РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-03-2010


В Свято-Троицком Кафедральном Соборе Пскова находится чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона,

В Свято-Троицком Кафедральном Соборе Пскова находится чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона, которая уже несколько лет мироточит.

В прошлом году на Всенощном бдении, которое совершалось архиерейским служением, на глазах у прихожан в момент величания святого икона снова замироточила, по ее краю потек ручеек мира. Этот ручеек увидел наш Владыка и обратил внимания присутствующих на богослужении.

Настоятель Свято - Троицкого Собора протоиерей Иоанн Муханов рассказывает:
«В житии святого отмечается, что его способность врачевания была заключена именно в любви. Любовь нужна всем врачам, а у св. Пантелеимона она была всемогущая. Святой Пантелеимон проявлял особую любовь к страждущим, болящим, и Господь через него являл чудеса исцеления. Бывая у старца Николая (Гурьянова) по своей надобности, однажды после беседы с ним, я получил добрый совет: «По своим недугам душевным и телесным, и более по внутренним переживаниям, надо молиться святому великомученику Пантелеимону, он великий врач и целитель», - сказал старец.

У нас нет точных данных, какого времени икона св. Пантелеимона в Соборе, видимо, конец XYII начало XYIII века, написана на доске для какого-то другого храма, но у нас она давно, возможно, с послевоенного времени. До мироточения икона была очень темной, и было непонятно, кто изображен, но мы понимали, что это икона великомученика. И после мироточения, которое произошло несколько лет назад, она чудесным образом осветилась, обновилась, и стал отчетливо виден великомученик. Иконочка мироточила потихоньку, довольно долгое время. Наш Владыка с момента обнаружения этого чуда, благословил читать регулярно акафист великомученику Пантелеимону по воскресным дням, перед вечерним Богослужением.

В день памяти святого 9 августа исполняется 1701 год со дня мученической кончины святого.

В Троицкий Собор вернулась серебряная Рака для святых мощей Псковских святых

Вчера, 13 октября, в Свято - Троицкий Кафедральный Собор Пскова настоятелем храма протоиереем Иоанном Мухановым была привезена Рака, находившаяся на реставрации в художественных мастерских РПЦ Софрино. Заботами, усердием и любовью некоторых благотворителей создалась Гробница, кивот для хранения Святых мощей псковских благоверных князей Всеволода - Гавриила и Довмонта - Тимофея, блаженного Николая и преподобного мученика Иосафа Снетогорского. Раку встречал Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, который отметил особый момент события - возвращение Раки происходит в канун Великого праздника Покрова Божией Матери. Владыка сказал:"Мы благодарны Богу и Пречистой Деве Марии, и святым нашим Князьям псковским за их любовь к нам, за их утешение».

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством Собора совершили Чин освящения Раки, и в обновленную Раку благоговейно помолясь, был положен гроб со Святыми мощами псковских Угодников Божиих, наших молитвенников. Настоятель Троицкого Собора, протоиерей Иоанн Муханов сообщил следующее: «Святые мощи хранились в этой Раке с 1834 года, но она стала ветхой, от нее остался каркас из кованого металла. И дорогие для нас люди находились не в драгоценном сосуде. Наш Владыка и мы молились годами и переживали, чтобы Господь послал нам помощь. И однажды наш добрый знакомый из Санк -Петербурга Борис, чьи родители родом из Порховского района, а его воцерковление было связано личной историй с благоверным князем Всеволодом, предложил нам помощь. Проект согласовывался с нашим Владыкой, а работы велись около года. Рака вся в новом серебре, остались старый каркас, ножки литые золоченой бронзы и украшения по углам, латунные, вызолоченные. Рака обложена серебром, украшена сложной чеканкой. Вымыта и отреставрирована икона св. Всеволода - Гавриила, которая находится на Раке.

Полностью обновлен постамент под Раку, раньше были доски, ныне мы построили литое гранитное основание. Над Ракой новые лампады числом 14, по семь с каждой стороны, обновлены старые лампады, также обновлены столбы и установлены новые литые решетки». Храм в Православии - Дом Бога на земле, и все внутреннее убранство храма должно быть подчинено этой идее. В служение настоятеля входит и большая обязанность, чтобы в храме было благолепие достойное и подобающее святому месту.

