РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
«Псковская епархия, одна из древнейших в России,
дала множество замечательных общерусских святых».
18-06-2007


Нина Владимировна Коломыцева – архивист, профессиональный и скромный человек. Как она говорит, родилась очень давно, в 1950 году, в Воронежской области, родители были строителями, а сама Нина Владимировна хотела быть архитектором-реставратором, но папа отговорил, объяснив дочери, что «не будет тебе никакой реставрации. Привезут тебе цемент, или еще какие-то стройматериалы – из этого и восстанавливай, а они не по ГОСТу, и не соответствуют нормативам, как это часто бывает. Не будешь их использовать, не закроешь табель рабочим со всеми вытекающими последствиями…» Вот и выбрала дочь историко-архивный институт.

Почему историко-архивный институт, Нина Владимировна?

Моя бабушка – уроженка Пустошки, и ее рассказы о прошлом повлияли на мой выбор, но поступила я в институт со второго раза.

Был большой конкурс?

25 человек на место. В то время был большой конкурс во ВГИК и в историко-архивный институт.

Почему?

Думаю, этот советский официоз, когда вся история начиналась с 1917 года, не устраивал тех, кто хотел знать, что там и как было до 17-го года. В то время историко-архивный институт отличался вольнодумством, а находился рядом с Кремлем на улице, названной в честь даты революции 25 октября. Были у нас преподаватели, которые давали знания не из официальных исторических источников. Был один преподаватель «Основ научного коммунизма», который имел фамилию Какунов, и мы шутили: «основы научного какунизма». Так вот он говорил нам: «Про Сталина я вам все расскажу, а про Ленина вы еще узнаете в свое время». Тогда из всех архивов изымали документы, связанные с Лениным и его семьей.

Вы сразу попали в Псковский архив после института?

Нет, направили работать в Новгород, и я там отработала тринадцать лет, но было не интересно: я занималась обработкой ведомственных современных документов, составляла описи.

Сколько лет уже в Псковском областном архиве и чем занимаетесь, Нина Владимировна?

Двадцать. Мы каталогизируем, систематизируем документы для того, чтобы раскрыть сформированное дело «изнутри», составляем картотеки, но мне нравится во всей работе составление, так называемых, указателей. Эта работа началась в 90-е годы, когда мы стали работать с дореволюционными документами. Были описи, перечень дел, а что внутри – мы не знали. Например, документы Псковской Духовной консистории, в которых идут заголовки дел, а что в них, о чем «рассказывает» дело – неизвестно. Мы просматриваем дело от первой до последней строчки и составляем указатель имен, присутствующих в этом деле.

Иногда можно проследить родственные связи определенного лица, чем занимался человек, имя которого мы фиксируем, где жил, и когда приходят исследователи в архив, нам уже не надо рыться в груде дел, мы пользуемся именным указателем, который находится в описи, и находим нужные документы. Есть указатели географические, предметные, но я предпочитаю заниматься именными. Наша задача: раскрыть «глухие» заголовки дел, которые никому ничего не говорят, чтобы человек знал, что в нем находится. Это сокращает время поиска и помогает работе исследователя. Такие задачи выполняет наш отдел научно-справочного аппарата из трех человек, которым я заведую. Это чисто архивная работа.

А по какому принципу Вы выбираете документальный фонд?

По необходимости и по восстребованности, мы систематизируем то, что пользуется спросом. Вот сейчас нужны были дореволюционные полицейские органы.

А епархиальные документы востребованы, хотя священникам особенно некогда работать в архиве?

У нас работают с епархиальными документами либо монастырские послушники, либо сами священники. Работает у нас отец Мардарий из Крыпецкого монастыря, архимандрит Тихон (Секретарев) наместник Псково-Печерского монастыря. Мы с матушкой Валерией из Снетогорского монастыря смотрели документы, необходимые для издания Псковского Синодика новомучеников первых лет советской власти, она проделала основную работу. Меня очень обрадовало издание «Псковского Синодика». Не помню, чьи слова, но со школы помню: «И невинно убиенных сила правды воскресит» - Синодик об этом.

Что представляет архив Псковской епархии?

Это фонды, начиная с Псковской Духовной консистории, органа Епархиального управления, фонды духовных правлений, благочиний, монастырей, духовных учебных заведений, но, к сожалению, они у нас в архиве не в полном объеме и далеко не все. Самые древние епархиальные документы XYIII века, Екатерининский период, Синодальные указы. Очень мало монастырских документов, что связано с 17- м годом, с советской властью, при которой подобные документы часто уничтожались, а история псковских монастырей – многовековая. Правда, в архиве хранятся древние Переписные книги Псково-Печерского монастыря XYII век, в Епархиальном фонде находится древний список XIII века «Слово о погибели Земли Русской». Отец Евгений в Озерах, где был Покровский монастырь и стоит церковь Покрова, говорил нам, что ему рассказывали местные жители, как сжигали архив монастыря и библиотеку.

