РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
22-09-2011


МОНАСТЫРИ ВЕЛИКОЛУКСКОГО УЕЗДА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ НЕОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ
МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
СЕРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ата основания Великолукского Троице-Сергиева монас-
тыря не установлена. Известно, что к началу XVI века он
стал приходить в упадок и запустение. В середине XVI
века инок Боголеп по усердию местных жителей восстано-
вил монастырь. Находился монастырь при впадении реки
Коломенки в реку Ловать близ города («в конце города») Великие
Луки. По другим данным в середине XVI века монастырь был ос-
нован.
В монастыре было три храма: главный - Святой Живона-
чальной Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского
Чудотворца, церковь Святого Пророка и Предтечи Иоанна и Тих-
винской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Иоанна
Воина.
Монастырский соборный храм Святой Живоначальной Тро-
ицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца
был построен в 1712 году архимандритом Илларионом. Церковь
построена в «византийском русском» стиле. Имя архитектора не-
известно. Предположительно каменный собор был построен на
месте обветшавшего деревянного, который был освящен во имя
иконы Божией Матери «Одигитрия» и Преподобного Сергия. От
придела Преподобного Сергия пошло обиходное название «Се-
ргиевский монастырь». В 1759 году к паперти было пристроено
новое крыльцо и в южной стене сделан проход, называвшийся
«палаткой», который соединял главную церковь Святой Троицы
с алтарем Сергиевского придела. В 1774-1776 годах пять глав
собора вместо деревянной чешуи покрыты жестью. В Сергиевс-
ком приделе и в трапезной Троицкой церкви был устроен новый
иконостас, сделаны клиросы. Ремонт производился на средства
Коллегии экономии. В 1778 году к храму пристроено крыльцо с
187
северной стороны, которое в 1895 году перестроено. Иконостасы
Троицкой церкви обновлялись в 1780 и 1856 годах, иконостас Сер-
гиевской церкви - в 1856 году. В 1871-1873 годах на западной
стороне церкви устроены хоры для певчих. В соборе хранились
частицы мощей Святых Сергия Радонежского и Евфросинии По-
лоцкой. Со времени основания монастыря здесь находилась икона
Святой Живоначальной Троицы. В 1898 году игумен Аркадий ус-
троил новый придел в честь Святителя Феодосия Черниговского.
31 мая 1899 года весь город торжественно встречал икону Свято-
го Феодосия, освященную в Чернигове на мощах Святителя. На
пути в Сергиев монастырь икона крестными ходами встречалась
и провожалась верующими погостов Купуй и Колюбаки. В Тро-
ицкой и Сергиевской церквах монастыря постоянно обновлялись
росписи стен.
Монастырская колокольня была каменная, построена одно-
временно с главным храмом. В 1781 году надстроен второй ярус
колокольни. На ней висело 9 колоколов, самый большой весил
123 п. 20 ф. Он был отлит 25 ноября 1881 года на средства купца
Матвея Матвеевича Глазова и потомственного почетного гражда-
нина Платона Гавриловича Грудинина на заводе Н.Д. Финлянд-
ского в Москве.
Кирпичная одноглавая церковь «русской архитектуры» во
имя Великомученика Иоанна Воина была построена в 1754 году
архимандритом Макарием 1-м по прошению штаб-, обер- и унтер-
офицеров дворян по благословению архиепископа Новгородского
и Великолукского Стефана Калиновского. Престол в церкви был
один. Имя архитектора неизвестно. Первоначально, до 1790 года,
церковь была надвратной. Под папертью церкви в 1894 году уст-
роена книжная лавка.
Церковь во имя Иоанна Предтечи и Тихвинской иконы Бо-
жией Матери построена из кирпича в 1782-1784 годах игуменом
Парфением Дураковским «по какому случаю неизвестно» на мо-
настырские средства. Церковь была двухэтажной. Имя архитекто-
ра этой церкви также неизвестно. В 1814 году в эту церковь были
переданы иконы святых, писанные в рост, из походной армейской
церкви. В 1822 году вход в церковь сделан с южной стороны. 4
июня 1878 года в церкви во время грозы был пожар, ее восстанов-
ление завершено в 1890 году. Однако, как отмечено в клировой
ведомости за 1915 год, церковь оставалась «не особенно тверда».
188
Престолов в церкви было два. На первом этаже - во имя Вели-
комученика Иоанна Предтечи, на втором этаже - во имя Тихвин-
ской иконы Божией Матери.
