РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Неделя четвертая Великого поста Иоанна Лествичника.
18-05-2007


18 марта 2007 год.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.

«Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: безпристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость.

Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей - веры, надежды и любви.

Иеромонах Марк (Спасо-Преображенский монастырь) о «Лествице»:

«Лествица преподобного Иоанна Лествичника - учебник духовный не только для монашествующих. Почему особенно и ублажается Иоанн Лествичник в Церкви Православной во время поста, потому что он создал стройное последовательно учение о духовном возрастании для каждого человека, и уподобил образно и живописно это возрастание подъему по лестнице.

Каждую добродетель он расположил на определенном уровне, в Лествице указано 30 добродетелей христианских, описанных четко и ясно. Он дал возможность людям, и, живущим в миру, и монашествующим, понять, как достичь духовного совершенства, какие шаги нужно предпринять для этого, какие препятствия преодолеть, чтобы совершить подъем. Это так подробно описано, что каждый человек может найти для себя индивидуальное толкование, индивидуальное указание и совет для его жизненных обстоятельств.

Все живут в разных условиях, даже монашествующие, которые находятся в одном чине – ангельском, но кто-то живет в большом монастыре, кто-то в маленьком, кто-то в тайге, в затворе…Так же и для мирских людей, живущих в разных условиях, Лествица помогает понять какие надо предпринять шаги для того, чтобы из ветхого человека переродится в нового, небесного человека, стать гражданином Неба.

Память Иоанна Лествичника празднуется во время поста не только потому, что он дал подробное руководство к духовному возрастанию, но он еще своей подвижнической жизнью дал понятие среднего, «царского пути». Если мы будем указывать и определять жесткие рамки в духовном делании – это не возымеет спасительного действия. Мы все восходим в разных обстоятельствах жизни, и мы все начинаем восхождение с разных «точек отсчета».

На этом пути человек всегда будет сталкиваться с препятствиями: у кого-то семья, у кого-то ее нет, но есть сложная выматывающая работа и т.п. И вот Иоанн Лествичник дал нам руководство, как пойти по царскому пути с нашим индивидуальным личным опытом. Он нам дал возвышенные образцы духовного подвижничества, описывая различные монастыри и подвиги монашествующих, которые, в прямом смысле, распинали себя, лишая и пищи, и сна.

Но, как свидетельствует описание жизни самого Иоанна Лествичника, он, хотя и был подвижником, но подвиг его был заключен в царском пути. В Синаксаре написано как Иоанн Лествичник «едяша убо вся яже непорочно предстояху заповеди, но умерено зело и всем гордости рог сломляя все премудро».

То есть он вкушал все, что не препятствовало монашеской заповеди, что положено по уставу, по правилам – «едяша убо вся», но «умерено зело». Он выбрал свою меру. Он не лежал на земле, как многие, зато сильно смирялся, он не проводил ночи без сна, но спал так, чтобы сохранить какие-то необходимые силы для молитвы. Для нас это важно, потому что мы можем эти духовные советы применить к своей жизни.

Мы знаем высокие духовные подвиги святых, но в то же время, мы можем избрать из них для себя все то, что доступно нам и в наших условиях. Наш мир иной, и физические силы у нас другие, у каждого свой опыт. Если взять пример дореволюционной православной России, в ней большая часть народа была приобщена к церковной жизни, а мы сейчас в последние времена, имеем очень разный духовный опыт: кто-то начинает приходить в церковь смолоду, кто-то прожил всю жизнь и только идет к Богу, разные у всех духовные и физические силы.

Собственно, физических сил мы и не имеем. Динамика современной жизни, осмелюсь сказать, античеловечна, ее ритм, ее законы разрушают человеческую психику. Я замечаю, как приезжают к нам из больших городов люди помолиться, а на Псковской земле необычная духовная атмосфера, вижу, как они приходят в себя, прожив несколько дней, и начинают чего-то понимать и чувствовать. Преподобный показывает всем нам, как идти, как выбрать верную для себя, правильную дорогу, чтобы не сломаться духовно, не переоценить свои силы. У каждого своя мера и свой подвиг духовного возрастания».

Святой Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он получил хорошее образование, но оставил мир и шестнадцатилетним юношей вступил в Синайскую обитель, где на двадцатом году жизни был пострижен в монашество старцем Мартирием. Святой Иоанн прожил со своим старцем в полном послушании девятнадцать лет. Жизнеописатель преподобного Иоанна, раифский монах Даниил, говорит, что святой Иоанн, будучи шестнадцатилетним юношей, телом взошел на Синайскую гору, а душой - на гору Небесную.

По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны.

Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг - вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами. После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители.

Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: «Откуда этот отрок и кто постриг его?» Мартирий отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Тогда сказал Анастасий: «Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?» В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку.

Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену».

Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал «Лествицу».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11