить даже нормального вина и муки. Не думаю, что Апостол Иаков служил Литургию в Иерусалимском храме на плохом вине и муке.

Иерусалимская Церковь была живым организмом, построенным Апостолом, и нам бы так надо жить, чтобы быть живым цельным организмом верующих людей, без разделения на бедных и богатых. Богатые в Церкви делают свою работу, бедные – свою, но, чтобы молиться Богу без ропота нам, грешным, нужны какие-то материальные условия, поэтому надо стремиться к благочестию, соединенному с довольством, и мы к нему идем.

Да и сам Апостол Иаков, являясь примером духовного внутреннего человека, был богач в церковном отношении, и в иерархии стоял на высших ступенях: из царского рода Давида, он хранил духовное благородство своей благочестивой семьи.

Апостол Иаков Епископ, облеченный духовной властью, организатор жизни Церкви от пономаря до Апостола. Силой Духа Святаго он построил единый организм Иерусалимской церкви, где были бедные и богатые, но все они считались причастниками Тела и Крови Христа.

Отношение к человеку в Церкви должно быть не как к богатому, или бедному, а как к причастнику, или не причастнику. Церковь Христова, это единый организм, она не делится на богатых и бедных, но делится на тех, кто причастен Телу и Крови Христа, а кто - не причастен. Литургия – центр христианской жизни, в Церкви самое главное - Тот, Кто в Чаше, Сам Христос – источник жизни. Мы предъявляем много требований к богатым, но сами стоим на Литургии и не благодарим, а говорим Господу: «Подай, Господи!», вместо того, чтобы говорить: «Благодарю, Господи, за Твои страдания за меня. Слава Богу, за все!» Нам удобнее просить: «Подай, Господи!»

Бог жертвует ради нас, и мы будем жертвовать ради Него, кто чего может, а любовь Самого Господа ко всем и бедным и богатым от века. Аминь!»

«При выезде из города , как и въезде, по дороге Псков-Великие Луки православный имел возможность перекрестить лоб : среди кладбища стояла церковь во имя Рождества Христова с двумя приделами – Великомученика Георгия и Рождества Предтечи Иоанна . Перенесена из города и построена купцами Георгием Чистовским и Иваном Кукиным –Поросёнковым 1792 г., перестроена купцом Филимоновым Петром Владимировичем , с полной заменой церковной утвари .

На колокольне 4 именных колокола . Церковь безприходская , богослужения проводились во все воскресенья , праздничные дни , среди каждой недели и другие дни по случаю погребения и служения заупокойной литургии по желанию прихожан»

( из коллекции Новоржевского музея).

Во время войны 1941-1945 г.г. Церковь сгорела и в 1999 г.- восстановлена .

В храме находятся иконы с частицами мощей :

св. вмч. Пантелеимона , св. мч. Татианы , пр. Симеона Псково-Печерского : а также частицы мощей : вмч. Варвары , пр.мч. Евгении , пр.благоверных князей Петра и Февронии (Муромских чудотворцев), пр.Александры Ривеевской , блаженной Матроны Московской , пр. старцев Оптинских : Нектария , Моисея и Антония ; пр.мчч. вел. Княгини Елисаветы и инокини Варвары , пр.Стефана Махрищского .

Через дорогу от храма есть колодец , в народе его называют «святой», а на Богоявление здесь освящается вода.

По благословению нашего Владыки :
Храм открыт ежедневно : с 9-00-12-00
Богослужения совершаются по средам , субботам и воскресеньям и праздничным дням .
В храме за неделю вычитывается Псалтирь в среду 11-00 – молебен вмч. Пантелеимону
В воскресенье 10-30 - Благодарственный молебен Богу

Новоржевские святые :

13/26 февраля – памятьсщмчч. Василия и Гавриила пресвитеров , расстрелянных 1919 г. в Новоржевской тюрьме

22 авг. 14 сент. – память сщмч. Александра (Ратьковского уроженца Новоржевского уезда )

1 апреля – память пр. Симеона Псково-Печерского уроженца д. Яковлевское Новоржевского р-на - эти святые памянаются каждое воскресенье на молебне.

Настоятель храма Иерей Максим Горшков




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11