Монастырские строения для братии и хозяйственных надо-
бностей были, в основном, каменные. Из дерева были баня, дом для
скотниц и два хлева. Настоятельский дом был построен в 1761-1772
годах, братский корпус - в 1755 году, перестроен в 1875 году. На-
стоятельский дом был трехэтажный. На первом этаже находились
кухня и кладовая для хранения овощей. Настоятель занимал второй
этаж. Братский корпус был двухэтажный, оба этажа занимали мона-
хи и послушники. В 1915 году «оба дома находились в благоустроен-
ном виде». Кроме этих зданий было еще два одноэтажных каменных
флигеля, построенные в 1778 и 1785 годах. Слева от монастырского
собора в 1754-1779 годах была построена каменная двухэтажная па-
лата, в ней на втором этаже находилась ризница, на первом храни-
лись хозяйственные принадлежности. В 1896 году к северу от собора
построен кирпичный дом, в нем размещалась монастырская трапез-
ная и монастырская кухня. В 1898 году в этом же здании, на втором
этаже, устроено хранилище приходских книг церквей Великолукско-
го уезда. В том же, 1898 году, в связи с Иоанно-Предтеченской цер-
ковью построено кирпичное помещение для богомольцев, затем в нем
поместили церковно-приходскую школу. Все строения возводились
на монастырские деньги, без помощи от казны. В 1812 году монаха-
ми перечислено в пользу всеобщего ополчения 515 рублей за жемчуг,
который был ими снят с риз и продан.
При монастыре существовала церковно-приходская школа, в
которой в 1915 году обучалось 44 мальчика и 16 девочек. Школа
содержалась на средства монастыря, кроме жалования учителю,
которое выплачивала казна. Рядом с монастырем было кладбище.
В 1915 году братии в монастыре было 12 человек с настояте-
лем. До учреждения монастырских штатов в 1764 году настояте-
лями монастыря были архимандриты. После 1764 года по штату
положено: игумен, казначей в сане иеромонаха, 4 иеромонаха, 2
иеродиакона и 4 послушника.
Императрица Екатерина II в 1770 году была проездом в го-
роде Великие Луки 8 июня, в день Святой Троицы. Она посетила
Троице-Сергиев монастырь, участвовала в крестном ходе и пожер-
твовала 1000 рублей на построение ограды вокруг монастыря и
200 рублей на братию.
189
В 1915 году архиепископ Виленский Тихон (будущий Патри-
арх) чтобы спасти от немцев раку с мощами Виленских мучеников
Антония, Иоанна и Евстахия распорядился отправить ее в тыл, в
Великолукский Троице-Сергиев монастырь. Здесь рака с моща-
ми находилась до закрытия монастыря, а затем она хранилась «в
складе общего отдела Великолукского уисполкома», в 1924 году
передана предположительно в Москву.
Сведения обо всех настоятелях монастыря не выявлены. Строи-
тели: Боголеп - конец XVI в., Вассиан - 1626-1629, Александр -
1632. Игумены: Симеон - январь 1635, Макарий - 1640, Ни-
кандр, строитель, игумен - февраль 1660, Варлаам - 1664, 1678,
Исаакий - 1683, 1684, Варлаам - переведён из Криллова монас-
тыря Новгородской епархии, ноябрь 1684-1686, Иринарх - 1696,
1687, Иоасаф - 1694-1704. Архимандриты: Пафнутий - 1705-
1707, Илларион - 1712, Рувим - ноябрь 1715-1717, переведён в
Тихвин, Иосиф - 1718-1719, Тарасий - 1724, Иона - 1733-1738,
Пахомий - 1741, Макарий - 1750-1758, Флавиан - 1758-1772,
скончался 24 ноября, Феофилакт Соцкий 11 июня 1760 переведён
из Николаевского монастыря г. Остров Новгородской губернии,
Гервасий Линцевский - 1773-1775, 29 ноября переведён в Спас-
ский монастырь г. Старая Русса Новгородской губернии. Игумены:
Парфений - 1777-1789, Герасим - 1795, Иосиф - в 1808 году
переведён из Крыпецкого монастыря, Никандр - в 1818 году пе-
реведён из Никандровой пустыни, Варлаам - 1838-1845, Кесарий
- 1846-1851, переведён в Троицкий Небин монастырь г. Торопца
Псковской губернии, Нифонт - 1852-1854, Полиевкт - строитель
в 1857-1858, игумен в 1859-1860, Макарий - 1860-1862, Вони-
фатий - 1863-1864, переведён архимандритом в Троицкий Небин
монастырь г. Торопца Псковской губернии, Макарий - 1864-1866,
с 1869 - архимандрит.
