РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
храма Апостола Матфея в Писковичах
15-06-2009


 

 29 ноября память Святого Апостола и Евангелиста Матфея.

 

Сегодня наша Церковь совершает память святого Апостола и Евангелиста Матфея. Близ Пскова, в Писковичах располагается великолепный храм во имя Апостола Матфея, который не закрывался в советское время, в храме не прекращалось Богослужение, и только фашисты во время оккупации устроили в храме конюшню.

Настоятель храма протоиерей Евгений Найдин,

обращаясь за Литургией с проповедью к прихожанам, сказал:

«Евангелие от Матфея стоит в ряду Четвероевангелий первым, что было определено Промыслом Божиим. На примере святого Апостола оправдалось обетование Спасителя, Который пришел не к праведникам, но грешникам. Будущий Апостол Матфей был сборщиком податей, мытарем, а сбор податей относился к презренному занятию, и по иудейским законам фарисейского общества мытарь был изгоем, ибо, нарушая эти законы, собирал налоги не в пользу народа израильского, а в пользу завоевателей, в пользу Рима.

Тогда по воле Божией, для смирения народ иудейский находился под игом римским. Иудеи не общались с мытарями и с презрением смотрели на них, фарисеи - законники более всех ненавидели мытарей: «мы чтим Бога своего и десятину даем, и жертвуем на храм свой», а в евангельском чтении сегодня мы слышим:

«Познайте, что не жертвы хочу, но милости». Вера Христова проявляется в милосердии, в действии сердца, и от избытка сердца уста глаголют, и руки делают, но если руки делают и уста глаголют, а сердце холодно, то мы напоминаем, как говорит Апостол Павел, медь звенящую, кимвал бряцающий. Как и каждый сборщик налогов, Матфей был нечестен, лукавствовал, обманывал, но падение будущего Апостола Матфея было для того явлено, чтобы Имя Христово просияло на примере этого греха. Господь призвал сборщика налогов Матфея к служению: «Иди за мной!», и Матфей пошел за Христом.

Пример Апостола Матфея актуален во все времена., В наше время - особенно, когда дух мира сего - дух мамоны, стяжательства преобладает, поэтому и актуальность слова Божия не потеряна. Господь, как тогда, так и сейчас, говорит об одном: «чадо едино тебе есть на потребу» - не только суета житейская, не только стяжательство должно быть во главе угла твоей жизни, но слово Божие, а вместе с ним и дело Божие, дело любви. Мало того, что Апостол Матфей последовал за Христом и видел Его жизнь, видел Его чудеса, крестную смерть Господа, Преображение и Воскресение Его, Апостол Матфей пошел проповедовать слово Божие. Проповедовал не только в Палестине, где жили иудеи, он проповедовал и в Сирии, и в Персии. Жизнь его закончилась мученически в Эфиопии.

Перед тем, как идти на проповедь в дальние страны, по просьбе общины верующих во Христа в Иерусалиме, он написал Евангелие от Матфея, Благую весть. Некоторые, читая Евангелие, не понимают, зачем так много имен родословия Иисуса Христа дает Апостол в первой главе. Но надо знать, что Апостол Матфей писал это Евангелие для иудеев, которые чаяли, ждали Господа, и родословная Христа, данная Апостолом Матфеем, должна была доказывать, что Христос есть истинный Мессия. Апостол Матфей проследил всю родословную Христа по определяющей мужской линии, и это убеждало иудеев в том, что Господь воистину есть Христос, Помазанник Божий, Мессия.

Эфиопия, где проповедовал Апостол Матфей, отличалась дикими нравами, там жили каннибалы, язычники в крайнем проявлении степени идолопоклонства - человеческого жертвоприношения. Среди них он стал проповедовать христианство, испросив помощи у Господа, и Господь вручил Апостолу Матфею жезл и сказал поставить при входе в храм, который будет построен. Жезл, воткнутый в землю, пророс, из него выросло огромное ветвистое дерево, а из корней забил чудесный источник.

Господь сказал, что из плодов этого древа вкусит народ эфиопский, а, окунувшись в источнике, из злых язычников сделается благочестивым народом, народом христианским. Так это и случилось, слово Божие коснулось многих жителей Эфиопии, Апостол Матфей построил небольшой храм, поставил епископа и проповедовал слово Христово. Но местный царь Фулвиан не принял имя Христово, несмотря на то, что Апостол исцелили его жену и сына.

