26-02-2007
Протоиерей Александр Савельев: «Святитель поистине пробуждал в людях вкус к духовной жизни».
О святителе Феофане Затворнике рассказывает протоиерей Александр Савельев, клирик Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове:
«Две, может быть, самые замечательные по многим причинам фигуры высшего духовенства второй половины XIX века – это святитель Игнатий Брянчанинов и святитель Феофан (Говоров) Вышенский Затворник. По крайней мере, это два равно авторитетных и богослова, и духовника, и духовных писателя не только своего времени.
Празднуя в эти дни Святое Богоявление, мы празднуем 10 января (по старому стилю) память святителя Феофана Затворника. Примечательно, что имя «Феофан» с греческого переводится как «Богоявление». Маленький домовой храм, где в затворе ежедневно в течение последних одиннадцати лет своей жизни совершал Божественную Литургию святитель, освящен в часть Святого Богоявления, и, наконец, сама кончина Вышенского затворника последовала в день Богоявления в 1894 году, после отслуженной им последней Литургии. Дата празднования дня памяти была перенесена с шестого января (по старому стилю) – дня кончины и самого дня Богоявления, когда не совершается память святых – на четыре дня вперед, на десятое января.
Чем же замечателен святитель Феофан Затворник Вышенский? Нужно сразу отметить, что святитель Феофан – по-настоящему ученый человек, причем, ученый разноплановый, настоящий энциклопедист. Помимо обширной литературной и переводческой деятельности, а Святитель прекрасно знал греческий язык, занимался французским, еврейским, арабским языками, его занимали и естественнонаучные вопросы. Если мы посмотрим дошедшие до нас фотографии его кельи в затворе, то это что-то среднее между столярной мастерской, где Вышенский затворник сам мастерил стулья, табуретки, и пр., и научной лабораторией. Какие-то приборы стоят, чертежи….
Но все-таки основной, может быть, главный вклад святителя Феофана – именно его литературное наследие. Многотомное толкование на Апостольские послания, толкование на Псалмы, книга Евангельской истории, Добротолюбие, многочисленные книги духовно-нравственной тематики, включая основательные «Начертания христианского нравоучения» и «Путь ко спасению»; безценный духовнический кладезь – письма святителя Феофана к разным особам, проповеди и пр., и пр. Вот то, что сейчас мы имеем Добротолюбие на русском языке – целиком заслуга святителя Феофана. До него существовал перевод преподобного Паисия Величковского на церковнославянском языке, а русского перевода не было. Отдельно нужно сказать о переписке Святителя.
Получая ежедневно по двадцать – сорок писем, он аккуратно, собственноручно на каждое отвечал. Среди адресатов и люди духовного звания, и простецы, и ученые, и высокопоставленные и знатные особы. Так, очень ценная книга о внутреннем христианстве «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», полностью составлена из переписки с одной знатной молодой особой. Круг тем, обсуждаемых в письмах, безграничен. Святитель равно убедительно, спокойно, всегда с позиций строгой святоотеческой церковности разговаривает и о Иисусовой молитве, и о Льве Толстом, о том, как необходимо составлять акафисты, и о том, возможна ли разумная жизнь за пределами Земли, о курении и гомеопатии, о спиритизме и меcмеризме, столь популярных в конце XIX века, и многом, многом другом.
Если приблизительно прикинуть количество писем, написанных Святителем Феофаном, то за двадцать с лишним лет затвора получается к тремстам тысячам! Святитель буквально наводнил своими письмами Россию. А если иметь в виду, что писал эти письма духоносный мудрый старец, наделенный даром видеть духовным взором, то нужно признать, что влияние Святителя Феофана и на свое время, и на последующее колоссально. И дело здесь не количественных оценках.
Святитель поистине пробуждал в людях вкус к духовной жизни. Общество второй половины XIX века – это уже далеко не Святая Русь. Увлечение западными ценностями: либерализмом, социализмом, атеизмом и лжедуховностью для высшего общества того времени – явление вполне обычное. И вот, оказывается, одинокий голос человека может многое в умах изменить. Он, конечно, не был единственным, но принадлежал к числу немногих. Святитель Феофан свидетельствовал о истинной духовной Красоте, о Церкви, о Правде, о Боге, являя людям свет Троического поклонения, оправдывая при этом свое имя – Богоявление».
|