РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Никольский храм в Паниковичах
22-02-2008


 19 декабря празднуется память «правила веры и образа кротости» - святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Сегодня, 18 декабря, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершит всенощноре бдение в Свято-Троицком кафедральном Соборе г.Пскова.

19 декабря Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий совершит Божественную Литургию с праздничным молебном святителю Николаю в Покровском храме поселка Дедовичи, где ранее был храм во имя св.Николая.

 

Память святителя Николая Мирликийского празднуется  в Русской Православной Церкви два раза в году: 22 мая в память события  перенесения мощей Святителя из Мир Ликийских в город Бари (Италия), и зимой, 19 декабря - мирская кончина Святого Епископа. Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, прославился как Великий Угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области, на южном побережье Малоазийского полуострова, и был единственным сыном благочестивых родителей. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, Святитель был епископом Мир Ликийских, и, оставаясь великим подвижником, являл пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Еще при жизни Святитель совершал многие чудеса, которые продолжаются и после его земной кончины. В народе Николая Мирликийского называют Николай Чудотворец или Николай Угодник. Спроси каждого православного: кто твой самый близкий святой, и каждый православный ответит: Николай Чудотворец.   

Народное имя Святителя - Никола Угодник, свидетельствует о том, как он близок и доступен каждому верующему человеку. На Псковской земле Изборск называют «Домом Святителя Николая» не только потому, что в самой крепости стоит Никольский храм XV века, а еще и на древнем городище, возле Труворова  креста, был поставлен Никольский храм, и некоторые специалисты утверждают, что это вообще один из первых христианских храмов на Руси.

Святитель Мирликийский Николай Чудотворец один из величайших, и самых почитаемых святых христианского мира, почитается везде и всегда: на православном Востоке, и на Западе. Святой IV века до разделенной Церкви  имеет колоссальное почитание: знают Святителя Николая и обращаются к нему за помощью в инославном мире -  в буддистской, синтоистской Японии, в Индии, арабском мусульманском мире. Значение имени «победитель народов» полностью оправдывается св. Николаем Чудотворцем.

Достигнув глубокой старости, Святитель Николай мирно отошел ко Господу в 342 году. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви, и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где  находятся и поныне. Значение и величие Святителя Николая заключается в том, что он преодолел и преодолевает  границы времени и пространства, помогая каждому человеку,  который к нему обращается.

В Псковской епархии самое большое количество храмов сооружено во имя  святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Как говорит настоятель Никольского храма села Паниковичи (Печерский район), иеромонах Иннокентий (Селезнев), «несомненно, существует связь святого, в чье имя сооружен храм, и служением священника в храме и на приходе. Святитель явно помогает». Отец Иннокентий также сказал: «В истории остаются имена только тех, кто созидал. Творчество - это одно из божьих свойств в человеке. Даже, если человек будет просто добрым, отзывчивым и заботливым, его будут помнить несколько поколений. Святитель Николай жил более полторы тысячи лет назад, а его до сих пор помнят и любят,  потому что он был таким, что нельзя забыть. Рушились цивилизации, рушилось все, а имя этого человека по сей день живо, и многие русские люди, даже не знают, что Святитель - не русский. Некоторые  не знают, что он - епископ Мир Ликийских, что является ревностным защитником чистоты Православной веры, но его любят и  на его помощь надеются. Очень важно оставить по себе добрую память».

Святая Равноапостольная  Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм Святителя Николая в Киеве. В Пскове несколько древних храмов, посвященных Святителю: Николы со Усохи, Николы от Торгу, Николы от Каменной ограды, Никольский храм в Любятове.

Святитель Николай  - поистине свет миру и соль земли, и житие его было светло. Чудотворца Николая почитают, как покровителя всех странствующих на суше и на море. Он - грозный «наказатель обидимых» и «скорый помощниче и преславный Чудотворче».

Тропарь:

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае моли Христа Бога спастися душам нашим».

 

«На приходе очень явно ощущаешь близость Господа».

