17-09-2008
Чин Погребения Плащаницы Богородицы совершили в Свято-Троицком соборе Пскова.
По традиции, ведущей свое начало с XYI века, через три дня после праздника Успения Пресвятой Богородицы - 17 августа (по старому стилю) совершается чин Погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы.
В Псково-Печерском монастыре чин Погребения совершал священноархимандрит обители Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий.
В Свято-Троицком соборе Пскова чин Погребения возглавил духовник Епархии настоятель Воскресенского храма в Орлецах протоиерей Михаил Мельник, со служащим ему духовенством Cобора и отцом настоятелем протоиереем Иоанном Мухановым. Праздник Успения Богородицы завершается на 2-й или на 3-й день особым шествием, которое называется «Чином Погребения Плащаницы Богородицы». После всенощного бдения, во время которого плащаница Богородицы лежит на середине храма, ее обносят крестным ходом вокруг храма и вносят в алтарь. Этот обряд совершается аналогично тому, который бывает в Иерусалиме, в Гефсимании на гробе Богородицы.
Вечернее богослужение с чином Погребения торжественное и величавое, когда священники обносят Плащаницу вокруг храма, а певчие медленно и одновременно четко поют Трисвятое погребального напева и появляется полное ощущение реальности погребения Пресвятой Богородицы.
Пречистая Владычица завещала Свои одежды двум бедным вдовам, которые служили Ей при жизни и просила похоронить Свое тело в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Там находилась гробница Иоакима и Анны, Ее родителей, а также Иосифа, с которым Она была обручена. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. В этой долине обычно хоронили бедных горожан.
По кончине Божией Матери от Ее благоухающего тела больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Тропарь праздника:
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души нашя.
Кондак, глас 2-й: В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
|