РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
Священник Андрей Таскаев:«К сожалению, СМИ не нужна истина».
23-10-2006


В Московской Патриархии готовятся к проведению второго Фестиваля Православных СМИ «Вера и Слово», который будет проходить по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 30 октября по 2 ноября 2006 г.

На фестивале православных СМИ будут также подведены итоги творческого конкурса среди российских редакций и журналистских коллективов, работающих в православном пространстве.

Этим летом случилась история, которая назревала давно.
Произошел конфликт между обозревателем «Московского комсомольца» Сергеем Бычковым и заместителем главы Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии протоиереем Всеволодом Чаплиным, закончившийся судебным процессом.

Отец Всеволод, защищая Митрополита Кирилла, который является предметом постоянного сарказма и критики Бычкова, назвал обозревателя МК Сергея Бычкова «публичным стукачом» и т.п.

Бычков подал в суд на протоиерея Всеволода Чаплина, но пока ни одно из притязаний истца принято судом не было. Как пример - характерный для творчества Сергея Бычкова один из его материалов о Митрополите Кирилле назывался так: «Митрополит Кирилл выдергивает перья из собственного хвоста».

Сложившаяся ситуация заставила обратить внимание редакторов православных изданий и известных журналистов на взаимоотношения Церкви и СМИ.

Было написано письмо «Обращение к коллегам по цеху», выражающее поддержку позиции протоиерея В. Чаплина, а 10 октября состоялся «круглый стол»: «Церковь и СМИ: где источник противоречий?» http://www.ortho-media.ru/index.php?p=3&n=131. На «круглом столе» люди, профессионально занимающиеся православной журналистикой, определяли разницу между ценностно-ориентированной православной журналистикой и "бычковщиной", деградирующей современной журналистикой, которая ставит перед собой манипуляционные цели.

Как обстоят дела с подобной проблемой взаимоотношений Церкви и СМИ в нашей епархии рассказал руководитель информационного Центра Псковской епархии священник Андрей Таскаев.

Мы начали разговор с высказывания на «круглом столе» главного редактора Интернет-портала «Религия и СМИ», председателя Гильдии религиозной журналистики Александра Щипкова, который выразил опасение о сохранности Церкви как института, объясняя это тем, что «перед СМИ Церковь беззащитна, и это нужно понимать и защищать Церковь. Беззащитна, потому что у Церкви иное предназначение, и она не должна заниматься медийной борьбой. Медиа, в свою очередь, могут уничтожить Церковь, разрушить ее, как институт».

Как Вы, отец Андрей, можете прокомментировать высказывание Александра Щипкова?

Мне представляется, что эти события «Обращение» и «круглый стол» остались у нас, во Пскове, незамеченными. Поэтому хотелось бы, заострить внимание на этой проблеме, чтобы Псковские СМИ поняли, что о Церкви писать надо, и мы готовы принимать критику, но просим, чтобы люди, пишущие о нас, по крайней мере, не лгали и не оскорбляли нашу Святую Церковь.

СМИ должны быть профессиональными. У нас есть такие профессионалы–журналисты, но вообще профессиональной журналистикой я считаю качественно сделанную работу, невзирая на мировоззрение, веру и личные приоритеты.

Неважно о чем пишет журналист, но он должен знать проблему, о которой пишет, со всех сторон, в том числе, и о Церкви. Надо представлять, что это за институт, каковы его традиции, корни и т.п. Пока же существует проблема двойных стандартов, когда СМИ или не понимают, какой силой они обладают, или понимают и все равно делают, что делают. Что просто зачастую выглядит безсовестно.

Журналист и редактор – это носитель Слова, миссионер, даже священник, если хотите, и в первую очередь, должны отвечать за своих «пасомых». Свобода слова - это не свобода от ответственности и не вседозволенность. Любой журналист должен понимать, что он владеет умами людей, и может или облагородить человека, воспитать, дать пищу уму, возвышающую человека. Но может, а зачастую так и происходит, ввести человека в состояние греха, обиды, гнева или осуждения.

В Евангелие есть известная фраза о том, что должно прийти соблазнам в этот мир, но горе тому, через кого они придут: лучше бы тому человеку жернов на шею, и в воду броситься.