В Свято - Троицком Кафедральном Соборе праздник Крестовоздвижения прошел Архиерейским служением.

27 сентября (14 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает Двунадесятый праздник Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.

В Пскове в Свято - Троицком Соборе праздничную Божественную Литургию совершал Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий со служащим ему духовенством Собора.

После Богослужения Владыка Евсевий обратился к православным с просьбой о терпеливом ношении своего креста и сказал: «Крест Господень - это и Божия сила, и орудие нашего спасения. До сих пор человечество волнует это событие - о распятии Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Голгофа, до сих пор трепетная, т.е., живая ,говорит всему человечеству, что совершилось на ней. А совершилось наше спасение через страдания, через распятие Господа на Кресте. Мы сегодня склоняем наши колена перед Распятием нашего Господа - Святым Живоносным Крестом во умилении нашего сердца, сознавая свою греховность, и свою любовь к нашему Спасителю. И славим Честный Крест Его и Воскресение Его. В Страданиях Христа заключено и наше спасение, и наше Воскресение. Мы не будем роптать на тяжкий крест своей жизни, но с упованием ко Господу, верой, надеждой и любовью будем нести его по пути на Голгофу, чтобы потерпеть ради Господа и ради жизни вечной».

Сегодня празднуется Крест, поднятый над вселенной и освятивший мир. Празднуется Крест не только как видимое знамение, но и как невидимая сила Божия, содержащая мир. Крест, как благословение и основа мироздания был, как бы обесчещен и обесславлен грехом, грехопадением человека, породившего распад крестного единства вселенной. Человеческое падение стало источником вражды, смерти и распада. Крест был избран Спасителем орудием искупления распадающегося грехом мира, как знамя победы над смертью, как собрание воедино мира, поврежденного грехом. Спаситель простер руки на Кресте, чтобы спасти погибшее, собрать расточенное. И вновь, избранный Христом во спасение мира Крест, становится знамением победы над смертью и венчает Церковь Славой на небе и на земле.

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но есть полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамения Церкви. Все христиане знаменуются крестом в знак спасительной жертвы, которую принес на Кресте наш Искупитель Господь Иисус Христос за каждого человека в этом мире. В тропаре праздника Церковь поет «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние твое, победы православным христианам на сопротивныя даруй, и Твое сохраняй Крестом Твоим жительство».

На Литургии Владыкой Евсевием было совершено Таинство рукоположения во диакона Льва Куликова. Отец диакон будет служить в церкви св.великомученицы Варвары в г.Печоры. В Соборе отметили Сретение иконы Божией Матери

Сегодня, 8 сентября в Троицком Соборе прошла Литургия с молебнами Владимирской иконе Божией Матери и Псково - Покровской иконе Божией Матери. Возглавлял Богослужение настоятель Собора протоирей Иоанн Муханов со служащим соборным духовенством.

8 сентября является для православных псковичей еще и большим праздником потому, что 7 сентября, вечером в 2001 году, мы встречали святыню Пскова Псково - Покровскую икону, которая Божиим Промыслом вернулась из немецкого плена, куда была отправлена в 1944 году.

Святая икона вернулась в Псков потемневшей и потускневшей, и Владыка Евсевий, который привез икону из Патриархии, сравнил ее с плененным человеком. Во время встречи и молебна иконе Псково - Покровской Божией Матери появились на иконе золотые блики на куполах псковских церквей. Потускневшее золото куполов заблистало в момент величания псковской святыни.

Настоятель Троицкого Собора Иоанн Муханов надеется, что в будущем, по милости Божией, празднество Псково - Покровской иконе Божией Матери будет всероссийским, как и Владимирской иконе, спасшей Москву от Тамерлана в 1395 году.

В это же день, 8 сентября, Русская Православная Церковь совершала память священномучеников Никомидийских Адриана и Натальи, исповедникам Христовой веры (IY в.)

29 июля чтят псковскую явленную чудотворную икону Божией Матери Чирская.

В храме Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в селе Вернявино (Чирски) два престольных праздника: 28 июля Равноапостольному князю Владимиру и 29 июля местный праздник, как называют его местные жители, праздник Явленной - чудотворной иконе Божией Матери Чирской. На Чирском погосте была церковь Рождества Христова, которую взорвали немцы.

