РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
«История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста»
27-01-2011


«ОТЕЧЕСТВО - 2010» Областной конкурс исследовательских работ участников Туристско-краеведческого движения «Отечество» Секция «Дорога к храму»

 «История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста»

Авторы: Вергун Татьяна, ученица 11кл.

Мазанов Артур, ученик 8 кл.

Руководители: Чернова Надежда Александровна, учитель

Семенова Майя Михайловна, учитель

МОУ «Новоизборская средняя общеобразовательная школа»

Д. Новый Изборск, Печорского района, Псковской области 2010г.

Аннотация

на конкурсную работу учеников Новоизборской средней школы Вергун Татьяны, Мазанова Артура «История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста».

Авторы работы ставили себе целью сбор материалов к созданию брошюры - путеводителя по Сеннскому храму, который будет выполнять задачи: познакомить читателя с известными и неизвестными страницами истории нашего храма и погоста; покажет значимость существования храмов в жизни людей на протяжении исследуемого периода истории; познакомит с выдающимися деятелями нашей церкви.

При создании работы пришлось провести огромную исследовательскую работу. Были изучены архивные материалы Государственного Архива Псковской области (ГАПО); «Ведомости о церкви» и «Клировые ведомости», хранящиеся в ризнице самого храма; различные документы о жизни храма и погоста. Была исследована краеведческая литература, путеводители, где есть упоминание о селе Сенно и храме. В ходе работы учащиеся узнали, что село Сенно входит в туристические маршруты Псковской области, а специальной литературы о нем почти нет. Из документов выяснилось, что именно храм был административным центром всей Сеннской волости, где велась документация и регистрация всех значимых событий в жизни человека: рождение (регистрация в момент крещения), браковенчание, регистрация смерти. Составленные таблицы показывают, что население Сеннской (ныне Новоизборской) волости в начале 20 века существенно превышало  по количеству существующее в настоящее время. Самым ценным документом созданной работы является список священно -  церковнослужителей Сеннского Свято-Георгиевского храма с 1745 года по 2010 год с биографиями  выдающихся священников протоиерея Павла Михайловича Невлянинова, священномученика Пантелеимона Богоявленского, протоиерея Константина Яковлевича Шаховского и регента - псаломщика, протодиакона Тимофея Васильевича Демина. Работа используется для создания брошюры - путеводителя в качестве пособия для экскурсоводов, а также для прихожан нашего храма, жителей волости и для всех туристов-паломников.

Введение

Целью данной работы по истории Сеннского Свято-Георгиевского храма Новоизборской волости Печорского района Псковской области является сбор материалов к созданию  брошюры - путеводителя по этому храму и погосту «Сеннской Свято-Георгиевский храм и погост».

При сборе материалов мы ставили следующие задачи: 1) исследовать популярную краеведческую литературу о храме и погосте известных псковских краеведов В. Косточкина и Е.Н Морозкиной, печорского краеведа М.В. Лашина; 2) изучить материалы о церкви в «Псково-Печорском листке» и местных путеводителях; 3) исследовать документы и материалы, хранящиеся в самом храме «Клировые ведомости» и «Ведомости о церкви»; 4) исследовать архивные материалы из Государственного Архива Псковской области, чтобы составить список священнослужителей церкви за исследуемый период с 1745г.; 5) составить статистическую таблицу по количеству населения в погосте Сенно с 1745г.; 6) собрать информацию об истории, жизни храма и погоста из рассказов местных жителей - прихожан церкви; 7) выявить наиболее выдающихся деятелей нашей церкви; 8) осветить роль церкви в жизни Сеннского Культурно-просветительного Общества в период с 1920г. по 1940г., когда Печорский район входил в состав буржуазной Эстонии.

 Мы хотим приобщиться  к духовному опыту жителей нашей волости и русского народа в целом, более глубоко изучить родную историю, а благодаря углубленным знаниям стать подлинными патриотами своего края. В этом нам помогает интерес к своим святыням, храмам, святым людям и к своим соотечественникам. Знакомство с родным храмом помогло нам почувствовать, что прошлое не ушло, оно живо в архитектурных памятниках нашей истории.

