РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Храм Нерукотворного Образа
16-09-2008


 Сегодня Русская Православная Церковь отмечает событие 944 года Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа.

В Псковской епархии  есть единственный храм во имя Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа в Пскове, на улице Труда. Сам праздник, который празднуется нашей Церковью, совпадает с чином Погребения Плащаницы. Чин Погребения пройдет  сегодня вечером в Псково-Печерском монастыре, и совершится по Иерусалимскому уставу Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием  в шесть часов.

В этот день в Михайловском храме пройдет вечернее богослужение с трогательным чином Погребения Плащаницы: по дороге, устланной  из живых цветов, священнослужители с Плащаницей пройдут от Михайловского к Успенскому собору монастыря с молитвенными песнопениями. По этой же  дороге пронесут чудотворную икону Божией Матери Успение.

В этот день в псковском храме в честь Нерукотворенного Образа Спаса нашего Иисуса Христа празднуется престольный праздник. Этот праздник, в равной степени церковный и народный, связан с библейской легендой о чудесном исцелении едесского царя Авгаря, больного проказой. Прокаженного исцелил Нерукотворный Образ, который отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Отсюда и название праздника - Спас Нерукотворный.

История события  такова: сирийский царь Авгарь уверовал в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце).

Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода, обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия - Константинополь, и выкупил его у эмира, правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе  в XIII веке, но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Празднество в честь перенесения Нерукотворенного Образа совершается  в попразднство Успения,  его называют «третьим Спасом», «ореховым Спасом» - поспевают к этому времени орехи, называют еще  «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось в иконописании - икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных в нашей святой Церкви.

Что такое Страшный Суд.

В нашей Церкви начинается третья, последняя приготовительная неделя перед Великим постом. Первая имела название о мытаре и фарисее, вторая – о блудном сыне, третья Неделя называется о Страшном Суде.

Три приготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь установила, чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в котором, прежде всего, необходимо проникнуться духом покаяния. Церковь уже не венчает в эту неделю, свадьбы не играются.

Православному народу надо сужать круг развлечений и задумываться: кто мы? откуда мы? зачем мы живем и по совести ли? что наполняет нашу душу? Вопросов много, и увидеть свое духовное состояние можно в тишине, наедине с самим собой.

В воскресение, 11 февраля Православная Церковь вспоминает Страшный Суд Божий. Евангелист Матфей (XXY.31- 46) свидетельствует нам в Евангелии о пришествиях Господа – Первом и Втором.

Во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа начнется Страшный Суд над всем человечеством.

Проповедь настоятеля церкви Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса Христа иерея Евгения Ковалева о воскресном евангельском чтении Недели о Страшном Суде, сказанная в храме 11 февраля:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! возлюбленные о Господе! Братия и сестры. Поздравляю вас с праздником Воскресения. Сегодня Русская Православная Церковь чтит память святых новомучеников и исповедников Российских, и мы с вами молились в приделе храма Нерукотворного Образа, который освящен в честь мучеников и исповедников Российских - так что сегодня престольный праздник нашего храма. Сегодня еще и воскресный день, в который Церковь подготавливает нас к Великому посту и напоминает нам о Суде Божием.

Эта Неделя именуется Неделей о Страшном Суде. Евангельское чтение и Апостольское послание повествуют нам о грядущем, о будущем, которое сокрыто пока от нас, но Господь через слово Свое открывает нам это будущее, и сегодняшняя притча раскрывает нам правду Суда Божия. В этом евангельском рассказе повествуется о Царе, который имеет право, в силу своей царственности, совершать суд людям. Здесь говорится о самом важном, о том, как будет совершаться Суд Господень, как Господь будет судить нас.

В преддверии поста у каждого из нас возникает вопрос, особенно, в это время, о своих грехах. В чем же каяться? Что же страшного мы совершили, что так важно в нашей вере? Что важно для спасения нашей души и что мешает этому?

Мы говорим о посте, как лечебнице для души, и эти вопросы законны и правильны, они должны стоять пред нами в каждый день нашей жизни: в чем мы согрешаем? в чем мы отступаем от Бога? За что и как, и по каким нашим поступкам, мыслям нашим, делам нашим Господь нас будет судить. И как будет судить?

