22-09-2011
МОНАСТЫРИ ВЕЛИКОЛУКСКОГО УЕЗДА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ НЕОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ТРЕТЬЕГО КЛАССА СЕРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ ата основания Великолукского Троице-Сергиева монас- тыря не установлена. Известно, что к началу XVI века он стал приходить в упадок и запустение. В середине XVI века инок Боголеп по усердию местных жителей восстано- вил монастырь. Находился монастырь при впадении реки Коломенки в реку Ловать близ города («в конце города») Великие Луки. По другим данным в середине XVI века монастырь был ос- нован. В монастыре было три храма: главный - Святой Живона- чальной Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, церковь Святого Пророка и Предтечи Иоанна и Тих- винской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Иоанна Воина. Монастырский соборный храм Святой Живоначальной Тро- ицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца был построен в 1712 году архимандритом Илларионом. Церковь построена в «византийском русском» стиле. Имя архитектора не- известно. Предположительно каменный собор был построен на месте обветшавшего деревянного, который был освящен во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» и Преподобного Сергия. От придела Преподобного Сергия пошло обиходное название «Се- ргиевский монастырь». В 1759 году к паперти было пристроено новое крыльцо и в южной стене сделан проход, называвшийся «палаткой», который соединял главную церковь Святой Троицы с алтарем Сергиевского придела. В 1774-1776 годах пять глав собора вместо деревянной чешуи покрыты жестью. В Сергиевс- ком приделе и в трапезной Троицкой церкви был устроен новый иконостас, сделаны клиросы. Ремонт производился на средства Коллегии экономии. В 1778 году к храму пристроено крыльцо с 187 северной стороны, которое в 1895 году перестроено. Иконостасы Троицкой церкви обновлялись в 1780 и 1856 годах, иконостас Сер- гиевской церкви - в 1856 году. В 1871-1873 годах на западной стороне церкви устроены хоры для певчих. В соборе хранились частицы мощей Святых Сергия Радонежского и Евфросинии По- лоцкой. Со времени основания монастыря здесь находилась икона Святой Живоначальной Троицы. В 1898 году игумен Аркадий ус- троил новый придел в честь Святителя Феодосия Черниговского. 31 мая 1899 года весь город торжественно встречал икону Свято- го Феодосия, освященную в Чернигове на мощах Святителя. На пути в Сергиев монастырь икона крестными ходами встречалась и провожалась верующими погостов Купуй и Колюбаки. В Тро- ицкой и Сергиевской церквах монастыря постоянно обновлялись росписи стен. Монастырская колокольня была каменная, построена одно- временно с главным храмом. В 1781 году надстроен второй ярус колокольни. На ней висело 9 колоколов, самый большой весил 123 п. 20 ф. Он был отлит 25 ноября 1881 года на средства купца Матвея Матвеевича Глазова и потомственного почетного гражда- нина Платона Гавриловича Грудинина на заводе Н.Д. Финлянд- ского в Москве. Кирпичная одноглавая церковь «русской архитектуры» во имя Великомученика Иоанна Воина была построена в 1754 году архимандритом Макарием 1-м по прошению штаб-, обер- и унтер- офицеров дворян по благословению архиепископа Новгородского и Великолукского Стефана Калиновского. Престол в церкви был один. Имя архитектора неизвестно. Первоначально, до 1790 года, церковь была надвратной. Под папертью церкви в 1894 году уст- роена книжная лавка. Церковь во имя Иоанна Предтечи и Тихвинской иконы Бо- жией Матери построена из кирпича в 1782-1784 годах игуменом Парфением Дураковским «по какому случаю неизвестно» на мо- настырские средства. Церковь была двухэтажной. Имя архитекто- ра этой церкви также неизвестно. В 1814 году в эту церковь были переданы иконы святых, писанные в рост, из походной армейской церкви. В 1822 году вход в церковь сделан с южной стороны. 4 июня 1878 года в церкви во время грозы был пожар, ее восстанов- ление завершено в 1890 году. Однако, как отмечено в клировой ведомости за 1915 год, церковь оставалась «не особенно тверда». 