Ненависть была сильна, и Апостола Матфея схватили и казнили по местному обычаю: бросили на землю, обложили тростником и дровами, и подпалили. Но горел огонь, а Апостол был жив и здоров, тогда поставили 12 идолов, облитых смолой, вокруг костра, пламя вспыхнуло, опалило идолов и самого Фулвиана.

Эфиопский царь взмолился Апостолу: «Помолись за меня!» И по молитве Апостола пламя прекратилось, все остались живы. Апостола Матфея извлекли из костра, он был цел и невредим, но уже отдал Богу душу. Фулвиан, приказал тело Апостола положить в железный гроб и утопить в море, но если гроб всплывет, то языческий князь обещал креститься. Через некоторое время гроб был вынесен волнами на берег морской, и Фулвиан приняв христианство, отказался от власти и мирской суеты, стал Святителем местной церкви, изменил дикий нрав своего народа через слово Божие, через проповедь Апостола и Евангелиста Матфея.

Житие Апостола Матфея очень наглядно показывает, как благодать Божия, милость Божия касается сердец человеческих и меняет их полностью. Истинны слова Господа о том, что «Я пришел в мир не праведники, а грешники спасти».

Актуальность слова Божия доказывается еще и тем, что сегодня в наш престольный праздник нас мало. Ушли наши старые прихожане, а дети, внуки и правнуки тех, кто молился в большом количестве в храме, они ныне в малом количестве, но служат здесь, и это оставляет нам надежду, что Слово Божие, как и Дух Божий, всегда находит место в сердцах людей.

Наше малое присутствие в храме подчеркивает, что страна наша, народ наш находятся в духовном состоянии расслабленности, предавшись мамонне, суете мира сего, поэтому слово Господне и проповедь Апостола Матфея необыкновенно важны сейчас и продолжаются через Благую весть, евангельское повествование, через Богослужение и прославление Господа.

Апостол Матфей когда-то, предавшись всем сердцем этому миру, покаялся, и всем сердцем предался жизни будущего века - Христу. Будем молиться, чтобы Апостол не оставил нас и наших близких, чтобы его заступничество не прошло для нас даром, чтобы его молитва озарила наши сердца, укрепила нашу веру и желание жить и спасаться. Святый Апостоле, Евангелисте и благовестниче Христове, Матфее, моли Бога о нас!»

Храм Евангелиста и Апостола Матфея (XYII в.) стоит на берегу реки Великой, он очень красив, в храме есть два придела во имя св. Николая Мирликийского и Архистратига Михаила.

Каждую субботу в 9.30 в храме служится акафист святителю Николаю Мирликийскому. Как рассказала служительница храма Мария Михайловна, в прошлом зоотехник, последние пять лет с тех пор, как здесь служит протоиерей Евгений Найдин, народу в храме стало больше. «Правда, молодежь вся в городе, ездит в город на работу, птицефабрика в Писковичах еле сводит концы с концами, и в храм как ходили пенсионеры, так и ходят, - говорит Мария Михайловна и считает, что «молодежь нынче не научишь ходить в храм, не хотят».

Храм нуждается в молитвенной и финансовой помощи, идет несколько лет ремонт центрального Матфеевского храма, за свет в квартал община платит 300 рублей, но, как говорит Мария Михайловна, общими усилиями во славу Божию трудимся и будем трудиться.

 

 

31 января память святителей Афанасия (373) и Кирилла(444), архиепископов Александрийских.

Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.

Настоятель храма Апостола Матфея в Писковичах протоиерей Евгений Найдин о Святителях:
«Именно в IY-Y века сложились основные догматы и каноны Святой Православной Церкви, но это было и время ересей, которые пытались разодрать Церковь. По аналогии: ереси живут до сих пор в виде современного сектантства. Люди среди множества учений-ересей крайне нуждались в те века в правильной дороге, ведущей к Истине.

