РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
«Храмы Псковской области: история и современность». «История храмов Кулейской волости».
18-12-2009


МОУ «Киршинская средняя  общеобразовательная школа» Печорского района, Псковской    области.

Ученица 10 класса Егорова Евгения  Владимировна.

Научный руководитель: Петрова  Ирина Николаевна

 2009 год.

 1. Введение

 Тема нашей исследовательской работы: «История храмов Кулейской волости». Тема эта интересна и актуальна, потому что знамением нашего неспокойного времени стало возвращение людей к православной вере. Подтверждением этому служат слова архимандрита Иоанна (Крестьяникина) из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: «Время, в которое мы живем теперь - исключительное, Мы возвращаемся из 70-летнего плена, мы возвращаемся к жизни духовной, И время это - переосмысливание и переоценка ценностей». Церкви и храмы сплачивают людей в горе и в радости, становятся основным источником нравственности на фоне общей бездуховности.

     Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках, о храмах нашей волости, их истории, архитектуре, роли в жизни народа.

     Работая над данной темой, мы посетили все храмы, изучили имеющуюся литературу, исторические документы, записи воспоминаний старожилов, беседовали с настоятелем храма Святого Пророка Божия Ильи  Кулейского прихода о. Николаем.

 2. История православных храмов на Руси

        Начиная  работу над данной темой, мы решили выяснить, что же такое храм, как появились первые христианские храмы и когда они пришли на Русь.

     Словарь русского языка С.И. Ожегова и «Большой толковый словарь русского языка» дают примерно одинаковые толкования слова храм: «Храм - здание для богослужения, церковь». «Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов». Сухие строки определений не дали нам полного представления о храмах, и мы обратились к другим источникам. В «Книге о церкви» мы прочли, что храм - это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. «Практическая симфония» Григория Дьяченко добавляет, что храм - это богоучрежденное вселенское училище благочестия, богоучрежденная врачебница духовная, богоучрежденное всемирное судилище духовное, место постоянного свидания с существами высшими. Молитвы, непрестанно возносимые в храмах, сближают между собою два мира - видимый и невидимый; наши сердца посредством их возносятся горе, дух небожителей низводится долу. Наконец, храм есть место лицезрения и поклонения твари Творцу. Храм - священное место для всех крещенных и живущих в вере православной, воистину ковчег спасения для всех верующих людей.

     Первый храм, по преданию, устроил Моисей. Он поставил шатер и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в нее. Скрижали с десятью заповедями Господь повелел хранить свято. Израильтяне сделали для них красивый ящик - ковчег. Ковчег разместили в главной части скинии, которая называлась «Святая святых». Никто не имел права входить в Святая святых.

 Христианский храм, как и скиния, имеет свое внутреннее устроение. Вот основные части храма:

1.Притвор, или преддверие храма.

2.Неф, средняя часть храма, где люди молятся Богу.

3. Алтарь или Святая Святых, главная часть храма.

4. Престол в центре алтаря, на котором пресуществляются Святые Дары для Причастия.

5. Жертвенник, где приготовляются дары.

6. Иконостас, перегородка из икон, отгораживающая алтарь от нефа. Средние двери в иконостасе называются Царскими Вратами.

7. Солея - возвышение перед иконостасом, по боковым сторонам солеи могут размещаться клиросы для хора.

8. Амвон - выступ посреди солеи, на который выходит диакон для чтения Евангелия, а также священник для проповеди и причащения народа.

      Чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, «продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Это связано с тем, что Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Встречаются храмы в виде креста - символ спасения, круга - символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом.

     Крестово-купольная форма православного храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени князя Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, для которой была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек. И если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х века были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма в виде ступенчатой пирамиды. Благодаря такому соединению архитектурных традиций на Руси существует большое разнообразие православных храмов. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме.

 3. Храмы Кулейской волости

      На территории нашей волости действуют три храма: церковь во имя Святого пророка Божия Ильи в деревне Кулье, церковь во имя иконы Владимирской Божьей Матери в деревне Лисьё и Спасо-Преображенский храм в деревне Колпино. Храмы в деревнях Кулье и Колпино каменные, в деревне Лисьё -  деревянный. Все они имеют традиционную крестово-купольную форму.