Поэтому журналистам надо внимательнее относиться к своим обязанностям. Один историк, еврей, я не знаю, какой он вере принадлежит, но не православной, изучив документы о псковской истории, сказал, что Псков – город богословский, второй Афон для России. Город глубокий, направленный на будущее, с потенциалом, никому пока не известным. Вот человек, который равнодушен к православию, но, как профессиональный историк, изучив документы, не может не сказать честно истину. Таких людей я буду всегда уважать, хотя их мировоззрение совершенно отлично от моего.

Я не черню всю нашу псковскую журналистику, знаю много журналистов, которые всю душу из меня вытрясут, пока поймут то, что я имею в виду, а я могу быть косноязычным, что-то не так сказать, и важно, чтобы меня все-таки правильно поняли, четко уловили смысл сказанного, и это уже дело журналистского профессионализма.

Совсем противоположное отношение у меня к тем, кто выуживает слово из контекста, придает ему скандальный оттенок. Но это уже не профессионально. Это подло.

Отец протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Я не считаю, что в ответ на хамство и ложь нужно молчать, особенно, когда это достигает умов миллионов». Вы согласны с этим мнением?

Если Церковь оскорбляют намеренно, то люди, которые это делают, должны понимать, что безследно для них хула на Бога не пройдет. Бог поругаем не бывает! Хотелось бы, чтобы пытающиеся дискредитировать Церковь, задумались, стоит ли по-хамски относиться к нашей Матери - Церкви.

Вы имеете в виду кого-то конкретно?

В первую очередь, газету «Московский комсомолец – Псков», которая проводила когда-то кампанию против Церкви. Сколько тогда было вылито грязи, произнесено лжи на нашего правящего Архиерея, на духовенство. Епархия могла бы подать в суд, но мы этого не сделали ради мира, а «Московский комсомолец» до сих пор не принес извинения нашему Владыке.

Для духовенства Псковской епархии МК та газета, которой никто из наших священников интервью не даст, пока редактор МК не извинится перед Владыкой. Я сам сталкиваюсь до сих пор с тем, когда даю интервью, что журналист хватается за одно «красивое» словцо, не самое важное, хотя я специально говорю много, объясняя проблему со всех сторон, чтобы меня смогли понять. Подобное наблюдаю и в интервью с другим духовенством.

К сожалению, чаще всего, СМИ не нужна истина, поэтому и получается, как сказал известный журналист, продюсер Иван Демидов, информации все больше, а истины все меньше.

Похоже, нашим журналистам истина вообще не нужна, им главное – скандал. Совсем недавно прочитал материал в Стерхе, по-моему мнению, безпрецедентный и наглый в свой самонадеянности. Яко бы настоятель храма св. Василия на Горке протоиерей Андрей Большанин разрушает храм, и хорошо бы на него завести уголовное дело.

Я понимаю, что у нас свобода слова, пишите, никто рот не закрывает. Но зачем же так однобоко? Узнайте ситуацию, придите в Епархию, поговорите с краеведами, спросите священника - нельзя журналисту ограничиваться только собственными представлениями, или мнением определенного круга людей. Это непрофессионально. Например, известный академик, археолог А. Кирпичников сказал отцу Андрею, что никаких нарушений в храме нет, а батюшка храм спас.

Почему это мнение журналисту не интересно?
Или такой факт: представитель одной реставрационной организации при свидетелях отцу Андрею Большанину сказала: «вообще не ваше дело вмешиваться в строительство, вы деньги доставайте и давайте нам, а мы будем строить». А как они строят, я знаю не понаслышке! Эти темы не интересны для журналиста?

Когда церковь св. Василия стояла заброшенная, когда ее каждый год пытались сжечь, критиков не было.

Почему священник, восстановив храм, заслужил такое внимания журналиста из Стерха? Ведь, когда храм начинают восстанавливать, священнику столько препон создадут, что только чудом церковь возвращается к жизни. Такое ощущение, что гонения на Церковь продолжаются. Если к этому добавить, как СМИ освещает деятельность Церкви, которая только-только поднялась с колен и возрождает свои поруганные храмы, восстанавливает литургическую жизнь, то, вполне возможно, еще немного и снова начнутся открытые гонения.