В праздник Чирской иконе Крестным ходом идут к источнику, где было явление иконы Божией Матери, что в 500 метрах от храма. Крестный ход к источнику был возобновлен по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, он проходит с пением и чтением Акафиста. Наш Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий возглавит Крестный ход и будет служить водосвятный молебен. На источнике стоит часовня, которая так и называется - часовня Явленной иконы.

Из истории чудотворной иконы Божией Матери Чирская: Чирская (Псковская) икона Божией Матери первоначально находилась в церкви села Чирски Псковской епархии и именовалась «Чирской». 16 июля 1420 года при великом князе Василии Димитриевиче, Архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и Псковском князе Феодоре Александровиче во время морового поветрия, бывшего во Пскове, за грехи псковичей, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли слезы.

Об этом сообщили властям города Пскова, и священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков, на встречу иконе был совершен Крестный ход. Чирскую икону поставили в Свято - Троицком Кафедральном Соборе Пскова, где она находится и поныне.

11 июня празднуется: День Святой Троицы и
Псков - как Дом Божий на Русской земле.

Настоятель храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Пскове священник Андрей Таскаев о событии:

«Для Пскова этот великий праздник, в каком - то смысле, день рождения города. В истории Псков назывался Домом Святой Живоначальной Троицы и он особо торжествует в эти дни, не псковичи, к сожалению, которые не понимают и не знают, что такое Святая Троица и почему Псков называли Домом Святой Троицы, а сакрально мистически ликует Псков, как Дом Бога на земле, и это не одни псковичи так решили, а вся Русь почитала Псков Домом Божиим на Русской земле. Палестина - тоже Дом Божий, а у нас на Руси сакрально Псков - Дом Божий. Летописи называют Киев - Дом Матери Божией, Дом Премудрости Божией - Новгород, а Псков - Дом Святой Живононачальной Троицы.

Господь так показал это Великой Равноапостольной княгине Ольге, которая увидела три светоносных луча на холме, омываемом реками Великой и Псковой, где ныне Кремль и Свято - Троицкий Кафедральный Собор. Великая Княгиня восприняла знамение Божие, устроив на святом месте храм в честь христианского Бога, и прорекла Духом Святым:
«Знайте, люди, на этом месте будет построен храм в честь Святой Живоначальной Троицы, и город будет славный и изобильный».

Это был первый храм в честь христианского Бога и единственный на Руси до XIV века. Древние русские люди крестились во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, но храмов не строили, значит, в других краях земли Русской такого знамения не было.

Об этом подробнее можно прочитать у академика Архитектуры Г.Я. Мокеева:
http://www.voskres.ru/architecture/mokeev2.htm

 

 

На сороковой день, когда Господь возносился на горе Елеонской, сказал им: «вы же сидите во граде Иерусалимском, дондеже облечетися силою свыше ... пошлю вам Утешителя Духа истины, который наставит вас на всякую правду и напомнит вам все, чему Я вас учил». Обещанный Господом Дух Святый, третья ипостась Бога Троицы, снизошел на Апостолов и сделал из обычных рыбаков премудрых богоглаголивых Апостолов. Это событие произошло на десятый день после Вознесения и на пятидесятый после Пасхи. Дух Святой сошел с громового неба в виде огненных языков, когда Ученики Его находились в Иерусалиме в Сионской горнице, и почил на каждом из Апостолов. На Самого Господа Дух Святый сходит в виде голубя, а на Апостолов - огнем, что значит огонь попалил их немощи и страсти, зажег их верой, горением в вере. И рыбаки, не умевшие читать и писать, тут же смогли оспаривать мудрейших философов Рима.

В День Пятидесятницы Апостолы получили от Святаго Духа множество даров: дар прозорливости, дар чудотворения, дар рассуждения, дар мудрости. Это произошло в иудейский праздник Пятидесятницы, когда в Иерусалиме собралось множество народа, разговаривавшего на разных наречиях. И дар говорения на разных языках, полученный Апостолами, сразу был увиден народом: Апостол Петр обратился с проповедью:
«Мужи иерусалимляне, Иисуса Христа, которого вы убили, Бог воскресил из мертвых».

