РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
7 октября память преподобного Никандра пустынножителя
12-11-2012


7 октября память преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца будет совершаться Архиерейским служением в Никандровой пустыни.

По благословению Его Преосвященства Владыки Евсевия около десяти лет длится возрождение разрушенной и поруганной обители близ Порхова – Никандровой пустыни. Когда – то Богослужения в честь памяти святого Никандра проводились прямо на улице, возле фундаментов разрушенного Благовещенского храма. Ныне построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а в этом году началось Богослужение также во вновь построенном деревянном храме в честь Царственных мучеников. В обители пять святых источников, известных православным с XYI столетия своими чудесами исцеления.

Как рассказывается в Житии преподобного, Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина – преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, духовного водителя Псковских пустынножителей. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий. Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. Преподобный обладал дарами прозорливости и целительства, к нему за помощью обращались многие страждущие, но много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества святому Никандру.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И доныне крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

 

Рассказ Лидии Васильевны Кононовой

Накануне дня памяти преподобного Никандра в паломническую службу «Вертоград» пришла женщина. Она была взволнована, и просила записать ее в поездку в Никандрову пустынь. Мы поинтересовались, в чем причина такого волнения? И вот что услышали:

 

Мы жили в Деревня Кузово, Любовецкого сельсовета. Это в семи километрах от Никандровой пустыни.

Я родилась в 1922 году, а старшая моя сестра 1919-го года рождения, тогда Никандров монастырь был еще в сохране.

Мама моя была мной беременна, перед родами она захотела причаститься сама и сестру причастить. Отец запряг лошадь и семь километров они ехали до монастыря. А когда служба пошла, народ засуетился: в чем дело, никто не понимает, мать моя растерялась, а сестра на окошке стояла, чтобы все в церкви видеть. И видит, что привезли помешанного. Его ввели человек двенадцать, чтобы воткнуть в церковь, а он как встал и руками о косяки, но ввели все - таки. И что там дальше было, но когда он причастился, приложился к иконе Преподобного Никандра, то сказал сразу: «Не трогайте меня». Вышел сам из церкви сел на телегу и попросил закурить. Вот, вроде оправился. Так мне мать рассказывала.

А на службе мы были в последние дни монастыря, видимо. Но Преподобный Никандр говорил, что даже, если камня на камне не оставят, дорога ко мне никогда не угаснет. И мы всегда ходили в Порхов за зерном, зайдем на Желтый ключ, помоемся, попьем водички и пойдем домой. Это самый большой ключ, туда бросали деньги и они были видны, наверное, поэтому и называли Желтым ключиком.

Недавно по телевизору видела, как мужчина с женщиной купались в колодце. Нельзя это, грех, нельзя так плавать. А мы, бывало, ложились в лоток, и вода лилась.

Болела у меня нога, не знаю, правая или левая, тридцать лет назад она у меня заболела. Даже ходить не могла. Поехала в Никандрову пустынь и брала с каждого ключика земли, грязи в мешочек. Вечером перед сном поставлю ногу в мешочек с землей, помолюсь, призову Преподобного и Господа Бога, и дай Бог час, не помню, какая нога болела.

Было время, источники заливали мазутом, но люди ходили тайно, вычерпывали. И часы были на колокольне, ходили за клюквой, мама рассказывала, и часы били: «Вот в Никандровой бьют». И поесть в монастырь заходили, кашу крутую там варили из гороха, с льняным маслом, кубиками, кислые щи монастырские ели.

При немцах был Крестный ход в Никандрову пустынь, и нас охраняли немцы от партизан. А где мощи Преподобного Никандра не знаю, и у нас ничего не было слышно.

В нашей семье после разрушения монастыря хранится Богослужебная книга «Служба Преподобному Никандру с акафистом», 1850 года. Сестра умела ее читать, а я не могу, там все по-церковнославянски. Хочу, чтобы эта книга вернулась в монастырь.

На следующий Лидия Васильевна передала книгу монастырю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11