Перед празднованием святителю Николаю  информационная служба Псковской епархия побывала на сельском приходе, в гостях у настоятеля Никольского храма в Паниковичах (Печерский округ) иеромонаха Иннокентия (Селезнева).  Никольский храм скромный, но ухоженный, уютный, в нем хорошо молиться. У нас состоялся большой разговор с отцом Иннокентием, но сейчас мы представляем материал непосредственно о приходе в Паниковичах. Отца Иннокентия на приходе называют «батей», хотя он меньше всего похож на патриархального батюшку, значит, люди священнику доверяют. Интервью с ним будет опубликовано отдельно на нашем епархиальном сайте в разделе «Интервью с духовенством»

 Отец Иннокентий: Наш Никольский храм переделан из сторожки в послевоенное время. Раньше  в селе был колхоз, а сейчас живут люди, кто как может и умеет, хорошие, нормальные люди, отзывчивые. Отнесись к ним по-человечески, и они твою доброту будут помнить всю жизнь. Распорядок богослужений в нашем храме такой: в субботу служим Литургию и акафист Божьей Матери, всенощное бдение, в воскресение Божественная  Литургия, в четверг - Литургия и акафист святителю Николаю. Всегда служим в праздники. Служу один, помогает в алтаре Володя, а в храме мой помощник Андрюша.

Не у всех есть такой молодой клирос на деревенском приходе, где, как правило, поют бабушки, откуда певчие, батюшка?

Певчие взяли на себя такой подвиг, приезжают из Печер в Паниковичи. Знаете, как в Евангелии сказано, «сад, который не Отец Мой насадил искоренится». Поэтому, если Господь наш насаждает, то кто искоренит? Никто, никого не зовет, приходят сами и остаются. Оплачивает транспорт для певчих наш благодетель, приходские деньги  мы на это не тратим. Наш клир - это регент Зоя, Нина, Валентина Николаевна, Валя, Андрюша Селезнев, Володя, Людмила, Татьяна Григорьевна - моя верная помощница из Пскова, Тамара.

Вы строите новый каменный храм, но в Паниковичах крепкий храм, ухоженный вашими трудами и прихожанами, зачем еще нужна стройка?

На этот вопрос можно ответить, заходя издалека. Для чего в храме должно быть красиво? У нас есть шесть чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и т.д. и так устроено в Церкви мудро, что церковное богослужение влияет на все  эти чувства. И на зрение и на обоняние, и на осязание, и человек полностью вовлекается в атмосферу богослужения, не только духовно, но и физически. В храме должно быть благолепно, чтобы благолепие храма напоминало нам о благолепии Царствия Небесного. Иконы - о  присутствии Божией Матери, Ангелов, святых...Это все нам в напоминание,  в каком  небесном окружении мы находимся, чтобы мы сосредоточились на молитве максимально.

Внешний облик храма и внутренний - это напоминание о красоте и гармонии Царствия Небесного, поэтому настоятели так беспокоятся о храмовом благолепии. Наш Никольский храм, действительно, хороший, мы старались, чтобы он был таким, но мы строим новый храм, потому что я надеюсь, что Россия заканчивается не нас. А этот деревянный храм дольше нас не проживет, он уже старенький.

 

Я оптимист и уверен, что после нас еще люди будут жить, и им нужен будет храм, поэтому нужно сделать его хорошо, чтобы мне не было стыдно перед народом, новый храм нужно строить по каноническим архитектурным и церковным законам. Наш нынешний храм перестроен из сторожки, и освящен во имя святителя Николая Мирликийского, с которым у настоятеля храма есть невидимая духовная связь, и я ощущаю помощь от этого святого, как ее ощущает  любой священник, любой верующий человек. У нас на приходе многое происходит, благодаря молитвенной помощи святителя Николая. Стройку храма мы начали - ни копейки не было, но проект заказали, взяли кредит. Как на колокола несколько лет назад,  занял деньги, чтобы  начали выполнять заказ, а потом пошел искать деньги, а колокола уже отливают...Я совершенно уверен, что Бог позаботится о богоугодном деле. Если бы я себе строил личный дом, был бы риск, а если делается для Церкви, я знаю, что святитель Николай позаботится ради храма.

Колокола хорошо звучат, радостно, будто и не постовой звон, отец Иннокентий?

