РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
Из истории Псковской епархии.
18-08-2010


Псковская епархия - одна из древних Епархий Русской Православной Церкви. Ее история началась в 1589 году, когда в Российском государстве было учреждено Патриаршество и определена самостоятельность Псковской епархии, доселе являющейся частью Новгородской епархии. Новгородский Владыка почти шесть сот лет был архипастырем Псковским, управляя Псковской церковью через своих наместников. После заключения Болотовского договора в 1348 году, когда Новгород отказался от политической власти над Псковом и назвал его «молодшим братом своим», Новгородскому Владыке осталось одно право - пользоваться определенными доходами с псковских церквей и духовенства. Известно, что к концу XIY началу XY вв. церковное состояние Пскова было самое неутешительное, и, искавшие себе священства, отправлялись не в Новгород, как следовало бы, а в Москву или Литву. Псковские священники не знали церковного устава, не имели исправных богослужебных книг, иногда крестили через обливание, употребляя латинское миро, а вдовые иереи женились во второй раз и продолжали священнодействовать. Миряне вмешивались в дела монастырские и церковные, сами судили и наказывали духовных. Во всех нестроениях псковской церковной и духовной жизни сказывалось отсутствие собственного псковского Архипастыря. В 1464 году псковичи делают очередную попытку на вече всем Псковом отправить посольство в Москву с просьбою к Великому князю Ивану III Васильевичу, чтобы «пожаловать свою отчину Псков, велел бы своему отцу- богомольцу, митрополиту Феодосию, поставить владыку во Псков и нашего Псковитянина». Великий князь Иван Васильевич отказал псковичам в устройстве собственной Владычной кафедры, потому что «ее искони не бывало».

Геройская оборона Пскова от войска польского короля Стефана Батория в 1581 году решительным образом устранила всякие сомнения московского правительства  относительно преданности псковичей московским царям, и в 1589 году при увеличении числа Епархий нового всероссийского Патриархата Псков, как бы в награду за верность, получил себе давно желанного епископа в лице бывшего пред тем архимандритом Юрьева новгородского монастыря Мисаила. На Соборе 1667 года при Патриархе Иоасафе II патриархи предложили открыть в России еще 19 новых Епархий, а Собор 1682 года предполагал разделить Русскую Церковь на 13 митрополий, 6 архиепископий и 49 епископий. Посему предложено быть в Пскове кафедре митрополита, и первым митрополитом был назначен Маркелл.

Пространство Псковской епархии не всегда было одинаково. Сначала она заключалась в пределах пяти ближайших городов и уездов: Псковского, Изборского, Островского, Опочецкого и Гдовского. По учреждении Петром I  Псковской провинции, были приписаны Заволочье, Красное, Городище, Пусторжевский (Новоржевский) уезд и Кобылинск.  В 60-х годах XYIII века к Псковской епархии был причислен Великолукский уезд. Со временем преобразования Псковской провинции в губернию с 1773 года и потом с 1777 года от Новгородской епархии в наместничество в Псковскую перечислены города Холм и Порхов с уездами, а от Белорусской - Себеж, Полоцк, Невель, Двинск и Витебск. В 1781 году Гдовский уезд отделен к С.-Петербургской епархии, а с 1798 года отошли и белорусские города снова к Белорусской епархии. Из Смоленской епархии с 1787 года в Псковскую был приписан Торопец с уездом. Под духовной властью архипастырей Псковских состояли некоторое время Лифляндия, Курляндия - до учреждения в 1850 году Рижской епархии. С  1849  по 1858 гг. Рижский архиепископ одновременно управлял Псковской епархией. Архиереи, занимавшие Псковскую кафедру с 1858 года, получили название «Псковских и Порховских».

В Псковской епархии за ее историю возникло несколько десятков монастырей. По преданию, первый монастырь возник на псковской земле  при святой Равноапостольной княгине Ольге, в Выбутах. В Русской Православной Церкви почитаются святые, вышедшие из псковских монастырей и  пустынножители: преподобномученики Авраамий и Василий Мирожские, Иоасаф Снетогорский, преподобные Евфросин и Серапион Спасо-Елеазаровские, Савва и Корнилий Крыпецкие, Онуфрий Мальской, Досифей Верхнеостровский, Илларион Псковоезерский, Никандр пустынножитель, Псково-Печерские преподобные Иона, Марк, Васса, Лазарь, Корнилий, Симеон и многие другие.

