РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
15-10-2008


14 августа Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В этот день соединено два праздника: Происхождение, то есть вынос, Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. Он сложился в Византии во II в., когда из императорского дворца выносили сохранившуюся часть Животворящего Креста Христова и носили по улицам Константинополя две недели.

Процессии останавливались для водоосвящения, для молебнов от болезней и т.д. Этот обычай перешел и к нам в Россию. В этот день после Литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда Крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время Крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче и при погружении креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя», а не «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Настоятель псковского храма Апостола Иоанна Богослова священник Андрей Таскаев о празднестве:
«О происхождении Честных Древ, в нашей Церкви есть очень глубокое предание. Как мы знаем из Ветхозаветной истории, прежде, чем уничтожить города Содом и Гоморру, переполненные грехом, Господь вывел семью праведного Лота: жену с дочерьми. Жена Лота, обернувшись на свой город, сожалея о покинутом, превратилась в соляной столб, а дочери, думая, что наступил конец мира, конец мироздания, были потрясены этим событием. Для них весь мир - это два города, которые они знали, если города разрушены, значит, и мир рушится, мужей больше нет, а жизнь надо как-то продолжать.

Дочери Лота, напоив отца вином, вступают с ним в кровосмесительную связь, чтобы продолжить человеческий род. Лот, когда понял, что случилось, был в ужасе, но, как человек, разбирающийся в духовной жизни, он понимал, что необходимо покаяние. Покаянием можно уврачевать все, Господь есть любовь, и Бог может все простить. Праведный Лот бежит к своему родственнику Аврааму, и тут происходит первая исповедь в истории человечества: Лот исповедуется Аврааму в грехе прелюбодеяния.

Авраам принимает исповедь и накладывает на Лота епитимью: дает ему три посоха, оставленные Аврааму Ангелами, при явлении ему Святой Троицы, и говорит, чтобы Лот посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет - это и будет знамением его прощения. Около 40 лет нес Лот большие труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. И вот три посоха, три дерева (кедр, кипарис и певг - сосна) взросли в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху - триединое дерево - образ Троицы. Лот понял, что грех его прощен: древа срослись и превратились в огромное мощное Древо.

Когда Царь Соломон начал строить Храм, посвященный Единому Богу, он приметил это огромное красивое могучее древо и решил его использовать как алтарную балку Святая Святых Храма, но работники сделали ее слишком длинной, и балка не подошла, решили использовать ее в другом месте Храма, тоже не получилось. Понятно, что все было в Промысле Божием, и Соломон, расстроенный случившимся, повелел положить это Древо рядом с Храмом и скорбел о нем. Со временем Древо оказалось на дне Силоамской купели, куда раз в год сходил Ангел, возмущая воду, и она становилась целительной, излечивая человека от недугов.

Но, как говорит предание, Ангел сходил в купель сметать мох и плесень с Древа, чтобы оно не сгнило, а только больше укреплялось. Прошли столетия, купель высохла, Господь нес свои страдания, Синедрионом было принято внезапное решение: распять не двоих, а троих. Дерево в Палестине найти было достаточно трудно, поэтому орудие римской казни, крест, изготавливали заранее, тогда вспомнили об этом бревне, которое валялось рядом с Силоамской купелью и решили использовать его для Креста Христова.

Вот и получается, что таинственным Промыслом Божиим Господь был распят на Древе, которое было заложено при первом покаянии, при покаянии Лота Аврааму, при первом страшном грехе одного человека. Через множество столетий это Древо стало Крестом Иисуса Христа. Таково происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа. На нем Господь принес Себя в жертву, и очень символично, что согрешивший человек принес покаяние через то Древо, которое потом, став Крестом, принесет покаяние всем людям. Если в Силоамской купели, куда сходил Ангел к этому будущему Кресту, один человек раз в год получал исцеление, то Древо Креста становится Животворящим для всего человечества, которое жило, которое живет, и которое будет жить - все уже исцелены этим Древом».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11