РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Псковское Духовное училище
 
11 сентября Русская Православная Церковь почитает Усекновение Главы великого пророка Божия и Крестителя Господа Иоанна Предтечи.
13-09-2006


11 сентября учащиеся Духовного училища в Пскове стали участниками Божественной Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы Духовного училища, которую совершал проректор училища священник Андрей Вахрушев.

Обращаясь к ученикам со словом проповеди, отец Андрей напомнил слова Евангелия о призвании спекулатора, который "шед в темницу усекну его и принесе главу его на блюде, и даде девице, и девица даде ю матери своей" – так Евангелие говорит о великом и страшном событии.

«Жизнь праведного человека, дорогие братия и сестры, - сказал отец Проректор, - это проявление великой милости Божией к людям, потому что молитвами праведников спасается и держится мир.

И, однако, жизнь праведника – это приговор миру. Если бы не было перед лицом грешных людей образа праведных, тогда грешник мог бы сказать, что законы Неба слишком тяжелы, и их невозможно исполнить.

Природа наша и устроение наше, внешние обстоятельства и само тело, наконец, так слабы, что непосильные даны Законы человеку. Но когда рядом с нами ходит тот, кто исполняет все заповеди Божии, или, говоря словами Евангелия, "ходит в заповедях и оправданий Господних не порочно", которому удается, нося такую же слабую плоть, не только исполнять Закон, но и делать еще больше, чем призывает этот Закон - тогда закрываются всякие уста, и мы преклоняем голову, ибо не знаем, что сказать.

Действительно, жизнь праведника - это приговор во тьме лежащему миру. Посему, мир всегда противодействовал жизни праведных людей: их истязали, мучили, предавали на смерть, особенно тех, предназначение которых было говорить людям о их грехах и призывать к покаянию.

Из этих святых первым и самым высоким, рожденным из жен человеческих, прославляется ныне Святой пророк Предтеча Господень Иоанн. Он встает, великий воин, на водоразделе двух Заветов, Ветхого и Нового. Он соединил своей жизнью, своим призывом времена подзаконные и царство благодати, началом его проповеди было: "Покайтесь!", и концом его проповеди было: "Веруйте!" Такое ощущение, что в жизни он ничего более не видел, как грехи человеческие и агнца Божия, вземлющего эти грехи. Покайтеся и веруйте!

Как сложилась его жизнь? Как окончил он путь свой земной? Нынешнее событие нам показывает: мир сделал свое дело, Креститель сделал свое. Во времена самые зрелые в угоду жене – блуднице, в угоду безстыдной пляске положил свою главу на блюдо, где лежало мясо. Быть принесенным своей главою на пир безстыдный, казалось бы, что может быть плачевнее такой участи, и кого может постигнуть такая участь?

Постигнула она того, кто действительно проповедовал всю свою жизнь истину. Здесь невольно душа человеческая вопрошает: если праведники умирают так, если святые люди умирают так, то что значит наша ничтожная и никчемная жизнь, что значит наша смерть? И тогда необходимо напомнить всем, когда мы смотрим на вещи, мы иногда видим их искаженное изображение. Видимо, у Промысла Божьего, у Промысла Всеблагаго есть особые мотивы, чтобы именно так скончался и жил Великий праведник, а Ирод - великий злодей оканчивал свою жизнь спокойно и не знал никаких тягот до самой смерти.

В очах промысла есть особые люди, какие они? Может ли заглянуть человек в эту тайну и узнать? Может. И здесь столько света, сколько достаточно для самых близоруких очей. Оказывается, есть время воздаяния и есть время, когда Ирод, сотворивший столько злобы, в это нынешнее время готов был бы вернуться на эту землю и умереть тысячу раз, чтобы отменить свою ужасную клятву, ради которой был погублен праведник, а Иоанн Креститель по своей смерти мог ли захотеть вернуться на землю? Он стяжал столько венцов за свои подвиги земные и последний венец мученичества, который блистает ярче солнца. Итак, одному незачем идти на эту бренную землю, другой рад бы отдать все, чтобы вернуться и изменить прошедшую жизнь, но не может. Чего он достиг, этот Ирод, умертвив Крестителя?

И сам увидел над собой спекулатора, этот серп смерти, который усек его самого. И ныне посмотрим, кто из них прав и кто достиг желаемого? Если бы нас поставить перед выбором, на какую сторону встать: принять решение Ирода, или принять решение Иоанна? И мы видим, лучше терпеть и находить царский путь, понимая, что даже, если в нашей жизни и случаются какие–то тяготы, за всем стоит благая воля Божия.

С Ирода не снимается ответственность, ибо его поступок был предметом похоти и личного распутства, но Ирод стал благодетелем для Крестителя - именно так Святая Церковь называет самих мучителей, ибо Ирод одел венец царский, венец вечный на голову Крестителя, и от земнаго царя послал его к Царю Небесному.

Разве не благодетельство это? Дорогие, и мы сегодня возьмем пример из жития святого праведного Пророка, ибо теперь не из пустыни, где крестил он, а с Небес, где он пребывает, раздается нам с вами глас: "Покайтеся и веруйте!" И пусть этот призыв к вечности, призыв к Небу не пройдет мимо вас. Пусть отзовемся мы своим сердцем и своей жизнью на этот призыв покаянный, покаемся и будем верить в Евангелие и Десница, низпосылающая милость, да пребудет со всеми вами. Аминь".




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11