РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Никольский собор. Старый Изборск
04-09-2009


Изборск – Дом Николая Чудотворца.

Изборск – один из первых городов, появившихся на Русской земле боле тысячи лет тому назад. Известно предание о том, как призвали варягов на Русскую землю «правити и володети», потому что не было мира. Изборск изначально определялся как первый Дом святителя Николая Мирликийского на Русской земле.

Непобедимость русского оружия и крепость стен самого западного города Руси оставались, прежде всего, заслугой молитвенника и помощника в защите от врага – святого Николая Чудотворца.

Изборск в летописях упомянут в 862 году, он древнее Пскова (903г.), чуть моложе Великого Новгорода (859г.), а некоторые считают, что он старше Киева. Когда пришли варяги княжить на Русь со своими дружинами три брата - Рюрик, Синеус и Трувор осели на житие в Ладоге, Белоозере и Изборске, но жили тут всегда славянские племена. Городище, на котором было основано Трувором первое поселение в Изборске и построена деревянная крепость, до сих пор носит имя Труворово городище.

К XIV веку город значительно разросся, и укрепления были перенесены на соседнюю возвышенность - Жеравью гору, находящуюся в 1,5 км к югу от Труворова городища.

Первая крепость на Жеравьей горе была деревянной и, простояв 27 лет, в 1330 году была, заменена каменной – «стену учиниша каменну и рвы изрыша под градом».

Новый Изборск неоднократно подвергался осадам, в 1323, 1341, 1349, 1361, 1480, но ни разу не был захвачен врагами. Завоевателей, приходившие на северо-запад Руси, встречали стены Изборской крепости, осаждали их часто, но безуспешно. Еще в XIV веке Изборск называли «железным городом», отмечая высокие оборонительные достоинства крепости.

Крепость неоднократно модернизировалась, продолжая оставаться действующей крепостью и в XVI веке, после присоединения Пскова к Москве (1510 г.). Каменный Изборск – памятник нерегулярной фортификации XIV - XV веков, являет собой классическую крепость с односторонней обороной, настолько совершенную в тех природных условиях, что ее даже не перестраивали серьезно в начале XVI века, как многие другие крепости северо-запада.

Ныне – это уникальный памятник крепостного оборонительного зодчества, который сохраняет особенности фортификации XIY-XY вв.

Первый храм св. Николая был построен в крепости на Труворовом городище, и сейчас там стоит Никольская церковь (1682г.). При перенесении крепости на Жеравью гору тоже построили Никольскую церковь в 1341 году, которая с 1589 года становится Никольским Собором, в XYII столетии к Собору был пристроен придел по имя Преображения Господня. Колокольня храма двухъярусная, построена в 1849 году. Никольский собор стоит в центре крепости, в котором более двадцати лет служит настоятелем протоиерей Алексий Лопухин.

Отец Алексий рассказывает: «Изборск – Дом святителя Николая, центральный храм освящен в честь св. Николая Мирликийского. Еще на древнем Труворовом городище в Изборске был построен Никольский храм, потом, когда крепость «перенесли» на Жеравью гору, построили здесь крепостные укрепления, так называемого нерегулярного плана, до артиллерийского, и в крепости тоже построили собор во имя св. Николая. Вот так изборяне и живут под покровом Божией Матери Корсунской (17 в.) и святителя Николая.

Святителя Николая почитает весь христианский мир, не только православные. Этот святой более всех по благодати Божьей откликается на нужды людей. У него и прозвание в народе Николай Угодник. Наша Церковь знает много чудес, совершаемых по молитвам св. Николая, он самый открытый святой, даже для язычников, если они обращаются к нему в трудные минуты жизни, святитель всегда помогает.

