03-06-2010
11 февраля, по благословению Правящего Архиерея, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, по инициативе Попечительского Совета Спасо-Преображенского Мирожского монастыря состоялось открытие выставки "Современные иконописцы Мирожской обители" в выставочном зале на ул.Бастионной. Это уже вторая подобная выставка - первая состоялась в 2003 году.
На открытии выставки присутствовали: настоятель храма св.блгв.кн.Александра Невского протоиерей Олег Теор, наместник обители игумен Николай (Биличенко), братия, иконописцы, священники Епархии, глава города Пскова И.Н. Цецерский, депутаты областного Собрания - В.Н.Яников, Ю.Р.Брохман, советник по культуре И.В.Гаврюшкин, от Комитета по культуре г.Пскова - Овчаренко Н.Л. Открыл выставку протоиерей Олег Теор, настоятель храма св.блгв.кн. Александра Невского. Батюшка передал благословение от Владыки Евсевия, поздравил всех с праздником масленицы и напомнил, что это последняя подготовительная седмица перед Великим постом, а затем рассказал о значимости в истории Православия псковских икон, и отметил, что иконы, написанные современными псковскими мастерами он встреча в храмах далеко за пределами России.
Глава города Пскова И.Н.Цецерский вручил наместнику обители игумену Николаю букет цветов и Приветственный Адрес, поздравил всех с праздником масленичной - сырной недели, порадовался, что много людей собралось на открытии выставки, сказав, что когда мы вместе - мы сильнее.
Наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря игумен Николай рассказал об истории иконы, о ее духовном значении для верующего человека, какими бывают иконы. Икона - это живописное Евангелие, через икону мы обращаемся к Первообразу, отметил отец Наместник. Главная задача этой выставки - рассказать через икону о вере Православной, о ее святых и святынях. Помочь человеку придти к Богу.
Насельник обители монах Афанасий подробно рассказал житие новомучеников, изображенных на одной из представленных на выставке икон.
Среди присутствующих на открытии выставки были и искусствоведы, и учителя, и студенты, и пенсионеры, - горожане. Всего на выставке представлено около 50-ти икон, а также фотографии с видами монастыря и Пскова.
Древняя иноческая обитель Спасо-Преображенского Мирожского монастыря была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора. По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении Православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец Православной живописи XII века. Известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др. В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.
После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Благодаря поддержке и усилиям ныне Правяющего Архиерея, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников, а 15 августа 1997 года была открыта иконописная школа. Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря".
Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания - молитва, терпение и труд. С недавних пор в монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков.
|