РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Паломничество в Псковской Епархии
 
История монастыря
21-06-2011


Основание монастыря преподобным Евфросином.

Преподобный Евфросин, в миру называвшийся Елеазаром, родился в 1386 году в селе Виделебье, Псковского уезда. Благочестивые родители преподобного с детства воспитывали его в страхе Божием, в любви к православной вере и в преданности ко святой Церкви. Когда Елеазар подрос, они отдали его в школьное учение. Господь одарил его хорошими способностями, так что он превосходил по своим успехам сверстников своих, и даже взрослые люди удивлялись его пониманию и знаниям божественного писания. С великим усердием предавался блаженный учению. Никогда не вкушал он сладкой, вкусной пищи, довольствовался скудною трапезою, поражая своих родителей воздержанием. Когда возрос преподобный , то родители пожелали сочетать его браком, но он тайно оставил родительский дом и долго скрывался, пока родители не изменили своего намерения. После же смерти отца преподобный и навсегда оставил родной кров и в Снетогорском Псковском монастыре постригся в монашество с именем Евфросина.

Служа усердно на пользу братии своими трудами, еще с большею ревностию служил он Господу воздержанием, постом и молитвою. Полюбила преподобного братия и начала прославлять его за добродетельное его житие. Но для смиренного подвижника тяжела была эта слава мирская. Придя к духовному своему отцу, преподобный Евфросин начал просить у него благословения оставить обитель и поселиться где-нибудь в пустыне, чтобы наедине работать здесь Господу.

Оставив обитель , преподобный отправился в пустыню над речкою Толвою, в 25 верстах от гор.Пскова. Построив здесь маленькую хижину, начал святой борьбу с невидимым врагом, побеждая его искушения постом, непрерывным бодрствованием и молитвою. Господь хранил своего подвижника от всех козней диавольских и человеческих. Однажды, когда преподобный , удрученный трудами, уснул возле своей хижины, к нему явились в небесном свете великие три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и благословив его , указали место, на котором надлежало преподобному воздвигнуть храм во имя их.

Святому предстояло выдерживать еще испытания не только от врагов , а от своих присных. Много времени спустя после водворения его в пустыне, узнала о его местожительстве мать его. С целью повидаться с сыном, а быть может и отговорить его от добровольно взятого на себя трудного подвига, пришла она в пустыню и со слезами начала умолять святого выйти к ней из келии. Но святой лишь через оконце своей келии посмотрел на мать и сказал, чтобы она не скорбела, а шла в монастырь и спасала там свою душу. Мать последовала совету сына и постриглась в одном в женском монастыре. После этого никто уже не нарушал безмолвного жития преподобного.

О пустынной жизни преподобного Евфросина начала распространяться слава, и в его пустыню начали стекаться другие любители пустынных подвигов. Просьбы братии, забота о спасении их и памятование слов Господа: "грядущего ко мне не иждену", побудили его нарушить безмолвие и заняться устройством храма и обители. Неудобно было избранное святым место для построения храма и братских келий. Разделенное на двое двумя рукавами протекавшей речки, оно было слишком тесно для построек и неровно. Тогда иноки стали просить своего учителя избрать другое, более удобное место для построения обители. Но святой полюбил это место, и не хотел позабыть и оставить его. Он предложил срыть гору и заполнить землею один из рукавов речки, тогда места будет достаточно для устройства храма и монастыря. Так и поступила братия. Получилось достаточно сухое место и скоро на месте явления преподобному трех святителей , возле его убогой кельи, возник благолепный каменный храм во имя этих святителей.

По смирению своему преподобный Евфросин не только не принял на себя должности игумена, но даже отказался принять и священный сан, - до конца жизни остался простым монахом. На должность игумена он избрал одного из своих учеников по имени Игнатия, которого Новгородский владыка посвятил в сан священника. Но и не приняв начальства, святой был руководителем своей братии. Строгий порядок жизни завел он в своем монастыре и для этого составил особый письменный устав, правила которого должен был исполнять каждый инок. Постригшийся в монашество, отрекшийся от своей воли, должен всего себя посвятить на служение Господу. Послушание к старшим, любовь к братии, непрестанная молитва о всех живых и умерших и скорбь о своих прегрешениях, - вот чем должна наполняться жизнь истинного монаха. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, он советовал особенно любить молитву церковную. Воспоминания очевидца о церковной службе в монастыре.

