02-07-2008
29 марта в Русской Православной Церкви - поминовение усопших, родительская суббота. В этот же день митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит всенощное бдение и чин поклонения Кресту на Неделю Крестопоклонную в Свято-Троицком Соборе.
Есть три недели в Великом посту, которые носят особенный характер, и в эти дни православные сугубо постятся: первая седмица поста, Крестопоклонная и Страстная. Третья седмица Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту для того, чтобы поддержать и укрепить постящихся. О Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим!»
Мы достигли середины Великого Поста. Известно, повседневные будни стирают духовные ощущения очень быстро, поэтому вдохновение необходимо, и чтобы вдохновить людей выносится крест. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост - это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк., 8,24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения.
Спасает нас Его крест, он сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья: «... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, - вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, - нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь...
Святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то, как он его лишился, напоминая также, что, вкушая от этого Древа, мы больше не умираем, но оживляемся...»
|