РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-03-2010


13 марта в Свято-Троицком Соборе будет отслужен праздничный молебен псковскому блаженному Николаю, чьи святые мощи покоятся в раке Собора.

Святые мощи псковского Христа ради Юродивого Николая покоятся в серебряной раке в Троицком Соборе вместе со святыми мощами Благоверных псковских князей Гаврила, Тимофея и Преподобного Иоасафа Снетогорского, память которому будет совершаться 16 марта. Блаженный Николай жил под Соборной колокольней, зимой и летом ходил в ветхой одежде, почти нагой, терпеливо перенося холод и жару.

Непрерывно молился и имел дар чудотворения и пророчества. Он преставился 28 февраля 1576 года, и в силу особенного уважения псковичей был погребен в подцерковье Троицкого Собора. Этой почести удостаивались тогда только князья, а впоследствии Архипастыри Псковские. По видению, бывшему в 1581 году Дорофею, старцу псковского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во время нападе¬ния польского короля Батория на Псков, преподобный Корнилий и блаженный Николай с другими святыми ходатайствовали пред Пречистой, чтобы Она умолила Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарные псковичи тогда же написали икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и с Блаженным Николаем. Эта Псково-Покровская икона ныне находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе. Местное празднование Блаженному Николаю началось с того же 1581 года, всего пять лет спустя после его кончины.

Блаженный Николай был родом из Псковской земли и прославился тем, что своим вмешательством спас город Псков от кровавой расправы царя Ивана Грозного. Царь Иоанн IV в феврале 1570 года, разгромив по подозрению в измене Великий Новгород, приблизился к Пскову. Царь ночевал в Николаевском Любятове монастыре, там до сих пор стоит храм Святителя Николая Мирликийского, в котором побывал Грозный на дороге к Пскову. Жители города в ожидании Грозного царя предались молитве. Они знали, что Царь пришел, по выражению летописца, с великой яростью, как лев, рыкая, «хотя растерзати неповинныя люди и пролить кровь многую».

Предание сохраняет рассказ о посещении Иоанном IV Пскова: ударили в колокол к воскресной утрени (была первая неделя Великого поста) и тихий звон смягчил жестокое сердце царя: он умилился душою, пришел в чувство и приказал воинам притупить мечи свои о камень-запретил убийства. Но Господь, по милосердию Своему к людям, вложил в сердце Блаженному Своему угоднику Николаю Салосу и христолюбивому князю Юрию Токмакову, воеводе псковскому, мысль, как совершенно преложить царский гнев на милость.

Согласно их приказанию, жители города, каждый перед своим домом, поставили столы с хлебом и солью; когда же царь шел по городу, они с женами и детьми стали на колени. Это зрелище тронуло сердце царя, пройдя в соборную церковь Живоначальной Троицы, он слушал молебен, а из Собора зашел в келью к блаженному Николаю, и Блаженный поучал царя с угрозами: не проливать человеческой крови, не грабить святых Божиих церквей.

Есть известие, что блаженный Николай предложил при этом своему державному посетителю в виде угощения кусок сырого мяса, но Грозный сказал: «Я христианин и не ем мяса в пост.- Ты пьешь кровь человеческую», - ответил ему блаженный Николай.

По другим известиям, Блаженный изрек при этом: «Не трогай нас, проходящий, ступай от нас - не на чем тебе будет бежать». Не обращая внимания на его слова, Грозный велел снять колокол с Троицкого собора, но в ту же минуту пал, по пророчеству Святого, лучший царский конь. В ужасе ушел Грозный царь от Пскова. Однако по царскому приказу войско грабило имение граждан, кроме церковного причта, а также церкви и монастыри. Награбленные кресты, иконы, пелены, сосуды, книги, колокола и деньги царь в виде трофея повез в Москву.

Как пишет известный специалист по христианской культуре Сергей Аверинцев, древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради Юродивые. Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан Пушкиным в «Борисе Годунове», где юродивый Николка говорит царю Борису страшные слова обличения «Нельзя молиться за Царя-ирода, Богородица не велит».

Юродивые - люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия - юродство во Христе. Выражение Апостола: «мы юроди Христа ради» (1 Кор. IV, 10) послужило основою и оправданием подвига юродства. Юродивые не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия.

Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра.

Почти все Юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноки. В древнем языке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческое μωρός (ημέις μωροί δια Χριστόν).

На Руси первым по времени Юродивым был Киево- Печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия Юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение XIV - XVI вв. на Руси насчитывается не менее 10 Юродивых святых, тогда как в общем Месяцеслове Православной Церкви в течение 5 веков (Vl - X) не более 4 Юродивых святых, принадлежащих различным странам. Во второй половине XVI в. в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи прославленных церковью Юродивых или, построенные во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг - Прокопия и Иоанна, Ростов - Исидора, Москва - Максима и Василия Блаженного, Калуга - Лаврентия, Псков - Николу Салоса. «Салос» в переводе с греческого - блаженный, юродивый.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11