Также преподобный старался развить в своих учениках любовь к труду. Целые дни под руководством святого старца трудились елеазоровские иноки, расчищали лес и подготовляли нивы для посева хлеба, чтобы своими трудами питать себя. И из своих скудных запасов они старались помогать нуждающимся, были поистине благотворителями для окрестных жителей и для бедных и странных.

До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От непрестанных трудов и подвигов воздержания совсем изсохло его честное тело, но еще бодрее становился его дух, еще пламеннее отдавался он всего себя на служение Господу и ближним. Провидя блаженный конец своей жизни, преподобный призвал к своему смертному одру братию и в последний раз обратился к ней с словами наставления и любви. "Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и его Пречистой Матери, да будет Она , всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господе. Храните правила устава, который написал я для вас, и если я удостоюсь милости Божией, то не оставлю молитвою и помощию вас и это святое место. Заботясь о том, чтобы иноки сохраняли все написанные в устав правила, преподобный еще за два года до своей кончины написал особое завещание, в котором повторил главные правила устава.

15 мая 1481 года, благословив оплакивавшую его блаженный исход братию, с молитвою на устах, блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни.

Но и оставив телом свою обитель, не прекратил преподобный Евфросин своих забот о ней и о живущих в ней иноках. Неоднократно испытывала на себе чудесную помощь и защиту преподобного его святая обитель, неоднократно сподоблялись благодатной помощи святого трудившиеся во имя его иноки Елеазаровской обители. Многие из мирян по вере к преподобному также удостоились его помощи. Много чудес преподобного записано в его житии, но еще больше осталось их незаписанными. Близок своею помощию преподобный всем, с верою его призывающим. Подавал и подает он свою помощь и достойным ея и недостойным, всех милует, о всех печется и молит милосердного Господа. Хранит он своею молитвою и град наш Псков и вместе с ликом других Псковсих святых предстательсвует за него пред престолом Всевышнего. Не оставит он своею помощию и нас грешных, недостойно прославляющих его святую память. И ныне предстательствует он о нас пред престолом Всевышнего, - Ему же подобает слава, честь и поклонение в бесконечные веки. Аминь.

Не мало истинных подвижников веры и благочестия воспиталось под благодатным руководством преподобного Евфросина. Таковы были - первый сподвижник и друг святого преподобный Серапион, ученики Евфросина - преподобные: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Харитон Кудинский, Досифей Верхнеостровский, Илларион Гдовский, просиявший постническими добродетелями Меркурий и другие, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых.

Первым елеазаровским игуменом, по благословению преподобного , стал Харлампий. После его смерти поочередно его родные братья Игнатий и Памфилий игуменствовали в обители. Эти три брата были как три духовных столпа, все они прославлены в сонме святых . Игнатий имел дар иконописания. Написанный им прижизненный образ преп. Евфросиния был положен на раку основателя обители. Памфилий обладал даром слова .Его послание к псковскому наместнику Великого князя Московского о зловредности купальских языческих обрядов вошло во многие хрестоматии по древней литературе.

Был у первых елеазаровских игуменов еще один брат, который тоже хотел быть иноком, но братья отослали его обратно в родительский дом для успокоения отца и матери в старости. Там он женился , но проведя два года в супружестве, оставил все - и родителей , и прекрасную жену, и имение , и бежал в евфросинову обитель, где был пострижен под именем Мартирия. Вскоре после того постриглась и его юная жена в девической обители. А затем и отец этих подвижников, схоронив жену Агафью и оставшись одиноким в мире, удалился в ту же обитель, где были его сыновья, и там скончался в глубокой старости под иноческим именем Филарет.

И отец, и четыре благодатных его сына удостоились равноангельного образа - монашества и священнического сана.