Искушаемые, расслабляемые миром сем, мы говорим себе: "ну что, жизнь наша полна забот, трудов, и то, и другое не ладится, не всегда хватает средств на жизнь, и на пропитание иногда не хватает, и с начальством нам не везет; в семье нет у нас любви и понимания, и вообще - жизнь тяжелая.

Так появляется у нас к самим себе некое самооправдание: я уже и здесь настолько настрадался, что сама земная участь, как приговор Страшного суда - здесь живешь как в аду. В чем еще можно каяться? Дай, Господи, мне и так-то дожить, как есть". Вопрос о грехах наших отходит на второй план: никого не убили, банки не грабим, никого не поджигаем, никому ничего злого, вроде, не желаем и не делаем, так в чем нам каяться?

В церковь ходим, все необходимое совершаем насколько возможно, читаем, знаем. Так в чем нам каяться? Вот другие – посмотрите! Полстраны в карман положили, и убивают, и грабят, вот им надо помнить о Страшном Суде. Им и надо каяться. А мы – жертвы.

Поэтому часто бывает такое, что подходим к Евангелию с крестом, лежащему на аналое, во время исповеди, и думаем: "Чего говорить? Каяться не в чем, нет грехов у меня".

И вот в это воскресение, когда читается Евангелие о Страшном Суде, нам Господь ясно дает ответ, за что будет судить нас, и в чем нам нужно каяться. Господь говорит, что каяться нам нужно в том, что мы забыли Бога. Как можно забыть Бога, если мы в храме, на Литургии, причащаемся…

Но Господь нас будет оценивать, и о чем он Сам говорит: по мере нашего милосердия. Господь милосерд, пришел в мир, пострадал до крестной смерти и даровал нам спасение.

Он все и всех стерпел, и нам указал этот путь, не разделяя на своих и чужих, на достойных и недостойных. Он нам говорит, что нужно быть милостивым и к больному, и к заключенному, и к тому, кто пропил все свои средства и нечего ему поесть, и к тем, кто забыл Бога и образ Божий в себе – ко всем нужно быть милосердным.

И зададим себе этот вопрос: мы – то такие? Всегда ли у нас в сердце любовь и открытость, желание сделать добро ближнему? Умом мы понимаем, что это надо делать, и никто не возражает против этого, а вот делать это очень и очень трудно. Трудно иметь мир в своей семье, трудно, проходя мимо нищего, который замерзает пьяный, не осудить его, и даже, когда нечего дать, как говорил Иоанн Златоуст, слезой помочь ему.

То есть посочувствовать, помолиться внутри себя, поскорбеть, что человек погибает. Но мы не только не замечаем порой, но осуждаем, и гневаемся на таких людей. Мы стараемся не думать, что есть погибающие люди, несчастные люди, что есть сироты, беспомощные старики – не думаем, живем собою, сосредоточены на себе и своем личном спасении.

Но Господь говорит, как судить будет нас, и об этом говорится в Евангелии: «сделали ли малым сим, то сделали Мне». И судить нас будут люди, которых нам Господь посылал, которые встречались на нашем пути, а мы не увидели их горе, их скорбь, не увидели в них образ Божий и заботу Божью о нашей душе. Не помогли, когда он посылал нам людей, чтобы нам возрастать в любви и творении милостыни. Разве в этом нам не нужно покаяться и разве об этом нам не нужно помнить? По-разному, но оставили без любви, не хватило у нас, Господи, этого дара. И вот в этом и нужно покаяться.

Он этого от нас хочет и ждет. Покаяния. И когда мы будем подходить к великому Таинству второго рождения, Таинству покаяния, Таинству исповеди, будем помнить о том Суде, перед которым мы все предстанем, Суде Божьем, Суде праведном, в котором мы ничего не сможем представить, кроме наших добрых дел, потому что Господу все остальное о нас известно и не так важно.

Господь мир преображает, мир изменяет, и мы с вами его соработники. Нашими руками этот мир и может только измениться, а силу, крепость и поддержку Господь даст, как дал он их новомученикам и исповедникам Российским, которые кровью пострадали. Убивающих благословляли, молились за распинателей своих – вот нам образец в это воскресение о Страшном Суде, образец подвига и пути. Их пример нам говорит, что возможно это человеку. Этот путь и подвиг привел их к лику святых, и мы уже просим у наших новомучеников молитв и предстательства у Бога на Небесах в вечности о нас с вами.