Ныне в Псковской епархии на  апрель 2008 года служат 178 священников, 19 диаконов. В Епархии 211 храмов, 108 часовен.

Один из псковских Преосвященных архиепископ Иоасаф в 1634 году был возведен на всероссийскую Патриаршую кафедру. Из Псковских архипастырей 6 носили титул митрополита, седьмой - митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (2008 г.).

Епископ Псковский и Нарвский Феофан Прокопович (1718 -1725), один из самых видных просвещенных и деятельных Архиереев XVIII века. Петр I избирает Феофана Прокоповича в свои сподвижники, как просвещенного и образованного исполнителя своей воли. В своих проповедях Феофан Прокопович разъяснял слушателям смысл и планы петровских действий. В 1718 году он был хиротонисан и наречен во епископа Псковского и Нарвского, сделавшись правою рукою Петра в церковных реформах. В 1718 году вместо Патриарха учрежден Святейший Синод, как коллегиальное управление, как орган менее влиятельный, чем институт Патриаршества. Одним из двух вице-президентов Синода стал Феофан Прокопович, пользующийся особым влиянием у Императора, ему было поручено разрабатывать церковные реформы. Помогая Петру I в государственных делах, Феофан Прокопович жил в Санкт - Петербурге, для чего устроил там Псковское подворье и жаловался Императору, как и прежние епископы, на самовольство псковичей, когда посадские люди владеют церковными вотчинами и землями и не платят подати. В Пскове при Феофане Прокоповиче было приписано к Архиерейскому дому 18 монастырей и 23 церкви (всего 41 церковь). Только в 22 -х церквях служба отправлялась ежедневно, в 1725 году в Епархии было 140 церквей. Своему государю Преосвященнейший Феофан Прокопович писал: «врученная мне епархия вельми скудна» и просил Императора пожаловать несколько тысяч рублев, так как кормит и одевает ребят маленьких 20 человек и собирает «порядочную библиотеку». При Феофане Прокоповиче в 1725 году новозавоеванный город Рига с принадлежащим ему уездом «для лучшего во всех духовных делах смотрения» причислен был к Псковской епархии. С этого времени Рижская епархия состояла под одним управлением с Псковской, до половины XIX века. Когда умер Петр I , Преосвященнейший Феофан сказал одну из лучших своих речей, достойную великого царя, и был переведен на Новгородскую кафедру архиепископом Новгородским и Великолукским.