Из более поздних настоятелей известен архимандрит Арка-
дий. В миру его звали Андрей Яковлевич Чанк. Он родился 6 ав-
густа 1848 года. Его родителями были крестьяне Печорской волос-
ти Псковского уезда: отец Яков Карлович был русским по проис-
хождению, а мать, Ксения Игнатьевна, эстонка, оба православные.
Азбуке его учил дьякон приходской церкви. В 12 лет Андрей меч-
тал поступить на военную службу солдатом, но когда подрос, ему
пришлось заниматься столярным и токарным ремеслом. В 22 года
Яков решил оставить мирскую жизнь. В 1864 году его назначили в
190
Великолукский Троице-Сергиев монастырь, здесь он прошел путь
от монаха до игумена. В 1911 году игумен Аркадий произведен в сан
архимандрита. Благодаря «многополезной и усердной деятельности
настоятеля» монастырь «весьма улучшился во всех отношениях». В
рапорте благочинного монастырей Псковской епархии отмечалась
роль настоятеля Аркадия в улучшении монастырского устройства:
«Вследствие его личного трудолюбия и хозяйственной опытнос-
ти, монастырь извлекает выгоды из своего огородного и полевого
хозяйства...». В 1915 году Троице-Сергиев монастырь одним из
первых приютил беженцев. В конце 1916 года он ушел на покой
в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Аркадий сохранил
адресованные ему письма будущего Патриарха Тихона.
Последним настоятелем монастыря был Феодосий.
В 1899 году по благословению епископа Псковского и Пор-
ховского Антонина в пользу обители в монастыре открыта удешев-
ленная продажа книг религиозно-нравственного содержания, икон,
священных картин, портретов царствующего дома.
В 1919 году начальник управления Великолукской милиции
выдал предписание о проведении обыска в Сергиевском монастыре.
Помощник прокурора города Великие Луки отмечал, что монахи
Сергиевского и Вознесенского монастырей «пользуются земель-
ными угодьями и в то же время не порвали связи с религиозным
укладом жизни, закрытие же церквей заставит их действительно
взяться за коллективный труд, отбросив в сторону религиозный
дурман». Уездная комиссия особого назначения на заседании 10
августа 1920 года приняла постановление: Сергиевский монастырь
«может быть использован для целей здравотдела». В 1922 году из
Троице-Сергиева монастыря была изъята главная святыня - икона
Святой Троицы, находившаяся в монастыре со дня его основания.
На заседании Псковского губисполкома 4 июня 1924 года
рассмотрен вопрос «О закрытии храмов бывших Сергиевского
и Вознесенского монастырей». В постановлении говорилось, что
«учитывая потребность в помещениях для оборудования объеди-
ненного рабочего клуба и для организации культурно-просвети-
тельной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также
наличие в распоряжение группы верующих других храмов, обес-
печивающих удовлетворение религиозных потребностей, церкви
бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей в г. Великие
Луки закрыть».
191
16 мая 1924 года на заседании президиума Великолукского
уисполкома совместно с председателями волостных исполкомов в
числе других рассматривался вопрос «О закрытии церквей бывших
Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей».
Было принято решение утвердить постановление о закрытии «двух
монастырских церквей» и просить губисполком «о скорейшем
разрешении этого вопроса, дабы закрываемые церкви могли быть
приспособлены для намеченных целей в текущем строительном се-
зоне». В тот же день Великолукский уисполком, заслушав заклю-
чение помощника прокурора Смородова и секретаря уисполкома
Изотова, постановил «просить губисполком о скорейшем растор-
жении договоров» с церковными советами.
17 августа 1924 года Псковский губисполком сообщал Вели-
колукскому уисполкому, что «президиум ВЦИК утвердил своим
постановлением закрытие бывших Сергиевского и Вознесенского
монастырей вашего уезда, о чем доведите до сведения заинтересо-
ванных лиц. Видимо, с этого времени монастырские церкви про-
должали еще действовать, но уже как приходские.
Вопрос о закрытии монастырских церквей рассмотрен на засе-
дании президиума Псковского губисполкома 28 января 1925 года.
