РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
15-10-2008


Неделя 22 по Пятидесятнице.

О чуде исцеления бесноватого. Евангелие от Луки VIII. 26-39.
Проповедь, сказанная 12 ноября настоятелем в псковском храме Апостола Иоанна Богослова священником Андреем Таскаевым:

«Возлюбленные о Господе, братия и сестры! В сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы слышали о чуде исцелении бесноватого в Гадаринской стране или, как называют ее еще, Гергесинской.

Евангелие рассказывает, как Господь переплыл Генисаретское озеро, чтобы проповедовать в удаленной от Иудеи стране.

И первым встретил Господа в этой стране бесноватый, который не жил в доме, не одевался уже давно в человеческую одежду, а жил во гробах.

Вы знаете, что гробы в Палестине - это пещеры, подготовленные для умерших, и бесноватый жил в таких пещерах-кладбищах, потому что не было ему места среди людей. Вот он и был первым, кто встретил Господа в стране Гадаринской удивительными словами: «что Тебе до меня Иисусе, Сын Бога Живаго, пришел Ты прежде времени мучить нас».

Мы слышим странное обращение от уст этого человека к Спасителю. Встреча первая, и этот человек не слышал Спасителя, проповедь до страны Гергесинской еще не дошла, значит, говорил не человек, а дьявол, бес, находящийся в этом человеке, потому что святость Бога-человека его опаляла, как опаляет огнь тех, кто неправильно с ним соприкасается. Так и этот бес почувствовал, что перед ним не простой пророк, не простой учитель иудейский, который пришел опять призывать к нравственности, но пришел Некто больший, Тот, Который приведет ко спасению эту страну.

Пришел изгнать дьявола из этих мест, чтобы он не имел силы над родом человеческим. Бес, почувствовав это, вскричал: «что Ты пришел прежде времени мучить нас». Эти слова говорят о том, что бесы прекрасно знают: придет время, когда явится Спаситель, и мироздание перейдет в совершенно другое состояние, а бесы навеки вечные будут заключены в аду, где будут мучаться и грешники, подобные этому месту.

Так, обращаясь ко Господу, дьявол исповедует веру в то, что Бог, действительно, Сын Бога Живаго, бес исповедует то, что знает. Он знает, когда будет конец мироздания, они будут мучимы, но полагает, что Господь пришел прежде времени мучить, как бы дьявол показывает, что время еще наше, мы еще сильны на этой земле, и Господь не имеет раньше срока изгонять бесов, опять же срока, положенного Богом. О чем дьявол знает.

Но в ответ Спаситель повелевает выйти, запрещает дьяволу говорить Ему, и когда дьявол чувствует, что сейчас его изгонят из человека, Иисус спрашивает: «Какое тебе имя?- И слышит в ответ: «легион». Легион - это около тысячи, и, значит, многие бесы вошли в этого человека, встретившего Господа в стране Гадаринской. Они поэтому и говорят Господу, что прежде времени пришел мучить нас, не меня, а нас - во множественном числе.

Дьявол чувствует, что сейчас его изгонят, и придется покинуть этого человека, а, значит, уйти в бездну, в ад, он просит, умоляет Спасителя: если изгонишь нас, только не изгоняй в бездну, а повели нам пойти, хотя бы в свиней. И повелел Спаситель: бесы вошли в стадо свиное, которое паслось недалеко. Но надо вспомнить, что по еврейскому закону свинья - нечистое животное, и разводить их не разрешалось, но в этой стране явно нарушался закон Моисеев, и жизнь этой страны шла не только против Нового Завета, но даже и не согласно старому Завету.

Скорее всего, эти люди разводили свиней для продажи, на этом они зарабатывали деньги и это был их достаток, но дьявол входит в свиней, и уничтожает стало свиное - оно ту же низринулось в озеро и утонуло.