Епископ Псковский и Нарвский Симон Тодорский (1745-1753), как и Феофан Прокопович родом малоросс родился в 1700 году, обучался в Киевской Академии, продолжил курс наук в западных университетах, закончил Иенский, слушал курс наук в Галле. Как замечательный лингвист был определен преподавать в Киевской Академии еврейский и греческий языки, после пострижения посвящен в иподиакона, иеромонаха и становится катехизатором. Епископ Симон знал множество восточных языков: еврейский, халдейский, сирский, арийский, греческий, и стал основателем библейской экзегетики в России. Он был учителем будущих Петра III и его супруги Екатерины II, обучая их русскому языку. Симон Тодорский был назначен членом Святейшего Синода и возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. Заканчивает свидетельство печатаемой в Москве  по плану епископа Стефана Калиновского переписанной Библии на 1082 листах. Исправители Библии, судя по докладу в Синоде, в исправлении славянского текста держались Александрийской Библии, наиболее близкой к еврейскому тексту. Священный Синод сам решился еще свидетельствовать исправленную Библию в течение Великого поста до Пасхи 1744 года. Для чего ежедневно назначались члены Синода для исправления Библии, среди которых был и архимандрит Симон. В 1745 году, оставаясь наставником Великого князя и княгини, Симон Тодорский был хиротонисан и назначен епископом Псковским и Нарвским. Епископ Симон Тодорский  при вступлении на Псковскую кафедру, оставался в Санкт-Петербурге членом Священного Синода. Псковское подворье, устроенное Прокоповичем, обветшало, и в 1746 году  Владыка писал в Консисторию: «в Санкт-Петербурге на Васильевском острове имеются: поварня, конюшня и приворотная изба деревянная, но и те обветшали. Требуется поставить амбары для колясок, саней, конюшенный двор... и устроить кругом двора забор», и спрашивает: «не будет ли это отяготительно для архиерейских крестьян». Пребывание Владыки вне Епархии требовало больших средств, и  епископу Симону игумены псковских монастырей возили деньги в Санкт-Петербург «на разные нужнейшие потребы», в том числе, на каменный дом подворья и каменную церковь на подворье, построенную в 1752 году. Пользуясь отсутствием и мягкосердечностью епископа Симона, управители в Пскове «производили разные самоуправства, грабежи разбои и взятки». О чем в Санкт-Петерубрг шли постоянные жалобы от архиерейских крестьян. Крестьяне жаловались, слали челобитные на служителей архиерейского дома, на их постоянные, изнурительные подборы и избиения бесправных крестьян до смерти: «От беспорядков и разорений чинимых оными управителями, канцеляристами и стряпчим Бличкиным с прикащиками, крестьяне бежали, незнамо куда, некоторые  знатно за польскую границу». И просили исследовать Его Преосвященство все обиды и разорения. В наказаниях епископ Симон был милосерден и снисходителен. При Владыке Симоне было отстроено здание Семинарии в 1747 году, Владыка заботился об улучшении дел в Семинарии, увеличивая содержание учащимся, жалование преподавателям и ректору, обложил монастыри взносами на Семинарию; бедные ученики могли служить дьяками. Пребывая на Псковской кафедре, епископ Симон был возведен во архиепископа. Но по болезни просил увольнения, преставился архиепископ Симон Тодорский в Пскове с 21 на 22 февраля 1754 года. Священный Синод постановил положить тело архиепископа Симона в Троицкой Соборной церкви, раздать припасы Владыки  и денежные средства священнослужителям и неимущим, оставшееся имущество надо было описать и достойно хранить, но в Архиерейском доме случился пожар, и Консистория доносила Синоду, что   все сгорело, и «от преосвященного Симона книги на разных диалектах погорели». На надгробной плите архиепископа Псковского и Нарвского Симона было написано: «рожден от благочестивых родителей, от них воспитан бысть из млада в благочестии, тако же муж быв всем бяше образ христианского жития, словом и делом кроток и по апостолу преподобен, незлоблив, трезвен, целомудр, честен» В Пскове архиепископ Симон Тодорский пожил 7 лет и 8 месяцев всей же жизни имел 53 года 5 месяцев.

Евгений (Болховитинов), архиепископ Псковский и Нарвский (1816-1822 гг.), впоследствии митрополит Киевский, ученый, богослов, в результате многолетней работы написал «Историю княжества Псковского», «Летопись древнего славяно-русского княжеского города Изборска», «Словарь светских писателей» и многие другие труды.

Арсений (Стадницкий), архиепископ Псковский и Порховский (1903-1910 гг.) один из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, бывший ректор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории, председатель учебного комитета Святейшего Синода, член Государственного Совета. Это был 19 по счету архиепископ на Псковской кафедре и 34 управляющий Епархией в предреволюционный период. В 1905 году им была открыта псаломщическая школа, получившая название Арсениевской, организован в 1908 году Церковно-археологический Комитет, музей церковных древностей, с его именем связаны и многие другие начинания,  должные способствовать привлечению светских людей к  жизни Церкви.

В период правления Псковской епархией архиепископа Алексия (Молчанова) 1910-1912 гг., был создан Епархиальный комитет трезвости, епископ Алексий возобновил и возглавил пастырские собрания псковского духовенства, усилил антисектантскую деятельность. При епископе Евсевии (Гроздове) 1912-1919 гг., в Великих Луках в 1915 году было построено новое здание Духовного училища с интернатом для учащихся. При нем в феврале 1919 года большевики вскрывали раку с мощами святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, но почитание верующими святого было столь велико, что власти не решились удалить мощи из собора.