188 Престолов в церкви было два. На первом этаже - во имя Вели- комученика Иоанна Предтечи, на втором этаже - во имя Тихвин- ской иконы Божией Матери. Монастырские строения для братии и хозяйственных надо- бностей были, в основном, каменные. Из дерева были баня, дом для скотниц и два хлева. Настоятельский дом был построен в 1761-1772 годах, братский корпус - в 1755 году, перестроен в 1875 году. На- стоятельский дом был трехэтажный. На первом этаже находились кухня и кладовая для хранения овощей. Настоятель занимал второй этаж. Братский корпус был двухэтажный, оба этажа занимали мона- хи и послушники. В 1915 году «оба дома находились в благоустроен- ном виде». Кроме этих зданий было еще два одноэтажных каменных флигеля, построенные в 1778 и 1785 годах. Слева от монастырского собора в 1754-1779 годах была построена каменная двухэтажная па- лата, в ней на втором этаже находилась ризница, на первом храни- лись хозяйственные принадлежности. В 1896 году к северу от собора построен кирпичный дом, в нем размещалась монастырская трапез- ная и монастырская кухня. В 1898 году в этом же здании, на втором этаже, устроено хранилище приходских книг церквей Великолукско- го уезда. В том же, 1898 году, в связи с Иоанно-Предтеченской цер- ковью построено кирпичное помещение для богомольцев, затем в нем поместили церковно-приходскую школу. Все строения возводились на монастырские деньги, без помощи от казны. В 1812 году монаха- ми перечислено в пользу всеобщего ополчения 515 рублей за жемчуг, который был ими снят с риз и продан. При монастыре существовала церковно-приходская школа, в которой в 1915 году обучалось 44 мальчика и 16 девочек. Школа содержалась на средства монастыря, кроме жалования учителю, которое выплачивала казна. Рядом с монастырем было кладбище. В 1915 году братии в монастыре было 12 человек с настояте- лем. До учреждения монастырских штатов в 1764 году настояте- лями монастыря были архимандриты. После 1764 года по штату положено: игумен, казначей в сане иеромонаха, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 послушника. Императрица Екатерина II в 1770 году была проездом в го- роде Великие Луки 8 июня, в день Святой Троицы. Она посетила Троице-Сергиев монастырь, участвовала в крестном ходе и пожер- твовала 1000 рублей на построение ограды вокруг монастыря и 200 рублей на братию. 189 В 1915 году архиепископ Виленский Тихон (будущий Патри- арх) чтобы спасти от немцев раку с мощами Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстахия распорядился отправить ее в тыл, в Великолукский Троице-Сергиев монастырь. Здесь рака с моща- ми находилась до закрытия монастыря, а затем она хранилась «в складе общего отдела Великолукского уисполкома», в 1924 году передана предположительно в Москву. Сведения обо всех настоятелях монастыря не выявлены. Строи- тели: Боголеп - конец XVI в., Вассиан - 1626-1629, Александр - 1632. Игумены: Симеон - январь 1635, Макарий - 1640, Ни- кандр, строитель, игумен - февраль 1660, Варлаам - 1664, 1678, Исаакий - 1683, 1684, Варлаам - переведён из Криллова монас- тыря Новгородской епархии, ноябрь 1684-1686, Иринарх - 1696, 1687, Иоасаф - 1694-1704. Архимандриты: Пафнутий - 1705- 1707, Илларион - 1712, Рувим - ноябрь 1715-1717, переведён в Тихвин, Иосиф - 1718-1719, Тарасий - 1724, Иона - 1733-1738, Пахомий - 1741, Макарий - 1750-1758, Флавиан - 1758-1772, скончался 24 ноября, Феофилакт Соцкий 11 июня 1760 переведён из Николаевского монастыря г. Остров Новгородской губернии, Гервасий Линцевский - 1773-1775, 29 ноября переведён в Спас- ский монастырь г. Старая Русса Новгородской губернии. Игумены: Парфений - 1777-1789, Герасим - 1795, Иосиф - в 1808 году переведён из Крыпецкого монастыря, Никандр - в 1818 году пе- реведён из Никандровой пустыни, Варлаам - 1838-1845, Кесарий - 1846-1851, переведён в Троицкий Небин монастырь г. Торопца Псковской губернии, Нифонт - 1852-1854, Полиевкт - строитель в 1857-1858, игумен в 1859-1860, Макарий - 1860-1862, Вони- фатий - 1863-1864, переведён архимандритом в Троицкий Небин монастырь г. Торопца Псковской губернии, Макарий - 1864-1866, с 1869 - архимандрит. Из более поздних настоятелей известен архимандрит Арка- дий. В миру его звали Андрей Яковлевич Чанк. Он родился 6 