РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ
 
СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЕВСЕВИЯ, МИТРОПОЛИТА ПСКОВСКОГО И ВЕЛИКОЛУКСКОГО, произнесенное в день памяти святой равноапостольной великой Российской княгини Ольги на соборной площади Псковского кремля 24 июля 2012 года
24-07-2012


Дорогие и уважаемые

Мэр города Пскова Иван Николаевич, дорогие градоначальники, военноначальники, уважаемые труженики области и города Пскова !

Всечестные отцы, братия и сестры, дорогие наши гости !

Всех вас сердечно приветствую с праздником памяти святой равноапостольной Великой княгини Российской Ольги и днем освобождения нашего города Пскова от немецких захватчиков. Благодарение нашему Богу Творцу вселенной и все содержащему Своим Божественным промыслом, а значит и каждого из нас. Бог Творец и жизни Податель, так учит нас Священное Писание Ветхого Завета, так говорит и учение Нового Завета и Святая наша Православная Церковь. Это учение является краеугольным вероучением святых пророчеств, святых апостолов и святых отец. Это вероучение должно быть краеугольным камнем в основе всей нашей христианской жизни. С этой целью святая наша княгиня Ольга принимает святое крещение в Константинополе. Утвердившись в правоте и пользе Православной веры для жизни, она всем своим сердцем и душою желает, чтобы и ее народ полюбил Святое Православие и веру Христову. Но что же такое эта вера? Наш знаменитый проповедник, ученый богослов, великий миротворец, святитель Николай (Ярушевич), митрополит Крутицкий, говорит: «Вера есть свет. Вера есть очи души, озаряющие всякую совесть». Пророк Давид говорит: «Если не уверуете, то ничего не уразумеете», как свет во тьме светится, светит и вера во тьме жизни. И блажен, кто приник к ней духом, и стократ блажен, кто вере чистой, святой и словом и делом поучает ближних.

О вере напоминает нам апостол Павел, который говорит, что он был некогда гонителем Церкви Божией, но верою прозрел и стал на путь спасения. О вере говорит Святое Евангелие, которое повествует, как слепец в городе Иерихоне слыша мимоходящего Христа, верою стал призывать Небесного Учителя и, прозрев, удостоился и телесного прозрения.

Был некогда один старец по имени Дидим, который был слеп совершенно. Но и будучи слепым, он был умудрен духом, изучил Слово Божие. В порыве уныния, беседуя с преподобным Антонием Великим, он горько жаловался на свою слепоту. «Зачем ты жалеешь, - сказал ему преп. Антоний, - зачем ты жалеешь о том, что лишен глаз, которые имеют и животные, и мельчайшие мошки, и насекомые ? Но ты имеешь глаза херувимские, веру в живого Бога, которыми видишь духовный мир ангельский, познаешь Бога, разумеешь славу Божию, зришь туда и к тому свету, который недоступен обыкновенным глазам». Соберите все сокровища земли - они ничто перед верою. Соберите всех мудрецов земли - они ничто пред верующим простецом. Так простец, необразованный, не умудренный наукой, но верующий, при свете веры лучше видит и понимает путь и смысл жизни, чем множество умнейших, но неверующих мудрецов. Только вера Христова может говорить совести. Только вера может запретить самому нечистому желанию. Только вера может поставить человека на суд пред своей совестью и пред Богом. Такая вера вносит порядок и в житейские отношения. И кто проповедует и служит вере, тот, служа жизни вечной, делает доброю и жизнь временную. Люди образованные и просвещенные часто бывают порочными и ведут себя хуже необразованных. Отчего ? Оттого, что они не подчинили себя благому закону Божию, закону веры. Доброму научит только вера и нравственность. Горе народу, который, желая образовать юношество, заботиться только о просвещении ума его, оставляя в тени и в пренебрежении учение веры и нравственности. Горе народу, если он оставил свои храмы, перестал чтить святыни своих отцов, перестал чтить тех, кто служит святыне и кто проповедует веру словом и жизнью ! Без веры нет счастья народам. Об этом громко свидетельствует и настоящее и прошедшее, а ведь из них родится и будущее !

Для народа необходимо единение, мир, любовь и согласие. Вера внушает нам любить друг друга и даже самих врагов, терпеливо и кротко сносить неприятности, избегать гнева, вражды и распрей. Вера - есть душа общественного благоустройства ! Разве не о том же говорит нам и прошлая история человечества ? Вера Христова прекратила человеческие жертвы, противные самой природе. Под влиянием веры князья и цари изменялись, делались отцами и попечителями народов, уменьшались опустошения и войны, смягчались военные обычаи, подданные становились покорнее, победители - умереннее и благороднее. И все, что есть теперь лучшего между людьми - в нравах, обычаях, в законах, в международных отношениях, в гражданском и семейном быту, - все это сделала вера Христова. Однако, при утрате веры в Бога, все может разрушиться в один час. Вера Христова поставила рядом с учениками Христа жен - мироносиц, рядом с апостолами - святых Елену и Нину, рядом с князем Владимиром - Ольгу, рядом с мучениками - Софию, Веру, Надежду, Любовь, Екатерину, Варвару, Анастасию. Только вера Христова научила нас почитать женщину наравне с мужчиной. Поэтому только вера есть душа общественного благоустройства !