Звонит Зоя, а она только так умеет. У нас воронежские колокола, и я вызывал человека с Воронежа, чтобы он записал звучание наших старых трех колоколов, он записал, и уже под них они отливали колокола, которые должны были звучать, как наши старые. Раньше они такой работой не занимались, отливали комплекты колоколов, а на нашу колокольню пришлось потрудиться, поэкспериментировать. На колокольне колокол XYI века времени Ивана Грозного, на нем это написано, он имеет сколы, в него, может, и стреляли, или осколки попадали. В Паниковичах людей живет около 300 человек, и на новые колокола мы собрали на приходе две тысячи рублей, а набор колоколов стоит 150 тысяч, но с Божьей помощью нашлись и еще деньги. Я предложил народу поучаствовать в сборе средств на литье колоколов, чтобы они почувствовали свою причастность к этому доброму делу. Знаете, как говорил митрополит Антоний Сурожский, по смыслу: прежде, чем стать монахом, надо стать христианином, а прежде, чем стать христианином, надо стать приличным человеком. У нас немного другая ситуация, нам христианам, надо попытаться стать хотя бы приличными людьми.

Отец Иннокентий, священники любят цитировать митрополита Антония, его авторитет среди наших православных непререкаем, почему?

Я много почерпнул у митрополита Антония Сурожского, по крайней мере, теоретически, а практическое освоение - это вся жизнь. Думаю, его читают, прежде всего, потому, что это часть святоотеческого наследия, а Митрополит является образцом отношения к жизни, к служению, к людям. Пастырь - слуга, а не господин, не владыка, он должен служить не только в смысле богослужения, но и послужить людям, а это значит пожертвовать собой, своим временем, своими силами, своим  вниманием. Пожертвовать для людей, для какого-то дела общего дела, тогда это пастырское служение. Вот таким примером пастырства для меня является митрополит Антоний Сурожский.

Благополучие прихода от чего зависит?

Зависит от отношения священника к своему служению как таковому, если есть благоговейное служение, и священник понимает его как служение Богу и по воле Божьей. В моей пастырской жизни хватает сложностей, священники  - люди ранимые, они готовы отдать себя на служение людям, да вот только люди такие есть не всегда. Зато здесь на приходе очень явно ощущаешь близость Господа. Ты понимаешь, что, если это никому не нужно, то Богу это нужно. Здесь ощущается особый Промысл Божий, и для меня это важно, я этим живу и этому рад.

 Никольский храм в Паниковичах

Храм деревяный, однопрестольный построен в 1945 году. Деревянная звоница стоит отдельно от храма. Храм с момента с момента построения не перестраивался.

Крестопоклонная неделя

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать в Троицком Кафедральном Соборе : 10 марта - Всенощное бдение, 11 марта - Божественную Литургию .

Есть три недели в Великом посту, которые носят особенный характер, и в эти дни православные сугубо постятся: первая седмица поста, Крестопоклонная и Страстная.

В третье воскресение Великого поста 11 марта в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень для поклонения, до пятницы.

Один известный священник говорил о Кресте следующее: Нужно быть христианином, а не числиться. Бытие Христово осуществляется через Крест, нужно взять свой Крест и следовать за Христом. Но мы боимся Креста, и поэтому у нас нет бытия, нет жизни, но есть существование и прозябание. Кто берет Крест, тот не обольщается и не боится. Крест - оружие спасения.

Иеромонах Иннокентий, настоятель Никольского храма в Паниковичах о событии:

«Пост заставляет мобилизовать все силы. Крестопоклонная неделя - это середина поста. Человек не привык к подвигу, привык расслабляться, и в призывах современных средств массовой информации мы это постоянно слышим. Первую неделю поста можно продержаться, а на вторую неделю обычно говорят - пост закончился, теперь можно расслабиться.

Пошла вторая неделя, пошла третья неделя поста, и если человек старается все эти недели себя держать, как должно в посте, держать свои эмоции, свои желания: не смотреть телевизор, ничего не читать, но не смотреть телевизор можно только тогда, когда его нет дома – это скажет любой.

Если телевизор дома есть, он заставит тебя, себя включить. Часто бывает, когда человек несет пост и терпит, начинает подступать уныние. Очень тяжело и физически, и духовно, сильная раздражительность, слабость, усталость, вялость. Человек начинает унывать и возникает желание отдохнуть. Для того, чтобы подкрепить верующих людей Церковь установила Крестопоклонную седмицу. Еще и еще раз давайте, братия и сестры, соберем все свои силы, соберем все свои стремления – и для этого есть крест. Когда верующему человеку тяжело: приходят боль, беда, горе, он посмотрит на крест и понимает, что претерпевал Иисус Христос как человек, а это не стоит рядом с теми страданиями, которые претерпеваем мы.

