РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Храм прп.Варлаама Хутынского
03-07-2013


Сегодня в псковском храме св. Варлаама Хутынского, что на Запсковье, престольный праздник - день преставления Преподобного Варлаама Хутынского (1192).

  Преподобный Варлаам Хутынский, один из первых русских святых, прославленных на Русской земле, жил в XII веке. Святой получил свое прозвание по местечку «хутынь» (худынь), где  в десяти километрах от Новгорода им был основан монастырь. В миру звался св. Варлаам Хутынский  Олекса Михалевич, был сыном богатых новгородцев,  и пошел в худынь, чтобы оградиться от людей и принять подвиг молитвы. Так это худое место превратилось в святое. Сейчас монастырь  - резиденция Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва. Монастырь благодатен, восстановлен Спасо-Преображенский собор, который строил еще Преподобный, и где под спудом покоятся мощи Святого.

Сохраняется колодец, выкопанный Преподобным, сохранилась и горка, насыпанная св. Варлаамом Хутынским, а на ней часовенка. Монастырский Устав Преподобного предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников, питать к ним христианскую любовь. Ворота Хутынской обители всегда были открыты для страждущих, и обычно в день памяти Преподобного, а у святого два праздника - в июне и ноябре, раздается милостыня и устраивается трапеза для нуждающихся.

Преподобный прославился своими чудотворениями, и благодать Святаго Духа изливалась от него еще при жизни. Он имел дары пророчества, целительства, прозорливости, утешения - все у него было в избытке. Каждый получал наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям преподобный Варлаам  говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий. Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство Небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Преставился Преподобный Варлаам Хутынский 6 ноября в 1192 году и перед кончиной своим ученикам наказывал: «Живите так, как будто готовитесь умирать каждый день».

Святой является молитвенником за Русское государство, и, как  полагает настоятель храма и Ректор Духовного училища протоиерей Виталий Герусов, мистически имеет большое значение  в жизни России и Русской Церкви, хотя особенно преподобный Варлаам Хутынский  почитаем на Северо  - Западе России, но в годы испытаний для нашего Отечества он всегда являлся сильным мира сего  вместе с Преподобным  Сергием Радонежским, Божией Матерью в сонме святых угодников Божиих,  когда Москве угрожали крымские татары и поляки.

Храм в честь Преподобного Варлаама Хутынского был построен псковичами на Запсковье, на Званнице (ныне улица Л. Поземского)  деревянным: в один день, по обету, по случаю моровой язвы, и мор прекратился, а потом  храм отстроили в  камне в 1495 году. Храм строился на канонической территории новгородского епископа во имя новгородского святого, который у псковичей пользовался большим уважением. В 1860 году к храму был пристроен придел святителя Николая. В Варлаамовском храме выполнен ремонт в алтарях обоих храмов, отремонтирован фасад, повесили набор именных тутаевских колоколов, отлитых  в честь семьи царственных мучеников - страстотерпцев. Храм Преподобного Варлаама в Пскове, один из немногих, который долго не закрывался властями, и был  закрыт перед войной.  В нем открыли кинотеатр, а потом немцы ремонтировали свои мотоциклы, ввозили их через апсиду. После войны храм открылся в числе немногих псковских храмов.

 

8 июня память преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий в честь праздника преподобному 8 июня будет совершать Божественную Литургию и праздничный молебен в храме св. Варлаама Хутынского в Пскове.

Житие преподобного Варлаама Хутынского содержит мало сведений о жизни святого, но фиксирует множество чудес. После того, как в 1460 году у гроба преподобного был воскрешен из мертвых постельничий Великого князя Василия II, почитание Варлаама Хутынского вышло за пределы Новгородской земли. К Варлааму Хутынскому обращались с усиленной молитвой при природных катаклизмах, так как считали, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями.

Святой предсказывал выпадение снега на праздник апостолов Петра и Павла, потому «летний Варлаам» и празднуется в связи с этим событием - предсказанием в первую пятницу летнего Петрова поста. В Пскове, когда в городе свирепствовала моровая язва, народ вымирал, псковичи по обету в один день построили деревянную церковь в 1466 году преподобного Варлаама Хутынского, обратились к нему за помощью с горячей молитвой, и мор прекратился.