     Самым древним в нашей волости является Спасо-Преображенский храм в деревне Колпино. Первоначально там была деревянная церковь, время постройки которой неизвестно. Если судить по записям в 1 Псковской летописи, она существовала уже в 15 веке. В летописи упомянут остров Колпино в связи с событиями 1463 года. Псковичи возвращались с «обидного места», из района Теплого озера, куда были призваны на помощь жителями городка Кобылы, который осадили немцы - ливонцы. Немцы отступили, и псковичи направлялись домой. Навстречу псковской рати прибежал какой-то «доброхот из-за рубежья Чудин». Он сообщил, что немецкий отряд собирается ночью напасть на остров Колпино. Это было 30 марта. Возвращавшаяся под утро, 31 марта, псковская рать увидела, что враги уже захватили Колпинскую церковь, жгут дома и постройки, собрали пленных. И псковичи немедля ударили по немцам. «И пошла на них вся сила псковская; одни секли, другие кололи. Было это в марте месяце, 31 день, в четверг на Вербной неделе, в 1 час дня, И гнали их 15 верст до Коховы-реки, а потом погоня продолжалась и за рекой. Во Псков возвратились в добром здравии с великою победою и честью, с множеством пленных».

     В 16 веке на месте деревянной церкви была построена белокаменная Спасо-Преображения. Предание гласит, что во время Ливонской войны на острове был царь Иван Грозный, и церковь построена его повелением. Данная гипотеза подтверждается и в Клировых ведомостях церквей и погостов Псковского уезда с 1790 по 1816 год. К такому заключению приводит следующая надпись на большом колоколе: «Лета 7066 месяца октября в 18 день слит на память Св. Апостола Луки ко храму Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в Колпинское, при державе царствия Благочестивого Царя и Государя, Великого Князя Ивана Васильевича и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Пимене и при священнике Ермоле и при детях боярских Колпинской губы Иване Борисове сыне». По какому случаю церковь построена, сколько капитала употреблено было на ее построение и из каких источников, неизвестно.

     Зданием церковь каменная, квадратной формы, В 1857 году был построен притвор, а в 1874 году колокольня, вместо прежних ветхих, с разрешения Епархиального начальства на пожертвования прихожан. Колокольня каменная, в связи с храмом. Колоколов четыре. На самом большом из них помещена вышеупомянутая надпись. На втором колоколе можно прочесть: «Онисимова сына и при старосте волостном Антоне делатели псковичи». Престол в храме один, во имя Преображения Господня. В 1905 году при храме была открыта церковноприходская школа. По исповедным книгам, к 1901 году в приходе состояло всех сословий мужского пола 907, женского пола 1038. В приходе было 5 часовен: в деревнях Клавшине, Томосовой Горе, Выбовке, Шартове и Немоеве. Часовня Анастасии в Шартове сохранилась до наших дней.

     По воспоминаниям старожилов, убранство храма было очень богатым, иконостас был весь в позолоте, церковная утварь была из золота и серебра. Храм был действующим до самой Великой Отечественной войны. В конце войны, а затем и в начале 60-х годов храм стали разворовывать, так как не было постоянного священнослужителя, а затем храм закрыли совсем.

     В 90-х годах местное население обратилось к председателю Кулейского сельского совета с предложением о восстановлении храма. В результате большой работы инициативной группы энтузиастов во главе со Златинским Николаем Павловичем храм постепенно приобрел должный вид. И уже 19 августа 1991 года с колокольни реставрируемого Спасо-Преображенского храма поплыл праздничный благовест. Много времени, энергии, личных средств потратили на приведение в должный порядок интерьера восстановленного храма его прихожане во главе с церковным советом. И только в июле 1992 года прошло освящение колпинского храма, и храм стал постоянно действующим. До 2004 года в храме был постоянный священнослужитель, но потом он переехал в г. Печоры. Сейчас службы в храме проводит настоятель храма Ильи Пророка Кулейского прихода о. Николай.