Он говорил эти слова на еврейском языке, но Апостола Петра поняли все люди, говорившие на других наречиях. Сейчас этого дара языков не существует, он был дан Апостолам, чтобы им легче было проповедовать, не разбираясь, в какой они стране, и на каком наречии там говорят, был дан Господом для утверждения истинности нового учения.

Сегодня, мы знаем, распространена секта Пятидесятников, которая считает самым главным праздником Церкви - Пятидесятницу, но совершено извратила сакральный смысл события. Члены этой секты организуют камлания, доводя себя до исступления, кто - то кричит слова, кто - то «переводит» это безумное бормотание. Апостолов понимали все, а в секте «пятидесятников» нужен переводчик. Конечно, здесь действует не Дух Святый, а дух лукавый, дух бесовский, и собрания этой секты представляют не что иное, как бесовщину.

В день Сошествия Святаго Духа крестилось три тысячи человек, ставшие первыми членами Церкви, и этот день является началом бытия христианской Церкви. День Святой Троицы - день рождения Церкви. Вспомним Вавилонскую башню, когда, чтобы прекратить безбожное строительство, Господь смешал языки, и с этого мгновения появляются народности, племена, появляются разные языки, и люди, пытаясь понять друг друга, стали объединяться по наречиям, собираясь в народы и расходясь по миру. Вавилонская башня, гордость человеческая утвердила волей Божией нации и народности, говорящие на разных языках, а в День Сошествия Святаго Духа Господь вернул людей в природное, нормальное состояние, когда мы все должны говорить на едином языке - «единым сердцем и едиными устами». Господь показал нам, как истинные христиане любой национальности должны понимать друг друга. Дар огненных языков Святаго Духа, сошедший на Апостолов, утвердил новую христианскую веру, христианскую Церковь, в которой верующие говорят на одном языке - языке любви.

В великий праздник Святой Троицы священство облачается в зеленые ризы, церковь украшается березами, травой устилается храм, такая традиция напоминает нам, что Ветхий завет - зима духовная, строгое, суровое время прошло, а с Воскресения Христова наступает Новый Завет Пасхи, начинается духовная весна, все расцветает, закон смягчается, суровость преобразуется в любовь. День Святой Троицы - начало духовного лета, когда приходит время плодоношения, и Святая Троица абсолютно завершает торжества Пасхи. Поэтому и в Богослужениях Церкви отсчет идет от Пасхи - первая Неделя по Пасхе, вторая Неделя и т.д., потом отсчет начинается после Пятидесятницы, когда Пасха полностью завершается и переходит на небо, а на земле продолжается наше земное, одухотворенное Святой Троицей, бытие.

В воскресение, после праздничной Литургии, на вечерне, читаются три очень длинные, глубокие коленопреклоненные молитвы св. Василия Великого, в которых священник призывает Господа благословить землю, благословить урожай, благословить природу, озера, небо, города, пашни, села, благословить людей грешных и обремененных, простить их и принять. С этого дня можно делать земные поклоны в Церкви, и в этот день мы полностью преклоняемся перед Святой Троицей: Отцом и Сыном и Святым Духом, отдавая почтение всем Трем Лицам Святой Троицы, Трем Лицам Единого Бога. В Псковской епархии есть храмы во Имя Святой Троицы: в Пскове, в Невеле, в Острове, в Себеже и Свято-Троицком Творожковском монастыре.

В Пскове в Свято - Троицком Кафедральном Соборе Всенощное бдение будет совершаться Архиерейским служением. Праздничную Литургию 11 июня также будет совершать Его Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий со служащим ему духовенством города. На престольный праздник в Соборе будут совершаться водосвятный молебен празднику и Крестный ход.

На второй день Святой Троицы празднуется День Святаго Духа. Церковь особо отделяет этот праздник. Святой Дух сошел на Учеников Господа, изменил их и родил Апостолов.

В этом году День Святаго Духа 12 июня совпал с государственным праздником России - Днем независимости. Есть в Псковской епархии и храмы во Имя Святаго Духа, один из них находится в селе Большая Толба, в двадцати пяти километрах от Пскова. В Опочке на Духовой горе, которая, как говорят верующие люди, отмечена благодатью, находится часовня во имя Святаго Духа, к которой совершаются Крестные ходы от Опочецкого храма в честь иконы Казанской Божией Матери.