На одном из празднований памяти преподобного Варлаама Хутынского Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий сказал: «Преподобный Варлаам Хутынский - великий молитвенник за Русскую землю, он спасал свою душу и народ свой от погибели. Он был подвижником благочестия, терпения, особой молитвы и поста. Не все идут к Богу узкими вратами, чтобы получить жизнь вечную, для этого Господь избирает особых людей для особых подвигов. И таких святых молитвенников мы знаем очень много на нашей Русской земле. Святой Варлаам Хутынский приносил себя в жертву ради любви к Богу, ради того, чтобы утверждать веру в православном народе. Через него открывалась воля Божия по отношению к людям и даже к нашей стране.

Когда наш народ был повержен под иго иноземное, и когда неприятель вошел в Москву, а народ плакал и взывал к Богу о помощи, и уже не было надежды на спасении Москвы и нашей Руси от польского нашествия, тут и явились Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский у врат Кремлевских. Это стало знамением того, что Россия будет спасена. Это был знак того, что наши Преподобные стояли у Престола Божия и сообщали людям волю Божию. И мы в молитве просим Преподобного Варлаама Хутынского не оставить и нас в нашей земной жизни, чтобы он помог нам победить наши человеческие страсти и укрепиться в вере и доброй жизни, помог приблизиться к Богу».

Храм в честь преподобного Варлаама Хутынского был построен псковичами на Запсковье, на Званнице (ныне улица Л. Поземского) деревянным: в один день, по обету, по случаю моровой язвы. Храм отстроили в камне в 1495 году. Варлаамовский храм благополучно пережил военные годы, и ныне является одним из великолепных храмов Пскова, в котором сохраняются старые иконы, а в иконостасе есть икона XVII века преподобного Варлаама Хутынского.

 

О Евангельском чтении на 23 Неделю по Пятидесятнице.
Протоиерей Виталий Герусов: «Причащайте детей, приводите в храм Божий младенцев»

Протоиерей Виталий Герусов, настоятель храма Преподобного Варлаама Хутынского в Пскове: «Святитель Феофилакт Болгарский, живя в поздние средние века, переработал наследие Святых отцов, которые были до него, особенно обращая внимание на Святителя Иоанна Златоустого, и оставил нам очень доходчивое толкование Библии, что облегчает многим понимание евангельских истин. Если говорить о нашем понимании, то мы Евангелие по настоящему узнаем, когда будет Страшный суд, а пока мы только пытаемся правильно понять смысл, происходящих в Евангелии событий, с помощью Святых отцов нашей Церкви.

Воскресное Евангелие на 23 Неделю по Пятидесятнице, которое читается в нашей Церкви 19 ноября, рассказывает нам, как пришел человек ко Господу именем Иаир, бывший начальником синагоги. Мы читаем Евангелие и не представляем, в какой социальной, бытовой среде это происходило, что значит быть начальником синагоги, который «пад при ногу Иисусову, моляше Его внити в дом свой». Он пришел к Иисусу, будучи иудеем, потому что у него была дочь лет двенадцати, одна дочь и та была при смерти. Он пришел к Иисусу Христу не от хорошей жизни, он пришел от безысходности.

И сразу следом Евангелист Лука описывает второе чудесное событие: «женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть изцелена. Подойдя сзади, коснулась края риз Его, и тот час истечение крови у нее приостановилось, и сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? …Прикоснулся ко Мне некто, ибо я чувствовал силу, изшедшую из Мене. Женщина видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падше пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас изцелилась. Он сказал ей: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Иди с миром».

В то время, как Господь исцелил кровоточивую женщину, Иаиру сообщили, что дочь его умерла: «не утруждай Учителя». Но Господь сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и спасена будет». В дом Иаира Иисус Христос вошел только со своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом, и с отцом и матерью отроковицы. Все плакали и рыдали, но Он сказал: «не плачьте, она не умерла, но спит», и «все над Ним смеялись, зная, что она умерла, Он же, выгнав всех вон, и взяв ее за руку, возгласил: девице, встань! и возвратился дух ея, она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И подивились родители ея, Он же повелел никому не сказывать о происшедшем» (Лк, VIII, 41-56).

