РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-03-2010


Проповедь на Воскресное чтение произнес настоятель Троицкого Собора протоиерей Иоанн Муханов:

О скорченной женщине.

10 декабря в нашей Святой Церкви за Литургией читается Евангелие от Луки. XIII. 10 -17. Проповедь на Воскресное чтение произнес настоятель Троицкого Собора протоиерей Иоанн Муханов:

«Как нетерпеливы бываем мы и малодушны: болезнь, неудача или просто неприятность, и вот мы уже начинаем гневаться на людей, озлобляться на весь мир, доходим до ропота на Всемилостивого Господа.

Такими ли должны быть христиане, избранники Божии, которым многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное?

Болезни и скорби, дорогие, которые должны служить закалке и просветлению наших душ - своей слабостью мы превращаем в повод к отступничеству.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат сугубому мучению», потому что терпение в человеке отражает бедствие.

Малодушие есть матерь мучений, а терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Такой широтой сердца и обладала скорченная женщина, о которой мы слышали сегодня в Святом Евангелии.

Кто, как не эта несчастная, имела повод для озлобления и ропота? На долгих 18 лет ее связал сатана, сделал эту женщину уродливой и беспомощной, превратив ее жизнь в постоянную физическую и нравственную пытку.

Но озлобилась ли она? Возроптала ли на Господа, или на свою жизнь?

Нет, все годы страданий хранила эта женщина в своем сердце Святую веру и надежду на благость Божию. Ревностно посещала она Дом Господень, внимала словам поучения и тихо молилась. Опечаленная своим уродством и немощью, она старалась быть, как можно незаметнее, стояла в дальнем уголке, и люди действительно не обращали на нее внимания. Но вот однажды несчастную скорченную женщину все же заметили, и, увидевший ее, был Сам Сын Божий.

Да, внешне эта женщина была уродлива, но Господь не смотрит на внешность. Восемнадцать лет доблестно переносимых страданий, сделали душу скорченной женщины величественно прекрасной.

Вокруг Спасителя толпились красивые, здоровые люди, в богатых одеждах, кичившиеся показным исполнением обрядов, и считавшие себя избранниками Божиими, но взор Иисуса Христа был устремлен в дальний угол синагоги, туда, где сияла светом добродетель и смиренная душа скорченной женщины.

Сын Божий пришел в мир ради таких людей, дорогие, как эта женщина: страдающих и смиренных верующих и надеющихся. Спаситель пришел к людям, которых связал сатана. Души порабощены греху и страданию, а тела болезнью и смертью.

Господь явился к тем, кто способен был слышать его зов, как величайший Освободитель, и закончилась власть жестокого диавола над родом человеческим.

При приближении Господа Милующего сатанинские путы спали со скорченной женщины: «ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. XIII,12) - сказал ей Спаситель. И она тут же выпрямилась, и из сердца ее излилось горячее словословие, исцелившему ее Богу. Окружавшие ее, добрые люди, радовались вместе с ней и славили Всемогущего Творца.

Был же здесь человек, в котором, явленное Богом чудо исцеления, пробудило не радость, а гнев, это был начальник синагоги.

Блюститель завета, тот, чьим долгом было заботиться о народе, о благе сынов и дочерей Авраама. Кто, как не он, должен был радоваться тому, что несчастная больная наконец-то избавилась от застарелой болезни. Но нет, этот напыщенный законник негодовал на исцеленную и на Исцелителя, так как чудо случилось в субботу, в ветхозаветный день покоя.

Каким холодным бездушием веет от слов фарисея: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. XIII,14).

Каким ледяным безверием веет от этих слов, словно не чудо Господне свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена страдалица, а просто заезжий лекарь вырвал у кого-то щипцами больной зуб.

Начальник синагоги не мог и не хотел видеть того, что перед ним Сам Бог. Потому что он, и подобные ему фарисеи, давно уже поклонялись не Богу живому, а букве закона и самим себе блюстителям этой мертвой буквы.

Законник не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой, и не желал добра никому, кроме себя. Собственным богатством, своим домашним скотом он дорожил больше, чем всеми сынами и дочерьми Авраама.

Господь, и видевший глубины этой черной души, обличил его: «лицемер! не отвязывает ли каждый день из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Аврамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. XIII, 15-16). Так посрамил Господь противившихся Ему, пытающихся превратить живую веру в пустой обряд.

Дорогие, Божественной любовью объял Спаситель род человеческий не ради показного фарисейского благочестия, а ради пробуждения той же любви в наших сердцах. «Суббота для человека, а не человек для субботы», - сказал Господь наш Иисус Христос. Не человек для обряда, а обряд для человека.

Вседержителю, Которому принадлежит вся вселенная, нужны ли, дорогие, наши свечи перед иконами, наше стояние в храме - они нужны нам. Наше участие в Богослужении отнюдь не заслуга наша, но величайшее счастье, дарованное нам Богом. Ибо в церковных обрядах и Таинствах, в соборной молитве Православной Церкви ниспосылается нам от Господа благодатная помощь, без которой ни один человек не может спастись.

Но спасительными церковные обряды и Таинства, дорогие, становятся лишь для тех, кто проникнут духом христианства, духом Божественной любви. Любовь к Богу, выражающаяся в молитвенном общении с Ним, и любовь к ближним, проявляющаяся в заботе о них, вот главное содержание жизни христианина.

Совершая чудеса исцеления в субботу, Спаситель показывал, что святость этого дня, и в Ветхом завете, следовало чтить не просто обрядами и ничего неделанием, но обращением к Богу и добрыми делами.

С возникновением Христовой Церкви праздничным днем стало воскресение - еженедельная малая Пасха, когда мы вспоминаем Воскресение Христово, как избавление человечества от стихии смерти. Рядом с торжественностью этого дня померкла ветхозаветная суббота, как меркнет луна при восходе солнца. Субботний день остался для христиан чтимым днем, в который мы вспоминаем усопших.

А, чтобы исполнить Господню заповедь об освящение праздничных дней, мы должны отводить их не бездумным, а то и греховным удовольствиям, но служением Богу и ближним. Дни, свободные от заботы о хлебе насущном, даются нам для того, чтобы мы посетили храм Божий и там очистили свои души от будничной шелухи, и для того, чтобы мы огляделись вокруг: не нуждается ли кто-нибудь в нашей помощи и оказали бы эту помощь.

Итак, дорогие, два важнейших урока преподано нам сегодня в Евангельском повествовании. Сам Спаситель указывает нам пример истинного благочестия: добро необходимо творить, не рассуждая, в тот миг и там, где представилась к этому возможность. Никакие важные обстоятельства никакие уважительные, и, даже священные причины, не могут послужить препятствием к совершению дел любви и милосердия, ибо человек важнее любых причин и обстоятельств.

Второй урок: пример великого терпения, явленный нам скорченной женщиной, долгие годы безропотно превозмогавшей свои несчастья и возрожденной Господом за этот подвиг. Будем же молить Господа, дорогие, о ниспослании и нам терпения и стойкости в испытаниях, чтобы были они нам не во зло, а во благо по слову преподобного Нила Синайского: «Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели». Аминь!»

Декабрь, 2006 год.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11