Настоятель Свято - Троицкого Кафедрального Собора удостоен Патриаршей награды

16 апреля в Двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим за Литургией, которая совершалась Архиерейским служением, Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий наградил Патриаршей наградой - палицей за усердное служение Церкви Христовой настоятеля Свято - Троицкого Кафедрального Собора протоиерея Иоанна Муханова.

Палица представляет собой матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра, и рассматривается как символическое изображение духовного оружия - слова Божия.

Настоятель Троицкого Собора в 2000 году был награжден саном протоиерея, а рукоположение во священника Иоанна Муханова состоялось в 1994 году 15 января на Преподобного Серафима Саровского. С 1996 года священник Иоанн Муханов является настоятелем Свято - Троицкого Кафедрального Собора.

В бытность его настоятельства в Соборе произведен капитальный ремонт, с заменой окон, дверей, электропроводки, проведено отопление, отреставрирована серебряная рака с мощами псковских Святых: Благоверных князей Гавриила и Тимофея, Блаженного Николая, Преподобного Иоасафа Снетогорского. Протоиерей Иоанн Муханов с благословения нашего Владыки ведет серьезную, основательную работу по восстановлению псковских храмов и благоукрашению Троицкого Собора.

На Литургии при вручении награды Архиепископ Евсевий провозглашал: Аксиос! Духовенство Собора и хор - торжественно вторили: Аксиос!

Встреча Святынь в Псковском Кремле.

В связи с сложившейся многолетней традицией, по благословению нашего Владыки Высокопреосвященнейшего Евсевия Архиепископа Псковского и Великолукского, сегодня перед Всенощным Бдением в Троицком Кафедральном Соборе духовенство г.Пскова будет встречать икону Божией Матери "Умиление" привезенную из Псково-Печерского монастыря, а завтра 24 июля перед Божественной Литургией рясу Святого Праведного отца нашего Иоанна Кронштадского.

Святыни будут привезены только на один день в связи с торжествами связанными с днем памяти Великой Равноапостольной княгини Российской Ольги

Колокольня и звонари.

На Колокольню Свято-Троицкого Кафедрального Собора подниматься - запыхаешься: тридцать метров в высоту, 105 ступенек, а наверху 12 колоколов. Говорят, когда Владимир Владимирович Путин посетил Псков, тогда охрана Президента предварительно осмотрела Кремль: в Кремле Президента должен был встречать наш Владыка Евсевий. Поднялись ребята на колокольню и тоже запыхались, хотя люди тренированные. А колокола праздничным звоном сопровождали прогулку Президента по псковскому Кремлю, по святой земле. Соборная колокольня построена в XVII столетии на месте башни «на Радчине всходе». На «рачьем», вроде как на реке - Пскове под этой башней раков было много. Потом надстраивалась в первой половине XIX века, в 1824 году.

На башне механические часы того же времени, немецкий механизм, и часовой колокол отбивает положенное. На колокольне обосновались стрижи, как говорит звонарь Михаил Иванович Николаев, «стриж - птица виртуозная, так сказать, высшего пилотажа, на землю никогда не опускается и питается в полете, вьет гнездо на отвесных склонах».

Колокольня как раз для такой стремительной неземной птицы.

При Соборе пятеро звонарей, старшего, Виктора Катунина, мы не застали, был на работе, но поговорили с «ответственным» за колокол Благовест Володей Николаевым. Володя обычно приходит заранее, берет ключи, поднимается на Колокольню в своей неизменной рубахе в голубую клетку. Как он нам рассказал, уже четыре года здесь звонарем, а раньше очень болел, и сейчас голова еще болит, но когда начинает звонить, боль проходит.