Во время пришествия Господа на землю, народ дошел до крайности в нуждах своих, как в телесных, так и в духовных. И не сила закона, ни сила человеческого разума, сила цивилизации уже не могли спасти людей от этого гибельного состояния. Мы видим, что и люди высокого социального уровня, такие, как начальник синагоги были безсильны перед роком жизненных ситуаций, и люди бедные, и люди верующие и не верующие- все были на грани. Господь же, проповедуя по всей земле Израильской, постоянно был с этими людьми все эти три года. Не было мгновения, когда бы Господь не находился в окружении людей, стремящихся к Нему получить от Него благо, потому что Бог есть благ, и от Него постоянно исходит благо. Это чувствовали люди на интуитивном уровне, даже такие, как начальник синагоги, который пришел к Господу за помощью, хотя для книжника – иудея это было нарушением закона. Он пришел, может быть, и, не осознавая почему, но, чувствуя, что здесь ему помогут.

Почему 12 лет кровоточила жена, почему дочери Иаира 12 лет? Потому что такая двенадцатилетняя продолжительность болезни показывает всю безпомощность врачебных сил, безпомощность молитвы иудея. Почему Господь обратил внимание, когда кровоточивая женщина коснулась риз Его? Господь не отверг женщину в нечистоте, потому что Он зовет к себе не праведников, но грешников, и «не здравые, но больные нуждаются во враче», говорит Он. Господь показывает здесь, что Он является законодателем и упразднителем закона, и Он - Врачеватель.

Чудо воскресения – это величайшее чудо не единственное в Евангелии. Эти великие чудеса Господь являет жестокосердным иудеям для их ожесточенных сердец, а, чувствуя силу изшедшую при касании больной женщины, Он показывает всем тайное, ставшее явным. Мы все хотим подойти к Господу «сзади», без покаяния и очищения сердца, «без очереди».

И в этих двух случаях чудес, мы видим, что Господь, требует от приходящих к Нему, только веры. Только веры. Он не требует здесь покаяния, добрых дел... А что можно требовать от женщины, которая за двенадцать расточила все свое имение врачам, она нищая, и Господь проявляет свое милосердие, проявляет любовь к этой женщине, которая уже умирает, но для нее эти движения к Господу сквозь плотную, огромную толпу, чтобы просто прикоснуться к краю Его риз – подвиг веры.

Более того, женщина кровоточивая, оказавшаяся в народе побивалась камнями, она не имела права выходить к людям. Но ее вера, что Господь спасет ее, была живой, и приравнивается к подвигу. То же и к начальнику синагоги: он состоятельный еврей, но Господь от него ничего не требует. Также и мы должны, подобно Господу, помогать ближнему, не требуя от него ничего. «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя!»

Вера спасает, как мы видим из этого евангельского чтения, спасает даже в самые отчаянные моменты жизни, когда нам говорят, что все рухнуло – «не утруждай Учителя, дочь твоя уже умерла» - мы должны все равно уповать на милость Божию и верить, что Господь приведет нас ко спасению.

Сейчас часто болеют наши дети, больницы переполнены – все болеют, но, если спросить, кто из больных детей причащается, какой процент? Боюсь, очень маленький, если вообще будет. А ведь Господь ждет детей: придите за пятнадцать минут до причастия и причастите ребенка, это совсем нетрудно, денег для этого не надо. Не приходят. Можно причастить и в больнице, и на дому, было бы желание родителей. «По вере вашей дано вам будет». Где наша вера? Вера - это дар, и дается он, когда Господь видит, что человек примет этот дар, но все равно Он стучит в сердце абсолютно всем…Господь настолько всемогущ, что мы знаем много примеров, когда дети исцелялись после причастия. Причащайте детей, приводите в храм Божий младенцев, но обязательно с крестиками, а девочек в платьицах. У меня семеро детей и я постоянно их причащаю, постоянное причастие детей – самое лучшее средство от болезней и недугов.

В евангельском событии воскрешения дочери Иаира, Господь сразу дал ей есть, чтобы все убедились в том, что это не обман, не иллюзия, как некоторые шаманы исцеляют мертвых, поднимают их, но это бес каким-то образом поднимает человека, но не воскрешает. Здесь же показано, что Он не только ее воскресил, но и полностью исцелил. Когда организм болен - есть не хочется.

Но почему Господь предостерегает о том, чтобы никому никто не говорил о происшедшем чуде? Господь Сердцеведец видел, что на тот момент рассказывать о чуде не спасительно и не полезно. Как считают Святые отцы, «предосторожность необходима еще и для того, чтобы преждевременным разглашением необычайных чудес не возбудить и не раздражить мечтательных представителей народа о царственной силе.