ав- густа 1848 года. Его родителями были крестьяне Печорской волос- ти Псковского уезда: отец Яков Карлович был русским по проис- хождению, а мать, Ксения Игнатьевна, эстонка, оба православные. Азбуке его учил дьякон приходской церкви. В 12 лет Андрей меч- тал поступить на военную службу солдатом, но когда подрос, ему пришлось заниматься столярным и токарным ремеслом. В 22 года Яков решил оставить мирскую жизнь. В 1864 году его назначили в 190 Великолукский Троице-Сергиев монастырь, здесь он прошел путь от монаха до игумена. В 1911 году игумен Аркадий произведен в сан архимандрита. Благодаря «многополезной и усердной деятельности настоятеля» монастырь «весьма улучшился во всех отношениях». В рапорте благочинного монастырей Псковской епархии отмечалась роль настоятеля Аркадия в улучшении монастырского устройства: «Вследствие его личного трудолюбия и хозяйственной опытнос- ти, монастырь извлекает выгоды из своего огородного и полевого хозяйства...». В 1915 году Троице-Сергиев монастырь одним из первых приютил беженцев. В конце 1916 года он ушел на покой в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Аркадий сохранил адресованные ему письма будущего Патриарха Тихона. Последним настоятелем монастыря был Феодосий. В 1899 году по благословению епископа Псковского и Пор- ховского Антонина в пользу обители в монастыре открыта удешев- ленная продажа книг религиозно-нравственного содержания, икон, священных картин, портретов царствующего дома. В 1919 году начальник управления Великолукской милиции выдал предписание о проведении обыска в Сергиевском монастыре. Помощник прокурора города Великие Луки отмечал, что монахи Сергиевского и Вознесенского монастырей «пользуются земель- ными угодьями и в то же время не порвали связи с религиозным укладом жизни, закрытие же церквей заставит их действительно взяться за коллективный труд, отбросив в сторону религиозный дурман». Уездная комиссия особого назначения на заседании 10 августа 1920 года приняла постановление: Сергиевский монастырь «может быть использован для целей здравотдела». В 1922 году из Троице-Сергиева монастыря была изъята главная святыня - икона Святой Троицы, находившаяся в монастыре со дня его основания. На заседании Псковского губисполкома 4 июня 1924 года рассмотрен вопрос «О закрытии храмов бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей». В постановлении говорилось, что «учитывая потребность в помещениях для оборудования объеди- ненного рабочего клуба и для организации культурно-просвети- тельной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также наличие в распоряжение группы верующих других храмов, обес- печивающих удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей в г. Великие Луки закрыть». 191 16 мая 1924 года на заседании президиума Великолукского уисполкома совместно с председателями волостных исполкомов в числе других рассматривался вопрос «О закрытии церквей бывших Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей». Было принято решение утвердить постановление о закрытии «двух монастырских церквей» и просить губисполком «о скорейшем разрешении этого вопроса, дабы закрываемые церкви могли быть приспособлены для намеченных целей в текущем строительном се- зоне». В тот же день Великолукский уисполком, заслушав заклю- чение помощника прокурора Смородова и секретаря уисполкома Изотова, постановил «просить губисполком о скорейшем растор- жении договоров» с церковными советами. 17 августа 1924 года Псковский губисполком сообщал Вели- колукскому уисполкому, что «президиум ВЦИК утвердил своим постановлением закрытие бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей вашего уезда, о чем доведите до сведения заинтересо- ванных лиц. Видимо, с этого времени монастырские церкви про- должали еще действовать, но уже как приходские. Вопрос о закрытии монастырских церквей рассмотрен на засе- дании президиума Псковского губисполкома 28 января 1925 года. В постановлении «О закрытии церквей Вознесенского и Сергиев- ского монастырей» говорилось, что «церкви монастырей прихода не имели, а, следовательно, и не имели непосредственной связи с населением», на бывших монастырских территориях расположены советские, общественные и красноармейские организации, «чрез- вычайно заинтересованные в закрытии монастырских церквей». Видимо, были письма с просьбой оставить церкви действующими, т.