Спрашиваем, как становятся звонарями?
Володя Николаев:

«Ходил в Собор, причащался, и все время про себя читал Иисусову молитву, потом позвали на Колокольню, и вот уже четвертый год здесь, научился за месяц звонить. В будничный день звоню пятнадцать минут, и пока звоню, у меня выходит Серафимовское правило, потом «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» - тропарь читаю, 50 Псалом, Символ Веры, 90 Псалом: «Живый в помощи Вышнего», прочитываю 67 Псалом и, напоследок, если есть время, 45 Псалом: «Бог нам прибежище и сила». Пока звоню, читаю про себя молитвы. А в Благовест просто молюсь: «Христос Воскресе!» Каждый удар должен быть благоговейный, и бить в колокола надо благоговейно.

Сначала делаю два удара в Благовест, каждый до того момента, когда предыдущий звон уйдет, а потом начинаешь бить в правую сторону, три минуты отбил, старший меня благословляет в две стороны бить, и подхватывает полиелейным (ножным) колоколом, бьет посередине, между моими ударами. Потом подхватывают «постовой» и «переборные» (безымянные) колокола, дальше «трезвонные» - получается Благовест. Полиелей - будничный колокол на Всенощную, и в праздниках он участвует, «постовой» - в пост и в Благовест звонит. Безымянные колокола, переборные: четыре колокола, среди них и часовой. В них звонят в Благовест, в праздник звонят. В зазвонные колокола, их пять, звонишь, как хочешь. Зазвонные называют и трезвонными, потому что у них «мелкий» звон.

На Страстной неделе на чтении 12 Страстных Евангелий бьется в «постовой» колокол, Евангелие прочитали - один удар, второе прочитали - второй удар, и так двенадцать раз. Выбегает послушник из Собора, машет рукой, когда надо бить. Чтение Страстных Евангелий длится до трех часов, вот стоишь на колокольне, холодно, молишься и отбиваешь после каждого чтения. Наша Колокольня почти все звоны собрала. Колокола Благовест и полиелей отлиты при преподобном Корнилие Псково-Печерским, о чем есть надпись на колоколе, им почти пятьсот лет». К нашему разговору присоединяется папа Володи

Михаил Иванович: «Как стал звонарем? Храм постоянно посещал, меня и пригласили, правда, пришлось потренироваться, подучиться на записи звонов Псково-Печерского монастыря. Сам я играю на русских народных инструментах, люблю гармонь, баян. Мы на Колокольне можем заменить один другого, но вот главный колокол Благовест - у Володи. До революции были колокола и ниже, во втором ярусе, всего было на колокольне 21 колокол. Колокольные звоны разные, звоним в Благовест и в переборные колокола, бывает, звоним иоакимовским, иоанофановским, или арсениевским звоном. У нас хорошо известна традиция московских звонарей, они славятся своим умением звонить необыкновенно». Пока разговаривали с отцом и сыном Николаевыми, подошел звонарь и певчий Архиерейского хора Гавриил Андреев, встал к зазвонным колоколам:

«Я тут с 1999 года. Как-то послушал пластинку звонов нашего Псково-Печерского монастыря, и все стало понятно, собственно, принцип звона везде одинаков - все идет от большого колокола, он задает ритм всем колоколам, и все остальные колокола «строятся» под большой колокол. Насколько Володя равномерно ударяет в Благовест - от этого зависят удары остальных колоколов. Первый колокол Благовест - первая доля, второй колокол «постовой» - вторую долю бьет, Михаил Иванович звонит в четыре колокола, четверяк называется, между ударами большого колокола, а я на мелком звоне зазвонных колоколов должен попасть в ритм всех колоколов, и выбиваю свою мелодию. Каждый выбивает на зазвонных свою индивидуальную мелодию.

Но все в общем ритме звонят: от большого колокола идут все колокола. Когда звонишь, переживаешь подъем, и чувство патриотизма здесь, на этой колокольне, очень живое, хотя приходишь каждый раз и все, как обычно, но это не становится привычкой, нельзя привыкнуть к колокольному звону - каждый раз переживаешь большой душевный подъем, и это правда. Вам любой звонарь скажет, когда звонишь, ощущаешь особенную радость, пасхальную. И мысль все время одна: наше Православие - основа всего нашего русского жития, и, думается, пока мы звоним на Литургию, все на Руси хорошо».