Служение Святителей есть одно из важнейших в Церкви – это правильное управление Церковью, чтобы в Ее учении, Ее догматах находили Истину, а не заблуждались верующие люди того времени. Святые отцы нашей Церкви Афанасий и Кирилл Александрийские были вместилищем Духа Святого, по благодати Божией и своим трудам, просвещенные Духом Святым, они более точно и ясно видели истинность догматов и неправду ересей, которые являлись отклонением от истины.

Ереси крайне опасны, потому что если неправильно исповедуется истина, то неправильной может стать жизнь христианина, иэто может привести к трансформации Христианства. Поэтому веру в Бога, заповеди Господни Святые отцы, Святители нашей Церкви толковали истинно.

Святой Афанасий - основоположник Ново-Александрийской школы. Основателем же старой Александрийской школы был Ориген – экзегет, уникального таланта богослов, но заблуждающийся, особенно в толковании догмата о спасении, которое он обещал всем, так как считал, что Бог спасет всех, независимо от нашего желания. Св. Афанасий создает новую Александрийскую школу, продолжая школу Оригена, но, очистив ее, от оригеновых заблуждений. Необычайно важно было правильно донести объяснение Священного Писания до священства и народа – это и было определяющим в Ново-александрийской школе св. Афанасия Великого. Св. Афанасий дал школе то направление, которое известно именами Святителей Василия Великого, Григория Низского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого – капподокийцы, столпы, учители Церкви они общались с ярким представителем Александрийской школы – Афанасием Великим, который много сделал для ее развития. И в период смут и ересей эта школа стала духовным училищем для большого слоя духовенства и мирян.

Святые Афанасий и Кирилл Александрийские дали богословское направление учению Церкви, усвоенное и Западом, когда благодатный Восток принимал высланных западных Святителей, они впитывали его монашеский палестино-египетский православный дух и приносили его на Запад.

Святитель Кирилл жил позже, и вкупе с Афанасием, архиепископом Александрийским, внес большой вклад в развитие Православия. Потому и нужны нам Святые отцы, потому что святость – это, когда человек видит не себя, не свое эгоистическое личностное, а видит Бога и понимает, что человек должен любить Бога и людей и трудится на этой ниве. Эти Святые Патриархи вместе с тремя Святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Василием Великим являются фундаментом нашей Церкви, золотой сокровищницей православной мудрости, хранителями истинного Православия. Через свои подвиги молитвы и богословских трудов они просияли на церковном небосклоне, как яркие звезды».

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария.

Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру, в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников.

Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то, возвращаясь к своей пастве, то, вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь.

На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин".

После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет. Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385 - 412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.

По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею.

Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан.

Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, Святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа.

Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда Святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.

Несторий начал открытое гонение на православных. Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей, председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл.

Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму.

Этой же мере подвергся и Несторий. Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара - в нем завелись черви. Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений.

Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника. Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием "Сокровище", написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской "Следованной Псалтири".

Преподобный Силуан Афонский.p>

24 сентября празднуется память преподобного Силуана Афонского.

Преподобный Силуан Афонский скончался 11 (24) сентября 1938 года, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы Преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре Афона.

Старец Силуан прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г., его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1992 г.

Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома и писал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

О Преподобном Силуане Афонском рассказывает протоиерей Евгений Найдин:

«Существует три вида подвижников: первый, когда человек решил идти за Богом, получая от Бога какую-то благодать, благословение и, получив это призвание, голос Божий, идет со Христом всю жизнь. Только после трудов великих, под конец жизни Господь дает таким подвижникам прикоснуться к большей благодати, то есть к любви Божией – и так человек спасается. Это обычный путь монаха, подвижника.

Второй вид подвижничества, когда человек получает мало благодати и только через великий труд получает большее прозрение, а дальше, из меры в меру, он становится великим подвижником, святым угодником Божиим.

Третий путь, он самый тяжелый, самый трудный, когда Бог дает великую благодать в самом начале пути подвижника.

Вот таким великим подвижником был Преподобный Силуан Афонский. Он получил великую благодать любви к Богу, веры в Бога в самом начале своего подвижнического пути. Пламенная Иисусова молитва, которую он творил в своем сердце непрестанно, была дана ему в самом начале его монашеского пути, но не каждый к этой молитве может прийти, а у Преподобного Силуана Афонского эта молитва была. Он коснулся этой благодати, он узнал эту любовь Божию, и потом всю свою жизнь жил ею и утверждал эту любовь.