Только теперь, я бы сказал, это гонение лукавое, такое льстивое и трусливое. Да и на «круглом столе» редакторы серьезных изданий говорили, что журналисты светских СМИ, сегодня не несут никакой ответственности за свои слова. Поэтому просим, если что-то вам непонятно, зовите, организуем пресс-конференцию, обсудим все стороны проблемы, Церковь открыта, зовите или приходите.

Когда-то в псковских храмах располагались всевозможные склады, например в церкви Архангелов Михаила и Гавриила был склад археологии: в храме прогнили полы, рассыпались печи, церковь разрушалась. А теперь, когда храмы возвращают Церкви, и священники начинают на средства общины их возрождать, появились специалисты-реставраторы, которые ставят всяческие препоны этому. Что происходит?

Для них важно, чтобы храм был восстановлен архитектурно, и складывается такое впечатление, что если бы была их воля, они, «с Хрущевской любовью», всех попов собрали бы и увезли куда-нибудь на Соловки. Они разделяют церковь на две составляющие: как сакральное пространство и как здание, памятник.

В этом очень четко прослеживается религиозная безграмотность специалистов-реставраторов, но храм без молитвы не живет, угасает. Храмы строились из любви к Богу, к молитве, а не из любви к архитектуре.

Шедевры архитектуры появлялись в результате трепетного отношения людей к месту особого присутствия Бога. Желая подчеркнуть величие Божие, зодчие совершенствовали свое мастерство. Из богатства и красоты души рождались красивые храмы. Сейчас из темных и пустых душ, как мы видим, ведь ничего создать доброго не могут, создать то, что осталось бы в веках. Наши храмы – дома молитвы, и уже во вторую очередь - памятники архитектуры.

Видимо, специалисты реставраторы не видят разницы между церковью и зданием?

Сейчас прошел «круглый стол» в Псковской научной областной библиотеке о перспективах музеефикации Кремля и передачи почти загубленного здания Консистории Псковской епархии или музею. Говорили и о восстановлении храмов Рождественской батареи. Мы предложили устраивать там выставки икон, проводить хотя бы раз в месяц богослужения. Но реставраторов волновало одно: будет ли Церковь претендовать на эти храмы.

Я знаю, как был обворован восстанавливающийся храм св. Апостола Иоанна Богослова, когда его восстанавливали наши реставраторы. Реставрационные работы были проведены ими отвратительно. Был их проект, их специалисты, а деньги наши, но часть суммы просто исчезла.

Вы, отец Андрей, собираетесь на фестиваль православных СМИ, представляете свои материалы на конкурс, вопрос об отношении СМИ к Церкви там будет подниматься?

Да, думаю он станет одним из основных вопросов, обсуждаемых на Фестивале. Мы два года назад создали свою информационную службу для упорядочения наших отношений с журналистами и организациями, пытались наладить доверительные отношения, быть полезными для псковских СМИ.

Но, судя по форумам на ПАИ, где представлены материалы информационной службы Псковской епархии, там прямые оскорбления и, просто хулиганские, в адрес Владыки, духовенства. Люди, видимо, не понимают, что священник – часть сакрального пространства Церкви, а не просто личность?

Начнем с того, что оскорблять ни никого не надо, любого человека нужно уважать. Но это тоже вопрос трусости: на форумах все анонимно, поэтому там позволяют такое. И сколько наши священники не обращались с предложениями к этим «ораторам» для открытого разговора, все осталось без продолжения. Никто не откликнулся из этих трусов. Побоялись показать свое лицо. А переписываться на форумах, объясняться с людьми, просто нет времени. Но здесь уже проблема не СМИ, а людей, которые «сидят» на форумах.

Но, явно существует и проблема качества работы, исполнения журналистского долга в СМИ? Митрополит Климент в одном из своих выступлений сказал: «В информационном пространстве России главенствующее место заняли силы, враждебные Православию, отрицающие бытие Божие и евангельские истины». СМИ в последние двадцать лет свободы воспитали не просто атеистов, а безстыдных безграмотных людей. Выходит, прав А.Щипков, у СМИ огромная сила влияния?