При написании работы мы использовали следующие методы: экскурсии по храму, кладбищу, подъем на звонницу, изучение литературы, составление таблиц, графиков, работа с интернетом, фотографирование храма, икон, звонницы, беседы с местными жителями.

Этапы нашей работы:

1) сбор и изучение краеведческой и церковной литературы;

2) изыскания в Архивах ГАПО и церкви;

3) экскурсии на погост; беседы с местными жителями;

4) оформление материалов работы для публикации будущего путеводителя.

            Мы считаем, что собранный материал может быть использован для издания путеводителя по Сеннскому Свято-георгиевскому храму и погосту для просвещения прихожан, для туристов, паломников.

Достопримечательности погоста Сенно.

История погоста Сенно

Когда - то небольшой погост, ныне крупное село Сенно, расположенное в 7 километрах от Старого Изборска, не избаловано вниманием туристов, немного о нем говорят и историки, архитекторы, искусствоведы, хотя в псковской краеведческом литературе оно вспоминается  часто.  Но Сенно обязательно нужно видеть, чтобы почувствовать необыкновенный колорит этого уголка, создаваемый необычайно  живописной природой и оригинальными памятниками архитектуры и истории.

 

Центр села - старинный погост: церковь со звонницей, сельское кладбище за старой оградой. Кладбище в самом центре. Как на погосте все живут, и ворота на кладбище с четырех сторон света, и все дороги через кладбище, и все дворы вокруг кладбища выстроены.

 

В Сенно церковь каменная стоит вот уже чуть не пять веков. До нее церковь была деревянная, в некоторых источниках говорится, что с 13 века. А о самом селе Сенно упоминается в документах  с 12-13 веков. По данным Псковского музея-заповедника (1989г.), Сенно является древним погостом, возникшим в 12-13 вв., наравне с погостами Паниковичи, Кулье, Печки, Веребково, Кряково, Кильск.

Сеннскому погосту посвящена книга Псковских авторов художника Александра Стройло и писателя Валентина Яковлевича Курбатова «Нравы, обычаи и верования села Сенно»[1].

            ...Если бы известный русский писатель-деревенщик ... Иван Петрович Белкин был подлинно псковский помещик, то можно было бы утверждать, что село Горюхино, чью историю так вознес и прославил в своем всесветно известном труде Иван Петрович, на самом деле никакое не Горюхино, а погост Сенно.[2]... Нам остается в подтверждение нашей гипотезы только прибавить к картинам те извлечения из «Истории села Горюхина», которые вернее всяких доказательств сами подтвердят, что история сия была писана именно в погосте Сенно.[3]

            Горюхино сгорело. Благодарные горюхинцы сожгли усадьбу своего благодетеля Ивана Петровича Белкина, а заодно спалили и само Горюхино. А Сенно ничего, стоит еще такой населенный пункт на нашей грешной земле. Тоже горит понемногу, но не все сразу, а только отдельные его части. Правда, то, что горит, и составляет лицо Сенно. А то, что пока не горит, так от времени и небрежения рассыпается.

            В Сенно церковь каменная с 1562 года стоит. Да какая церковь! Со звонницей немалых размеров - другой такой во всей Руси великой не сыскать! Сенно изначально и не село было, бери выше - погост! Центр Сеннской губы, волости по-теперешнему. А сейчас Сенно числится в списке населенных мест Псковской области деревней. Хотя и жителей по тому же списку предостаточно (особенно в сравнении с другими деревнями). Нет теперь магазина своего, так рядом другая деревня - Новый Изборск, бывшая с основания своего сначала станцией, потом городом. Церковь в Сенно, когда ее воздвигли, освятили в угоду московским людям во имя почитаемого ими Георгия Победоносца, а придельную теплую церковь в честь святителя Феодосия Черниговского освятили. И на главных воротах церковной ограды всадника, а потом и святителя, оттеснили. Под Георгием проходят в маленькую калиточку, а под иконой со святителем проезжают. Теперь уж и не проезжают,  а проносят недалеко - до церковных врат.