После 1510 года центр летописания перешел от Совета господ города Пскова и снетогорского монастыря в Елеазаровскую обитель. В это время монастырский книгохранитель инок Иоасаф начал составление Елеазаровской летописи. Собираемые им материалы переписывались в отдельные книги. Одни из них включали в себя материалы общерусского характера, другие - местного, псковского.

Одной из первых елеазаровских книг был сборник , переписанный из трех источников: из книги по общей истории "Хронограф" московской редакции 1508 г.; из общерусского летописного свода "Временник", составленного в 1470-80-е годы в Псковском Снетогорском монастыре; из сборника южнорусских переводных и оригинальных историко-литературных произведений, в их числе и "Слово о полку Игореве". Эта книга , составленная в Елеазаровском монастыре, была куплена графом А.И.Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита Ярославского Спасского монастыря Иоиля.

Судьба этого списка была такова. В 16 веке при Иване Грозном псковские писатели и писцы большими группами непрерывно вызывались в Москву , где получали заказы на выполнение работ и от самого царя Ивана , и от митрополита Макария.

Среди многих псковичей, около 1556 года, призвали в Москву, В Троице-Сергиевский монастырь, и старца Елеазаровского монастыря Иоасафа, владельца переписанного им 1510-1512 годах в псковской обители большого сборника с текстом "Слова о полку Игореве". После смерти его этот сборник попал в библиотеку Троице-Сергиевского монастыря, из которой рукописи брались для личного пользования царем.

Отправляясь в 1578 году в Ливонский поход, Иван Грозный, по обычаю своего времени, взял в качестве дипломатического багажа летописи необходимые ему при переговорах с противной стороной.Среди этих летописей и был список "Слова". Составляя в Вельмаре свое известное послание князю А.Курбскому, Иван Грозный процитировал из него отдельные фрагменты.

По окончании Ливонского похода Иоасафа рукопись "Слова" вновь вернулась в царскую библиотеку, а после смерти Ивана Грозного - В Троице-Сергиевский монастырь.

В первой половине 16 века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей в своих посланиях к Великому князю Московскому Василию Третьему и к великокняжескому дьяку М.Г.Мунехину, размышляя о проблемах, которые волновали в то время российское сообщество - о конце мира, об астрологии, об обязанностях правителя, о значении Православной Церкви, о грехах, - сформулировал идею вселенской отвественности России в деле спасения человечества. В послании к Великому князю Василию Третьему он писал: "... вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти."

Москва - Третий Рим, и некому передавать эстафету Православного Царства, потому что если не будет России, не будет и остального мира, наступит конец истории. На нашу страну возложена миссия Удерживающего от зла, и поэтому большая ответственность лежит на правителе страны, которого старец Филофей предупреждал:" И следует тебе, царь, это (власть) блюсти со страхом Божиим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается". При этом добавлял:" И если хорошо урядишь свое царство - будешь сыном света и жителем Горнего Иерусалима".

В уложенной грамоте , узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского (Вселенского) Патриарха Иеремии Второго, его собственными словами специально упоминается " великое Российское Царствие, Третий Рим", что было подтверждено и Собором всех Патриархов поместных Церквей. Единственный из всех православных властителей - русский Царь - стал поминаться Патриархами как покровитель Вселенского Православия.

До своих знаменитых посланий Филофей занимался составлением летописей, участвовал в создании Хронографа 1512 года и уже в нем написал замечательные строки :" Наша же Российская земля, Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых чудотворец растет, и младеет, и возвышается , и распространяется."

О самом старце сведений почти никаких не сохранилось.Сам о себе он уничижительно говорит в послании к М.Г.Мунехину:"... аз сельский человек, учился буквам, а еллинских борзостей текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал." Известный политик того времени дипломат Федор Карпов в своем послании к иноку Филофею называет его многоученым и в словах искуснейшим господином.

Елеазаровский старец был человеком ученым, авторитетным, известным на Русской земле. Это подтверждается и списком адресатов его посланий, и тем обстоятельством, что к нему обращались по важнейшим вопросам, волновавшим общество в то время.

