13-09-2006
11 сентября учащиеся Духовного училища в Пскове стали участниками Божественной Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы Духовного училища, которую совершал проректор училища священник Андрей Вахрушев. Обращаясь к ученикам со словом проповеди, отец Андрей напомнил слова Евангелия о призвании спекулатора, который "шед в темницу усекну его и принесе главу его на блюде, и даде девице, и девица даде ю матери своей" – так Евангелие говорит о великом и страшном событии.
«Жизнь праведного человека, дорогие братия и сестры, - сказал отец Проректор, - это проявление великой милости Божией к людям, потому что молитвами праведников спасается и держится мир. И, однако, жизнь праведника – это приговор миру. Если бы не было перед лицом грешных людей образа праведных, тогда грешник мог бы сказать, что законы Неба слишком тяжелы, и их невозможно исполнить. Природа наша и устроение наше, внешние обстоятельства и само тело, наконец, так слабы, что непосильные даны Законы человеку. Но когда рядом с нами ходит тот, кто исполняет все заповеди Божии, или, говоря словами Евангелия, "ходит в заповедях и оправданий Господних не порочно", которому удается, нося такую же слабую плоть, не только исполнять Закон, но и делать еще больше, чем призывает этот Закон - тогда закрываются всякие уста, и мы преклоняем голову, ибо не знаем, что сказать. Действительно, жизнь праведника - это приговор во тьме лежащему миру. Посему, мир всегда противодействовал жизни праведных людей: их истязали, мучили, предавали на смерть, особенно тех, предназначение которых было говорить людям о их грехах и призывать к покаянию.
Из этих святых первым и самым высоким, рожденным из жен человеческих, прославляется ныне Святой пророк Предтеча Господень Иоанн. Он встает, великий воин, на водоразделе двух Заветов, Ветхого и Нового. Он соединил своей жизнью, своим призывом времена подзаконные и царство благодати, началом его проповеди было: "Покайтесь!", и концом его проповеди было: "Веруйте!" Такое ощущение, что в жизни он ничего более не видел, как грехи человеческие и агнца Божия, вземлющего эти грехи. Покайтеся и веруйте!
Как сложилась его жизнь? Как окончил он путь свой земной? Нынешнее событие нам показывает: мир сделал свое дело, Креститель сделал свое. Во времена самые зрелые в угоду жене – блуднице, в угоду безстыдной пляске положил свою главу на блюдо, где лежало мясо. Быть принесенным своей главою на пир безстыдный, казалось бы, что может быть плачевнее такой участи, и кого может постигнуть такая участь? Постигнула она того, кто действительно проповедовал всю свою жизнь истину. Здесь невольно душа человеческая вопрошает: если праведники умирают так, если святые люди умирают так, то что значит наша ничтожная и никчемная жизнь, что значит наша смерть? И тогда необходимо напомнить всем, когда мы смотрим на вещи, мы иногда видим их искаженное изображение. Видимо, у Промысла Божьего, у Промысла Всеблагаго есть особые мотивы, чтобы именно так скончался и жил Великий праведник, а Ирод - великий злодей оканчивал свою жизнь спокойно и не знал никаких тягот до самой смерти. В очах промысла есть особые люди, какие они? Может ли заглянуть человек в эту тайну и узнать? Может. И здесь столько света, сколько достаточно для самых близоруких очей. Оказывается, есть время воздаяния и есть время, когда Ирод, сотворивший столько злобы, в это нынешнее время готов был бы вернуться на эту землю и умереть тысячу раз, чтобы отменить свою ужасную клятву, ради которой был погублен праведник, а Иоанн Креститель по своей смерти мог ли захотеть вернуться на землю? Он стяжал столько венцов за свои подвиги земные и последний венец мученичества, который блистает ярче солнца. Итак, одному незачем идти на эту бренную землю, другой рад бы отдать все, чтобы вернуться и изменить прошедшую жизнь, но не может. Чего он достиг, этот Ирод, умертвив Крестителя? И сам увидел над собой спекулатора, этот серп смерти, который усек его самого. И ныне посмотрим, кто из них прав и кто достиг желаемого? Если бы нас поставить перед выбором, на какую сторону встать: принять решение Ирода, или принять решение Иоанна? И мы видим, лучше терпеть и находить царский путь, понимая, что даже, если в нашей жизни и случаются какие–то тяготы, за всем стоит благая воля Божия.
С Ирода не снимается ответственность, ибо его поступок был предметом похоти и личного распутства, но Ирод стал благодетелем для Крестителя - именно так Святая Церковь называет самих мучителей, ибо Ирод одел венец царский, венец вечный на голову Крестителя, и от земнаго царя послал его к Царю Небесному. Разве не благодетельство это? Дорогие, и мы сегодня возьмем пример из жития святого праведного Пророка, ибо теперь не из пустыни, где крестил он, а с Небес, где он пребывает, раздается нам с вами глас: "Покайтеся и веруйте!" И пусть этот призыв к вечности, призыв к Небу не пройдет мимо вас. Пусть отзовемся мы своим сердцем и своей жизнью на этот призыв покаянный, покаемся и будем верить в Евангелие и Десница, низпосылающая милость, да пребудет со всеми вами. Аминь".
|