            Тут про барские постройки и слыхом не слыхивали. Был вроде когда-то барин, а может и не барин  был. А что не граф и не князь - это уж точно.  Никто не помнит и не поверит. Вот эстонскую власть помнят, как советская власть пришла, а через год немецкая, тоже помнят. И как уже окончательно советская власть пришла и навсегда - это помнят очень хорошо. Хотя и не любят вспоминать. Главной виной всех абсолютно жителей Сенно было даже не то, что были в оккупации, не то, что у них родственники за границей, а то, что сами все жили за границей. За границей советского государства. Так получилось. Но простить им этого советское государство долго не могло, всегда норовило припомнить да укорить.  Кто получше жил, тем в лагерях не давали про это забыть, пока Никита Сергеевич Хрущев не простил их и некоторых даже выпустил. Другие, более грамотные, которым «связь с Таллином» приписали,  в этих лагерях так и остались. Сейчас все по-другому - ни помещиков, ни председателей, ни парткомов, ни профкомов. Живи да радуйся. Ан нет! Сейчас времена Леонида Ильича Брежнева манной небесной кажутся.

            Хоть жаловались батюшки Георгиевской церкви на прихожан (церковь в Сенно не удалось закрыть даже в 60-е годы ХХ века): вот, мол, в церкву не ходят, все клубнику на продажу выращивают. Клубника на своих огородах хорошо росла, а на колхозных полях все мелиораторы работали: болота осушали, остатки леса рубили. Все земли не хватало, а та, что была, уже тогда начинала зарастать кустарником да сорняками. А на своих огородах все хорошо росло, хотя и это уже прошло.

            А что насчет верований? «Вера наша простая. Новый год и Пасху мы всегда праздновали. Ну и Рождество, конечно, и старый Новый год, это как водится. Не полуверцы же. Хотя и они тоже все это празднуют. А Хелуин мы не празднуем. Только по телевизору глядим, как в Москве этой Хелуин все отмечают. А мы и слова такого отродясь не знали. И от обиды выпьем. Чего ж празднику пропадать. Православная у нас вера, домовых мы не боимся, леших и подавно - леса рядом нет, где лешим жить. Вот и русалку хотели из пруда выловить. Да больно хитрая она, так просто не дается. Да и чем ловили! Думать надо было, и молока коровы больше бы давали (сейчас их в селе не больше пяти осталось). На Пасху яйца всегда красим. Вербу тоже бабки освятить носят. А в Крещение очередь за святой водой - как в былые времена за яблочным вином. На Троицу березовые ветки всегда у нас над дверьми прибиты. А на Успенье на кладбище всегда выпьем.  Не просто так, а своих всех помянем. И батюшка тоже с молитвой всех обойдет».

            Звонница и купола церковные, разросшимися деревнями заслоненные, со всех сеннских далей видны. Крестятся на них не только приезжающие на пару минут городские новые православные. А чего приезжают? Известно - чего. На ворота поглядеть. Все новые православные чтут и любят художника Николая Рериха. А он эти ворота на своей картине «Псковский погост» красками нарисовал, понравились они ему сильно. Вот о Сенно известно только, что ворота Рерих рисовал.

            Нравы в Сенно тоже простые, обычаи обыкновенные, как у всех. С незнакомыми первыми уже не здороваются, шапку в избе не снимают, пьют безбожно и почти поголовно, кроме самых старых да малых. Раньше всем селом на праздники в другие деревни ходили, у себя принимали. Теперь этого нет. Все почти как в городе. Все телевизор смотрят. Разве что на кладбище в поминальные дни увидятся, и все. Друг про друга все знают. От жизни ничего хорошего не ждут. Лучше уже было. Но думают, что лучше все равно будет[4].

            Человечество прошло сложный путь культурного развития. Важную роль в этом процессе всегда играла религия, она являлась основой духовной культуры народа. Христианство было принято на Руси в 988 году, через год были крещены псковичи. Но в сельской местности еще долго преобладали языческие обряды, суеверия, приметы. Лишь в начале 18 века Петр I принудил всех крестьян ходить в церковь. За непосещение церкви брали штраф или направляли на галеры мужчин и в прядильные дома женщин. На рубеже XIX и XX веков в Псковской губернии было 444 церкви и 15 монастырей, а после Октябрьской революции уцелело только 15 приходов, в том числе наш Сеннской приход.