Полностью согласен с тем фактом, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на человеческие умы. К тому же на безграмотность накладывается ненависть, поддерживаемая СМИ той информацией, которую они сообщают народу: там теракты, там уголовные преступления, там самолеты падают, там умерли от некачественного алкоголя…В общем все плохо, и в Церкви тоже. Прямо, как у Высоцкого: «все не так ребята, все не так как надо».

И такие, волнующие кровь, скандальные проблемы, превращают потребителя прессы в скандалиста. Агрессия из СМИ перетекает в наши головы, в наши сердца, в наши души. Да, воспитали поколение безграмотных, ожесточенных людей. Воспитывали-то СЛОВОМ.

Журналисту очень важно понимать, что он несет Слово, а со словами надо обходиться очень аккуратно. Тем более, профессия журналиста – это, в некотором роде, миссионерский подвиг, священнический. Слово должно одухотворять, сеять доброе, должна быть в журналистских материалах пища для ума и сердца, а не для того, чтобы вспыхнуть и разозлиться, или впасть в уныние.

Не наблюдаете ли Вы такой парадокс: в СМИ к родной Русской Православной Церкви относятся иногда, как к чему-то чужому, какому-то вредному явлению, Церковь начинают учить, спорить с ней, оскорблять?

Это очень обидно, но, не сомневаюсь, что подобное делают люди, которые не понимают, не знают Церковь как институт и как сакральное пространство существования Бога на земле. Ироническое, издевательское отношение к Церкви обычно мы наблюдаем у абсолютно безграмотных людей, которые могут быть вполне образованы, но они религиозно безграмотны.

Не могу не сказать, как меня удивляет реакция на материалы Церкви на форумах ПАИ, складывается ощущение, что там «пасутся» засланные казачки. Они пишут на форум и в час ночи, и в два и три, мне очень интересно, что это за люди, почему им не спится ночью, и они высказываются весьма оскорбительно в адрес нашего духовенства, Церкви, вместо того, чтобы спать с чистой совестью? А что плохого кому-либо делает наша Церковь, чтобы исходить такой злобой?

Церковь все пытается решать миром, но что ни скажи, как ни скажи – все перевернут, опошлят. Неужели нет других занятий у людей, чтобы свои ораторские способности оттачивать, тренируясь в оскорбительных высказываниях в наш адрес? Ведь надо иметь уникальную фантазию, чтоб из любого текста сделать пошлость. Лично у меня подход очень простой к окружающим: за все - Слава Богу.

Надо рассматривать каждого человека с его позиций, а не своих. Трудится человек и трудится, а получается - не получается, какое наше дело? Ну, а если Церковь чего-то стала делать хорошее, то, что же это за люди, которые сразу начинают злословить в ее адрес? Мне жалко таких людей, я представляю, что у них внутри и как они сами мучаются от этой страсти. А страсть – это страдание, пытка. Такие люди себе места не находят, жить нормально не могут и общаться с окружающими. Гнев и ненависть съедают их изнутри, всего человека порок ввергает в некий огонь, в котором душа сгорает. Я бы журналистов и наших форумчан попросил быть осторожнее, корректнее. Не верите в Бога, но побеспокойтесь о своем душевном здоровье. Мне как-то мой друг в юности сказал: А вдруг Бог есть, и придется отвечать. Так что не верим в Бога, а если придется отвечать?

Отец Андрей, у Вас достаточно тяжелое послушание для священника: Вы – руководитель информационной службы нашей Епархии, не боитесь потерять «дух мирен»?

Боюсь и часто теряю. Бывает, нахожусь в двух состояниях: или возмущения, читая статьи некоторых журналистов, или пессимизма из-за того, что вижу вокруг. Можно ли исправить что-нибудь? Может, и не надо ничего делать: не хотите ничего знать о нас, и не будем мы ничего о себе писать. Но если мы не будем писать, мы ни куда не исчезнем, чего и добиваются некоторые люди. Когда Церковь исчезнет, придет конец мира, Второе пришествие будет. А если о себе не рассказывать, так опять будут кричать: Церковь не поворачивается лицом к народу. Поэтому будем смиренно нести наше послушание, пока оно благословляется правящим Архиереем.

А. Скоробогатова.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11