В одном из списков послания Филофея "В беде сущим", написанном по поводу присоединения Пскова к Московскому государству, сохранилась заметка неизвестного современника о елеазаровском старце. Автор рассказывает, что некоторые псковичи просили Филофея заступиться за них перед Великим князем, " понеже той старец неисходен бе из монастыря и добродетельного его ради жития и премудрости словес знаем бе Великому князю и вельможам." Старец ответил псковичам, что не имеет права заступиться, так как "все бо приходящая скорбная человека не без Божия промысла бывают".

Исследователи считают, что свод 1547 года Псковской первой летописи принадлежит перу старца Филофея, так как здесь проводятся те же мысли, что и в его посланиях: Великий князь - государь всея Руси, Псков - его исконная отчина, Псков наказан за грехи, Великий князь справедлив, церковные землевладения не должны нарушаться.

Неизвестно , был ли старец Филофей прославлен как местночтимый святой , но по убеждению авторитетного исследователя его творчества - Н.В.Синицыной и московского протоиерея Александра Салтыкова, Филофея Псковского, подобно Серафиму Саровскому, можно причислить к пророческому чину Русской Церкви, ибо он - "тайновидец будущего, и подобно ветхозаветным пророкам, обращался к царям со строгими предепреждениями о сохранении истинной веры." Пророческое служение старца Филофея, как замечает отец А.Салтыков, "является исключительным во всей истории Церкви, и потому несомненно, что старец Филофей является великим святым Русской Церкви, но святость его открывается лишь ныне, во исполнении пророчеств."

Послание старца Филофея Великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде
Послание старца Филофея о неблагоприятных днях и часах.

5 Штатный монастырь

Раскольники воспользовались авторитетом преподобного Евфросина и старца Филофея и стали ссылаться на их идеи в своих аргументах против нововведений Патриарха Никона, возводя сугубую аллилуийю в "новый премудрый догмат" говоря, что Святая Русь кончилась и третий Рим пал. Из сознания русского народа начало исчезать чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как третий Рим, и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками.

Слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться. Но сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынного - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестяьнского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами псковской духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. В первой половине 19 века Спасо-Елеазаровский монастырь возглавлял, к примеру , архимандрит Мелхиседек ( в миру - Михаил Андреевич Золотинский). Он был сыном диакона, происходил из села Золотихи Новоторжского уезда тверской губернии, учился в Тверской семинарии, преподавал в Вышневолоцком приходском училище. Закончил Санкт-Петербургскую академию, после нее со степенью кандидата преподавал в Вологодской духовной семинарии философские науки. В 1825 году стал профессором. В 1829 году был направлен в Псковскую духовную семинарию и тогда же возглавил Спасо-Елеазаровский монастырь. 6 августа 1841 года архимандрит Мелхиседек был хиротонисан во епископа Екатеринбургского.Скончался он 24 сентября 1845 года.

Архимандрита Мелхиседека заменил и в ректорской должности и в настоятельстве архимандрит Антоний, тоже сын диакона, родом из Харьковской губернии. По окончании Киевской духовной академии он стал профессором Полтавской семинарии, затем - бакалавром наук Киевской духовной академии. Овдовев в 1834 году, принял монашество, был ректором Полтавской , а затем Псковской Духовных семинарий. Девять лет, будучи ректором, возглавлял и Спасо-Елеазаровский монастырь, из которого был перемещен в Псково-Печерский монастырь и затем хиротонисан во епископа Вольского. Скончался 13 марта 1871 года.

Настоятели прилагали усилия к благоустройству монастыря: расширяли теплый Рожденственский придел собора, строили братские корпуса, настоятельский дом, гостиницу для паломников, устраивали цветники, рощи и сады, огороды и пашни, благоустраивали монастырское подворье в Пскове. 6 мая 1894 года в ознаменование дня совершеннолетия Наследника Цесаревича - будущего Царя Николая Второго - в монастыре была открыта богадельня для "лиц духовного звания". В 1885 году начала действовать при монастыре церковно-приходская школа, в которой обучались 33 мальчика и 8 девочек.

