06-01-2009
9 января (27 декабря по ст.стилю) Православная церковь чтит память cвятого Апостола первомученика и архидиакона Стефана. Это Престольный праздник в Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре.
9 января 2009 года в честь Апостола первомученика и архидиакона Стефана в монастыре будет отслужена праздничная Божественная Литургия.
* Нам следует напомнить, что престол второго храма обители освящен в честь этого святого.
Псковичи и гости нашего города хорошо знают эту обитель. Фрески Спасо-Преображенского собора известны далеко за пределами Пскова и даже России. Но вот о Стефаниевской церкви знают не многие, а ведь судьба этого храма - это не только часть истории монастыря, это часть всей нашей истории.
Церковь Св. Архидиакона Стефана в Мирожском монастыре была построена в 1404 году игуменом Карпом на севере от главного храма обители и представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре уже заметны московские черты. После пожаров и разрушений церковь несколько раз перестраивалась. Печальная участь многих монастырей и храмов не миновала ее и в советское время.
В 1994 году вместе с восстановленными зданиями монастыря была передана в ведение Псковской епархии с целью устройства здесь мужского монастыря и иконописной школы. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние полной разрухи, стал возрождаться. А в 1996 году была восстановлена и церковь св. Апостола Стефана.
Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фотография конца XIX века.
Храм украсил оригинальный каменный иконостас, созданный архимандритом Зиноном. Иконописец реконструировал древнейшую форму невысокой каменной алтарной преграды - темплон. Образы Спасителя, Богородицы и святых написаны в технике фрески в византийском стиле.
Троицкие коленопреклоненные молитвы
Сегодня в Стефаниевском храме, опять горят лампадки, возносятся молитвы. По выходным (начиная с пятницы) и праздничным дням совершаются богослужения, ежедневное утреннее и вечернее монастырское правило, каждое воскресенье служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Мирожской.
Св. Апостол Стефан - первый мученик за Христа, побиенный за свою дерзновенную проповедь камнями.
Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном слове в память Василия Великого, написанном его братом Григорием Нисским (381 г.), «Апостольских установлениях» и сирийском месяцеслове конца IV в., указывающем дату 26 декабря, следующий день после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа».
Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы, и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря. Византийская традиция сохранилась и в православии.
Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая святым Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы Духа, совершал и великие знамения и чудеса среди народа. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя.
В жизни нам не всегда приходится встречать сочувствие, уважение, благорасположение окружающих, часто, напротив, приходится видеть вражду, иногда - очень злобную, готовую причинить нам всякие обиды и беды. Как возмущает эта вражда каждого человека, особенно - незаслуженная, какое подымает она негодование в нашем сердце, какая жажда мести нередко загорается в нем.
Но бойтесь воздавать око за око и зуб за зуб. Это запрещено Христом. Он не только запретил мстить своим врагам, но повелел любить их и молиться за них. Он и Сам молился за распинателей Своих, когда они вонзали острые гвозди в пречистые руки и ноги Его. Ученики Христовы вполне усвоили это учение о любви ко врагам и умирали также - с молитвою за своих мучителей.
Фреска с изображением св. первомученика и архидиакона Стефана в иконостасе Стефаниевского храма Мирожского монастыря.
Первый мученик за Христа, св.Апостол Стефан, оставил нам первый образец такой молитвы. В долине между Иерусалимом и Елеоном, побиваемый камнями за веру и проповедь Господа Иисуса Христа, он молился, говоря: Господи Иисусе! Приими дух мой (Деян. 7, 60). Обливаясь кровию и изнемогая, он преклонил колена и воскликнул: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7, 60).
Первое мозаичное изображение св.пмч.и архидиакона Стефана (Греция)
Вот дивный пример любви ко врагам, вот истины поборник, наставляющий нас в том, как отвечать на злобу наших врагов - не местью, а молитвою за них, чтобы Господь не поставил им во грех зло, которое они нам делают.
Пожалуй, так должны поступать и все мы, христиане, когда явится на нас какой-либо враг и начнет бесчестить наше доброе имя, клеветать и распускать про нас дурную молву, поносить нас. Во всех случаях чувство негодования, вражды и тем более мести должно в нас побеждаться чувством любви ко врагам, по примеру Спасителя Господа нашего Иисуса Христа и Святого Его первомученика Стефана.
Прихожане Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.
|