В начале XX века границы территории Псковской епархии совпадали с административными границами Псковской губернии. Епископ Псковский и Порховский являлся самостоятельным епархиальным архиереем, подчиненным Святейшему Синоду. Под руководством архиерея управление Псковской епархией осуществляла Духовная консистория, созданная в соответствии с Духовным регламентом в 1721 году.  Епархия делилась на 38 благочиний, в каждом из 8 уездов губернии было 4-6 округов. Общее число погостов и городских церквей достигало 554. Действовало 969 часовен. В церквах служили 29 протоиереев, в т.ч. 12 - в Пскове, 466 священников, 158 диаконов, 424 псаломщика.

К XX  столетию в Псковской епархии насчитывалось 1070 священно-церковнослужителей. Важное место в приходской жизни Псковской епархии занимала благотворительная деятельность. В Пскове действовали епархиальное попечительство о бедных духовного звания, располагавшееся в здании Духовной консистории, епархиальная Ильинская община сестер милосердия, 39 богаделен и 4 больницы. Псковские епархиальные ведомости  №20 от 1895 года сообщали, как местный священник отец Василий Триумфов в погосте Бежаницы организовал, по примеру протоиерея Иоанна Кронштадтского, первое в губернии общество трезвости.

Псковская епархия участвовала во всероссийской благотворительности, так называемом «тарелочном сборе» по церквам, в помощь голодающим в губерниях Оренбургской, Казанской и др., помощь  раненым и семьям погибших в Первую мировую войну...

К началу XX века большинство монастырей было упразднено, монастырская жизнь продолжалась в 14-ти монастырях, в том числе, шести Псковградских.

Псковская епархия имела развитую систему духовного образования представленную Духовной семинарией, открытой в 1733 году. С историей Псковской духовной семинарии связана жизнь многих светильников Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин)  1865-1925 гг., учился в ней с 1878 по 1884 гг., а после окончания в 1888 году Санкт-Петербургской Духовной академии явился преподавателем догматического, нравственного, основного богословия и французского языка в родной семинарии. Здесь 14 декабря 1891 года он принял монашеский постриг с именем Тихон в честь свт. Тихона Задонского, а 22 декабря был рукоположен в иеромонаха. Определением Святейшего Синода от 12 марта 1892 года иеромонах Тихон назначен инспектором Холмской Духовной семинарии в город Люблин ( г.Хелм, Польша).

В  1904 -1906 гг.,  иеромонах Алексий (Симанский) 1877-1970 гг., впоследствии 1945-1970 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси, был назначен инспектором Псковской Духовной семинарии, в 1905 года временно исполнял обязанности ректора семинарии. Ректорами Псковской духовной семинарии были новомученики архиепископ Борис (Шипулин), бывший ректором в 1904 году, и архимандрит Никодим (Коротков), священномученик, бывший ректором Псковской духовной семинарии в 1905-1906 гг.

В Псковской Духовной семинарии обучались шесть лет,  преподавали известные в губернии специалисты: основы догматического и нравственного богословия преподавал кандидат богословия протоиерей Александр Ляпустин, литургику - протоиерей Михаил Ипполитович Лавровский, французский язык - Альфред Августович Барбье, церковное пение - Михаил Федорович Гривский...В Псковской епархии действовало четыре  духовных училища: в Пскове, Великих Луках, Порхове, Торопце. Ныне восстановлена деятельность Псковского Духовного училища, ректором которого является протоиерей Виталий Герусов. Они были открыты в 1808 году, и к 1914 году в них обучалось около 440 человек. Обучение дочерей духовенства осуществлялось в Псковском епархиальном женском училище, основанном в 1887 году, в котором обучалось к 1914 году  более 100 учениц.

 С 1894 года и до 1917 в Пскове выходила официальная газета Епархии «Псковские епархиальные ведомости», руководство ее изданием осуществлял Архиерей и Духовная консистория. Надо отметить открытость газеты, искреннее расположение к читателю, публикацию проблемных материалов и о проблемах церковной и духовной жизни. Газета имела два раздела: официальная хроника и неофициальная, именно там появились первые публикации по истории Епархии протоиерея Василия Диомидовича Смиречанского. Публикации в Епархиальных ведомостях представляют собой очень ценный материал по истории Русской Православной Церкви и Псковской епархии.

