РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
28 мая Спасо – Елеазаровский монастырь отмечает память преподобных Ефросина и ученика его Серапиона, псковских
27-05-2009



28 мая Спасо – Елеазаровский монастырь отмечает память преподобных Ефросина и ученика его Серапиона, псковских. В этот день будет отслужена Божественная Литургия Архиерейским служением, торжественный молебен и пройдет Крестный ход.

Игумения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета рассказывает:

«Наши Преподобные строили государство, Святую Русь, имели к этому прямое отношение, были проводниками воли Божией через свое смирение. Господь так устраивает: одних ставит светильниками, которых видят все, а других скрывает от мира. Ефросин – сокрытый у Бога святой, но пребывает в великой мере благодати Божией, возможно, равной Преподобному Сергию Радонежскому.

О святом Ефросине сохранилось очень мало сведений, есть несколько неподробных вариантов его Жития. Преподобный Ефросин был младшим современником Преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Ефросин (Елеазар) родился в местечке Виделебье (1386), «видеть Бога», сто лет спустя там же родился и преподобный Никандр Псковский - на окраине западной Руси, колыбели русской государственности и русской духовности, где родились Равноапостольные Князья Ольга и Владимир, принесшие свет Православия русскому миру.

Преподобный Ефросин духом своим искал свое предназначение. Он вышел из книжной среды и стал задумываться о вопросах Литургического порядка, о Богослужебной практики Церкви, и предвидел, что это может вызвать раскол и разделение.

Он дотошно и скрупулезно вникал в вопросы Богослужебной практики, для чего подвизался в Снетогорском монастыре, где и принял постриг с именем Ефросин. Но общежитийная жизнь монастыря и правила поступления в монастырь, его духовная жизнь не понравились Ефросину.

Преподобный Сергий ратовал за подлинность монашеского жития, и эти послания из Троице - Сергиевой Лавры дошли до псковской пустыни, до Ефросина, и он, единственный, откликнулся на этот призыв: подлинность монашества есть послушание, отречение от собственной воли, жертвенность – такого делания искал Ефросин.

 


По духу он был преемником Преподобного Сергия. Восприняв его слово, преподобный Ефросин удаляется из Снетогорсокго монастыря в пустынное место, в Елеазарову пустынь, чтобы там, в пустыни, в уединении – заниматься этим духовным деланием. Собственно, он стал основателем псковского монашеского пустынножительства. Он не хотел собирать учеников, хотел остаться безвестным, его и не знали, преподобный Ефросин остался сокровенным в истории.

 


Стремление к истине привело его в Византию, как книжника, как богослова, и там он не нашел ответа на свои вопросы, но совершил для России ту миссию, которую он сам и не собирался совершить.

 


Преподобный Ефросин мыслил себя гражданином Византии - Второго Рима, поэтому и пошел туда в поисках ответов. Византия для него была светочем, государством, которое дало Россию веру, там был Патриарх, бывший Патриархом и Руси – мы были митрополией Византии, были севером Византийской империи. Преподобный Ефросин застал крушение Византии, она была завоевана турками, но там было еще много отцов, много духоносных старцев, и он получил благословение на создание своей обители, Елеазарово.

 


Патриархом Византийским ему был дан список Цареградской иконы Божией Матери, которая являлась хранительницей Рима. Так Елеазаровский монастырь получил благословение на свое основание от самого Патриарха Византийского и икону Цареградская.

 


На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя – это есть образ Духа Святаго, одной ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося.

 


В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети Божии по благодати, принимая Его Кровь и Тело в причастии.

 


Преподобный Ефросин получил в Византии сокровенно и тайно преемство от Второго Рима к Третьему. Именно ему передается благословение от Патриарха Византийского на создание обители и великая святыня Цареградская икона Божией Матери.

 


Это благословение Ефросин приносит в Россию, икона попадает не в Москву, а в Елеазарову пустынь. Когда шведы позже разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и нашу икону - святыню, река Толба тогда была полноводной, и когда они пытались выйти в устье, чтобы пройти в Псковское озеро, Господь не дал, корабли их вместе с ними затонули.

 


Так что икона не ушла из пределов России, она у нас, только на дне морском - озеро наше Псковское не простое, оно освящено этой святыней.