Поэтому святые отцы и говорят: тебе скорбно, вспомни скорбь скорбящих, которые пребывают в пленении, в тяжелых работах, в болезнях, и твоя скорбь не будет такой страшной. Зачастую страшна не скорбь, а страшно наше переживание этой скорби.

Для того, чтобы поддержать постящихся, дать некий прилив религиозных сил в посту – для этого в это воскресение, Крестопоклонную Неделю, выносится торжественно в центр храма крест с пением: Святый Боже! Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! Сами песнопения воздействуют на душу и вдохновляют ее. Известно, повседневные будни стирают духовные ощущения очень быстро, поэтому вдохновение необходимо, и чтобы вдохновить людей выносится крест. Я сам по себе знаю, как это важно.

Когда проходят поклонения кресту, поются очень глубокие стихиры, и человек начинает подниматься своей душой, начинает ощущать силы, которые Господь дает нам. Но дается только просящим: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11, 9) Но вопрос – то в том, что мы не должны просить обычного. В Евангелии сказано: и дастся Духа Святаго, просящему в него. Когда мы просим силы, терпения – и дается. Но это для тех, кто постится и стремится к Богу.

У человека, который не соблюдает пост, не будет подобных ощущений и религиозных переживаний. Как мы помним, в 33 Псалме пророк Давид почти три тысячи лет назад сказал: «Вкусите и видите яко благ Господь». Вкусите - опытно почувствуйте, опытно познайте Бога. Если опытно не почувствовать Бога, не познать Его, не ощутить своей душой, как Господь участвует в моей жизни, то религии или соединения, воссоединения с Богом не происходит. Поэтому, если религия остается на уровне традиции, когда человек знает, что есть пост и надо поститься, а в Крестопоклонную Неделю прийти и поклониться – это мало, что дает.

В пост Церковь накладывает на верующего такие рамки, которые не позволяют нам жить радостями этой жизни. На празднике этой жизни мы становимся на время чужими, а когда наступит Пасха, то мы все наверстаем - если так рассуждать о посте, как о простом ограничении, не будет плодов поста. Как хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский, пост- это путь. Путь к Пасхе. На пути нужно много средств, чтобы провести его безопасно и чтобы дойти до цели.

Если не проводить пост как положено, то плодов не будет. Мало не вкушать скоромную пищу, надо всегда понимать главную сторону поста: пост заключается не в том, что мы сдерживаем себя от той или иной пищи, а в том, что мы учим себя воздержанию: я воздерживаюсь не только от майонеза, но и от вкуса майонеза. Я воздерживаюсь не только от мяса, но и от вкуса мяса и его запаха и т.п. Моя задача сдержать себя не от продукта, а от желания этого продукта. Желание воздержаться от того, к чему привык: Я люблю рыбу, и воздержание от рыбы для меня Великий пост. Я не люблю мясо, я не люблю молоко, и есть оно или нет - для меня разницы никакой нет. Если человек отказывается от того, без чего жить не может, к чему привык – наступает момент воздержания, наступает пост.

Святые отцы учат, что пост должен быть постоянным. Пост, как воздержание от чрезмерности. Поэтому церковные люди вкушают так, чтобы в желудке оставалось ощущение голода. Чрезмерная, монашеская строгость в пост возможна, когда человек здоров, и на строгий пост нужна собственная рассудительность и благословение духовника. Важно понять, что пост – это когда я отказываюсь от приятного, к чему привык.

Протоиерей Александр Шмеман дал замечательный образ: Что еще называется словом «пост»? Солдат, стоящий на посту. Человек что-то охраняющий. И мы стоим на страже своей души. Если мы не стоим на страже своей души, а только воздерживаемся от какой-то еды, то пост отсутствует, мы не получаем должных плодов, мы ничему не научились. Если я стараюсь сдержать себя от еды, то я более легко буду воздерживать себя и от раздражения, от гнева, то есть буду делать то, что мне доступно, то, что могу делать. Как говорит Христос: «в малом был верен - над многим тебя поставлю» (Мф.25, 21).

Святые отцы говорят «малое» – это то, что мы можем, иначе: я могу сделать, а могу и не сделать, взять или не взять, съесть или не съесть…. Когда есть выбор и я имею силу выбрать – это и есть момент подвига. Если человек находится в пристрастии, и один вид, например, еды его повергает, и он ест, или пьет алкоголь – то лучше ему это не показывать, он держится, отказывается, пока этого не видит. Здесь нет выбора, здесь уже страсть - человек порабощен: кто кому служит, тот тому и раб. «Всяк творящий грех, раб есть греха» (Ин. 15,14) – это мы знаем по себе, когда мы в гневе, в раздражении, когда у нас злопамятность, недовольство….