Братия занимались в обители пчеловодством, садоводством, огородничеством, столярным, плотничьим, сапожным, портняжным и переплетным мастерством; сами трудились на мельнице, в булочной, в хлебной , на экономии, делали палки, ложки, занимались малярным, штукатурным и живописным мастерством.

Новомученник Российский архиепископ Рязанский Иувеналий возглавлял Спасо-Елеазаровский монастырь с октября 1906 года по октябрь 1910 года. Он родился 15 января 1878 года в благочестивой дворянской семье Александра и Анны Масловских в г.Ливны Орловской губернии. В крещении получил имя Евгений. По окончании гимназии поступил в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1903 году со степенью кандидата богословия. На 2 курсе принял монашеский постриг от епископа Уфимского Антония (Храповицкого). Тогда же был рукоположен в диакона, а через год - в иероманаха. Одновременно с ним в Академии учились будущие архиепископы Иларион (Троицкий) и Петр (Зверев). По окончании Духовной академии о.Иувеналий был направлен в Персию, В Урмийскую Духовную Миссию, а затем начал преподовать гомилетику в Псковской Духовной Семинарии, откуда и получил назначение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Его трудами в этой обители были возобновлены общежительное монашество и старчество , были призваны на жительство братия из Глинской пустыни.

Пробыв четыре года настоятелем новгородского Юрьева монастыря, архимандрит Иувеналий был рукоположен в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополитом Петроградским Владимиром (Богоявленским) во епископа Каширского, викария Тульской епархии. В 1922 году был осужден. В 1925 году, будучи архиепископом Курской епархии, за "антисоветскую агитацию" заключен в Соловецкий лагерь, где пробыл три года. Замечательный литургист, знаток церковного устава, владыка Иувеналий начал в соловецкой ссылке шеститомный труд, в котором связал практику древнерусских архиерейских служб, записанных в Чиновниках московского Успенскогособора, Холмогорского-Преображенского собора, нижегородского Преображенского собора, новгородского Софийского собора, с современной церковной практикой.

Последним местом служения владыки Иувеналия стала Рязанская епархия. В 1936 году его арестовали за "руководство группой духовенства, монашество и мирян; неоднократное совершение торжественных панихид по бывшему русскому царю Николаю Второму; привлечение в церковь молодежи". Через год, 24 октября 1937 года, архиепископа Иувеналия расстреляли в одном из лагпунктов Сиблага.

Из Томской ссылки он писал своим духовным чадам: " Как бы мне хотелось поделиться с вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа,и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую,ласкающую, увеселяющую."

23 июня 1992 года архиепископ Иувеналий был прославлен как местночтимый святой Рязанской епархии. В августе 2000 года канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе новомученников и исповедников Российских.

Будущий старец схиархимандрит Гавриил родился 14 марта 1844 года в Пермской губернии, В Ирбитском уезде от благочестивых крестьян Феодора и Евдокии Зыряновых. Монашеский путь он начал в прославленной Оптиной пустыни в 1864 году под духовным окормлением старца Амвросия. В 1875 году перешел в Московский Высокопетровский монастырь, а оттуда спустя семь лет - в Раифскую пустынь Казанской епархии, где его рукоположили в иеромонаха и назначили братским духовником. Затем он был переведен в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где провел 25 лет. Здесь на одре болезни произошло созревание и прображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа.

В Седмиезерной пустыни преподобный старец сподобился видения тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи, здесь старец проливал святые молитвенные слезы за совершаемой им литургией, здесь от избытка сердца, наполненного светом и радостью Царства Небесного, произносил он глубокие и проникновенные слова проповедей о духовной жизни и назначении христианина.

По доносу старец был уволен с должности наместника Седмиезерной пустыни. Этому предшествовало обвинение в нерадивом ведении монастырского хозяйства, а фактически в присвоении церковного имущества. Тогда же один из его близких духовных сыновей, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), пригласил старца в монастырь, в котором незадолго до того принял настоятельство.