Все-таки я думаю, что Церкви нашей надо не разобщёно заниматься архивными исследованиями, на энтузиазме, тем более, не все могут приехать издалека, а сообща делать работу по исследованию Епархиального архива, где можно набрать материала еще на такой же Синодик, но разрушенных церквей, и чтобы это делал каждый приход. Иначе у нас история храма теперь начинается с времени его восстановления, а если храм разрушен в 20-50- е годы XX века, то его история теряется, а это же святое место. Еще есть пожилые люди, которые что-то помнят, иначе у нас останется исторический разрыв, и мы будем судить, например, об истории 20-90- х годов по официальным документам, а эти документы лукавы. Например, сообщается, что Крыпецкий монастырь закрывали в 1923 году за контрреволюционную деятельность, а в чем она заключалась, или это был традиционный советский ярлык?

А архив дает ответ на запрос о наличии необходимых документов, если будут спрашивать приходские, и что нужно знать человеку, который собирается работать с архивными документами?

Исследователя архивных документов проинструктируют в Читальном зале, думаю, и запрос можно делать от Епархиального управления. Чем сможем - поможем.

Архив может поделиться епархиальными документами с церковным музеем нашей Епархии, или передача документов архива невозможна в принципе?

Невозможна. Но мы сможем сделать вам копии документов, «состарить» ее, если надо.

Вы делаете интересные архивные исследовательские доклады, в частности, на Александро-Невских чтениях, которые проходят при храме св. А.Невского. Это по должности?

Нет, этим я не обязана заниматься, это мой личный интерес, но мне нравится больше сама архивная работа, меня этому учили и я этим занимаюсь, переключаться на доклады и статьи приходится по необходимости, чтобы дать информацию о редком архивном материале. В нашем архиве встречается много интересного, и об этом хочется рассказать. Осенью будет отмечаться 90-летие восстановления Патриаршества, на Чтениях хотим поговорить о Патриархе Тихоне, о его последних годах жизни.

У Вас были какие – то открытия для самой себя в епархиальных документах?

Когда-то мы обрабатывали документы Псковской Духовной семинарии, и там было архивное дело с хозяйственной перепиской, и в деле попалось мне письмо будущего Патриарха Тихона, когда он был Епископом Алеутским. Он пишет в Псковскую Духовную семинарию письмо, в котором выражает свое желание в память об учебе в этом учебном заведении на свои средства учредить стипендию для бедных и способных учеников Духовной семинарии. Семинария по цепочке обратилась в Консисторию, далее в Священный Синод, последовал Указ Синода о разрешении стипендии, и эта стипендия выплачивалась псковским семинаристам. Мы публиковали этот автограф в газете с комментарием, в котором выразили надежду, что выпускникам учебных заведений хорошо бы помогать таким же образом своим учебным заведениям.

История Псковской епархии начинается с 1589 года?

Да, в 2009 году будет, может быть, не совсем круглый юбилей - 420 лет, но 400-летие мы как-то не особенно отметили, не до этого было. До 1589 году существовали Новгородская, Киевская, Московская, Владимирская епархии, а Псковской епархии не было. У нас был Владыка Новгородский, из-за чего новгородцы и псковичи часто ссорились, соперничая, потому что любви и внимания новгородского Владыки доставалось больше новгородцам, чем псковичам. Образованием Псковской епархии мы обязаны царю Борису Годунову, как и утверждением Патриаршества, велика его роль и в борьбе с католичеством. Ведь Александр Пушкин не зря интересовался этой исторической фигурой, очень неоднозначной.

Псковская епархия – одна из древнейших в России дала множество замечательных общерусских святых: Никандр Порховский пустынножитель, Ефросин Спасо-Елеазаровский, Патриарх – мученик Тихон, преподобномученик Корнилий, Илларион Псковоезерский и др. Не надо скромничать, пусть нашей Епархии 420-лет, но надо отметить, чтобы напомнить ее великую историю. История Псковской епархии – это история подвижничества, история России, жизнь русских святых. А какие Владыки были в Епархии: Феофан Прокопович, который на свои средства учил семинаристов, сформировал богословскую библиотеку, Симон Тодорский – духовник Петра и Екатерины II и др.

Мы были в Кобыльем городище, где на кладбище увидели надгробие священника церкви отца Никандра Беллавина. Фамилия Беллавин написана правильно с двумя «л», но у Патриарха Тихона не было родных братьев, кем же приходится ему отец Никандр? Надо сказать, кладбище на Кобыльем городище очень ухожено. Кстати, к этому можно добавить, что необходимы описи кладбищ, хотя бы по 1945 год, чтобы определить погребения: кто и когда похоронен на этом кладбище. Желательно с фотофиксацией, планом. Я понимаю, что священнику некогда, но, может быть, этому делу найдутся помощники - прихожане, школьники?

Хочется надеяться, что к епархиальному юбилею появятся какие-то благодетели и помогут нашим приходам, ведь в деревнях народа мало и он – бедный. Поэтому я за то, чтобы такой юбилей отметить. И, конечно, хотелось, чтобы священнослужители побольше общались с нами, с архивистами, для нашей общей пользы. Возможно, и епархиальный вестник «Благодатные Лучи» можно было бы сделать более широким тематически, что – то вроде «Епархиальных ведомостей», где были и историческая часть, и богословская, и новости приходской жизни Епархии.

Вы можете, Нина Владимировна, сказать, что Вы знаете материалы Псковского архива?

Я могу сориентироваться в архиве, но архив знать хорошо никому невозможно вообще. Если бы он был с комнату, я бы его знала и помнила, где и что есть, а у нас три этажа документов, более 500 тысяч дел.

Информационная служба Псковской епархии.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11