Поэтому, не научившись сдерживать себя в том, в чем мы можем, мы никогда не сдержим себя в том, в чем мы не можем себя сдержать. Обычно мы говорим: Простите, но я такой! Простите, я грешный. Все мы грешные, но нужно определиться: ты христианин, или не христианин. Если ты христианин, то нет оправданий. Христианин – это тот, который способен на жертву.

Почему в Православии уделяется такое важное место страданию? Замечу, есть разница между страданием в Православии и католицизме. В католицизме есть понятие сострастие, то есть соучастие в Христовых страстях. Благочестие в католицизме, высшая идея заключается в том, чтобы сострадать Христовым страстям, поэтому возникает стигматика, экзальтация. В Православии такого нет. Христос сказал: «кто любит Меня, заповеди Мои соблюдает» (Ин.14,21). Не тот, который состраждет, сострадать - это не человеческая мера, поэтому сострадания не должно быть. Пришел Бог и сделал то, что надлежало сделать ради нас.

Когда мы взираем на Крест Христов, когда мы рассуждаем о страдании, о страстях Христа, мы сознаем величину того, что сделано Им ради нас. Мы сделать этого не можем, даже думать об этом не стоит, здесь главное - самопожертвование, отдать себя на смерть. И когда мы говорим о кресте, то всегда говорим о страдании и крестоношении – это и есть святоотеческое понимание православной жизни, которая заключается в крестоношении. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал такие слова: «Страдания нам Господь посылает для того, чтобы с полной ясностью проявилась наша любовь к Богу».

Веришь ли ты, что это пришло от Бога? Ты веришь, человек, что Бог тебя любит? Ты веришь, что Он знает, что тебе полезно сейчас? Доверься Ему. Готов ли ты Ему довериться, или нет? Когда жизнь христианина протекает в плоскости не традиции, не обрядов, не привычек, а живой связи с живым Богом, когда сердце человеческое обращается к Богу, оно чувствует, что Господь рядом. Господи, помилуй! Это не слова, а обращение к Кому-то, и Он это слышит, Он здесь, и мы сейчас с вами говорим о Нем, а Он стоит рядом.

Он находится рядом, и ощущение живого Бога, Его присутствие - самое главное, что может быть в религиозной жизни. Если этого нет, то никакая молитва, никакие посты, никакое хождение в церковь не будут иметь смысла, они только как ступеньки на пути к Богу. Если человек этим себя ограничил, тогда нет живой связи. Как священник служит в храме и начинает однажды ощущать, что его служение превращается где-то в привычку, а произнесенные слова, возгласы, ектеньи проходят как текст, а не как живые обращения. Священник, искренне верующий в Бога, это ощутит, заметит и остановит.

Остановит обязательно, потому что невозможно служить вслепую, делая какие-то привычные действия и произнося привычные слова, когда идет возглас или прошение без насыщенности, когда в этом нет никакой жизни. Подумай сам, если ты себя не слышишь, то, как Бог тебя услышит? Когда мы говорим: «Друг друга, и весь живот свой Христу Богу предадим!» Мы это слышим, а что это – непонятно. Это призыв: человек, отдай себя в руки Божьи! Зачастую, путь, которым идет человек, это путь, которым его ведет Бог. На этом пути мы падаем, переживаем беды и скорби, но Бог ведет человека.

Мы же можем помочь, по-человечески, поддержать его, подать ему руку помощи, но путь спасения пройдет он сам, и ты никогда не поставишь другого человека на путь спасения, но сможешь поддержать на этом пути. Надо понять и ощутить, что Бог участвует не только в моей жизни, но и каждого человека, каждого.

Обратиться к Богу напрямую может каждый человек вне всяких рамок, другое дело, что он не знает, кто такой Бог, не знает догматов, канонов, правил, не знает ничего, но знает одно, что есть Бог и есть он, и Бог о нем заботится. На обращение любого африканского человека в пустыне, если он обратится к Богу: «Господи, помилуй! Дай, Господи, Тебя познать!» - Господь всегда откликнется на просьбу. Любой человек для Бога ценен. Заблуждающиеся вызывают скорбь и страдание, но у Бога по отношению к человечеству всегда любовь. Святитель Климент сказал: «Господь любит всех, а особенно нас». Мы это часто забываем.