Михаил Иванович рассказал, как после Пасхальной недели, когда на колокольню разрешается зайти любому человеку и позвонить, они приходят сюда и видят картину: веревки оборваны, у переборного колокола язык оторвали, а на одной из Пасхальных недель «дозвонились» до трещины в колоколе. Уметь звонить надо. Володя вспомнил, как недавно у него тоже оторвалась веревка. «Уж сколько мы их здесь поменяли за это время», - заметил Михаил Иванович. Тут же лежала лестница, поднимаешься и меняешь веревку. Да, не так-то все просто, если учесть высоту колокольни и языка колокола, до которого надо дотянуться, но все с Божией помощью получается. Отец и сын Николаевы прочитали нам молитовку Святителю Николаю, она им очень нравится и помогает, а автор ее старец Николай Гурьянов: «Перед твоей иконой чудной, Святой угодник Николай, молюсь тебе я в жизни трудной, храни меня и защищай».

И еще: «Однажды, - рассказывает Володя, - звонил я в Благовест и все время молился про себя: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!» - и колокол мне ответил: «Воистину Воскресе!» Вот такие истории.

2 июня память Благоверного князя Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского.

2 июня Русская Православная Церковь празднует память святого Благоверного князя Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Псковский князь Довмонт - Тимофей прославился своими военными подвигами не только в псковской, но и всей Русской земле, как защитник Православной веры и храбрый руководитель псковского войска в борьбе с Ливонским орденом. Довмонт происходил из рода литовских князей, но после убийства князя Миндовга, бежал из языческой Литвы в Псков, и был крещен, приняв имя - Тимофей.

Псковичи поставили его на кяжение, и это событие зафиксировала Новгородская летопись: «В лето 6774 (1266) посадиша плесковицы у себя князя Довмонта литовского. Того же лета вложи Бог в сердце Довмонту благодать Свою поборнику быть по Святой Софии и Святой Троицы, отмстити кровь христианскую». Довмонт - Тимофей был женат на внучке Александра Невского Марфе и княжил в Пскове тридцать лет и три года. Много пострадавши (потрудившись) за Святую Софию (Новгород) и Святую Троицу (Псков), «благоверный князь Тимофей, мало поболев, преставися к Богу в вечную жизнь месяца мая в 20 день, на память святого мученика Фалалея». Лучшей похвалой князю от летописца стало сравнение Довмонта - Тимофея с Мономахом. Летописец также отмечал, что князь Довмонт был милостив безмерно, священников любил, церкви украшал, нищих миловал, все праздники честно проводил, за сирот, вдов и всяких обиженных заступался.

Для защиты Пскова Довмонт обнес город каменной стеной, получившей название - Довмонтова. Предполагается также, что строительство Рождественского Снетогорского монастыря началось по благословению князя, а после его смерти в Пскове остались десятки церквей, построенные при его попечительстве. Князь дал толчек к развитию мощного Псковского Господарства, и заложил устроение в пределах Псковского Кремля - Небесного Града Иерусалима. Задуманное было исполненно и завершено зодчим Кириллом построением 3 -ого Собора Святой Троицы. Тело Довмонта было погребено в Троицком Соборе с мечом и одеждой. И ныне в раке Троицкого Собора покоятся святые мощи благоверного Князя.

За свои христианские подвиги он причислен к лику святых Русской Православной Церкви. А на памятнике в Великом Новгороде «1000 - летия России» в бронзовом горельефе увековечен и Святой князь псковский Довмонт -Тимофей. В русской истории сохранился интересный эпизод: близ границы с Китаем, летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину Зеи, и повстречали казаки двух всадников на белых конях, вооруженных луками и мечами. Это были святые Всеволод - Гавриил (псковский князь) и Довмонт - Тимофей, которые сказали: «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Псковское духовенство отметит день памяти святого Благоверного князя Довмонта - Тимофея Всенощным бдением 1 июня в 18.00, а 2 июня Божественной Литургией, после которой будет отслужен торжественный молебен в честь Благоверного псковского князя Довмонта -Тимофея.

День Святой Троицы приходится на пятидесятый день после Пасхи и называется еще Пятидесятница. Сорок дней после Своего Воскресения Господь являлся Апостолам и учил их «тайнам Царства Божия». Именно этим безграмотным простым рыбакам Промыслом Божиим было определено проповедовать в Духе совершенно новое учение, учение Христа.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11