РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
27-10-2008


5-я Неделя по Пятидесятнице. Об исцелении двух бесноватых.

Евангелие от Матфея VIII -28 - IX -1.

В Евангельском повествовании 5-й Недели рассказывается о двух бесноватых «люта зело», встреченных Господом в стране Гергесинской. Увидев издалека Господа, они возопили: «что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий; пришел еси семо прежде времене мучити нас».

 Гергесинская страна издревле входила в часть Палестины, но считалась, как и Самария, заблудшей. Люди этой страны не соблюдали в совершенстве закона, как и самаряне, а чтили только Пятикнижие и многие постулаты Ветхого Завета не соблюдали. Поэтому Гергесинскую страну иудеи считалась нечестивой страной. Но Господь по своей любви к роду человеческому, пришел ко всем, не только к еврейскому народу: однажды Господь посещает и эту грешную, заблудшую, далекую от Ветхого Завета, Гергесинскую страну. И кто же первым встречает Богочеловека в этой стране? Первыми, встречают Господа Иисуса Христа два больных человека, одержимых бесами, показав, что вся страна находится в состоянии беснования.

Итак, одержимый человек бросился к ногам Иисуса, и бесы внутри его, имя которым легион, начинают исповедовать Иисуса Христа странным образом, но все-таки исповедовать. Они чуют, что перед ними величайший Пророк, они чувствуют силу этого Пророка, но не знают, что это Сын Божий. Божественная правда о том, что Иисус Христос есть Сын Божий до поры до времени была сокрыта от бесов. Но они видели Его силу и понимали, что Ему дана сила изгнать их. Они начинают роптать и говорить на Него, что Ты пришел прежде времени мучить нас. Так бесы исповедуют знание того времени, которое наступит, когда они будут ввержены во тьму кромешную, в ад, в котором будут заключены и где будут мучимы на веки вечные.

Мы это потом вспомним, после Воскресения Христова, а вот дьявол это чувствует уже, и поэтому бесы говорят «прежде времени пришел Ты мучить нас» - наша власть еще здесь на земле, наша сила властвовать здесь и мучить всех людей. Господь молчит и ничего им не отвечает на этот ропот. И когда бесы понимают, что они сейчас будут изгнаны вон, они начинают, как сказано замечательно в Евангелие, молить Его: «если Ты нас выгонишь, повели нам идти в стадо свиней». Почему бесы просят войти в свиней? Почему, вообще, просят пощады? По закону духовному, если дьявол изгонялся, он изгонялся сразу в ад, или мог перейти в другое вместилище, готовое принять дьявола. Конечно, бесы не хотели быть низвергнутыми, и просили войти в кого-то другого, понимая, что в человека Господь не даст им войти. Они просят Его разрешения войти в стадо свиней, которое паслось тут же. Дьявол хочет перехитрить Бога, потому что знают бесы, имя которым легион, что эта страна живет выращиванием свиней и их торговлей. По иудейскому закону свинья - нечистое животное, на разведение которых и торговлю наложен строгий запрет, но Гергесинская страна жила нечестиво и выращивала свиней для потребления.

Дьявол просит войти в свиней, чтобы погубить это стадо и возмутить народ, который жил от продажи свиного товара. Известно, если источник прибыли исчезнет, народ в таком случае, может впасть в гнев и злобу. Мы обычно обвиняем того, кто погубил наше богатство, а в стране Гергесинской это были свиньи, и Господь, желая, чтобы это богатство было погублено для спасения души народа, разрешает им войти в стадо свиное. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Господь всякое зло направляет на благо. Бесы входят в стадо свиней, и стадо тут же бросается в пучину морскую и погибает. Пастухи, видя погибель стада, боясь, что на них нападет гнев народа, бегут в страну и говорят, что некий пророк исцелил человека, изгнав из него бесов. Человек стал цел и здрав, но богатство народа, свиньи, погибло. Ропот сменился страхом, народ испугался этого Пророка, побоялся слушать Пророка. Народ понял, что это действительно великий Человек, Который сотворил величайшее чудо, изгнав бесов.

Но, с другой стороны, народ хорошо понимал, как и наши русские люди сейчас, что Бог есть, Бог силен и могуществен, Ему надо бы кланяться, Ему надо бы молиться, на его сторону надо бы переходить. Надо быть христианами. Но, как и народ Гергесинской стороны, мы понимаем, что нужно будет многим пожертвовать, чтобы идти за Господом. Если исполнять Его заповеди придется жить совершенно по-другому, а это непривычно, это тяжело, это неприятно. Намного приятней жить в грехе, в озлоблении, в люблении себя. Не хочется идти в разрез со своими страстьми и похотьми, со своим телом и желудком, со своими чувствами. Мудрые, умные люди прекрасно понимают, что придется ломать, менять привычное.

И здесь есть выбор: или я хочу быть с Богом и меняю свою жизнь, или я, понимая, что Бог силен, не готов менять свою жизнь, и поэтому не буду с Ним. Этот страх народа генисаретского отвернул его от Бога. Народ приходит к берегу, где Господь ждет народ, и вместо приветствий и покаяния приносит другое: Господь слышит страшную просьбу уйти из приделов их. Он садится на корабль и отправляется прочь из этой страны. Гергесинская страна не услышала проповеди покаяния, в этой стране Господь не проповедовал. Правда, мы знаем, сюда вернутся апостолы, они придут, проповедуя покаяние, и народ генисаретский все-таки покается. Но тогда народ отверг Господа.

В этом евангельском рассказе есть еще одна мудрость, которая касается нашего времени. У русского человека странным образом сочетается суеверие с самой Верой, суеверие - это вторая вера русского народа. Мы и Богу верим, и дьяволу, на всякий случай, угождаем. Есть даже такое выражение: в Бога веруют, а дьяволу молятся. Русский народ боится колдовства и черных дел. Да, действительно есть порча, есть сглаз, но разве христианин может бояться этого? Разве Господь нас не спас? Разве мы не дети Божии, что боимся дьявола? Если Господь не имеет силы нас уберечь от дьявола, то разве можно в такого Бога верить? В этой же притче евангелиста Матфея нам сказано, что дьявол, чтобы даже войти в свиней, просит разрешения у Бога. Где она, та сила бесовская, если даже в нечестивых, грязных животных и то, дьявол просит разрешения войти. Без попущения Божьего дьявол ничего не может сделать человеку. Так стоит ли бояться дьявола?

В Пасху мы говорим: «ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?» Бесовская сила уничтожена Воскресением Христовым. Мы насмехаемся над дьявольской силой, мы торжествуем над ней, потому что Господь победил ее и дал нам власть ее побеждать, но мы этой властью, по своей слабости и малодушию, не пользуемся. Будем же пользоваться этой победительной силой, потому что у нас есть и меч, и щит, есть такая защита, которую дьявол не может уничтожить. Сколько я от вас слышу испугов и страхований о нанесении порчи! Когда сталкиваетесь с колдовством, вспоминайте сразу, что дьявол умолял и просил разрешение у Господа в свиней войти, разве мы хуже свиней? Нам навредить можно только тогда, когда мы сами отвернемся от Господа, когда сами выберем жизнь с дьяволом. Тогда дьявол наш князь, но если мы выбираем Бога, верим и поклоняемся только Ему, то мы - дети Божии, и дьявол над нами безсилен. Аминь».

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11