Те святые угодники Божии, кто освящен пред Богом и кого Господь избрал для того, чтобы молились за нас, для верующих людей они не только образцы, учителя, но и милостивые ходатаи, как святитель Николай, к которому очень часто прибегают за помощью, не сомневаясь. И получают от него благодатную помощь, которая всегда чувствуется. Все, что связано с Богом, со спасением, для нас является святым, но возможно, Святитель лучше слышит наши нужды и ближе к нам, много помогает людям, поэтому и больше любим в народе.

Он помогает и в обычной жизни, и путешествующим, и военным, и мореплавателям, даже когда мы просто из дома выходим, просим у него благословение: «Святитель Николае, благослови!» Нигде такого нет, только у нас в России, один день в неделе в нашей Церкви – четверг - посвящен Святителю. Мы православные и имеем живой контакт с Богом, с Его святыми, в том числе, со святителем Николаем Мирликийским. Этим мы живем и этим движемся - благодатью Божьей и молитвами святых угодников.

Территория Изборска с 20- года и до 1940-го отошла Эстонии, поэтому Никольский храм сохранился благодатью Божией и никогда не закрывался. Во время войны немцы хотели колокола взять, но народ отстоял колокола, так же и в 60-е годы, когда при Хрущеве храм хотели закрыть – народ не дал. Изборяне, когда надо собраться во время испытаний, были вместе, несмотря на то, что они довольно особенные люди.

Псковский народ самостийный, ежистый. Видимо, сказалась на формирование характера пограничная судьба земли: враг постоянно осаждал эти западные, изборские земли, поэтому и приходилось обороняться, «ежиться», отсюда тоже мало доверия к людям.

Я на этом приходе служу уже 21 год, а попал сюда удивительным образом. Учился в Питере, закончил там Семинарию, Академию, моя супруга тоже ленинградка, художник –модельер. Мы странствовали с родителями в поисках Бога, людьми мы были обыкновенными, но искать Бога стал мой старший брат (игумен Венедикт), и нас привел, всю семью. Папа мой был партийным человеком, и только через страдания, через заключения пришлось выйти из этой организации, и удивительным образом Господь совершал наши странствия к Себе ближе.

Старец Таврион, он жил под Елгавой, благословил меня на священство, я вроде об этом и не думал. Однажды приехали на Страстную к нему, он мне говорит: «Тебе надо в Семинарию идти. – Да я не готов, батюшка, – говорю. – Армию отслужил? – Отслужил.- Значит, готов. Иди». Поступил в Семинарию сразу во второй класс по Промыслу Божьему.

Пришел в Семинарию, не думая об учебе, а для меня там все оказалось родным, как будто я здесь не в первый раз. Когда мы учились, учебных Духовных заведений было мало, и была такая шутка: Москва (Загорск) молится, Питер учится, а Одесса работает. Было такое разделение. Помню прекрасного преподавателя Догматики Ливерия Воронова, преподавали нам многие из пострадавших за Христа.

Когда учился в Академии, служил под Новгородом, местечко Курицко называется, церковь Успения. Мои родители после долгих странствий перебрались в Печеры, к монастырю поближе, мы заехали в Изборск, и батюшка изборский Василий Роговский мне сказал: «Отец Алексий, мы тебя ждем в Изборске». Я говорю: «У меня и планы другие». Но после трех лет моей службы в Курицко, они меня дождались в Изборске. Направил меня туда наш Владыка Иоанн (Разумов), Царство ему Небесное.

А рукополагался я в Семинарии, Академии – там есть храм св. Иоанна Богослова, рукополагал Митрополит Кирилл, тогда Архиепископ, отец Ректор. Духовную академию закончил в 1985 году, служил в Изборске, был благочинным Печерского округа, поэтому перевели в Печеры в церковь Сорока мучеников, но изборяне выпросили меня обратно, так вот я уже здесь, на приходе, двадцать один год.

Грех становится сейчас более скучным: внешняя свобода дает свободу грешить, особенно молодежи. Один из митрополитов нашей Церкви Православной за рубежом, в одной из статей писал, что на Россию, наверное, для того нахлынули тучи, чтобы молодежь современную сбить через наркотики, через разврат, через свободу греха.