В постановлении «О закрытии церквей Вознесенского и Сергиев-
ского монастырей» говорилось, что «церкви монастырей прихода
не имели, а, следовательно, и не имели непосредственной связи с
населением», на бывших монастырских территориях расположены
советские, общественные и красноармейские организации, «чрез-
вычайно заинтересованные в закрытии монастырских церквей».
Видимо, были письма с просьбой оставить церкви действующими,
т.к. в постановлении сказано, что «подписи граждан на поданных
ВЦИК заявлениях отражают лишь некоторое возрождение в свя-
зи с НЭП экономической зависимости населения от поднявших
голову кулацко-нэпманских элементов». По мнению советских чи-
новников «закрытие двух монастырских церквей в городе Великие
Луки религиозных чувств практически совершенно не затрагивает,
и в то же время удовлетворяет насущнейшие потребности советс-
ких, общественных и красноармейских организаций, занимающих
монастырские помещения».
Административный отдел губисполкома 6 мая 1925 года
сообщал губисполкому, что начальнику Великолукской уездной
милиции поручено объявить церковным советам Сергиевского и
192
Вознесенского монастырей «что их ходатайство об открытии хра-
мов ВЦИКом отклонено». 7 марта 1925 года начальник милиции
исполнил поручение начальства. Вторичное поручение начальнику
милиции было дано 30 апреля 1925 года.
Судьба монастырских церквей была решена. Здесь нахо-
дилась колония престарелых и инвалидов и, верх глумления, ла-
тышская коммуна «Безбожник». Во время боёв за Великие Луки
в 1941-1944 годах монастырь был сильно разрушен, уцелело не-
сколько построек, которые в настоящее время находятся на терри-
тории кондитерской фабрики.
Судьбы монахов после закрытия монастыря неизвестны. Бар-
суков Сергей Васильевич в 1931 году приговорён к высылке в Ка-
захстан на 3 года. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сведения о
других монахах не обнаружены.
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (в селе Ляхово)
(Тихвинский монастырь)
ихвинский монастырь существовал непродолжительное вре-
мя. Он возник в первые годы XX столетия благодаря трудам
и заботам поселившихся здесь старцев. До их прихода сюда,
где были только болото и лес, ничего не было. Находился
монастырь на границе Великолукского и Холмского уездов
Псковской губернии, на островке Волчиха среди топкого болота. В
1890 году в 3-х верстах от Волчихи на острове Козел жил крестья-
нин деревни Фёдоровское Влицкого прихода Великолукского уезда
Сергей Герасимович Сухлов. Питался он подаяниями крестьян этой
местности, которые вначале приходили к нему из любопытства, а
потом за житейским советом, ласковым словом, сочувствием, ду-
шеспасительной беседой. Островок Волчиха принадлежал помещи-
ку Иосифу Петровичу Кастюрину, который подарил его Сухлову в
собственность. В 1899 году благочестивая и богобоязненная крес-
тьянка деревни Барканово Невельского уезда Витебской губернии
Степанида Баранова рассказала о Сухлове санкт-петербургской
почетной гражданке Ольге Дмитриевне Зиновьевой, глубоко и ис-
кренне верующей женщине. Баранова познакомилась с ней в Крон-
193
штадте, куда обе они приехали к о. Иоанну. У Зиновьевой в том
году умерла дочь Евгения, со своим горем она поехала к Сухлову.
После неоднократных бесед с ним у неё появилась мысль постро-
ить на Волчихе для поминовения своей дочери церковь, в которой
была нужда и окрестного населения, т.к. до ближайшей церкви
было очень далеко. Вскоре после этого у Зиновьевой умерли муж,
невестка и сын. Тяжелая утрата укрепила её в мысли построить цер-
ковь. На средства Зиновьевой через болото к Волчихе была прове-
дена дорога, а потом приступили к строительству церкви и необхо-
димых для общины построек. К окончанию строительства церкви в
новой общине уже было 20 сестёр, которые жили под управлением
Барановой до назначения начальницей общины матери Мартирии
из Великолукского Вознесенского монастыря. Определением от 7
декабря 1901 - 3 февраля 1902 года Святейший Синод постановил
учредить женскую общину в селе Ляхово Великолукского уезда с
наименованием Тихвинская, с таким числом сестёр, какое община
будет в состоянии содержать на свои средства.
Деревянная на каменном фундаменте монастырская цер-
ковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ляхово построе-
на в 1903 году потомственной почетной гражданкой Петербурга
Ольгой Дмитриевной Зиновьевой. Освящена церковь 19 авгус-
та (1 сентября) 1903 года епископом Псковским и Порховским
Сергием (Ланиным). В тот год было много воды, и владыка доб-
рался до общины с опасностью для жизни. Престолов в церкви
было три. Кроме главного в приделах были престолы Святителя
и Чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского.