Небесный Домовладыка через святую княгиню Ольгу насадил плодовитую ниву на нашей родимой русской земле, посеял пшеницу чистого благочестия. Русь во всем мире называют Святой Русью. Наш народ среди всех народов славится своим благочестием и набожностью. Но за грехи наши, когда мы, Богом поставленные пастыри, спали, пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Разлив неверия в современной жизни ужасает душу. Множественные секты и расколы, увеличивающиеся пороки и преступления приводят ее в трепет. В таких тяжелых обстоятельствах только от нашей веры во Христа можно ждать обновления и спасения. Мы должны приумножить ее и возлюбить всем сердцем. Пастырям следует увеличить свою ревность служения. Учащим и учащимся подобает гореть любовью к Слову Божию, к учению веры и добродетели. Гражданам, деятелям народа следует нести народу святую веру. Святые обители пусть усугубят труд, усердие и подвиги, усугубят молитвы, чтобы Господь сохранил нашу землю святорусскую от духовной слепоты, от помрачения и оскудения веры. В том задача обителей, задача пастырства и школы, в том наша бессмертная заслуга, чтобы всем и каждому иметь страх Божий, всем всегда и везде напоминать не умолкая, что общество не может стоять без законов. Законы же не сильны без нравственности. А нравственности нет и быть не может без веры и благочестия !

Вера - это наш светильник. Когда мы взираем на прошлое истории мира, истории человеческого рода, вера говорит нам о том, как волею Всемогущего Бога был сотворен мир видимый, который доступен нашему телесному восприятию и зрению. Вера говорит о том, что Господь Бог, сотворивший мир, не оставляет его ни на одно мгновение без Своего Божественного промысла. Этим промыслом Божиим управляется жизнь всего мира, всех народов и каждого из нас. Вера открывает перед нашими духовными очами, очами веры, небесный, духовный мир. Вера дает нам знание о Боге, Хозяине неба и земли, как Боге Вечном, Всеблагом, Всемогущем, Вездесущем и Всевидящем. Святая вера, которую мы исповедуем, свет которой мы носим в своем верующем сердце, проповедует нам о том, что все болезни, все страдания, какие угодно Господу, могут быть в жизни каждого из нас. Это не проявление гнева Божия, ибо Господь есть бесконечная любовь. Эти испытания даются нам для искупления множества наших прегрешений, чтобы мы с покаянием изглаждали свои грехи в земной жизни и не уносили с собой в жизнь вечную. Вера говорит нам о той истине, что сама телесная смерть - это не казнь Божия, а переход из жизни земной в жизнь бесконечную сначала бессмертной души, а потом, по воскресении мертвых, и воскресших и преображенных тел каждого из нас. Вера, и только она одна, может объяснить, почему человек своим разумом, сознающим себя и постигающим множество тайн мира, безгранично отличается от другого живого мира. Это потому, что в каждого из нас вложена нашим Творцом бессмертная душа, частица Его Божественного разума. Веруя, мы знаем, что наша бессмертная душа никогда не увидит смерти. Все лучшие наши мысли, чистые порывы нашей души, все светлые желания нашего сердца - все это никогда не погибнет, а уйдет с нами в жизнь, не знающую конца. Ведь жизнь земная тогда может быть самой осмысленной, бесценно дорогой, ни с чем не сравнимо богатой, когда человек знает, что он не умрет и бессмертной душой перейдет в другую жизнь. И потому  мы, живя здесь, на земле, проходя свой земной путь, не должны переставать помнить о том, что наша душа на бесконечные века остается неумирающей под водительством Промысла Божия.

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Мы, верующие люди, все свои нужды, заботы и тревоги, все свои скорби погружаем в бездну милосердия Божия». С этими нуждами и заботами мы своим верующим сердцем обращаемся к Небесному Отцу. Мы раскрываем перед Господом на молитве все, чем живет наша душа: говорим о радостях, благодаря за них Господа, говорим о печалях, прося Его помощи. Мы крепко веруем в истинность слов Спасителя, сказавшего: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). По словам апостола, человек, который сомневается в минуты своего обращения к Богу, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1, 6). Веры крепкой и живой ждет от нас Господь. Иаиру, у которого умерла дочь, Он сказал: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36). И в нашей молитве, соединенной с верой в то, что Отец Небесный слышит Свое дитя, мы находим для себя утешение и тепло среди всех несчастий, бедствий и болезней. Кто помолится из глубины своего верующего сердца, тому всегда становится легче. В это сердце снисходят чувства умиления, утешения, успокоения, его заполняет мир Христов. О, какая радость и какая сладость в таком общении с Богом на молитве ! Вера учит всему возвышенному, благородному, чистому, светлому. Она завещает каждому из нас хранить чистоту семейной жизни, чистоту телесную и душевную, быть усердным в труде, делать людям добро. Она требует от нас кротости, безгневия, неосуждения, доброжелательности, уступчивости, сниходительности в отношении друг друга. Вера осуждает зависть, гордость, распутство, пианство - все пороки, под влияние которых подпадает немощный человек. И только вера может дать и дает нам такие уроки жизни, выполняя которые, человек достигает высот духовного совершенства.