Злоба фарисеев и книжников против Иисуса Христа в это время значительно усилилась, а слух о величайшем чуде воскресения еще больше раздражил бы их. Они решились уже не признавать Иисуса Христа Чудотворцем и распускали слухи о том, что необыкновенные дела он совершает силой князя бесовского. Излишняя известность чудесных событий могла помешать его дальнейшему служению, поэтому Господь иногда остерегал исцелившихся и воскресших рассказывать народу о том, что с ним произошло».

19 ноября православные вспоминают заступника земли Русской преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.

19 ноября в псковском храме св. Варлаама Хутынского, что на Запсковье престольный праздник – день преставления Преподобного Варлаама Хутынского. Праздничный молебен святому будет служить Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий.

Преподобный Варлаам Хутынский, один из первых русских святых, прославленных на Русской земле, жил в XII веке. Святой получил свое прозвание по местечку «хутынь» (худынь), где в десяти километрах от Новгорода им был основан монастырь. В миру звался св. Варлаам Хутынский Олекса Михалевич, был сыном богатых новгородцев, и пошел в худынь, чтобы оградиться от людей и принять подвиг молитвы.

Так это худое место превратилось в святое. Сейчас монастырь - резиденция Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва. Монастырь благодатен, восстановлен Спасо-Преображенский собор, который строил еще Преподобный, и где под спудом покоятся мощи Святого. Сохраняется колодец, выкопанный Преподобным, и его очень не любят бесноватые, сохранилась и горка, насыпанная св. Варлаамом Хутынским, а на ней часовенка.

Монастырский Устав Преподобного предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников, питать к ним христианскую любовь. Ворота Хутынской обители всегда были открыты для страждущих, и обычно в день памяти Преподобного, а у святого два праздника – в июне и ноябре, раздается милостыня и устраивается трапеза для нуждающихся.

Преподобный прославился своими чудотворениями, и благодать Святаго Духа изливалась от него еще при жизни Святого.

Он имел дары пророчества, целительства, прозорливости, утешения - все у него было в избытке. Каждый получал наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий. Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство Небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Преставился Преподобный Варлаам Хутынский 6 ноября в 1192 году и перед кончиной своим ученикам наказывал: «Живите так, как будто готовитесь умирать каждый день».

Святой является молитвенником за Русское государство, и, как полагает настоятель храма и Ректор Духовного училища протоиерей Виталий Герусов, мистически имеет большое значение в жизни России и Русской Церкви. Особенно Святой почитаем на Северо - Западе России, но в годы испытаний для нашего Отечества он всегда являлся сильным мира сего вместе с Преподобным Сергием Радонежским, Божией Матерью в сонме Святых угодников Божиих, когда Москве угрожали крымские татары, и поляки.

Храм в честь Преподобного Варлаама Хутынского был построен псковичами на Запсковье, на Званнице (ныне улица Л. Поземского) деревянным: в один день, по обету, по случаю моровой язвы. Мор прекратился, а потом храм отстроили в камне в 1495 году. В 1860 году к храму был пристроен придел святителя Николая. В Варлаамовском храме недавно был выполнен ремонт в алтарях обоих храмов, отремонтирован фасад, в этом году полностью заменили кровлю храма и повесили набор именных тутаевских колоколов, отлитых в честь семьи царственных мучеников – страстотерпцев.

Храм Преподобного Варлаама в Пскове, один из немногих, который долго не закрывался властями, и был закрыт перед войной. В нем открыли кинотеатр, а потом немцы ремонтировали свои мотоциклы, ввозили их через апсиду. После войны храм открылся в числе немногих псковских храмов.

Отец настоятель Виталий Герусов напомнил, мало кому известную дату: в этом году исполняется 90 лет, как в декабре 1916 года русская императрица Александра Феоодоровна совершила со своими четырьмя дочерьми паломничество в Великий Новгород, которое стало последним в их земной жизни. Отец Виталий сказал: «Если знать, что новгородский Преподобный Варлаам Хутынский являл свою милость всем правителям русской земли на протяжении всех веков, то и это паломничество проходило под его благословением тоже.

Служил тогда молебен в Софийском Соборе епископ Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, его резиденция была в Хутынском монастыре. В Великую Отечественную войну немцы взяли Новгород и остановились, дальше не пошли, что свидетельствует о молитвенной помощи Преподобного Варлаама.