к. в постановлении сказано, что «подписи граждан на поданных ВЦИК заявлениях отражают лишь некоторое возрождение в свя- зи с НЭП экономической зависимости населения от поднявших голову кулацко-нэпманских элементов». По мнению советских чи- новников «закрытие двух монастырских церквей в городе Великие Луки религиозных чувств практически совершенно не затрагивает, и в то же время удовлетворяет насущнейшие потребности советс- ких, общественных и красноармейских организаций, занимающих монастырские помещения». Административный отдел губисполкома 6 мая 1925 года сообщал губисполкому, что начальнику Великолукской уездной милиции поручено объявить церковным советам Сергиевского и 192 Вознесенского монастырей «что их ходатайство об открытии хра- мов ВЦИКом отклонено». 7 марта 1925 года начальник милиции исполнил поручение начальства. Вторичное поручение начальнику милиции было дано 30 апреля 1925 года. Судьба монастырских церквей была решена. Здесь нахо- дилась колония престарелых и инвалидов и, верх глумления, ла- тышская коммуна «Безбожник». Во время боёв за Великие Луки в 1941-1944 годах монастырь был сильно разрушен, уцелело не- сколько построек, которые в настоящее время находятся на терри- тории кондитерской фабрики. Судьбы монахов после закрытия монастыря неизвестны. Бар- суков Сергей Васильевич в 1931 году приговорён к высылке в Ка- захстан на 3 года. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сведения о других монахах не обнаружены. ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (в селе Ляхово) (Тихвинский монастырь) ихвинский монастырь существовал непродолжительное вре- мя. Он возник в первые годы XX столетия благодаря трудам и заботам поселившихся здесь старцев. До их прихода сюда, где были только болото и лес, ничего не было. Находился монастырь на границе Великолукского и Холмского уездов Псковской губернии, на островке Волчиха среди топкого болота. В 1890 году в 3-х верстах от Волчихи на острове Козел жил крестья- нин деревни Фёдоровское Влицкого прихода Великолукского уезда Сергей Герасимович Сухлов. Питался он подаяниями крестьян этой местности, которые вначале приходили к нему из любопытства, а потом за житейским советом, ласковым словом, сочувствием, ду- шеспасительной беседой. Островок Волчиха принадлежал помещи- ку Иосифу Петровичу Кастюрину, который подарил его Сухлову в собственность. В 1899 году благочестивая и богобоязненная крес- тьянка деревни Барканово Невельского уезда Витебской губернии Степанида Баранова рассказала о Сухлове санкт-петербургской почетной гражданке Ольге Дмитриевне Зиновьевой, глубоко и ис- кренне верующей женщине. Баранова познакомилась с ней в Крон- 193 штадте, куда обе они приехали к о. Иоанну. У Зиновьевой в том году умерла дочь Евгения, со своим горем она поехала к Сухлову. После неоднократных бесед с ним у неё появилась мысль постро- ить на Волчихе для поминовения своей дочери церковь, в которой была нужда и окрестного населения, т.к. до ближайшей церкви было очень далеко. Вскоре после этого у Зиновьевой умерли муж, невестка и сын. Тяжелая утрата укрепила её в мысли построить цер- ковь. На средства Зиновьевой через болото к Волчихе была прове- дена дорога, а потом приступили к строительству церкви и необхо- димых для общины построек. К окончанию строительства церкви в новой общине уже было 20 сестёр, которые жили под управлением Барановой до назначения начальницей общины матери Мартирии из Великолукского Вознесенского монастыря. Определением от 7 декабря 1901 - 3 февраля 1902 года Святейший Синод постановил учредить женскую общину в селе Ляхово Великолукского уезда с наименованием Тихвинская, с таким числом сестёр, какое община будет в состоянии содержать на свои средства. Деревянная на каменном фундаменте монастырская цер- ковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ляхово построе- на в 1903 году потомственной почетной гражданкой Петербурга Ольгой Дмитриевной Зиновьевой. Освящена церковь 