Крест Христов, если можно так сказать современным языком, декларация любви человека к Богу. Господь показал, как Он относится к человеку: с любовью до смерти. Нам это важно потому, чтобы понять, что жизнь христианина заключается в отношении к ближним людям. Как говорят святые отцы: «спасение человека через человека». Поэтому мы не можем любить Бога, а ближнего ненавидеть, как говорит Иоанн Богослов. Пребывающий в любви, пребывает в Боге, если ты не любишь брата - ты не можешь любить Бога. Все упирается в одно – в отношение к близким.

Но в нас отсутствует понятие культуры, понятие деликатности, поэтому, как говорит Антоний Сурожский: «прежде, чем стать христианином, надо стать приличным человеком». А мы, зачастую, пытаемся стать христианами, но не собираемся становиться приличными людьми. Стать христианином и не быть просто человеком, который с уважением относится к ближнему, не ставит себя выше кого-то – это опасно.

Если мы постимся, мы вскапываем землю нашего сердца, но если мы ничего в нее не посадим, там заведется все, что угодно. Земля вспахана, удобрена, как наше сердце удобрено постом и молитвой, но что мы туда посадили? Там начинает расти бурьян: гордость, самомнение и все, что с этим связано. Поэтому, прежде всего, страдания, Крест Христов должны нас обратить к любви и милосердию, к жертвенности. Особенно сейчас, когда все раздражены, все чем – то недовольны, у всех какие-то претензии друг к другу – потерпите это.

Как сказал Апостол Павел, «немощи друг друга носите, и так исполните Закон Христов» (Гал. 6,2). Очень простой путь: потерпите своего мужа и свою жену, не очень хорошее поведение своих детей, потерпите, сохраните мир в сердце. Если есть мир в сердце – там пребывает Бог. А если не мир, там пребывает противник Бога, значит, демоническая сила проникла в твое сердце. Мы ведь боремся с грехом, как со связью с демонической силой. Это не значит, что в человека вселилась демоническая сила, но, делая тот или иной грех, впадая в ту или иную страсть, грех укрепляется, и ты находишься как на цепи.

А Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин, 8,30). Для многих это странно: какими свободными? Евреи говорят, а мы свободные люди, мы рождены от Авраама, и никогда и никому не служили. Они не поняли, о чем речь. «Творящий грех – раб есть греха» - вот в чем проблема. И многие из нас не помогут понять, что главная задача спасения человека – освобождение от греха, обретение духовной свободы.

И человек, который исповедуется, искренне раскаиваясь, эту свободу ощущает. Человек и так страдает из-за того, что он совершил, но вместо того, чтобы наказать, Господь поступает не как человек, а как Бог. Он не наказывает, Он ту скорбь, которая есть в человеке, покрывает любовью. Это все узнается на опыте. Бог стучит в наше сердце – только открой. Но без нашего разрешения Бог не войдет в наше сердце. Бог деликатен.

Поэтому, видя страдания Христа, взирая, как Христос пострадал и отдал Себя в жертву, мы видим образец: жертвуйте собой, жертвуйте своими амбициями, своими желаниями, всем из-за чего возникают конфликты, и будет мир между вами. Но, если нет мира, если сделали все возможное, то ты не виноват в этом, и Господь за твое смирение и терпение вознаградит тебя тем, что не купишь за деньги – мир душевный. Невозможно купить духовные блага. Можно увидеть наших старцев, которые прожили такую тяжелую жизнь, период гонений, прошли концлагеря – они светятся, они несут людям свет – «в глазах юноши - огонь, в глазах старцев – свет». Когда человек молод, у него все горит, все полыхает, но в возрасте зрелости должен быть свет, который греет окружающих людей. Это возможно только, когда человек способен на жертву.

Отношение православных к кресту четко и строго: крест имеет силу, когда мы в него верим, когда мы крестимся с верой, когда мы благословляем свой путь с верой в Бога, тогда имеется и сила в этом кресте. Крест – не украшение, не талисман, и если нет веры к кресту, никакой крест тебя не спасет. Крест – сила моей веры, и я ношу крест на груди, в своем сердце, значит, во мне есть вера в Того, Кто распят на этом кресте».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11