Псковская епархия накануне Октябрьского переворота имела богатую историю и традиции, насыщенную церковную, приходскую и монастырскую жизнь, систему духовных учебных заведений и религиозных православных  учреждений. Псковское духовенство  не ограничивало свою деятельность выполнением только богослужебной и церковно-приходской деятельности. Оно активно участвовало в просветительской, научной (историко-археологической), благотворительной, попечительской работе, кооперативном строительстве. Между тем, в связи с известными историческими событиями: поражение на фронтах Первой мировой, широкое распространение атеизма, особенно среди интеллигенции, либеральных идей, отрицательно влияло на духовно-нравственное состояние общества. После Октябрьского переворота и победы антихристианских сил между советской властью и Церковью возник острейший конфликт. 2 декабря 1917 года было принято Определение Поместного собора о правовом положении Русской Православной Церкви. Она провозглашалась независимой от государственной власти, пользующейся в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления. Государственный закон декрет СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный 23 января  1918 года, запретил Церкви владеть собственностью и пользоваться правом юридического лица. После чего начались гонения на Русскую Православную Церковь: убийство митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве, епископа Гермогена (Долганова) и представителей духовенства, расстрелы крестных ходов, вскрытие гробниц со святыми мощами. Закрытие храмов и монастырей, церковно-приходских школ, духовных учебных заведений...

Большевиками было организована так называемое движение «Живая церковь» - обновленческая церковь. В Псковской губернии, как и в целом по стране, обновленческое движение серьезных успехов не имело. С февраля 1920 года Псковскую епархию возглавлял бывший наместник Александро-Невской Лавры и викарий Петроградской епархии епископ Геннадий  (Туберозов). Даже в период наивысшего обновленческого подъема он оставался на позициях Святейшего Патриарха  Тихона. В 1922 году он был арестован Псковским отделом  ГПУ, большевистская газета «Псковский набат» назвала Архиерея совершенно безосновательно «черным белогвардейцем». Но вследствие протестов верующих, епископ Геннадий был освобожден из-под ареста. На Епархиальном съезде, происходившем в Троицком соборе, под председательством епископа Геннадия был принят устав «Псковской Православной Церкви», в котором новая обновленческая «живая церковь» не была признана. Но Епархиальный съезд осудил постановления Карловацкого собора и заявлял о своей полной лояльности власти. Понимая, что установить контроль над Епархией не удалось,  большевистская власть епископа Геннадия  приговорила к ссылке на 2 года в Туркестан. Владыка Геннадий тяжело заболел, испытания сказались на здоровье Архиерея, и после трех операция он скончался 1 июня 1923 года. Похоронен был при большом стечение тысяч народа  на Иоанно-Предтеченском кладбище, после сноса которого, его останки были перенесены в усыпальницу псковских архиереев, находящуюся в подцерковье Троицкого Собора.

Некоторое время Псковской кафедрой руководил  обновленческий «архиепископ» Дмитрий Рождественский, которого народ терпел из уважения к его летам.

Покаявшийся в обновленчестве епископ Варлаам (Ряшенцев) (1878-1942 гг.) был назначен на Псковскую кафедру в сентябре 1923 года. Он дважды подвергался аресту: первый раз в 1919 году за то, что отслужил панихиду  по убиенному царю Николаю II, и вторично в 1924 году он был приговорен к двум годам строгой изоляции с последующей высылкой из Псковской и Ленинградской губерний за обновление множества икон - большевики полагали, что это - фальсификация. Владыка Варлаам  в 1941 году был приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет тюрьмы, и в 1941 году архиепископ Варлаам скончался в Вологодской тюрьме.

Как сообщал отдел ОГПУ, в Псковской губернии 336 приходов, 70% являются вполне тихоновскими, а 30% «не решаются открыто избрать определенное направление, но имеют скрытое тяготение  в сторону Тихона».  Пока в Троицком соборе служили «обновленческие» священники, храм Михаила Архангела в 1929 году был освящен в кафедральный собор Архистратига Михаила. В течение 20-х годов в Псковской губернии были закрыты  все 14 монастырей. Такая участь не коснулась только Псково-Печерского монастыря, который оказался на эстонской территории, за рубежом.

