РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-03-2010


Протоиерей Иоанн Муханов: «Опасно не богатство само по себе, а неправильное к нему отношение».

О смысле Евангельских притч рассказывает настоятель Свято - Троицкого Кафедрального Собора Иоанн Муханов

«Есть у нас некоторая привычка не узнавать себя в тех Евангельских притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами, но мы предпочитаем думать, что это не про нас. И нередко при чтении Евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим и нынешнюю Евангельскую притчу о богатом и Лазаре к себе настолько, насколько позволяет нам наша добрая суть. Сегодня мы читаем в Церкви отрывок из Евангелия о человеке богатом и нищем Лазаре (Лука, 16). Читается сегодня в день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и второй Евангельский отрывок о Марфе и Марии (Лука, 10).

Первая Притча рассказана Самим Господом о том, что жили на земле богатый человек (имени его Господь не назвал) и бедный - именем Лазарь. Богатый человек одевался в порфиру и виссон, каждый день пиршествовал, а Лазарь был рад получить крошки со стола его. Пришло время, умерли и богатый, и нищий. Смысл же повествования заключается в том, что Господь впервые утверждает, что есть загробная жизнь, что смерть уравнивает всех, а земная жизнь определяет нашу загробную жизнь. В Притче откровенно говорится, что может ждать человека в загробной жизни. И что ждать человеку в загробной жизни, если в земной он живет роскошно, не обращая внимания на страждущих и нищих? Смысл человеческой жизни - помогать друг другу. В первую очередь, мы должны помочь ближнему - это и будет помощь Божия. Если мы помогли, значит, Господь помог, т.е. Господь нашел человека, который помог нуждающемуся. В бедность можно впасть через страшные пороки - пьянство, наркоманию, лень, что не оправдывает человека. Лазарь же был болен и не мог себя пропитать, ему помогали, облегчали его жизнь собаки, которые зализывали раны Лазаря. И если человек несет какие - то испытания безропотно, как Лазарь, который, как сказал Господь, «получил в жизни только злое», и терпит это свое положение со смирением, не ропщет - он заслужит Царство Небесное. И после смерти богатый оказался в ужасе, а бедный оказался в радости. При том богатый увидел, как вечно будет жить Лазарь и ужаснулся даже не за себя, а за своих братьев, попросив Авраама предупредить их, что так жить нельзя, как жил он. Но просьба богатого была отклонена Господом, потому что если Моисея и пророков не слушают, то и «если кто из мертвых воскреснет - не поверят». Все для того, чтобы человек знал, как жить на земле, уже открыто Самим Господом. Земля несет в себе осмысление веры: веры в будущее, как в настоящее и в невидимое, как в видимое.

В Слове Божием Притчи о богатом и Лазаре говорится и о другом отношении к богатству, при котором можно спастись и достигнуть радости, оставаясь богатым. Богатым был Закхей - мытарь, богатым был Иосиф Аримафейский, богатым был Иосиф, проданный в Египет братьями, который потом распоряжался египетскими сокровищами фараона, богатым был и праведный Иов. Опасно не богатство само по себе, а неправильное к нему отношение. Опасна надежда на это богатство, как на некую силу, равнозначную силе Божией. Богатство опасно, когда оно превращается в идола, в мамону.

Вечная истина Притчи о богатом и Лазаре уверяет нас в том, что за гробом начинает действительная вечная жизнь и действительное вечное мучение. Душа богача, как и душа Лазаря, сохраняет свои ощущения, свои чувства, свою индивидуальность, но в совершенно противоположном состоянии тому, в каком была на земле. А душа Лазаря в радости и довольстве. И они разговаривают: одна в аду пламени, другая - в Царствие Небесном. Для верующего сердца Притча о богатом и Лазаре - это Божественное разрешение одного из главнейших вопросов - жизнь там, на Небе. Тело непременно умрет, и порфира истлеет. А бессмертная душа наша будет или в местах бесконечного мучения, или в обителях Отца Небесного. Это Евангельское событие нашло отражение во фресках XIV в. Рождественского Снетогорского монастыря Пскова.

О Марфе и Марии рассказывается следующее: Господь пришел в дом двух сестер. Одна, Мария, села рядом с Господом и стала слушать Его, а другая, Марфа, будучи хозяйкой, готовила угощение для Господа, но была осуждена Им: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно». Марфа роптала на Марию за то, что та ей не помогает. В этой Притче показано, что важнее всего на земле - Слово Божие. Марфа трудилась, и ее труд был необходим, но была осуждена. На стол традиционно принято готовить на престольных и других праздниках Церкви. Люди молятся, но кто - то остается у плиты готовить праздничную трапезу. И если будут роптать те, кто у плиты, на тех, кто молится, то это будет грехом. И слова Господа были для тех людей, кто предпочитает работу более молитвы. Первоочередное - слушать Господа, Церковь, Слово Божие спасает душу нашу.

Труд оправдан Господом и люди трудятся и в миру, и в монастырях, но не надо бегать от Церкви в кухню, где кому - то легче и интереснее. Каждый должен быть на месте, определенном ему Господом. У наших соотечественников, к сожалению, любовь к земле больше, чем к Небу. Наши дачи, загородные участки - тонкая уловка, которая оправдывает отсутствие в храме трудом на земле. Ни в коем случае.

Господь сказал: шесть дней трудись, Седьмой день - Господу твоему.

Есть и Притча, когда Господь зовет на пир, а люди отвечают отказом, всем некогда: кто купил скот, кто женился, а кто купил землю и ее надо обрабатывать. Нельзя на земле жить только землей. Мы находимся под Богом, и если Господь нам советует один раз в неделю, всего один раз в неделю прийти в Церковь, которая заповедована нам, как можно не прийти? Что подразумевает слово «церковный человек»? Прежде всего, следование заповедям, и регулярное посещение храма, не каждый день, а раз в неделю и в Великие праздники.

В память о заповеди Господа: шесть дней трудись, а Седьмой день - Господу Богу твоему. Господь, как добрейший отец, советует это своим детям, чтобы прожить благополучно на этой земле. И на Седьмой день мы должны прославить Господа, поблагодарить за прожитые дни и испросить благословения на следующую неделю.

В неделе шесть дней - это большой кусок времени, в который все, что угодно, может случиться. Ходатайством Божиим и святых Его мы живем на земле более - менее благополучно, они нас слышат и помогают. Храм Божий - место, где особо присутствует Господь и где происходит общение с Господом. Даже грехи прелюбодейства и убийства менее страшны, чем грех пропускать заповедованный Богом Седьмой день. Заповеди делятся на две части: четыре и шесть.

Первые четыре включают отношения человека и Бога, вторые шесть - человека с человеком. Нарушение заповедей, которые касаются отношений человека и Бога, намного страшнее, чем человека и человека. От того в каких отношениях человек с Богом, зависят отношения человека с человеком. Выполняя первые четыре заповеди, мы призываем помощь Божию, и Господь помогает нам выполнить остальные шесть заповедей. Дай Бог, чтобы наши читатели это понимали, понимали важность заповеди о Седьмом дне, тогда не будет многих непоправимых ошибок в жизни».

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11