Николаевский придел был устроен старанием м. Мартирии в 1908
году, ею же лично исполнена вся живопись в приделе. Престол был
освящен 30 октября 1908 года местным благочинным о. Никанд-
ром Пятницким. Престол Александра Свирского освящен 4 фев-
раля 1910 года. После освящения престола старец Нил (Сергей
Герасимович Сухлов) роздал богомольцам кипарисовые крестики
собственной работы и листки религиозного содержания. Покрови-
тельница общины Тихвинская икона Божией Матери была пожер-
твована сестрой Зиновьевой, проживавшей в Угличе. Находилась
икона слева от Царских врат, пред нею были случаи исцеления от
болезней. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте,
на ней было 5 колоколов. Большой колокол с надписью «Сей коло-
кол пожертвован О.Д. Зиновьевой мая 1903 года, отлит в Гатчине
194
заводом товарищества А.С. Лаврова» весил 19 п. 22 ф. Второй
колокол весил 3 п. 22 ф., третий - 1 п. 8 ф., четвёртый - 33. ф.,
пятый колокол - 12. ф.
На другой день престольного праздника, 27 июня (10 июля)
1910 года с пастырским визитом общину посетил архиепископ
Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий). Отсюда пеш-
ком по гати, настланной по болоту, владыка отправился в жилище
старца Нила (Сергея Герасимовича Сухлова). 12 июля 1916 года
общину посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий. Им
был совершен постриг в рясофор некоторых сестёр обители.
Жертвователями новой общины были настоятель Псково-Пе-
черского монастыря архимандрит Мефодий, настоятель Святогор-
ского монастыря Кирилл, Гусевы, Орловы, Курчанова, Степанида
Баранова, матрона Александрова. Петроградский потомственный
почетный гражданин Михаил Филиппович Волков (адрес в СПб.:
Рождественская часть, Ярославская улица, 11, собственный дом)
пожертвовал общине 180 (по другим данным 237) десятин земли,
которую купил у местного помещика. У общины появились паш-
ня, покос, лес. Землю сёстры обрабатывали сами, без посторонней
помощи. Благотворительницей общины была и супруга Волкова
Евдокия Васильевна.
Тихвинское училище Министерства народного просвещения
открыто 6 января 1911 года. Построено училище вдовой действи-
тельного статского советника Любовью Петровной Богуславской
на собственной земле, подаренной Министерству. На торжестве
открытия присутствовал инспектор народных училищ Александр
Иванович Кондратьев. Почетным попечителем училища стал мест-
ный помещик И.И. Кастюрин. В 1915 году в нем обучалось 19
мальчиков и 11 девочек.
Определением Святейшего Синода от 20 февраля - 11 мар-
та 1902 года иеромонах Торопецкого Троице-Небина монастыря
Иона назначен настоятелем общины. Указом Синода от 21 апреля
1904 года определено: при церкви Тихвинской женской общины в
селе Ляхово Великолукского уезда открыть самостоятельный при-
ход с причтом из священника и псаломщика. Расходы на их содер-
жание отнесены на счет кредита, ассигнуемого из казны по смете
Святейшего Синода.
В 1904 году священником в общине служил священник
Алексий Васильевич Никольский. В том же году 24 октября в
195
Троицком соборе в Пскове дьякон погоста Миритиницы Иоанн
Васильевич Чистовский рукоположен в сан священника и на-
значен служить в Тихвинскую общину. В общине он служил до
марта 1907 года. Во время служения в общине им присоединены к
Православию лютеране. Священник Александр Алексеевич Со-
ловьев родился в 1841 году, обучался в Великолукском духовном
училище, служил дьячком в погосте Клишковичи Новоржевско-
го уезда, псаломщиком в Михайловом Погосте Великолукского
уезда, псаломщиком-дьяконом, дьяконом Пятницкой церкви в
Святых Горах. 28 января 1912 года посвящен в сан священни-
ка Тихвинской общины. В 1916 году священническое место было
вакантным, богослужения совершал священник погоста Трои-
ца Хлавица (Подберезье) соседнего Холмского уезда Алексий
Головацкий. Со 2 июля 1916 года в общину на священническое
место назначен дьякон погоста Троица-Хлавица Холмского уез-
да Иоанн Лебедев.