     Церковь во имя иконы Владимирской Божьей Матери находится на возвышении при заливе Псковского озера в д. Лисьё. (См. приложение №2). Храм был построен деревянный в виде креста в 1854 году. Этим годом датируется и первая запись в писцовой (обысковой) книге, которая осталась от богатейшего архива, состоящего из 500 единиц (в 60-х годах 20 в. церковный архив был передан в Псковский областной архив). (См. приложение №3). Первой записью была церковная регистрация брака. Вот что мы прочли: «Обыск №1. 1854г. февраля 7 дня по указу Его Императорского Величества Псковской губернии и уезда Лисейского погоста священник Николай Спекинский с бывшим послушником Печерского монастыря Стефаном Зверевым производили обыск о желающих вступить в брак и оказалось показанным следующее:

  • 1. Жених деревни Будовиж казенного ведомства крестьянский сын православного исповедания, живущий в приходе сей церкви Осип Еошков.
  • 2. Невеста Санкт-Петербургской губернии Гдовского уезда деревни Мтежи крестьянская девица Матрёна Иванова, православного вероисповедания, живет в приходе Михайлово-Архангельской церкви Санкт-Петербургской губернии Гдовского уезда.
  • 3. Возраст к супружеству имеют совершенный: жених - 23 года, а невеста - 18 лет, оба находятся в здравии.
  • 4. Родства между ними духовного и плотского свойства, возбраняющего по установлению Святой церкви, никакого нет.
  • 5. Жених холост, невеста девица.
  • 6. К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют оба родительской воли позволение.
  • 7. По троекратному оглашению 1, 2, и 7 февраля 1854 г. препятствий этому браку никакого никем не объявлено.
  • 8. Для удостоверения беспрепятственности этого брака предоставляются письменные документы:

а) дозволение жениху на вступление в брак с означенной девицею от своего начальства сельского городищенского управления, выданное 3 февраля 1854 г. за №23, а равно и разрешение о вступлении в брак с означенным женихом Самолвавского сельского правления Гдовского уезда, выданное 2 февраля сего 1854 г. за №23, прилагаемом при сём в подлиннике.

б) свидетельство невесты от ее духовного Отца, прилагаемое при сём в подлиннике.

9. Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой Богородицкой церкви д. Лисьё сего 1854г. февраля 7 дня в указанное время при сторонних свидетелях».

   В этой же обысковой книге мы нашли и летопись церкви. Из нее мы узнали, что храм, построенный в 1854 году, сгорел в декабре месяце 1883 года по неизвестной причине. В 1884 году построили новый храм, тоже деревянный, но больших размеров. Этот храм освящал архиепископ Псковский Нафанаил. «Храм весьма красивый по внешности, украшен внутри позлащенным иконостасом. Все иконы хорошего письма. Храм построен во имя Владимирской иконы Божией Матери». (См. приложение №4).

   Клировые ведомости церквей и погостов Псковского уезда указывают другую дату постройки храма и  содержат следующую информацию: «Построена церковь в 1883 году по указу псковской духовной консистории от 30 апреля 1883 года, иждивением прихожан и доброхотных жертвователей во главе с церковным старостою крестьянином Феодором Прокопьевым Пронниковым на сумму 5883 рубля.

     Зданием деревянная, на каменном фундаменте, покрыта железом, по архитектуре крестообразная, твердая. Колокольня деревянная, в связи с храмом, покрыта железом. Колоколов на ней пять. Первый весом 57 пудов 11 фунтов с надписью: «Лит в городе Валдае, в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой 1879 г. Августа 22 дня. Отлит сей колокол при священнике Петре Королеве и церковном старосте Феодоре Пронникове усердием прихожан». Второй весом 23 пуда 19 фунтов с надписью «М.К.Стуколкин», третий с надписью «Зеновий», четвертый с надписью «Богданов» и пятый без надписи и веса. Древних и чудотворных икон не имеется; местночтимые иконы: Святых Апостолов Петра и Павла, Святой Преподобномученицы Анастасии и Поклонения честным веригам Святого Апостола Петра».

     Интересны воспоминания старожила Баланина В. о постройке храма.

Он рассказывал, что храм возведен в старинных канонах: в виде креста. Построен храм на средства прихожан, а также на средства купца Пронникова Федора Прокопьевича. Это коренной житель деревни Лисьё, занимавшийся предпринимательством. Он имел сушильные печи для сушки снетка, а также сети и лодки.

     Дерево для строительства храма пилили в Гдовских лесах и водным путем доставляли в Лисьё. По верованию жителей, на пепелище строить нельзя, поэтому решили новый храм возвести на возвышенности - Рудовине - в одном километре от деревни. На месте закладки храма ставилась икона Владимирской Божьей Матери. Велико было удивление прихожан, когда утром они ее не обнаружили. Икона оказалась на месте сгоревшей церкви. И так повторялось трижды. Тогда решили строить на старом месте. Начал строить храм Пронников Прокопий Кондратьевич, а продолжил его сын Федор Прокопьевич. В храме и сейчас можно увидеть надгробную металлическую табличку в честь Пронникова П.К. и портрет Пронникова Ф.П. (См. приложение №5). Рядом с храмом похоронены члены семьи Пронниковых, за могилами которых ухаживают местные жители. (См. приложение №6).

