РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
24-09-2008


В Пскове сохранились два храма свв. братьев Космы и Дамиана.

На Гремячей горе был построен в 1383 году Космодамиановский храм, перестроен в 1540 году.

Храм Космы и Дамиана с Примостья псковичи построили в 1463 году по заказу псковского князя Владимира Андреевича, изгнанного позже псковичами из Пскова, и посадника Зиновия Михайловича, на перекрестке улиц, в 1640 году к храму пристроили придел св. Саввы, а в 1833 году - придел святителя Митрофана Воронежского.

Оба храма и на Гремячей горе и с Примостья были монастырскими.

Святые братья Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (III в.), были врачевателями -бессребренниками. Русской Православной Церкви известны три пары святых братьев - врачей с именами Косма и Дамиан: Косма и Дамиан Асийские, Косма и Дамиан Римские и Косма и Дамиан Аравийские. 14 июля празднуется память святых братьев Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Почитание святых врачевателей - бессребреников распространено на Руси, а в Пскове эти святые были особенно любимы, им посвящали храмы.

Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере во Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами». Братья Косма и Дамиан, врачи по профессии, родом из Рима, приняли мученическую кончину в Риме. Святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете.

Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным». По молитве святых братьев, Бог поразил императора Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!».

Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней. Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Целители выделены нашей Церковью в отдельную категорию: бессребреники - целители. Бессребреники - люди, которые помогали страждущим, лечили их абсолютно бесплатно, ради Христа. С больных святые братья-врачи никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Причем, исцеление получали только те, кто к исцелению подходил с верой во Христа. Святые Косма и Дамиан призывали к покаянию, к Крещению, к вере и через это помогали людям.

Потому и назывались чудотворцами, что творили ради Господа чудеса исцеления. Для нас ныне такая самоотверженность врачевания очень актуальна, само понятие бессребреников в наш век стало анахронизмом, чем - то невозможным. Ныне редко кто -то кому - то поможет и не попросит за это награды.

Верующий человек не ставит деньги во главу своей жизни и помнит слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам».

У наших предков - псковичей так и было исторически: искали сначала Царства Божия, а остальное все прикладывалось. Если посмотреть историю Пскова: к XVI столетию Псков экономически был очень развит. Город чеканил свою монету - псковскую деньгу, которая была принимаема близлежащими странами, то есть была конвертируемой. При этом, как говорили сами псковичи, год воюем, год горим и год торгуем.

То есть экономическая прибыль при таком положении дел была очень сомнительна, но между тем, городская экономика была развита и казна полна. Город был богат. Успевали восстанавливаться, хотя и воевали, и горели. А у нас сейчас ни войн нет, Слава Богу, ни пожаров, а экономики никакой нет. Откуда была экономика в средневековом городе, который постоянно осаждал враг?

Наши нерелигиозные историки особенно и не задумываются об этом. А зря. Никто не осмысливает, откуда в такой сложной ситуации у города держалась собственная деньга, свой, как бы сейчас сказали, рубль? Мы ныне кланяемся доллару, или евро, а псковичи всегда свою монету поддерживали. Ответ для нас очевиден: псковичи молились Богу, искали Царства Божия, думали о Боге в своей душе, а все остальное Господь сам управлял.

Надо бы вспомнить об этом псковичам, да и всему нашему народу, и искать Царства Небесного. Вспомнить сегодня и святых Косму и Дамиана, и сказать: «Святые чудотворцы! Помогите, вразумите нас жить по правде Божий, по истине, и заботиться не о деньгах, а о помощи друг другу, а все остальное по молитвам святых Космы и Дамиана Господь Сам приложит».

 

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11