У нас рядом с Изборском есть центр реабилитации наркозависимых «Камень», и мы там трудимся, окормляем эту молодежь с 1995 года, в деревне Милицы. Сейчас там около десяти человек, и моих чад вы можете видеть на службе. Иногда начинаешь роптать – ничего не получается, а вроде трудишься, стараешься, вкладываешь.

Есть и радостные моменты, правда, их по пальцам можно пересчитать, но ребята держатся. Обычно реабилитация длится три-четыре месяца, и здесь самое главное, чтобы такие молодые люди пришли к вере. Без веры невозможно искоренить недуг наркозависимости: ни традиционной медициной, ни восточной…

Без веры ничего не получится. Когда они приходят, я обычно говорю, что, если есть в вас вера, хоть немножечко, и вы хотите, но не можете избавиться от наркотиков, то мы помолимся, пособоруем, причастим, поможем, но если вы пришли для того, чтобы сменить курс лечения – вы снова вернетесь к наркотикам. К сожалению, это бывает нередко.

Наркотики бросают, но ударяются в пьянство. После реабилитации мы стараемся отправить их в монастырь на трудничество. Берет отец Спиридон из Никандровой пустыни, он мягкий, милостивый, возится с ними, хотя они часто бывают неблагодарны, и искушений много, но есть надежда, что кто-то встанет, и благодать когда-то коснется их и они вспомнят. Нельзя же так лицемерить: пребывать в храме, молиться, исповедоваться, причащаться, а потом забыть об этом совершенно. Были такие случаи – люди забывали, и умирали сразу, потому что лицемерили: причащались, а потом возвращались на прежний путь и умирали.

Приход у нас небольшой, и живем мы, в основном, за счет туристов. Полы в храме недавно постелили новые, помог председатель колхоза Вадим Николаевич, он возглавил сейчас центр «Камень», его знакомые Алексий и Сергий, пожертвовали доски для храма, мы настелили полы. На Литургии в воскресение вместе с нашими наркоманами прихожан стоит человек около тридцати, на праздники раза в два больше. На Пасху, после Литургии, у нас остались наши ребята из «Камня» вместе с начальствующими и прихожан было человек около пятидесяти.

До революции между нашими двумя храмами в Изборске Никольским и Рождества Богородицы деревни были распределены: в сторону Палкино – Рождественский приход, а Новоизборская сторона и ближе к Печерам – наши деревни. Но сейчас деревня умирает, умирают последние бабушки. Есть ли сейчас тысяча жителей в Изборске? Есть при храме Воскресная школа: дети то приходят, то нет. На праздники собирается много детишек, а вот заниматься желающих не очень много. Служим праздники, Всенощную, Литургию в воскресение.

Почитаемая храмовая святыня - икона Святителя Николая и икона Корсунской Божией Матери, у нас их несколько в храме. Корсунская икона явилась здесь в 1667 году вдовице Евдокии, есть ей житие, и акафист, составленный при Митрополите Макарии псковском, он увозил чудотворную икону во Псков, изборяне кланялись ей две недели, и жемчужную ризу для нее сделали. Но сама чудотворная икона ушла от нас еще до моего служения здесь, лукавым образом ее украли: разобрали трубу в приделе, сторож Николай слышал, что по крыше лазают, но его как связало ни рукой, ни ногой не пошевелить.

Я спрашивал нашего старца отца Иоанна (Крестьянкина), ныне покойного, почему так к святыням прикладывают руки нечестивцы, и он мне ответил: «Мира нет среди прихожан, чтобы в общем горе всех примирить иногда Господь дает такие испытания. Люди через такие страдания примирялись и спасались».