Все подвижники и все святые, которые шли путем спасения, говорили, что ту благодать, то чувство, которое человек испытал, никогда до конца в том совершенстве не удержать. Рано или поздно они гасятся суетой житейской.

Преподобный Силуан Афонский плакал об этом, ибо, как он говорил, я понимаю плач Адамов, который видел рай и всю благодать райскую, и плакал о потерянной благодати. Старец Силуан, прикоснувшийся благодати, всю свою жизнь плакал о благодати. Он знал, что в своей грешной жизни он сделал много грехов и тем самым оскорбил благодать Божию, но он видел и любовь Божию к себе, и Матерь Божию, Которая являлась ему и наставляла на путь спасения.

«Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев» - преподобный Силуан был дивным старцем, которому было много дано.

Наш соотечественник Преподобный Силуан Афонский прошел путем Божественной любви, ибо он в своей жизни, узнав любовь Божию, утверждал, что Бог есть любовь, что мир должен любить Бога, потому, что Бог любит мир. Только в любви к Богу открывается все душевное и сердечное богатство. В монастыре все его любили, потому что он знал благодать, благость любви Божией и пронес эту любовь по своему земному пути. В моем сердце, в моем миросозерцании Преподобный Силуан Афонский является носителем благодати и любви Божией, он во всем и всегда боялся оскорбить любовь Божию».

Из биографии старца Силуана: Семен Иванович Антонов родился в семье крестьянина Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села.

Формуляр монастыря говорит о нем следующее: «схимонах отец Силуан, мирское имя Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии. Родился в 1866 году, на Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году, в схиму в 1911 году с именем Силуан. Послушание проходил на мельнице, на Коломарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в экономии».

Внутреннее влечение к монашеству было у Симеона еще с детства, но с годами шум и веселье молодой жизни заглушило зов Бога в душе. Только после службы в армии он твердо решил оставить мир и уйти в монахи. Перед этим вместе с ротным писарем поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому просить его молитв и благословения. Отца Иоанна в Кронштадте они не застали и решили оставить письма.

Писарь стал выводить правильным почерком какое-то мудреное письмо, а Семен написал лишь несколько слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи, помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Возвратились они в Петербург, в казармы, и, по словам старца, уже на следующий день он почувствовал, что вокруг него «гудит адское пламя». Дома он пробыл после этого неделю и, навсегда распрощавшись с миром, уехал на Афон. Так началась новая подвижническая жизнь.

Из письма Святителя Вениамина (Федченков) о Преподобном Силуане Афонском: «Не нам грешникам судить о святых людях. Сам Бог прославляет их, якоже весть. Но совершенно искренно скажу, что в последние годы я не ощущал ни от кого такой силы благодати, как от о. Силуана. Трудно рассказать словами, в чем была эта сила.

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», но не слушал его Бог. Прошло много времени такой молитвы и силы души его истощились, он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его измученной от отчаяния душе еще что-то подорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа, огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще на мгновение, он умер бы.

После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, безпредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа; и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Таинственной любви, предстоит нам слово».

Писания старца Силуана

Скучание о Боге.

Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.
Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.

О любви:

Чем больше любовь, тем больше страданий душе;
чем полнее любовь, тем полнее познание;
чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.

Перед смертью старец Силуан писал: «Душа, которая познала Бога, своего Творца и Отца Небесного, не может иметь покоя на земле. И помышляет душа: «Когда явлюсь Господу, то во всем его милость умолю: за весь род христианский». И вместе думает: «Когда узрю Лицо Его любезное, то от радости не смогу ничего сказать, ибо от большой любви не может человек ничего говорить». И опять думает: «Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и упокоились в Нем, ибо любовь Божия всем хочет спастись».

Неделя 15 по Пятидесятнице. О любви.

Настоятель храма Апостола Матфея в Писковичах протоиерей Евгений Найдин о Евангельском чтении:

«Крестовоздвижение - праздник, который касается каждой души человеческой, потому что жизнь верующего человека – это крестоношение.