У святых ворот Спасо-Елеазаровой обители старца поджидала вся братия монастыря во главе с игуменом Иувеналием с чудотворным образом Всемилостивого Спаса на руках. Здесь, в обстановке духовной любви и доверия благодатный дар старчества беспрепятственно изливался на многочисленных богомольцев, искавших у старца утешения и действенной помощи в скорбях и болезнях. В день старец порой принимал до 150 и более человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. К нему приезжали целыми семьями, паломническими группами. У кельи старца можно было встретить архиерея и монаха, чиновника, священника, аристократа, и простого крестьянина или мастерового - старец не знал ни социальных, ни иных различий, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить, духовно напитать.

Великая княгиня Елисавета Федоровна навещала своего духовного отца в Елеазаровской пустыни, и он в свою очередь, посещал устроенную ею Марфо-Мариинскую обитель. На средства Великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни была устроена домовая церковь в честь небесного покровителя старца - Архангела Гавриила.

В 1915 году старец отправился в Казань, и там 24 сентября 1915 года скончался. Похоронили его Седмиезерной пустыни.

Со смертью старца память о нем не только не угасла среди его учеников и посетителей, но продолжала жить и среди людей лично его не знавших. Воистину жизнь старца закончилась, началось его житие. В 1915 году появилась замечательная книга схиархимандрита Симеона (Холмогорова). Изображение духоносного старца было помещено на иконе "Собора Казанских святых", написанной в начале 80-х годов 20 века для кафедрального собора г.Казани. Милостью Божией удалось сохранить и мощи преподобного.

В декабре 1996 года было получено благословение на прославление старца в лике местночтимых святых Казанской епархии. 30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в его родную обитель. Частица мощей из Седмиезерной пустыни была переведена в том же году в Спасо-Елеазаровой монастырь.

Завещание схиархимандрита Гавриила (Зырянова) своим духовным чадам.

8 Преподобномученица Великая княгиня Елисавета в Елеазаровском монастыре.

Неоднократно посещала схиархимандрита Гавриила в монастыре Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она знала старца еще по казанской Седмиезерной пустыни.

Настоящее духовное сближение Великой княгини со схиархимандритом Гавриилом произошло тогда, когда старец был переведен В Спасо-Елеазарову пустынь. Елисавета Феодоровна приняла горячее участие в постройке маленькой домовой церкви при келье отца Гавриила. Она пожертвовала средства на строительство храма, прислала подсвечники, покрывала для жертвенника и престола и священническое облачение. Иконостас был по ее проекту.

В письме брату Эрнсту, которое хранится в архиве Дармштадта, Елисавета Феодоровна писала о Спасо-Елеазаровой обители:" Дорогой Эрни, я немного отдыхаю в маленьком монастыре в лесу около Пскова, там, где проживает дорогой старец Гавриил - об этом я рассказывала тебе перед моей поездкой в монастыри Новгорода и Пскова. Какое это сокровище, как это прекрасно!...Ты и сестра должны приехать и посмотреть все это вметсе со мной. Теперь, так как я пустилась в паломничество, я, конечно, почти все время в церкви, но для тебя мы можем это сочетать и с поездкой на замечательное озеро и реки, которые здесь вокруг".

Как и большинство монастырей ,Спасо-Елеазаровская обитель была закрыта при Советской власти, и почти все здания разрушены. Сохранились в архиве акты изъятия церковных ценностей за 1922 год.

Поочередно в монастыре организовывали то просветительский институт, из которого вся профессура и все слушатели почти сразу же сбежали в Петроград, то детский изоляционный центр, то образцово-показательный совхоз. Сельскохозяйственный размах осенью 1920 года был грандиозным: планировали закончить постройку амбара, возвести конюшни, выстроить молочную, привести в порядок все экономические постройки, необходимые для рационального землепользования, восстановить опорную пчеловодческую пасеку, расширить и усовершенствовать водяную мельницу, провести эликтрификацию к закладке плодового сада. Через три месяца после того, как намечаны были планы, заведующий Усовхоза, приехавший с проверкой в "совхоз Елизарово", увидел безотрадную картину.