Было у нас воровство в храме: со всех икон сняли серебряные ризы, и была похищена икона св. Николая из алтаря, мы тогда печалились, молились, плакали, и через две недели на св. Александра Невского нам позвонили из милиции: нашли украденное под Новгородом. Такая была милость Божия. Копия Корсунской иконы нам подарена отцом Иоанном (Крестьянкиным), он любил приезжать к нам в храм с Владыкой Иоанном на Корсунскую помолиться. Есть еще Корсунская икона, которой молились прихожане во время войны, залетел снаряд в церковь, осколок попал в икону Божией Матери, и Она спасла людей от ран».

О павославном лагере

В сль тяжелое духовно время, когда учителями народа становится телевидение и Интернет, одной из возможностей отгородить детей от нравственного падения, является устройство православных детских садиков, православных школ и православных лагерей досуга. Семилетний опыт организации православного лагеря для детей есть у настоятеля храма св. Георгия в Камно иерея Алексея Вовченко.

С чего, батюшка, началось такое хорошее дело?
Мне колет сердце, когда я вижу детей, которые брошены на произвол, или, хуже того, растлеваются нашим государством, нашей системой образования.

Ну, более родителями, наверное?
Родители вследствие своей убогости не понимают, что делают, в отличие от государства. Их проблема как раз в том, что они не видят своего греха. Они ничего не знают про грех. И чему они могут научить? Но более меня беспокоит общество. Общество - это коллективный разум, а коллективный разум основывается на учении Церкви, и общество должно отвечать за свои действия, но оно поступает как «враг» в отношении своих детей. Сейчас идет постоянный разговор о демографической ситуации, а ведь в худшие годы Россия не имела таких проблем, как сейчас. И не из-за того, что родители плохие, а из-за того, что безнравственное общество уничтожает свой народ.

Как лагерь появился, о. Алексей?
Как? Мне неведомо. Я не думал его создавать, но получилось следующим образом: в 1997 году Владыка Евсевий назначил меня настоятелем храма Рождества Богородицы в Изборске. Храм до этого стоял закрытый, в нем часто менялись священники по причине отсутствия прихожан. Когда я начал служить - было восемь прихожан. Как-то приехали ко мне в гости ребята - скауты из Питера. Там развивалось это движение, чтобы дети могли свои силы применять на ниве доброделания. Они стали расчищать храм, убирать его, все было в страшном состоянии: крыша текла, капитального ремонта не было десятки лет. Ребяткам место очень понравилось, оно, конечно, благодатное, там когда-то Рождественский монастырь был. И Дух Святый намоленного храма хорошо отразился на детях, там, кстати, и источник еще есть, упоминаемый в летописях. Детки купались в источниках, исцелялись. Это и повлияло на организацию лагерей. Приезжали потом другие дети, школьники. Мы занимались с детьми из приюта, сиротами. Разные были опыты. А приютские дети просто здесь переживали катастрофу. Им было трудно.

Почему?
А они попадали в такие же условия, в которых, собственно и жили: руки мыть в речке, еду готовить самим на костре, спать в помещении, где дырявая крыша. А у некоторых городских детей уже заметна компьютерная зависимость. Спрашиваю: «Чего заскучали?» - «По компьютеру». Заметьте: не о маме и папе, а о компьютере скучают. Хотелось бы большей отдачи от лагерей, но она возможна только во внимании со стороны общества. Приход нищий, лагеря у нас уже семь лет, но мы не можем создать себе хорошую базу.

На что живете в лагерях?
Деньги, очень условные, платят родители на пропитание.

Кого вы принимаете? Православных?
Мы принимаем всех желающих, но ограниченное количество.

Дайте ваш телефон, батюшка, мало ли кто-то захочет отдать ребенка в ваш лагерь.
2-46-02 (Печорский район). Но я не уверен, что лагерь будет, хотя уже семь лет мы организуем эти лагеря и зимой, и летом, и весной, как получится. Условия проведения лагеря очень усложнились: старая изба, где мы жили, обветшала. Нам когда-то пожертвовала ее бабушка.

У музея же Изборского там много помещений?
Говорили, но нам никто ничего не дает.