Чтобы даровал нам Господь силы в оставшиеся дни нашей жизни быть милостивыми, любить ближнего своего, поддерживать и укреплять всякого человека, кого оставила надежда. Господи! дай нам силы творить волю Твою в мире этом, проявляемую в любви ко всем, кто живет на земле. Да будем и мы молитвами святых новомучеников и исповедников Российских сопричтены к избранным Твоим, кому уготовано Царствие Небесное, станем и мы по правую сторону. Аминь!»

29 августа перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

О духовном значении этого праздника для православных рассказывает настоятель храма Нерукотворенного Образа Спасителя в Пскове священник Евгений Ковалев:

«В небольшом государстве, столицей которого был город Едесса, правительствововал царь Авгарь. Это было время проповеди Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, когда Господь был плотью на земле и как Сын Божий пришел в мир. Мы узнаем, что царь был серьезно болен, и, не видя Господа, через других людей узнал о Христе и уверовал в Него, как в Сына Божьего.

Как мы узнаем из повествования - он написал Христу письмо, в котором признает Его Сыном Божиим и говорит : «либо Ты – Бог, либо Ты - Сын Божий», просит прийти к нему и исцелить его.

Господь получает это письмо и пишет ему в ответ, что даст ученика Фому , который исцелит его. После чего Авгарь послал посольство ко Господу вместе с художником, что бы написать портрет Господа. Еще вдалеке, увидев Господа, художник пребывал в трепете, и думал, как же исполнить такой приказ своего господина. А Господь Сердцеведец призвал художника к Себе, умыл лице Свое, утер платом (убрусом), а на этом убрусе остался Образ Христа Нерукотворенный. Отсюда и берет свое начало наше знание о Нерукотворенном Образе. Первое упоминание о нем сохраняется в предании Церкви о царе Авгаре и художнике, который получил этот Образ от Самого Господа.

Само значение события заключается в том, что мы имеем первую икону Спасителя, Первообраз Божий. И в страшные века иконоборчества, которые начались с благих намерений - богословских споров за чистоту веры Православной, памятуя третью заповедь «не сотвори себе кумира» - икона отвергалась.

В YIII веке на Седьмом Вселенском Соборе иконоборческая ересь была побеждена. Мы поклоняемся иконописным образам, которые хранят Первообраз Спасителя.

Отцы Вселенских соборов, отвергая иконоборческую ересь, были правы, и если они в нашем согласии с их решениями не нуждаются, то мы окружены многими конфессиями и сектами, по – прежнему упрекающими нас в идолопоклонничестве и в том, что мы поклоняемся дереву, краскам и бумаге. Это не так. Мы поклоняемся через образ на иконе Первообразу Нерукотворенному. А икона Божья есть Нерукотворенный Образ, какой – бы иконографии он ни был: Спаситель на троне, на Убрусе, с Евангелием – это все Нерукотворенные образы. Мы должны не забывать, что Библия, Слово Божие говорит и о нас с вами, как об образе Божием, и мы с вами тоже не человеческих рук творение, мы не отца и матери дети, а все мы - дети Божьи. Бог нас сотворил. Жизнь человеческая, непрекращающаяся, и ее причина – Господь. Мы как нерукотворенный образ Божий, должны чтить в себе этот Нерукотворенный Образ Божий. В праздник «Перенесение Нерукотворенного Образа Божия из Едессы в Константинополь» нам нужно особо задуматься, как мы сохраняем в себе Образ Отца нашего Господа Иисуса Христа, как мы живем в этом мире? Сохраняется ли в нас хоть частичка Образа Божьего: ведь мы собою свидетельствуем этот Образ. Нам этот праздник дан в напоминание о чистоте нашей жизни, о той святости, которая должна быть целью нашей жизни на земле. Потому что мы, люди, были созданы Им по образу и подобию Бога».

Праздник установлен в честь события, спустя почти 10 веков. В 944 году, когда Едесса была захвачена арабами, 28 августа в праздник Успения Божией Матери священники служили молебен Нерукотворенному Образу, а 29 августа Убрус с Нерукотворенным Образом Господа был выкуплен и перенесен в Византию, в центр православной Империи -Константинополь, в храм св. Софии. Потом следы Убруса теряются, и мы не знаем, где он находится.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11