 Первая пятилетка 1928 года была названа пятилеткой безбожия - проходили антиколокольные кампании, закрывались храмы и перестраивались в мастерские, артели и т.п. Новый виток репрессий против духовенства на Псковской земле начался в начале 30-х годов и длился почти до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году закрыли Троицкий собор, а в 1939 открыли в нем  антирелигиозный музей. В 1936 году произошло упразднение Псковской кафедры, которую после ареста епископа Варлаама (Ряшенцева) возглавляли: епископ Николай (Покровский)- 1925-1927 гг., епископ Феофан (Туляков) 1927-1935 гг, епископ Варлаам (Пикалов) с 25.11 - 13.12. 1935 г., епископ Феодор (Яцковский) 1935- 24.08.1936 г. К концу 30-х годов почти все архиереи РПЦ были арестованы или расстреляны. На кафедрах остались: глава Церкви митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Димитровский Сергий (Воскресенский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). Архиепископ Николай с 1936 по 1940 год являлся одновременно управляющим Новгородской и Псковской епархиями. В январе 1941 года закрыли последний храм в Пскове - церковь Димитрия Мироточивого в Поле.

За период 1918-1940 гг. в Псковской епархии, по неполным сведениям, было расстреляно 250 священнослужителей, к разным срокам лишения свободы приговорено около 1000 священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян.

 С 1944 года (по 1954 г.) управлять Псковской кафедрой был призван Григорий (Чуков) архиепископ  Ленинградский и Новгородский,  с сентября 1945 года - митрополит Ленинградский и Новгородский.
.

За период своего существования в Псковской епархии с 1589 года  было сорок шесть архипастырей, которые вследствие разного рода перемен пользовались различными наименованиями и степенями святительского достоинства. Псковскими и Изборскими именовались с 1589 по 1717 гг., Псковскими и Нарвскими с 1718 по 1763 гг., Псковскими и Рижскими с 1764 по 1799 гг., Псковскими, Лифляндскими и Курляндскими с 1799 по 18 33 гг., Псковскими и Лифляндскими с 1833 по 1849 гг., Псковскими и Порховскими с 1850 года по 1990 года. С 1990 года глава Псковской кафедры именуется Псковским и Великолукским.

Митрополит Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович)  с 11 ноября 1954 года - епископ Псковский и Порховский с правом настоятельства в Псково-Печерском монастыре.
Родился 28 октября 1898 года (все даты до 1942 года включительно взяты по старому стилю) в Коломне, Московской области. С 1916 года - послушник Смоленско-Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1923 году переведен в Богоявленский монастырь в Москве. 24 ноября 1924 года пострижен в мантию с именем Иоанн. 25 ноября того же года Преосвященным Августином (Беляевым) рукоположен во иеродиакона. С 1928 по 1936 гг. - иеродиакон в Успенском соборе г. Каширы. С 1936 года - эконом Московской Патриархии в служении при Патриаршем Местоблюстителе. В 1941-1943 гг. проживал в Ульяновске вместе с Патриархом Сергием (Страгородским), служил в Казанском соборе. 1 октября 1942 года епископом  Саратовским Григорием (Чуковым) рукоположен во иеромонаха. 8 октября того же года возведен в сан игумена, а 26 октября - в сан архимандрита. С 10 августа 1946 года - наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 30 ноября 1953 года в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит  Ленинградский и Новгородский Григорий и архиепископ Одесский и Херсонский Никон.
С 5 марта 1959 года - епископ Берлинский и Германский и управляющий Псковской епархией.
С 21 июня 1960 года - епископ Псковский и Порховский.
25 февраля 1962 года возведен в сан архиепископа.
11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.
В 1967 году архиепископ Иоанн с группой паломников Русской Православной Церкви посетил Святую Землю.
9 сентября 1972 года возведен в сан митрополита.
2 сентября 1977 года награжден правом ношения 2-х панагий.
11 апреля 1980 года награжден орденом Преп. Сергия Радонежского 2-й степени.
17 октября 1983 года в связи с 85-летием со дня рождения и 30-летием архиерейской хиротонии награжден орденом св. князя Владимира 1-й степени.
12 мая 1987 года  уволен на покой (ЖМП. № 7, с. 4). Награжден именной панагией (ЖМП. 1989, № 1, с. 8). Скончался 13 января 1990 года, погребен  на Дмитриевском кладбище.