Должность псаломщика исполнял Михаил Елисеев, родив-
шийся в 1891 году. Он окончил Псковскую епархиальную Арсени-
евскую псаломщическую школу, исполнял должность псаломщика
в погосте Гора Порховского уезда, с 10 мая 1914 года служил в
Тихвинской общине в Ляхово.
Сведений о дальнейшей судьбе священников Чистовского,
Соловьева и Головацкого, псаломщика Лебедева не имеется.
Начальницей общины была м. Мартирия. В 1916 году в об-
щине было 8 монахинь, 35 рясофорных послушниц, 3 послуш-
ницы-белицы. Сёстры занимались рукоделием, полеводством,
заготовкой сена. Кроме монахинь и послушниц приход общины
составляли несколько деревень. В приходе проживали несколько
семей эстов, как православных, так и лютеран. Находилась Тих-
винская община на границе Великолукского и Холмского уездов
Псковской губернии, на расстоянии 10 вёрст от погоста Черный и
15 вёрст от погоста Влицы Великолукского уезда, 20 вёрст от по-
госта Спасов Клин и 10 вёрст от погоста Локня Холмского уез-
да. Населённые пункты: село Ляхово, деревни Амосово, Боково,
Косовицы, Ляхово. В 1915 году проживали 104 мужчины и 124
женщины. Возможно, часть населённых пунктов были Холмского
уезда. В советское время зачастую монастырь относили к Холм-
скому уезду. В 1916 году в общине стояли следующие деревян-
ные здания: корпус для настоятельницы с сёстрами в 16 комнат,
196
дом с двумя комнатами для ночлега богомольцев, построенный на
средства О.Д. Зиновьевой, дом для священника в три комнаты,
дом для псаломщика из двух комнат и еще один дом длиной 10
саженей и шириной 4 сажени. Последние три дома построены на
доброхотные пожертвования. Еще был дом в три комнаты для
неусыпного чтения Псалтири. Пособия от казны община не по-
лучала, не имела и зданий, сдаваемых в аренду. Отмечено, что
«содержание сестёр скудное». Церковь находилась в низменном
месте, со всех сторон община была окружена лесами и болотами,
подъезд к ней был только со стороны Великолукского уезда, а в
весеннее половодье она становилась недоступной даже для пеше-
ходов. «Способ получения корреспонденции случайный». С 1905
года в общине велись метрические и исповедные книги.
21 февраля 1917 года Святейший Синод своим указом преоб-
разовал Тихвинскую женскую общину в женский общежительный
монастырь. Монастырь ждали тяжелые времена.
После 1917 года с целью сохранения монастырей как таковых
в большинстве из них создавались монашеские коммуны, артели и
т.п. Не являлась исключением и Псковская губерния.
29 марта 1924 года ГПУ Псковской губернии сообщало в
губисполком, что по делу Тихвинского монастыря, как и других
монастырей, имеется «конкретный обвинительный материал», но
«он не в достаточной степени подготовлен для постановки в суде
и не может послужить основанием для привлечения к ответствен-
ности всех монашествующих в целом». Исходя из этого губерн-
ский отдел ГПУ «нашел целесообразным закрытие их не в су-
дебном, а в административном порядке, ... предлагая в будущем,
по мере дальнейшего накопления обвинительных материалов,
постепенно возбуждать уголовные дела в отношении отдельных
монашествующих». ОГПУ настаивал на полной ликвидации мо-
настыря.
9 апреля 1924 года Псковский губисполком постановил:
«Принимая во внимание контрреволюционную агитацию мона-
шествующих, вредное влияние их на окружающее население, пре-
вращение образованных ими трудовых коммун в очаги эксплуата-
ции трудящихся, а также учитывая острую нужду в помещениях
для школ, признать необходимы монастыри ... Тихвинский Холм-
ского уезда закрыть». Можно предположить, что после закрытия
монастыря монастырская церковь стала приходской. Косвенное
197
свидетельство того, что церковь в 1925 году действовала - отказ
Великолукского уисполкома, вслед за ним Псковского губиспол-
кома в удовлетворении просьбы церковного совета Тихвинской
церкви о передаче ему построек Тихвинской сельхозартели.
Судьба сестёр Тихвинского монастыря неизвестна, к большо-
му сожалению неизвестны и их имена. Ни одна из немногочислен-
ных деревень, составлявших некогда приход монастыря, в наши
дни не существует. Ныне это предположительно территория
Локнянского района.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11