05-03-2010
3 марта 2010 г.
Пленарное заседание, Печорская гимназия.
Ваши Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейший Ев-севий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, Высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Таллиннский и всея Эстонии, всечестные отцы, братия и сестры, участники Корнилиевских чтений!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем доклада на Архиерейском собрании 2-го февраля 2010-го года о введении курса «Основы религиозной культуры» сказал: «В настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54-х из 71-й епархии, находящихся на территории Российской Федерации. Наиболее распространённая форма проведения занятий - факультатив. Слушателями курсов духовно-нравственной направленности являются более 700 тысяч школьников, преподавание ведется в более чем 8400 школах на территории России. "..." В 19-ти регионах и 17-ти епархиях Русской Православной Церкви ведется активная работа по подготовке к проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010-го года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению. Успешное проведение эксперимента должно создать условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской школе, и призвано существенно повлиять на ситуацию во всей системе образования в нашей стране. Актуальным видится создание методических объединений учителей "Православной культуры" на региональном, муниципаль ном и районном уровнях. Следует обратить особое внимание на организацию работы со средствами массовой информации...» (конец цитаты из названного выше доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
Слава Богу, мы приблизились к знаменательномусобытию в истории России:вопрос о преподавании вгосударственных школах «Основ Православной культуры» начинает решаться Министр науки и образования РФ на государственном уровне. Андрей Фурсенко в обители «Министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко считает, что новый курс "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) могли бы с успехом преподавать не только учителя-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук» (цитируем по сообщению ИТАР-ТАСС от 24.02.2010, 13-34). «Мы должны обязательно дать ребятам понимание себя в этом мире, осознание возможности разных мировоззрений, но выбор остается за ребенком. Мы не можем за руку вести ребенка к Богу»,- подчеркнул он. Фурсенко также отметил, что новый предмет призван «воспитать уважение к своим соседям (в городе, стране и т.д.), научить понимать других людей». «Базовые ценности религий учат такому пониманию»,- сказал министр. По его мнению, важно воспитать «не только терпимость, а взаимопонимание, взаимоуважение».
Фурсенко уверен в необходимости введения в школах курса ОРКСЭ. «Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что мы начали это дело»,- сказал он, обращаясь к учителям." (конец цитируемого сообщения ИТАР-ТАСС от 24. 02.2010 г.)
Не на пустом месте появляется в России предмет «Основы Православной культуры». Ему предшествовали со времён Крещения «Азбучные молитвы», «Домострой», Закон Божий, Жития Святых. Например, житие святого благоверного великого князя Александра Невского с 13-го века российской истории является ОПК в самом широком смысле. Процитирую размышление губернатора Псковской области Андрея Анатольевича Турчака о житии святого князя, опубликованное на страницах журнала «Фома»:
«Мне, как человеку на государственной службе, было интересно обнаружить в Александре Невском не только талантливого стратега, но и человека, который в своем служении руководствовался принципами нравственности, для которого принятие политических решений было неотделимо от личных духовных установок. Не служба, но Служение. Такого понятия в учебниках по менеджменту и правлению не встретить, но именно в этом - ключ к успеху и народному авторитету власти "..." Я очень рад, что именно Александр Невский стал "Именем России"» (журнал «Фома», №12, 2009, стр. 99).
Если говорить о Печорском крае, находящемся под покровом Божией Матери, то, начиная со времени прмч. Корнилия, вокруг православных храмов возникали прообразы церковно-при-ходских школ, затем по мере разрастания населенного пункта Печоры в городе началось преподавание «Закона Божия» в учебных заведениях, а с первой половины XX века - также и в Печорской гимназии... После известного перерыва, в 90-е годы прошлого столетия факультатив «Закон Божий» робкими шагами возвратился в школы города... И наконец, на рубеже эпох, с появлением в городе школы-гимназии №1, под разными названиями, по желанию родителей, преподаётся факультатив «Основы Православной культуры».
Печорское Православное педагогическое общество, Православное молодежное движение «Вестники», Детско-юношеские хоры, Воскресные школы, дошкольные образовательные учреждения, кружки и студии в городском центре досуга - все это связано с преподаванием «Основ Православной культуры». Но более всего в «Основах Православной Культуры» нуждаются дети из неблагополучных семей, оставшиеся без родительского попечения. Это самая сложная и криминогенно-опасная категория учащихся. Найти возможность рассказать им об Основах Православной культуры, достучаться до их сердец - сложная духовно-педагогическая задача, с которой, с Божией помощью, успешно справляются иеромонах Хрисанф и протоиерей Анатолий Лисицких.