            Наиболее ранние отрасли специализации сельского хозяйства псковской земли -  зерноводство, скотоводство, рыболовство, охота и бортничество. Земледелие на территории нашей области начало развиваться еще в VII - VIII веках. В Сеннской погосте оно было основным видом хозяйственной деятельности. Оно сопровождалось сведением лесов, заменой их пашней и кормовыми угодьями. После сведения леса оставленные для просушки сучья поджигали, затем почву рыхлили, перемешивая ее с золой, которая служила прекрасным минеральным удобрением. Урожай  первого года был очень высок, но через несколько лет почва истощалась, и люди бросали земельный участок, переходя на новое место. Главными сельскохозяйственными культурами были лен - долгунец, яровая пшеница и озимая рожь. Лен считался лучшим в Европе. В конце 30-х годов XIX века льнообработка стала ведущей отраслью промышленности Псковской губернии. Рост ее был очень интенсивным. На территории Сеннского погоста лен давал очень богатый урожай. В Пскове возникали льняные заводы и полотняные фабрики, жители Сенно сдавали туда свой урожай и имели неплохую прибыль. Обязательным элементом сельского хозяйства являлось скотоводство. Оно давало не только мясо, молоко, шерсть, кожи, но и органические удобрения. Особенно ценились лошади. Их разводили не только для сельскохозяйственных работ, но и для нужд армии, транспорта. Коня имела каждая мало-мальски крепкая семья. Не занимались здесь только рыболовством, так как рядом нет ни одной крупной речки, ни озера. Имеется недалеко от церкви маленький прудик, в котором выживают только караси. У русских людей рыба имеет особое значение, т.к. более 200 дней в году считаются постными, когда употребление мясной пищи строго осуждается, и мясо заменяется рыбой. А до Псковского озера все 8 верст будет. Занимались сенновцы и охотой на пушного зверя, так как рядом находятся Сеннское болото и Милицкое болото, входящее в список заказников Псковской области. Охотились на бобров, куниц, белок, их мех всегда высоко ценился. Пушнину использовали в качестве денег и ею платили налоги.[5]          

            В 1887 году в 1 версте от Сенно провели железную дорогу из Пскова на Печоры, таким образом появилась станция Новый Изборск на месте, где проходила дорога из Сенно на деревню Луки, она называлась Сеннской дорогой. Строительство железной дороги обусловило  новые рабочие места. На строительстве были заняты 600 рабочих - землекопов из Смоленской, Витебской и Новгородской губерний, из них небольшая часть местных крестьян. С возникновением железной дороги в Новом Изборске стали строиться гипсовые заводы. Гипсовый камень сюда на подводах привозили местные крестьяне из карьеров Дубник и Турок. Здесь на заводах его размалывали и готовую продукцию отправляли по железной дороге в Петербург, Прибалтику и другие места. В этих карьерах гипсовый камень добывали и раньше и отправляли на подводах на пристань в деревню Листовка, что находится в устье реки Великой. Оттуда он переправлялся в Эстонию, где перерабатывался и использовался в строительстве и на удобрение полей. Быстрому строительству заводов способствовало то, что рядом много деревень, где было достаточно рабочих рук. Земли у крестьян было мало, поэтому постоянная нужда заставляла людей искать работу на стороне. Труд на заводах был очень тяжелым. Рабочий день составлял 11 с половиной часов и стоил 70 копеек. Гипсовый камень крестьяне доставляли на своих лошадях, в день были заняты сотни подвод. Одновременно со строительством заводов в Новом Изборске строились жилые дома, магазины, трактир. Во время первой мировой войны русское командование проводило здесь огромные оборонные работы. Люди из разных районов страны рыли окопы, сооружали блиндажи, устраивали бетонированные площадки для тяжелых орудий, прокладывали шоссейные дороги. В 1917 - 1918 годах владельцы заводов и купцы бежали из Новоизборска. Без хозяев заводы прекратили работу. В гражданскую войну 1918 - 1920 годов Новый Изборск был в центре военных событий. Здесь шли ожесточенные бои между красными и белыми войсками, он неоднократно переходил из рук в руки. В вагонах размещались армейские штабы, сюда приходили бронепоезда. Затем в течение 20 лет Сеннская волость входила в состав буржуазной Эстонии. В Новом Изборске (в этот период он назывался Ирбоска) осело много эмигрантов, бежавших из Советской России бывших псковских купцов, офицеров белой армии. Они занимались торговлей, работали учителями в школах, которые размещались до 1937 года в различных частных домах, имели собственные дома. Единственный из шести восстановленный гипсовый завод стал принадлежать акционерному обществу «Гипс», директором был Г.Я. Гаршнек. Также он заведовал карьерами, имел лесопилку, большую мельницу - вальцовку (где сейчас  заводская автоколонна), маслодельный завод, продовольственный магазин. Гаршнек построил для себя и сыновей 3 дома, большой дом для эстонских пограничников (бывшее ПТУ). Занимался он и сельским хозяйством и держал птицу и скот. Тогда в Новом Изборске находилось Сеннское волостное управление, штаб пограничников, криминальная и политическая полиция. Здесь были также библиотека и народный дом.  Каждый месяц 20-го числа проводились ярмарки, на которые собирались купцы из Печор и других мест, представители иностранных торговых фирм, много людей из окрестных деревень. Каждый год в начале лета проводились праздники «День русского просвещения».  17 июня 1940 года население встречало советские войска. Была восстановлена Советская власть, которая продержалась ровно год. 8 июля 1941 года нашу волость как  и весь Печорский район заняли немецкие войска. В годы оккупации в Новом Изборске существовал истребительный отряд для борьбы с диверсантами и парашютистами. В Сенно был организован партизанский отряд.