Во всех событиях есть духовный смысл, храм в Пскове новгородского святого был построен и по обету, и потому что Псковская земля была канонической территорией новгородского епископа». Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий на престольных праздниках св. Варлаама Хутынского всегда напоминает, что «Преподобный Варлаам Хутынский - великий молитвенник за всех нас, он спасал свою душу и народ свой от погибели. И, прежде всего, он был подвижником нашей Русской земли, подвижником благочестии, терпения, особой молитвы и поста. Не все идут к Богу узкими вратами, чтобы получить жизнь вечную, но Господь избирает особых людей для особых подвигов».

9 октября (26 сентября) день преставления Апостола и Евангелиста Иоанна.

Настоятель храма преподобного Варлаама Хутынского в Пскове протоиерей Виталий Герусов о святом Апостоле и Евангелисте Иоанне:

«Мы знаем, что Апостол Иоанн – Апостол Любви, и всегда об этом говорим, но надо напомнить, что Господь называет его Сын Громов - Воанергес, что указывает на некоторую особенную черту ученика Господа. Будучи чистым, добрым, незлобливым и доверчивым, Иоанн был ревностен по славе Божией. Он был безкомпромисен с язычеством, со злом, не мог терпеть беззаконие и нераскаянность жрецов.

У него были силы, когда он стоял при Кресте, и он, единственный из учеников Иисуса Христа, видел распятие Его и смерть Спасителя. Его любовь была столь высока, что о нем в Евангелии говорится: «... его любляше Иисус». Он возлежал рядом с Господом, и по знаку Апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил о тайне предательства и получил ответ от Господа.

Святой Иоанн Богослов был при Кресте усыновлен Господом Пречистой Божией Матери. Как любящий сын он заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери Апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия.

Апостол Иоанна Богослов – самый верный, самый ревностный Апостол, близкий Спасителю по своему служению и жизни. Его любовь преодолевала все козни бесов и озлобленность человечества. Святого Евангелиста Иоанна Богослова неоднократно пытались умертвить, но любовь Божия, живущая в его сердце, все превозмогала. Все Апостолы мученически закончили свой жизненный путь, и только Апостол Иоанн Богослов, прожив век, был взят по преданию, живым на небо».

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания Апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя».

Святой Апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия Апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление.

Они закрыли лицо Святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого Апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, некий розовый прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память Святого Апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий 8 октября совершит Всенощное бдение в псковском храме Святого Евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе, а 9 октября Божественную Литургию и праздничный молебен с Крестным ходом в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре в 25 километрах от Пскова.

Освящение колоколов на храме Варлаама Хутынского

25 августа в 11.00 Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский совершит чин освящения новых колоколов на храме прп.Варлаама Хутынского в г.Пскове.

25 августа Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил колокола Варлаамовской церкви, отлитые в честь Царственных страстотерпцев.

Сегодня, 25 августа, наш Владыка Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский совершил чин освящения семи колоколов для колокольни церкви Преподобного Варлаама Хутынского в Пскове. Владыке сослужило псковское духовенство: настоятель Свято-Троицкого Собора протоиерей Иоанн Муханов, настоятель Варлаамовского храма протоиерей Виталий Герусов и настоятель Михаилоархангельского храма протоиерей Георгий Быков. В своем проникновенном слове на освящение колоколов Владыка Евсевий сказал: " Господь испытывает крепость нашей веры, и то, что произошло в 1918 году знает только один Господь, а нам больно это вспоминать". Архиепископ Евсевий напомнил, что колокольный звон издревле звал на молитву, и теперь "в этом колокольном звоне православные будут слышать голоса наших Царственных страстотерпцев, призывающих нас к покаянию, и звонить о торжестве веры Православной".

Настоятель Варлаамовского храма протоиерей Виталий Герусов о новых колоколах сообщил: "Все было по наитию, промыслительно и с благословения нашего Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия. Мы начали собирать средства на литье колоколов в феврале, и вот 25 августа на сороковой день гибели Царской семьи мы их освящаем. Среди жертвователей: благодетели, прихожане, в основном, многодетные семьи. Внес свою лепту в литье колоколов для храма и наш правящий Архиерей. Колокола отлиты в честь Царственных страстотерпцев, как знак нашего покаяния и нашей любви к царственным мученикам.