     Икону Владимирской Божьей Матери доставили из Иерусалима, она была богато инкрустирована, в нее вделаны были частички святых мощей. Был заказан особый колокол с большим содержанием серебра (для лучшего малинового звона). Когда колокол привезли, колокольня была уже возведена. И, к большому огорчению, колокол оказался большим и не подходил к колокольне. Надо было решать: либо новый колокол, либо разбирать колокольню. По рассказам старожилов дошло, что и попечитель Пронников Ф.П., и прихожане плакали. Решили все-таки колокол отослать обратно и заказали меньший по размеру. А судьба иконы из Иерусалима такова: о ней узнали в Петербурге, приехали знающие люди и увезли ее, дав взамен доверчивым прихожанам три иконы, в которых не было такой ценности.

     В 1902 году была учреждена Лисейская церковноприходская школа. Она помещалась в доме, принадлежавшем церкви, на содержание ее из церковных средств отпускалось по 60 рублей в год. Существовали и две земские школы. Школа в селении Будовиж была открыта в 1885 году и содержалась на средства Псковской уездной земской управы с помощью прихожан. Медовская земская школа открыта 1 января 1911 года.

     Клировые ведомости церквей и погостов Псковского уезда указывают на существование в Лисейском приходе 5 часовен: «в Лисьях и Будовижах - каменные; Сельцах, Медове и Каменке - деревянные». Когда и кем они построены, неизвестно.

     По исповедным росписям, к 1901 году в приходе состояло мужского пола 753, женского 815, обоего пола 1568 человек.

     Из воспоминаний старожилов и из обысковой книги нам стали известны имена некоторых священников Лисейского храма. С 1904 по 1920 г. в храме служил отец Владимир. Он обладал организаторскими способностями, организовал общественную лавку, которая под его руководством процветала. Общественная лавка сбивала цену на все товары, поэтому купцы старались поколебать авторитет отца Владимира, якобы не к лицу священнику торговать. После того, как  священник отказался от нее, лавка прекратила свою работу.

     Более 30 лет своей жизни посвятил храму Владимирской Божьей Матери Василий Иванович Лирин. (См. приложение №7). Он был приглашен купцом Федором Пронниковым работать в хоре регентом. В хоре было от 25 до 33 человек, в нем были басы, тенора, альты, дисканты, притом первые и вторые. Хор выступал даже в Петербурге. Затем Василий Лирин стал псаломщиком, диаконом и, наконец, настоятелем храма. Последние записи в летописи церкви сделаны его рукой. Это интересное повествование, где перед нами предстает не только история храма, но и жизнь простого народа, политические и культурные события. Записи обрываются в 1945 году.

     Со слов отца Александра, до недавнего времени служившего в храме, священники в 20 столетии служили такие: отец Иаков (Храмов), отец Фёдор (Жильцов), отец Александр (Азбуков). В данное время у храма нет постоянного настоятеля. Службы проводит настоятель Кулейского прихода отец Николай.

     Церковь во имя Святого Пророка Божия Ильи находится в деревне Кулье на берегу залива Псковского озера. (См. приложение №8). Известно, что церковь в этой деревне существовала с 1715 года. В 1850 году она сгорела, и в 1853 году по указу Псковской духовной консистории от 26 июня 1852 года усердием прихожан была построена новая. «Зданием деревянная, крестовидная, в связи с таковою же деревянною колокольнею» - так описывается церковь в Клировых ведомостях. Ни исторических, ни археологических, ни художественных особенностей в этой церкви ведомости не отмечали. Колоколов было четыре: первый весом 35 с половиной пудов, второй 4 пуда 35 фунтов, третий 3 пуда и четвертый 1 пуд 2 фунта. Все колокола были без надписей. Ни чудотворных, ни особенно чтимых икон не имелось.