 


 


Есть два мнения: список иконы был дан Патриархом Византийским, а второе мнение – икона была принесена одним благочестивым богомольцем. Там, где произошла встреча братии с этой святой иконой Цареградской, забил источник – он до сих пор на этом же месте. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери.

 


После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсвятительским. Позже в память о преподобном Ефросине назван Спасо – Елеазаровским.

 


Когда вновь открылся монастырь восстанавливаться после безбожных лет запустения, первая икона, которую нам принесли, была Цареградская.

 


Ее нам передал отец Николай Гурьянов с острова Залита (Талабск), она хранилась у него сорок лет в алтаре храма, где батюшка служил, и до него хранилась там, а была написана в нашем монастыре.

 


Он нам ее передал на праздник Святителя Николая Чудотворца. Вот такое чудо: все было утрачено и разорено, а икона вернулась к нам, правда, это не тот список, который был принесен из Константинополя.

 


До сей поры Ефросин сокрыт от мира, его не знают, хотя он, возможно, равен по благодати своей Сергию Радонежскому. Преподобного Ефросина и на Псковщине мало знают, а он - родоначальник псковского монашества, пустынножительства.

 


Ему было открыто, к нему шла братия, как к преподобному Сергию, и он, возжелавший пустынножительства, пишет монастырский Устав, который ложится в основу уставов многих русских монастырей.

 


Он перерабатывает уставы византийских подвижников и пишет устав применительно к жизни северного русского края. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

 


В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев: преподобный Савва Крыпецкий, преподобный Досифей Врехнеостровский, преподобный Онуфрий Мальский, преподобный Иоаким Опочский, преподобный Илларион Гдовский, преподобный Харитон Кудинский - основатель и игумен монастыря на озере Кудине рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо – Елеазаровского монастыря Игнатий, Харлампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре.

 


Учеником преподобного Ефросина был и Серапион, который поначалу, как и учитель, хотел удалиться из монастыря, перебрался через Толбу и поранил себе ногу топором – не было ему пути из монастыря. Преподобный принял своего ученика и не укорял.

 


Ученик Ефросина преподобный Серапион Псковский был уроженцем Юрьева (Тарту), но когда там начались гонения на православную веру, бежал и подвизался в пустыне вместе с Ефросином. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и являлся умелым защитником веры православной.

 


Под окормлением Ефросина он постигал мудрость пустынного жития. Серапион принял великую схиму в 55 лет, и, приняв пост безмолвия, находился рядом с преподобным Ефросином. Постепенно вокруг преподобных стала собираться братия, и возник монастырь, который позже был назван по имени его основателя, случай редкий, Елеазаровским.

 


Ефросин построил деревянный храм в честь Трех святителей и дал монастырю скитский устав. Серапион ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецом непогребенным».

 


Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей».

 


Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 (28) мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.

 


В 1999 году вышла в свет книга Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии», где Святейший Патриарх подробно остановился на пастырской деятельности преподобного Серапиона Спасо-Елеазаровского (конец XIV- начало XV вв.).

 


Промыслительно, что монастырский старец Филофей (1465-1542гг.), как предполагают историки, тоже был учеником Ефросина. Идея Третьего Рима пришла вместе с Ефросином из Византии, но он ее не обнародовал – время не пришло, был сокровенным ее носителем и воспреемником этих тайн.

 


Если преподобный Сергий собиратель Русских земель и воссоединения их вокруг Москвы, то преподобный Ефросин восприял святыню Первого и Второго Рима и принес ее на Русь.Он был настолько духовно высок, что Господь ему эту миссию поручил – преподобный принес на Русь знамение Третьего Рима. И это тоже сокрыто в истории.

 


Долгое время Спасо-Елезаровский монастырь монастырь, населенный богословами – книжниками, был центром духовной жизни, здесь было составлено житие преподобного Ефросина, проведено редактирование 1 Псковской летописи и, возможно, переписано «Слово о полку Игореве», благодаря чему оно сохранилось в русской литературе. Все годы советской власти обитель разрушалась, на соборе Трех Святителей уже рухнул купол.

 


28 мая в 2000 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия Архиерейским служением.

 


По благословению Владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается, и молитва за мир продолжается.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11