Некоторые пастухи, увидев это чудо, бегут в город и рассказывают о том, что стадо погибло, как только некий новый пророк вошел в их страну. А погибло стадо, значит, прекратился доход, значит, многие люди оказались разорены. Собралось множество народа у берега этого озера, и увидели бесноватого «смыслящего», как сказано в Евангелии, одетого, сидящего у ног Спасителя.

Увидели человека исцелившегося, в разуме. По закону Ветхого Завета - бесноватость страшное наказание, таких людей обходили стороной, считая проклятыми. И вдруг он, осознан и здрав, сидит у ног Учителя.

Казалось бы, совершилось величайшее чудо исцеления бесноватого, и надо послушать, о чем будет проповедовать новый Учитель. Люди понимают, что пришла перемена их жизни, и, если они послушают Учителя, им придется поменять всю свою жизнь.

Они соглашаются с тем, что это великий Человек, и, сказано в Евангелии, объял их ужас и страх на них напал, но не благоговейный ужас, и страх не перед Богом, а страх перед изменением своей жизни. Поэтому в ответ на это чудо мы слышим страшные слова: люди просят Спасителя убраться от их приделов. Господь садится на корабль и покидает страну Гадаринскую.

Но прежде с ним хочет отправиться и этот исцелившийся, он не хочет оставаться в этой стране, хочет быть рядом с Учителем и понимает Кто это, потому что он сам слышал, как бес в нем исповедовал, что это Сын Бога Живаго. Вот с этим Богом Живым, пришедшим на землю, и хочет находиться исцелившийся. Но Спаситель говорит другое: пойди в город, в дом свой и проповедуй везде все, что тебе сделал Бог.

После этого Господь в эту страну никогда не возвращается. Из дошедшего до нас предания мы знаем, что благодаря проповеди этого исцелившегося, Гадаринская страна постепенно пришла к свету евангельской веры. Евангельский отрывок от Луки заканчивается словами, в которых говорится, что «пошел тот человек, проповедуя, славя и рассказывая о том, что сотворил ему Иисус».

Для сектантов, не верующих в Богочеловека и не исповедующих Бога человеком, это одно из мест в Евангелии, которое может указать им их неправоту. Спаситель сказал иcцеленному проповедовать о Боге, и в Евангелии сказано, как «человек пошел и исповедовал о Иисусе» - здесь всем прикровенно показано, что Иисус и есть Богочеловек, Сын Божий.

В этом евангельском отрывке для нас с вами нравственный урок заключается в показе состояния бесноватого человека и причин беснования - это есть состояние уподобления дьяволу во всех его проявлениях. Мы, когда свою жизнь пытаемся положить на то, чтобы стать чистыми, по мере сил миролюбивыми, терпеливыми, открытыми, добрыми, стать сынами и дочерьми Божиими и наследовать Царство Божие - уподобляемся Господу.

А безбожник уподобляется дьяволу - он так же зол, коварен, лицемерен и завистлив. На Страшном суде Божьем, когда будет судиться каждая личность, не будет юридического наказания или похвалы, как мы понимаем в нашей жизни, а будет суд страшен, и тем суд Страшный, что человек пойдет в место, подобное своему состоянию.

Человек светлый и чистый никогда не пойдет в место грязное и ничтожное, и человек грязный и злой не пойдет в место светлое.

Святые отцы говорят, что Суд Божий заключается в том, что мы сами выбираем то место, где хотим быть: с Богом или без Бога. Одно дело уподобиться Господу, жить, чтобы спастись, или жить так, что о Боге не вспоминаем, тогда все наши мысли и поступки уподобляются дьяволу, а не Богу.

Каждый свой поступок, каждую свою мысль, каждое свое действие мы должны рассматривать только через призму евангельской истины, и понимать, что совершаем в своей жизни, подобное дьяволу, или - подобное Богу.

Тогда шаг за шагом, может, кто-то и под конец своей жизни научится понимать, как надо жить по - божески. Будем молиться Господу, чтобы не дал он нам умереть в страшном состоянии, состоянии нераскаянности, состоянии греха, а дал нам Господь сподобиться причастится Святых Тайн и умереть в правде и истине. Аминь!»




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11