     При церкви имелось церковноприходское попечительство, открытое по резолюции Высокопреосвященнейшего Арсения от 7 мая 1910 года, целью которого было изыскивать средства на построение нового храма. В 1910 году было собрано 550 рублей. Ни богадельни, ни церковноприходской школы при церкви не было, но в приходе имелось две земских школы: одна в деревне Кулье, учрежденная в 1869 году, а другая в деревне Киршино, учрежденная в 1913 году. В приходе имелось и две ветхих деревянных часовни: в селениях Подмошищах и Красной Горке, построенные жителями этих и соседних селений по причине затруднительного пути сообщения с приходской церковью. Дороги были плохие, проложенные по топким болотам.

     По исповедным росписям, в 1900 году в приходе состояло 2119 человек, из них 1028 мужского пола и 1091 женского.    

     Из клировой ведомости за 1914 год известно, что деревянная церковь сгорела 6 апреля 1914 года. После этого богослужение временно совершалось в доме крестьянина деревни Кулье Александра Георгиева. Взамен сгоревшей деревянной церкви построили кирпичный, на валунном основании Ильинский храм, освященный 2 августа 1917 года.

      Вот что об этом строительстве рассказывала жительница деревни Кулье Кушакова Мария Алексеевна: «Старый деревянный храм сгорел на Пасху в 1914 году по вине пономаря. Он вынес угли из печи под колокольню. Нынешний храм строили три с половиной года. Денежные средства собирали с деревень прихода. Было несколько зажиточных местных хозяев, которые значительно жертвовали на строительство, Их имена и фамилии записаны в церковном синодике для поминовения. Местные рыбаки ловили рыбу по воскресным дням, выручку отдавали на храм». Мария Алексеевна запомнила, как у храма собрали целую кучу ассигнаций, а также золото и серебро. Строили храм в годы 1-й мировой войны, многие мужчины были в армии. Камни для фундамента возили в лодках их каменоломен, кирпичи готовили в деревне Лисье. В строительстве принимали участие и военнопленные. Работа была трудная, особенно по сооружению главного кирпичного купола.

     Настоятелем Ильинского храма является сейчас отец Николай (Ластов). (См. приложение №9). По существующим на настоящий момент объективным причинам он проводит службы и в двух других храмах. Отец Николай частый гость в нашей школе. Традиционными стали Рождественская елка, праздник Светлой Пасхи, недели православной культуры с его участием. Отец Николай организует паломнические поездки по святым местам нашего края и страны с приглашением учащихся и педагогов нашей школы.

     4. Заключение         

      Работая над данной темой, мы узнали много нового и интересного о храмах нашей волости. История храмов - это история нашей малой Родины, без знания которой не может быть и настоящей любви к Родине.

Родина - это наша земля, земля наших родных, наших предков. Любить Родину - значит ведать ее прошлое, жить ее настоящим, болеть и молиться о ее будущем. Родина и храм - два понятия, тесно связанные между собой. Постепенно из небытия возвращаются в нашу жизнь многие духовные святыни. Это вселяет надежду и веру в то, что современная молодежь сможет впитать в себя духовные ценности и не допустит глумления над нравственными основами своего народа.

     Эта работа выполнена в рамках общешкольного проекта «Духовные традиции нашего края». Материал будет использован на уроках истории, обществознания, литературы, на родительских собраниях, встречах с выпускниками школы и учителями района.

    5. Список литературы                                                           

  • 1. Святыни и древности Псковского уезда: По дореволюционным источникам. Н.Ф. Левин, состав., вступ. ст. - Псков, 2006.
  • 2. Печоры - порубежный край России. Сборник материалов местных авторов. Составитель Бедовый Н.И. - Печоры, 2005.
  • 3. История России с древнейших времен до конца 17 века. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н. и др. - Москва АСТ, 2000.
  • 4. Наша жизнь с богом. Профессор Свято-Владимирской семинарии Констанция Тарасар - Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо», 2000.
  • 5. Книга о церкви. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. - Паломник, Москва, 2000.
  • 6. Практическая симфония. Григорий Дьяченко. Издательство Псковской епархии.
  • 7. Обысковая книга, начата в 1854 г., из архива храма Владимирской Божьей Матери, д. Лисьё.
  • 8. Словарь русского языка. С.И. Ожегов - издательство «Русский язык».1994.
  • 9. Большой толковый словарь русского языка. Гл. редактор С.А. Кузнецов - СПб.: «Норинт», 2003.
  • 10. СD-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 2006.



 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11