19 авгус- та (1 сентября) 1903 года епископом Псковским и Порховским Сергием (Ланиным). В тот год было много воды, и владыка доб- рался до общины с опасностью для жизни. Престолов в церкви было три. Кроме главного в приделах были престолы Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Николаевский придел был устроен старанием м. Мартирии в 1908 году, ею же лично исполнена вся живопись в приделе. Престол был освящен 30 октября 1908 года местным благочинным о. Никанд- ром Пятницким. Престол Александра Свирского освящен 4 фев- раля 1910 года. После освящения престола старец Нил (Сергей Герасимович Сухлов) роздал богомольцам кипарисовые крестики собственной работы и листки религиозного содержания. Покрови- тельница общины Тихвинская икона Божией Матери была пожер- твована сестрой Зиновьевой, проживавшей в Угличе. Находилась икона слева от Царских врат, пред нею были случаи исцеления от болезней. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, на ней было 5 колоколов. Большой колокол с надписью «Сей коло- кол пожертвован О.Д. Зиновьевой мая 1903 года, отлит в Гатчине 194 заводом товарищества А.С. Лаврова» весил 19 п. 22 ф. Второй колокол весил 3 п. 22 ф., третий - 1 п. 8 ф., четвёртый - 33. ф., пятый колокол - 12. ф. На другой день престольного праздника, 27 июня (10 июля) 1910 года с пастырским визитом общину посетил архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий). Отсюда пеш- ком по гати, настланной по болоту, владыка отправился в жилище старца Нила (Сергея Герасимовича Сухлова). 12 июля 1916 года общину посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий. Им был совершен постриг в рясофор некоторых сестёр обители. Жертвователями новой общины были настоятель Псково-Пе- черского монастыря архимандрит Мефодий, настоятель Святогор- ского монастыря Кирилл, Гусевы, Орловы, Курчанова, Степанида Баранова, матрона Александрова. Петроградский потомственный почетный гражданин Михаил Филиппович Волков (адрес в СПб.: Рождественская часть, Ярославская улица, 11, собственный дом) пожертвовал общине 180 (по другим данным 237) десятин земли, которую купил у местного помещика. У общины появились паш- ня, покос, лес. Землю сёстры обрабатывали сами, без посторонней помощи. Благотворительницей общины была и супруга Волкова Евдокия Васильевна. Тихвинское училище Министерства народного просвещения открыто 6 января 1911 года. Построено училище вдовой действи- тельного статского советника Любовью Петровной Богуславской на собственной земле, подаренной Министерству. На торжестве открытия присутствовал инспектор народных училищ Александр Иванович Кондратьев. Почетным попечителем училища стал мест- ный помещик И.И. Кастюрин. В 1915 году в нем обучалось 19 мальчиков и 11 девочек. Определением Святейшего Синода от 20 февраля - 11 мар- та 1902 года иеромонах Торопецкого Троице-Небина монастыря Иона назначен настоятелем общины. Указом Синода от 21 апреля 1904 года определено: при церкви Тихвинской женской общины в селе Ляхово Великолукского уезда открыть самостоятельный при- ход с причтом из священника и псаломщика. Расходы на их содер- жание отнесены на счет кредита, ассигнуемого из казны по смете Святейшего Синода. В 1904 году священником в общине служил священник Алексий Васильевич Никольский. В том же году 24 октября в 195 Троицком соборе в Пскове дьякон погоста Миритиницы Иоанн Васильевич Чистовский рукоположен в сан священника и на- значен служить в Тихвинскую общину. В общине он служил до марта 1907 года. Во время служения в общине им присоединены к Православию лютеране. Священник Александр Алексеевич Со- ловьев родился в 1841 году, обучался в Великолукском духовном училище, служил дьячком в погосте Клишковичи Новоржевско- го уезда, псаломщиком в Михайловом Погосте Великолукского уезда, псаломщиком-дьяконом, дьяконом Пятницкой церкви в Святых Горах. 