РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
11 апреля наша Церковь вспоминает своих Преподобных Марка и Иону Псково –Печерских.
19-03-2008


Первым пустынножителем Печерским почитается Преподобный Марк, первым же основателем монастыря был Преподобный Иона. В древней повести летописец после имени Преподобного Марка сразу ставит имя Преподобного Ионы:

«Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя».

Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря. Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители называли «Святой горой».

Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама». Не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли это за явление ангелов, за необъяснимое действие благодати Божией, освящавшей то место, к которому Пречистая Богородица оказала впоследствии свое особое благоволение.

Изборяне приобрели эту землю у псковитян. Земельный участок теперешнего монастыря по разделу достался «земцу» Ивану Дементьеву, который и поселился у речки, положив начало деревне Пачковке.

Он же и открыл «Богом зданную пещеру», когда в 1472 году рубил лес на Святой горе. Дерево, стоявшее на крутом обрыве горы, падая, увлекло за собою еще одно большое дерево и несколько малых. Земля обсыпалась, и открылось устье пещеры с надписью: «Богом зданная пещера». Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.

Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк. О нем свидетельствуется: «В начале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася».

Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего, ведомо Единому Богу, как ведомы Ему имена их. И только имя одного из них, именно Преподобного Марка, сохранило предание. Из летописи явствует, что Преподобный Марк является четвертым великим пустынножителем, подобно трем древним, и «тезоименит им верою и терпением».

Подробных сведений о жизни Преподобного Марка нет: «О сем бо известно не могохом обрести, каков бяше старец и коего рода человек, или како в сие место прииде и колико время лежит и како скончался». Мог он быть местным жителем, знающим тайны пещеры, а может быть, по Промыслу Божию, открыл ее, придя в это святое место из иных концов земли Русской. Высок был монашеский подвиг. Первые Псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей, иноков убивали и забирали в плен. Кому удавалось, бежали в Каменецкие пещеры. Так Преподобный Марк и спасавшиеся в лесах и пещерах в долине Каменца, положили начало Святой обители Печерской. И эта обитель находилась долгое время как бы сокрытой.

В преданиях о Преподобном Марке говорится, что здешние охотники порой видели его молящимся на склоне холма (над местом будущего Успенского храма) у трех камней, два из которых и поныне лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем монастырском саду, а третий, как предполагают, ушел в землю. Святой Марк, проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, побеждает плоть, умерщвляет ее во имя Богообщения, сознавая, что созерцание Бога есть собственная деятельность духа, жизнь небесная. Со смертию все прекратится, а созерцание Господа Сил будет на целую вечность источником блаженства. Душа его праведная вознеслась на небо, оставив тело свое бренное, высохшее от трудов и пустынной жизни и неустанной молитвы. Оно было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной, согласно преданию, им самим: колода служила угоднику Божию гробом и постелью.

Первый устроитель монастыря, Преподобный Иона, знал о нем и знал, где покоятся святые мощи Преподобного Марка: «Гроб же его и мощи... где лежаху...» После Преподобного Ионы кто-то другой из устроителей монастыря записал имя Марка в Синодик, в котором он значился: «первый Печерский инок Марк».

Третий из игуменов по имени Дорофей в 1523 г. «восхотеша гробницу большую соделати», т.к. обнаружил «гроб оного старца Марка весь истлевший и распадший, кости же его с составами и с ризами, и с куколем, и главою неистлевшия». Преподобномученик Корнилий в свое время усомнился в верности записи в Синодик. Никаких письменных свидетельств о подвигах преподобного Марка не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика «...мня себе, яко неправедно написано бысть». Внезапно Преподобный Корнилий был поражен болезнью — слепотой и «бысть в недоумении и скорби велицей». Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги). Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма «никим не водим». После этого преподобномученик Корнилий «повеле Марку в Синодике бытии».

На Святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Шестник» - переселенец. Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений, и в 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, отец Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьею под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. До принятия священнического сана отец Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел полное военное снаряжение. В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы. Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы.

Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились, и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года святые мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с отцом Исидором, в полном священническом облачении, посередине. Отец Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни», удалиться в новоявленную «Богом зданную пещеру», чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия. «Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу». Рано-рано, еще до восхода солнца поднимался отец Иоанн, совершал коленопреклоненную молитву, прося у Господа благословения на великий свой подвиг. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе», - повторял он. От суровой жизни и тяжелых трудов заболевает жена отца Иоанна Мария.

Она принимает монашеский постриг, «и наречено бысть имя ей Васса, в том образе и преставися». Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили Преподобную Вассу в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник Преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это - знамение Божие.

Гроб Преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Ионы, и стал подвизаться еще усерднее. Он продолжает искапывать в горе небольшую церковь. Наступило лето 1473 года... «Во время же благочестивого князя Ивана Васильевича иеромонах Иона закончил свой труд, ископа малую церковь в горе и постави келии на столбах, прямо церкви Печерныя». Озаренный радостью, он спешит во Псков к священникам Троицкой церкви (теперь Собор), друзьям, прося освятить храм, но они отказали: «Церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству».

И заплакал Иона, и пошел дальше во град Новгород: «Припаде к ногам Архиепископа Феофила», просил у него: «дабы повеле освятить храм в горе». Архиепископ дал свое благословение. И те же священники псковские в день Успения Божией Матери, 15-го августа 1473 года, освятили храм. День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково - Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. А летописец повествует: «И по сем, священноинок Иона, пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу и погребен бысть в той же пещере». Когда его переоблачали, то на теле его нашли кольчатый железный панцирь, «и тело под ним было, как изваяно».

Когда отец Иона был воином, то он носил этот панцирь, а когда стал иноком, он стал ему как вериги. Этот панцирь повесили над гробом отца Ионы. В одно из нападений врагов он был похищен. Гроб же преподобного Ионы был поставлен в , и мощи Преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами Преподобного старца Марка и Преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба Преподобной Вассы, но его опалило, исшедшее из гроба святой подвижницы, пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе Преподобной Вассы.

В 1642 году, по грамоте Псковского Епископа Геннадия, устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них, с пением псалмов, были положены мощи первых подвижников Печерских: преподобного Марка, преподобного Ионы и преподобной матери Вассы, и поставлены при входе в пещеру. В 1773 году мощи преподобного Марка были переоблачены вторично в другие одежды и в настоящее время они находятся в гробу-футляре во 2-ом отделении усыпальницы при входе с левой стороны.

Память преподобного Марка праздновалась ранее только 29 марта (11 апреля), но с 1987 года она отмечается в день общецерковного празднования Собора Псковских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице; в последнее время память преподобного Марка совершается также и в день Собора Псково-Печерских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

Молитвами святых угодников Божиих Марка и Ионы, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11