            Новый Изборск  и Сенно в войну пострадали мало, поэтому сразу здесь были пущены гипсовый завод, мельница, школа, ставшая средней. В лучших домах разместили детский дом и профтехучилище. В послевоенные годы Новый Изборск стал быстро расстраиваться. Построили новый гипсовый завод (теперь «Комбинат нерудных материалов»), мастерские сельхозтехники (сейчас от них не осталось почти ничего). Стали строить личные и ведомственные жилые дома.  Село  Сенно потеряло свое былое значение, осталось лишь погостом. [6]

Архитектура храма

 За оградой на небольшом пригорке стоит очень интересный храм Георгия Победоносца, построенный в 1562 году. Но, к сожалению, от облика 16 века мало что осталось из-за поздних пристроек 18-19 века. Только с восточной стороны можно почувствовать древний дух церкви и увидеть старинные детали, апсиды, сохранившие часть щелевидных окон. Привлечет ваше внимание и световой барабан храма, четыре узеньких окна которого сориентированы по сторонам света. Хорош и традиционный Псковский узор - «бегунец», опоясывающий барабан.

Но почувствовать всю прелесть храма можно, только войдя внутрь. Внутри церковь сохранила свои древние формы: четыре столба поддерживают крупные повышенные ступенчатые подпружные арки, на которых покоится барабан; на круглые западные столбы опираются хоры с небольшим закрытым помещением в углу - ризницей. Восточные столбы имеют полукружную форму. Арки как бы раздвигают своды и тем самым увеличивают размеры внутреннего подкупольного пространства. Вверху стен заделаны голосники полуметровой глубины. Открытые горловины голосников, расположенные рядами, вперебежку, на изогнутой стене апсиды, на плоскостях подпружных арок ветвей планового креста и на всех четырех парусах барабана главы, подскажут, что строившие церковь не пренебрегли требованиями звучности. Одновременно они постарались облегчить тяжесть несомых частей здания и снизили тем самым нагрузку на его стены и внутренние опоры. В интерьере есть теплота и цельность.[7]

 

 


[1] «Нравы, обычаи и верования села Сенно». Псков, 2004 год.

[2] [2] то же, стр. 18.

 

[3]То же, Стр. 30.

[4] То же, стр. 156.

[5] География Псковской области.  Псков, 2000. Стр. 135.

[6] «И корни, и ветви в Печорском краю». Печоры, 2000г. стр. 46-55.

[7] Тропой легендарного Трувора. В. Косточкин. Стр.106. Москва, «Искусство», 1971г.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11