28 января 1912 года посвящен в сан священни- ка Тихвинской общины. В 1916 году священническое место было вакантным, богослужения совершал священник погоста Трои- ца Хлавица (Подберезье) соседнего Холмского уезда Алексий Головацкий. Со 2 июля 1916 года в общину на священническое место назначен дьякон погоста Троица-Хлавица Холмского уез- да Иоанн Лебедев. Должность псаломщика исполнял Михаил Елисеев, родив- шийся в 1891 году. Он окончил Псковскую епархиальную Арсени- евскую псаломщическую школу, исполнял должность псаломщика в погосте Гора Порховского уезда, с 10 мая 1914 года служил в Тихвинской общине в Ляхово. Сведений о дальнейшей судьбе священников Чистовского, Соловьева и Головацкого, псаломщика Лебедева не имеется. Начальницей общины была м. Мартирия. В 1916 году в об- щине было 8 монахинь, 35 рясофорных послушниц, 3 послуш- ницы-белицы. Сёстры занимались рукоделием, полеводством, заготовкой сена. Кроме монахинь и послушниц приход общины составляли несколько деревень. В приходе проживали несколько семей эстов, как православных, так и лютеран. Находилась Тих- винская община на границе Великолукского и Холмского уездов Псковской губернии, на расстоянии 10 вёрст от погоста Черный и 15 вёрст от погоста Влицы Великолукского уезда, 20 вёрст от по- госта Спасов Клин и 10 вёрст от погоста Локня Холмского уез- да. Населённые пункты: село Ляхово, деревни Амосово, Боково, Косовицы, Ляхово. В 1915 году проживали 104 мужчины и 124 женщины. Возможно, часть населённых пунктов были Холмского уезда. В советское время зачастую монастырь относили к Холм- скому уезду. В 1916 году в общине стояли следующие деревян- ные здания: корпус для настоятельницы с сёстрами в 16 комнат, 196 дом с двумя комнатами для ночлега богомольцев, построенный на средства О.Д. Зиновьевой, дом для священника в три комнаты, дом для псаломщика из двух комнат и еще один дом длиной 10 саженей и шириной 4 сажени. Последние три дома построены на доброхотные пожертвования. Еще был дом в три комнаты для неусыпного чтения Псалтири. Пособия от казны община не по- лучала, не имела и зданий, сдаваемых в аренду. Отмечено, что «содержание сестёр скудное». Церковь находилась в низменном месте, со всех сторон община была окружена лесами и болотами, подъезд к ней был только со стороны Великолукского уезда, а в весеннее половодье она становилась недоступной даже для пеше- ходов. «Способ получения корреспонденции случайный». С 1905 года в общине велись метрические и исповедные книги. 21 февраля 1917 года Святейший Синод своим указом преоб- разовал Тихвинскую женскую общину в женский общежительный монастырь. Монастырь ждали тяжелые времена. После 1917 года с целью сохранения монастырей как таковых в большинстве из них создавались монашеские коммуны, артели и т.п. Не являлась исключением и Псковская губерния. 29 марта 1924 года ГПУ Псковской губернии сообщало в губисполком, что по делу Тихвинского монастыря, как и других монастырей, имеется «конкретный обвинительный материал», но «он не в достаточной степени подготовлен для постановки в суде и не может послужить основанием для привлечения к ответствен- ности всех монашествующих в целом». Исходя из этого губерн- ский отдел ГПУ «нашел целесообразным закрытие их не в су- дебном, а в административном порядке, ... предлагая в будущем, по мере дальнейшего накопления обвинительных материалов, постепенно возбуждать уголовные дела в отношении отдельных монашествующих». ОГПУ настаивал на полной ликвидации мо- настыря. 9 апреля 1924 года Псковский губисполком постановил: «Принимая во внимание контрреволюционную агитацию мона- шествующих, вредное влияние их на окружающее население, пре- вращение образованных ими трудовых коммун в очаги эксплуата- ции трудящихся, а также учитывая острую нужду в помещениях для школ, признать необходимы монастыри ... Тихвинский Холм- ского уезда закрыть». Можно предположить, что после закрытия монастыря монастырская церковь стала приходской. Косвенное 197 свидетельство того, что церковь в 1925 году действовала - отказ Великолукского уисполкома, вслед за ним Псковского губиспол- кома в удовлетворении просьбы церковного совета Тихвинской церкви о передаче ему построек Тихвинской сельхозартели. Судьба сестёр Тихвинского монастыря неизвестна, к большо- му сожалению неизвестны и их имена. Ни одна из немногочислен- ных деревень, составлявших некогда приход монастыря, в наши дни не существует. Ныне это предположительно территория Локнянского района.
|