В 1926 году в Трехсвятительском соборе устроили Народный дом, в нем "церковная утварь почти вся убрана, на стенах иконы все закрашены", и "большая церковь уже ничем не напоминает населению о бывшем там прежде монастыре, тогда как маленькая деревянная кладбищенская церковь стоит с полной церковной утварью и нередки случаи, когда местные крестьяне взламывают заколоченные двери и ходят туда молиться Богу и отыскивать какие-то мощи, с какой целью у них даже сломан пол, так как, по рассказам, под этой церковью похоронен какой-то архимандрит.Последние факты свидетельствуют о недовольстве дальнейшего нахождения этой церкви, ибо она служит рассадником напоминаний населению о религии, и в частности, обители монастыря."

В 30-е годы в монастырских зданиях разместилась школа. В братских корпусах были классные комнаты и жили школьники. В Трехсвятительском соборе стояли металлообрабатывающие станки, В Рождественнском приделе - деревообрабатывающие, в притворе под колокольней - кузница.

При оккупации фашистов в храме и в братском корпусе устроили госпиталь для раненных немцев. После войны были здесь детский санаторий, летний лагерь и туристическая база.

В мае 1989 года ночью рухнула колокольня Трехсвятительского собора - уникальная, одна из первых колоколен на Псковщине, где прежде строили звонницы или "храмы под колоколы". Елеазаровскую колокольню называли "византийской свечой". Она была шестигранная, причем пять граней - одинаковые, а шестая - большего размера.

Эта катастрофа привлекла внимание общественности к состоянию оставшихся к тому времени из всех монастырских зданий Трехсвятительскому собору и двухэтажному братскому корпусу. Оказалось, что собор движется, его колонны дали крен.

К министру культуры России Е.Ю.Сидорову с открытым письмом через средства массовой информации обратился академик Д.С.Лихачев. Он писал ,что неоднократно пытался привлечь внимание министерств культуры СССР и России к состоянию исторических и архитектурных памятников Пскова, просил выделять средства на их реставрацию. При этом указывал на особенное бедственное состояние двух их них - соборов Крыпецкого и Елеазаровского монастырей.

Из федерального бюджета были выделены средства на консервацию собора. По зданию гендирекции "Псковреконструкция" реставраторы из ООО "Смородин и К" сделали стяжки и укрепили колонны, устроили дренажную систему вокруг собора, потолок, кровлю, главки, печи, вычинили бетонные полы и стены.

Тогда же был поднят вопрос о передаче монастыря Русской Православной Церкви. В июня 1998 года начался сбор подписей за открытие Спасо-Елеазаровского монастыря. 10 августа 1999 года в газете "Новости Пскова" опубликовали Обращение священнослужителей и деятелей науки и культуры к главе Администрации Псковского района Е.К.Иванову.

Спустя год, Президент России В.В.Путин подписал указ о передачи ведомственных лагерей в муниципальную собственность, благодаря чему летняя база из монастыря переехала в соседний лагерь УВД.

5 мая 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери "Живоносный источник", представители Русской Православной Церкви получили ключи от братского корпуса. А 28 мая состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Архиерейским служением была совершена первая Божественная литургия в возрождающемся монастыре. Высокопреосвященнейшийся Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, постриг в иночество настоятельницу монастыря с именем Елисавета в честь преподобомученницы Великой княгини.

Постановлением Священного Синода по благословению Высокопреосвященного Евсевия Спасо-Елеазаровский монастырь стал возрождаться как женская обитель. Возглавляет ее монахиня Елисавета (Беляева) - воспитанница Троице-Сергиевских старцев и стариц, начинавших свой монашеский путь в дореволюционном Дивееве. Сейчас в обители 25 сестер в возрасте от 7 до 75 лет.

4 июня  2010 года игумения Елисавета  (Беляева) отошла ко Господу.  

Указом Правящего Архиерея, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия  и.о. настоятельницы обители  назначена монахиня  Рафаила (Скородумова)

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11