Каждый колокол соименен Царственным мученикам: Царю Николаю, Царице Александре, Царевичу Алексию, Великим княжнам Марии (и преставленному младенцу Марии – от жертвователей на колокол), Ольге, Татиане, Анастасии. На большом колоколе отлита икона Царской семьи, есть в наборе и восьмой колокол для гармонизации".

Отливали колокола по старинной технологии в городе Тутаеве Ярославской области (бывший Романов Борисоглебск) на Шуваловском заводе, где уже пятнадцать лет восстановлено литье колоколов. Колокола имеют общий вес 900 килограммов.

В храме св. Варлаама Хутынского совершали память «наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

19 ноября в псковском храме св. Варлаама Хутынского, что на Запсковье, отмечали престольный праздник: день преставления (6 ноября ст. стиль) Преподобного Варлаама Хутынского.
В храме был совершен водосвятный молебен, а по окончании Божественной Литургии Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с собором псковского духовенства совершил молебен Преподобному.

Один из первых русских святых, прославленных на Русской земле, Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке.
Святой получил свое прозвание по местечку «хутынь» (худое место), где в десяти километрах от Новгорода им был основан монастырь.
Монастырский Устав Преподобного предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников, питать к ним христианскую любовь. Ворота Хутынской обители всегда были открыты для страждущих.

Преподобный прославился своими чудотворениями, и благодать Святаго Духа изливалась от него на всех нуждающихся еще при жизни Святого. Он имел дары пророчества, целительства, прозорливости, утешения - все у него было в избытке. И по кончине мощи Преподобного Варлаама Хутынского исцеляли, и на них было явлено множество чудес. К Святому обращались с усиленной молитвой при природных катаклизмах, так как считали, что Преподобный имеет особую власть над природными явлениями.

Преставился Преподобный Варлаам Хутынский в 1192 году и перед кончиной своим ученикам наказывал: «Живите так, как будто готовитесь умирать каждый день».
Мощи Святого пребывают в Варлаамо - Хутынском монастыре. Святой является молитвенником за Русское государство, и, как полагает настоятель храма и Ректор Духовного училища священник Виталий Герусов, мистически имеет большое значение в жизни России и Русской Церкви, хотя особенно Святой известен на Северо - Западе России».

В своем слове после праздничного молебна Владыка Евсевий сказал:
«Преподобный Варлаам Хутынский - великий молитвенник за всех нас, он спасал свою душу и народ свой от погибели. И, прежде всего, он был подвижником нашей Русской земли, подвижником благочестии, терпения, особой молитвы и поста.
Не все идут к Богу узкими вратами, чтобы получить жизнь вечную, но Господь избирает особых людей для особых подвигов. И таких святых молитвенников мы знаем очень много на нашей Русской земле. Святой Варлаам Хутынский приносил себя в жертву ради любви к Богу, ради того, чтобы утверждать веру в православном народе. Через него открывалась воля Божия по отношению к людям и даже к нашей стране. Когда наш народ был повержен под иго иноземное, и когда неприятель вошел в Москву, а народ плакал и взывал к Богу о помощи, и уже не было надежды на спасении Москвы и нашей Руси от польского нашествия, тут и явились Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский у врат Кремлевских.

Это стало знамением того, что Россия будет спасена. Это был знак того, что наши Преподобные стояли у Престола Божия и сообщали людям волю Божию. И мы в молитве просим Преподобного Варлаама Хутынского не оставить и нас в нашей земной жизни, чтобы он помог нам победить наши человеческие страсти и укрепиться в вере и доброй жизни, помог приблизиться к Богу»

Храм в честь Преподобного Варлаама Хутынского был построен псковичами на Запсковье, на Званнице (ныне улица Л. Поземского) деревянным: в один день, по обету, по случаю моровой язвы. И мор прекратился, а потом храм отстроили в камне в 1495 году. Варлаамовский храм благополучно пережил военные годы, и ныне является одним из великолепных храмов Пскова, в котором сохраняются старые иконы, а в иконостасе есть икона XVII века – Преподобный Варлаам Хутынский.

Переход в раздел 5 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти прп. Варлаама Хутынского
Подробнее..
Переход в раздел Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец
Подробнее..
Переход в раздел В псковском храме св. Варлаама Хутынского, престольный праздник .
Подробнее..
Переход в раздел Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец
Подробнее..



 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11