С 12 мая 1987  архиепископ Псковский и Порховский Владимир (Котляров). Митрополит Псковский и Порховский (Великолукский) Определением Святейшего Синода от 3 апреля 1990 года решено именовать Преосвященного Псковского и Порховского впредь «Псковский и Великолукский».
По решению Святейшего Синода 22 февраля 1993 года назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским. По решению Святейшего Синода 27 декабря 1995 г. назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

В 2008 году, в феврале, исполнилось 15 лет, как Псковской кафедрой управляет Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский. Многие прихожане епархии, не говоря уже о прихожанах  Свято-Троицкого Кафедрального собора, имеют счастье молиться на богослужении вместе с нашим Владыкой Евсевием. Правящий Архиерей служит часто и в Соборе, и при посещении храмов и обителей своей Епархии, но далеко не все, как нам признавались, знают  биографию нашего Владыки, а она достаточно интересна, как путь всякого человека к Богу. Поэтому мы посчитали необходимым  познакомить наших читателей с биографией  митрополита Псковского и Великолукского Евсевия не только «по протоколу», но и из чувства большого уважениям и почтения к молитвенным трудам Правящего Архиерея.

 Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (в миру Николай Афанасьевич Саввин) родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу, в 1961 году - Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского». В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым). В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым) и командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря. В 1969 году назначен секретарём Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Лавры. С 1982 года по март 1984 года исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

С 1 апреля 1984 года, дня епископской  хиротонии, шесть с половиной лет Владыка Евсевий трудился на Алма-Атинской кафедре в Казахстане. В 1990 году его перевели в Куйбышев, тогда не без участия нового Архиерея городу вернулось старое имя Самара. Наряду со служением Владыка занимался вопросами открытия, восстановления и строительства храмов, рукоположения духовенства, учреждением церковных образовательных организаций: духовного училища, воскресных и церковно-приходских школ. Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов - газеты «Благовест» и «Самарские ведомости». О результатах говорят цифры: Владыка принял 30 храмов, а, уезжая через два с половиной года, оставил 80. Была возрождена литургическая жизнь в Иверском женском монастыре. В момент открытия этой святой обители и было объявлено о переводе Владыки Евсевия на Псковскую кафедру. 

С 23 февраля 1993 года Архиепископ Евсевий возглавляет Псковскую епархию. В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии её духовности и культуры. За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром не только Псковской епархии, но и России,  в обители проводится огромная работа по сохранению и распространению монастырского наследия, ведётся миссионерская деятельность, монастырь занимается благотворительностью, катехизацией. Псково-Печерский монастырь по благословению нашего Владыки  принимает активное участие в организации Православных образовательных всероссийских Корнилиевских чтений, которые стали одними из первых  среди подобных серьезных образовательных совместных проектов Русской Православной Церкви и светской школы. Каждый год Владыка посещает до 60 храмов епархии, во многих бывая по несколько раз; обычно количество богослужений Владыки в год определяется цифрой 250-280, то есть наш Правящий Архиерей служит более многих приходских священников. За время своего пребывания на Псковской кафедре Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий совершил  около 250 рукоположений во пресвитера и во диакона.

Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим Правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий имеет такие награды Церкви, как орден преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, орден св. равноапостольного князя Владимира II степени, св. благоверного князя Даниила Московского II степени, награждён государственным орденом Почета.

По свидетельству клириков и мирян Правящий Архиерей - духовный человек, который своей молитвой, своей жизнью на Псковщине показал, что всю свою жизнь он посвящает Церкви, богослужению, благолепию храмов. В начале 1993 года на псковской земле было восемьдесят действующих храмов, сейчас их более двухсот. Архиерей имеет богатый духовный опыт, с молодости общался со старцами, а своим духовным отцом называет известного Православной Церкви архимандрита Исаакия (Виноградова), у которого окормлялся более двадцати лет. Псковский святитель оказывает сильное влияние на духовную жизнь епархиального клира, учит молитве и священнослужителей, и прихожан. Его внешняя суровость говорит только об одном: его болезновании о спасении каждого своего пастыря, каждого прихожанина.

 В 2008 году 25 февраля в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и празднования иконе Божией Матери Иверская  Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий был возведен Святейшим в сан митрополита, став седьмым митрополитом в четырехсотлетней истории Псковской епархии.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11