На воскресной Литургии читается Евангелие, в котором Господь Сам говорит что «никто не может войти на небо, только сшедый с небес Сын Божий, Сущий на небесах» (Ин.III.13). Дальше в Евангелии говорится, что когда-то Моисей вознес змия медного в пустыне, так и Сын Человеческий будет вознесен, ибо так Бог возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы не судить, а спасти мир.

В другом Евангельском отрывке, который тоже читается в этот воскресный день, повествуется о том, как один из книжников спросил Христа, какая самая наибольшая заповедь, и Господь сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею крепостию твоею, всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Мф.XXII.40). Эти два Евангельских чтения взаимосвязаны. Говорит Господь, кто хочет войти на небо, тот может взойти только через Крест Господень – через Христа, Который сошел с небес и Сущий на небесах. Взвалил на Себя крест грехов человеческих, и через этот Крест Сам взошел и нам указал путь на небо.

Любовь Божия простиралась настолько к миру и людям, что Бог в Предвечном свете Троицы послал Сына Своего Единородного в этот мир, чтобы Он прошел через страшный путь, через крестный путь и, искупив грехи человечества, вошел опять туда, откуда пришел. Это крестное ношение было праобразом нашего с вами крестоношения.

Почему? Почему Бог пришел в мир? Потому что грех отделил человека от Бога. Когда Бог сотворил человека, в нем не было греха, он жил по закону Божиию, он был одним существом, и жил одним духом с Богом, поэтому была гармония, греха в мире не было.

Но, когда человек нарушил заповедь, отошел от Бога, нарушив свою природу, он сам поставил себя вне природы, вне закона Божия, вне правды Божией, вне любви и покоя душевного, обрек себя на муки и страдания. Стал сам рабом греха. Чтобы вернуться из этого состояния, которое так далеко зашло, человеку нужна помощь свыше, и Бог в образе Христа Спасителя дал ему эту помощь.

Во время Херувимской песни священник читает молитву, в которой говорится, что Бог не оставил человека до тех пор, пока не возвел его вновь на небо. Сошествие с небес Христа, воплощение Его, крестоношение Его есть акт творческий, Божий для того, чтобы человек, видя этот крестный путь, этот искупительный путь прошел этим путем. Бог указал этот путь, когда Моисей возносил медного змия в пустыне, и иудеи, укушенные змеями, с верой смотрели на этого вознесенного змия, и по вере получали исцеление. Так и человечество, глядя на Крест Господень, осознав, пережив всю суть и соль пришествия в мир Христа и Его крестоношение, уже не могло дальше жить, оставаясь таким, каким оно было. Человечество – совокупность личностей, которых Бог посылает в этот мир, приходят новые поколения, и тоже касаются удивительной и страшной Тайны крестоношения Христова.

Крестоношение – не только путь, который нам указал Господь, но еще и таинство, таинство искупления грехов человеческих. Через Крест в мир вошло крещение водой и Духом, через крещение в душу человеческую входит Дух Божий, который когда-то был изгнан грехом.

Господь говорит: Я послал Своего Сына в мир не судить мир, а спасти. Суд будет, будет за гробом для каждого человека, но Христа Бог послал в мир из великой любви к Своему творению – к человеку, потому что человек – существо безсмертное. Сам Господь сказал удивительные слова, которые поражали и поражают мою душу и поныне: «если отец и мать оставят вас, Я вас никогда не оставлю, ибо ближе, чем Я, для вас никого нет». Когда фарисеи спросили Христа о заповедях, и Он им ответил, что наибольшая заповедь – Любовь к Богу и людям.

Как может человек, зная о крестоношении, о пришествии в мир Христа Спасителя ради этой крестной смерти, ради грехов человеческих, как может человек, переживающий это, не любить Бога?

Можно до конца умом или сердцем не осознать великое таинство крестоношения Христова, но не любить Бога, для верующей души человеческой, после этого нельзя. Через пришествие в мир Христа Спасителя, через крестоношение Господь открыл великую тайну, что Бог есть Любовь. С тех пор, со времен Христа Спасителя сонмы и сонмы святых угодников, прошедшие через горнило мира, простых верующих, мучеников и святителей вошли через врата рая в вечное паки бытие».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11