Какие же люди у вас работают, батюшка?
Волонтеры, добровольцы, кто может, прихожане.

А в чем вы нуждаетесь?
У нас есть дом, который мы не можем завершить, у нас даже есть стройматериалы, но нам нужны строители, человека четыре. А где их взять? Там на месяц работы всего. И был бы дом. А в плане этот дом у меня - летом лагерь, а в учебном году церковно-приходская школа. И на базе этого дома учить детей традиционным ремеслам, которые встречались в сельской местности, не требующих большой оснастки. Продукция использовалась бы в жизни людей, да и не только ремесла, но и приготовление традиционной пищи. В общем, обучение традиционному укладу, укладу домостроя. Как жила Россия, пространства большие, песни широкие и раздольные. России же не было свойственно состояние опущенности, в котором она сейчас находится. Народ жил с православием, жил с любовью. И все нынешние школьные знания бесполезны сейчас, если нет любви.

А программа лагеря у Вас есть?
В основном, краеведение. Дети живут под давлением мегаполисов, и просто лишаются родины. Главная наша задача - научить детей, чтобы они знали, что такое Русь, что такое родина, что такое православие, что такое родная земля. Изучение природы, местной растительности. Мы совершаем паломничества, посещаем монастыри, были на послушании в Печерском монастыре.

Батюшка, недавно в церкви Рождества Богородицы иконы мироточили, правда ли?
Да, иконы обновились. Когда дети стали заниматься храмом, в храме началось вдруг благоухание, и никто не мог понять причины благоухания. Стали исследовать и нашли Минею для службы «Всем Святым в земле Российской просиявшим» и нашли Серапиона Изборского, а в Епархиальных ведомостях краткую справочку о том, что Серапион Изборский является основателем монастыря Пресвятой Богородицы Изборской волости на Ламех. Он был Серапион Ламский, а Ламы - ломали плиту в этих местах, и в 16 веке на этих карьерах и основали монастырь. Серапион Изборский был сподвижником Онуфрия Мальского, они подвизались вместе в Малах. И покоится святой Серапион под спудом храма Рождества Богородицы. А когда стали обновляться иконы, а они написаны во фряжской манере, огромные, я поехал на остров Залита к о.Николаю. Отец Николай сказал: «Не суетись, молитесь преподобному Серапиону, он сам все устроит». И проявились иконы, а на них изображены св. равноапостольная кн. Ольга, св. кн. Всеволод - Гавриил, наш псковский, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел, св. Параскева, образ Святой Троицы. Вот такое чудо было. Потом много икон обновлялось. Это, я думаю, связано с детским лагерем, с приездом детей. До этого храм ветшал, а с появлением детей, началась новая жизнь. Дети его чистили, приводили в порядок. И в ночь на 4 декабря 2000 года, в праздник Введение во храм Богородицы у нас в притворе обновились пять больших икон.

И в Камно тоже, где Вы, о. Алексей - настоятель храма св. Георгия?
Да. Незадолго до смерти батюшки Валентина, складень стал проявляться - появилась голова Иисуса Христа потом Иоанна Крестителя - это, оказывается, была икона Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Образ был совсем черный, и начал проявляться постепенно, чернота уходила, краски расправлялись на глазах у верующих, вышли из небытия клейма.

Говорят, много чудес будет в «последнее время», и известный богослов Алексей Осипов с опаской относится к подобным чудесным явлениям, а Ваше мнение, батюшка?
Здесь не надо делать никаких практических выводов - здесь есть факт. Это действие благодати Божией: обновляются иконы, как обновляется наша Россия. Появились деточки в храме Божием, стали молиться, и святость откликнулась на эту детскую молитву.

Переход в раздел Корсунская икона Божией Матери
Подробнее..
Переход в раздел Отпевание протоиерея Алексия Лопухина
Подробнее..
Переход в раздел В Изборске чтут память Серапиона Изборского
Подробнее..



 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11