И, хотя это и не входит в тематические рамки настоящего доклада, я не могу не упомянуть о благоприятном действии «Основ Православной Культуры» на души молодых людей, страдающих наркозависимостью. Общество по реабилитации наркозависимых «Камень», находящееся в Печорском районе, ежемесячно посещает священноинок нашего монастыря иеромонах Всеволод. Примерно 75% молодых людей, прошедших курс реабилитации в обществе, более к наркотикам не возвращаются. Священноначалие Русской Православной Церкви - наш Владыка Митрополит Евсевий, братия Псково-Печерского монастыря неустанно напоминают об угрозе попасть в зависимость от многочисленных пороков современности - табакокурения, пьянства и наркомании.
Псково-Печерские листки, включая детский вариант «Колокольчик», Интернет-сайт Псково-Печерского монастыря, Интернет-портал «Слово», православный журнал для родителей «Виноград»,- являются информационной поддержкой предмета «Основы Православной культуры». Православной Культуры» на души молодых людей, страдающих наркозависимостью. Общество по реабилитации наркозависимых «Камень», находящееся в Печорском районе, ежемесячно посещает священноинок нашего монастыря иеромонах Всеволод. Примерно 75% молодых людей, прошедших курс реабилитации в обществе, более к наркотикам не возвращаются.
Священноначалие Русской Православной Церкви - наш Владыка Митрополит Евсевий, братия Псково-Печерского монастыря неустанно напоминают об угрозе попасть в зависимость от многочисленных пороков современности - табакокурения, пьянства и наркомании.
Псково-Печерские листки, включая детский вариант «Колокольчик», Интернет-сайт Псково-Печерского монастыря, Интернет-портал «Слово», православный журнал для родителей «Виноград»,- являются информационной поддержкой предмета «Основы Православной культуры». Безусловно, всё перечисленное требует дальнейшего усовершенствования и развития... Для этого по благословению и под руководством Высокопреосвященнейшего Митрополита Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печер-ского монастыря Священноархимандрита, в нашем городе проводятся уже XII Корнилиевские православные образовательные чтения. Владыка Митрополит Евсевий постоянно напоминает нам, священнослужителям Псковской епархии, о необходимости преподавания «Основ Православной культуры» во всех общеобразовательных учреждениях Псковской области... Владыка также благословляет участвовать в Корнилиевских чтениях всем отцам благочинным епархии, а прочитанные доклады должны публиковаться в отдельных сборниках. Участие в Чтениях Высокопреосвященнейшего Митрополита Корнилия Таллиннского и всея Эстонии и клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви (Московского Патриархата) делает Корнилиевские чтения международными.
Обратимся к духовно-нравственной стороне и пользе преподавания «Основ Православной культуры». Приведу пример. При подготовке Рождественского вертепа в Псково-Печерском монастыре в начале 2010 года ко мне под благословение подошла Ольга Качкина (Филимонова) с мужем Игорем. Во время своего обучения в начальных классах школы № 1 в 1993-1994 гг. она посещала факультативный предмет «Закон Божий», который я в то время преподавал. Ольга рассказала о том, что, окончив среднюю школу с золотой медалью, она поступила в Университет ЛЭТИ в Санкт-Петербурге, по окончании которого (с двумя красными дипломами) вышла замуж и ныне живет и работает в Москве. Нужно сказать и о том, что последние 2 года учебы в Университете Ольга была стипендиатом правительства Санкт-Петербурга, и губернатор города В. И. Матвиенко, вручая ей второй диплом, лично поздравила ее с окончанием Университета. Во время учебы Ольга по моему совету была прихожанкой монастырского храма на Карповке. Она сама определила свои успехи в жизни и учебе как результат посещения уроков «Закона Божия» в школе. Пользуясь возможностью, хочу сказать слово благодарности за воспитание Ольги ее маме Алевтине Николаевне Качкиной и учительнице начальных классов Лидии Семёновне Крючковой, а также и всему преподавательскому коллективу школы-гимназии №1 во главе с директором Ольгой Михайловной Тумановской. И желаю Вам помощи Божией в Вашей дальнейшей работе и личной жизни!
Из всего вышесказанного делаю вывод: преподавание в школах «Основ Православной культуры» является залогом спасительной успешной жизни молодых людей и - в Духе Святом - духовным иммунитетом от различных современных пороков, который в то же время не связывает их свободы.
Благодарю за внимание!
|