В Евангелии Спаситель показывает нам в Своем Божественном Лице всю Свою пренебесную красоту, вершину Животворящей Его любви на Кресте. Мы благоговеем перед Его безгрешной чистотой, мы преклоняемся перед Его безграничным милосердием ко всем, ищущим Его Божественной помощи. Кто идет путем тех заповедей, какие завещаны нам Господом в Его Божественном слове, тот может достигать такой духовной высоты, облекаться в такую духовную красоту, что о нем можно сказать, и о нем говорят, что такой человек - это ангел небесный во плоти на земле.

Мы все призваны идти таким путем в меру своих сил и с помощью Божией ! Вера открывает нам возвышенный, священный смысл короткой земной жизни: приготовить свою бессмертную душу к вечной жизни, к встрече со своим Спасителем, с небесным, горним миром и с Преблагословенной Девой Марией, нашей неусыпающей Молитвенницей. Господь говорил прощенным грешникам: «Вера твоя спасла тебя», - говорил то, что каждый из нас жаждал бы услышать своим верующим сердцем от Господа. Господь всех нас сотворил свободными существами. Каждый из нас свободен, веровать или не веровать, идти за Господом или не идти. Господь не подавляет нашего духа. Он ждет тех, кто свободно, по велению сердца идет за Ним. И, обращаясь к человеку, зовет и просит: «Сын мой ! Отдай Мне твое сердце» (Притч. 23, 26). А кто свое сердце отдает Господу, тот встает на путь вечного спасения. Чем мы больше приближаемся к Господу своей верой, тем ближе Он становится к нам. Чем больше мы приближаемся к Нему своим духом, тем больше нисходит на нас по вере нашей благодатная сила Божия. Чем больше расширяем свой ум верой, тем больше и шире раскрывают перед нами тайны премудрости Божией.

Мы должны знать, что вера Православная - не мертвая вера. Она должна быть живой, проникающей все наше внутреннее существо, все силы нашего духа так, чтобы первая мысль была мыслью о Боге, первое желание сердца было желанием быть ближе к Господу, и первым движением воли было стремление исполнить волю Божию и стать борцом против тех сил, которые воюют против нас: зависть, озлобление, коварство, распутство, измена. Живая вера - это такая вера, которая проявляется в наших делах в отношении к Богу и в отношении друг ко другу. Такая вера побуждает нас не просто делать добро людям, но, по Слову Божию, спешить делать его как можно больше в своей короткой земной жизни. Такая живая вера спасала, спасает и будет спасать всех, кто, отзываясь на зов Христов, идет за Ним и хочет быть истинным, живым и действенным учеником своего Господа Спасителя.

И как мы должны быть благодарны Господу за то, что Он научил нас истинам веры и вдохнул в нас дух веры, которая является и нашим светом, и нашим солнцем, и нашим учителем и руководителем на земном пути ! И как мы должны оберегать тот священный огонь веры, какой зажжен в нас Духом Святым! Посредством усердной любви к нам Святой княгини Ольги. Потому Святая Церковь и завет нас каждое утро и каждый вечер встречать молитвой, чтобы в ней мы проявляли свою веру и умножали ее. Святая Церковь за каждым Богослужением читает Слово Божие, проповедует его, завещает и нам читать священные книги для напоминания о слышанном в храме Божием, чтобы от Божественного слова умножалась наша вера, все больше разгорался бы ее священный огонь. Если вера в нас слаба, мы должны, по примеру святых апостолов, молить Господа о том, чтобы Он Сам укрепил в нас эту веру словами: «Господи, умножь в нас веру». Для того, чтобы укрепить в себе веру, мы должны чаще напоминать себе о прошедшей своей жизни и уметь находить в ней великое множество проявлений милости Божией к нам. Нужно вспомнить, как милость Божия исцеляла нас в болезнях, сохраняла в опасные минуты нашей жизни от многих бед и несчастий и в минуты скорбей и страданий давала нам силы духа и христианского терпения. По слову Митрополита Николая (Ярушевича) мы должны «и жить с верой до последнего своего вздоха на земле и умереть с верой». Святитель желал всем нам иметь веру, спасающую во всех скорбях и испытаниях.

Дай Бог, чтобы сердце каждого из нас слышало бы здесь, пока мы живем, услышало бы и там, когда мы уйдем отсюда в иную жизнь, те слова, какими утешал Господь Иисус Христос ищущих Его помощи: «Вера твоя спасла тебя!». Возблагодарим Господа за свет, за сладость молитвы, за отрадную и светлую красоту Православного Богослужения, и за то, что мы видехом в храме Божием Свет Истинный, прияхом Духа Небесного в празднике Живоначальной Троицы, обретохом (нашли) веру истинную и поклонились Нераздельной Троице через проповедь святой равноапостольной княгини Ольги. За все, чего мы удостоились в своей христианской жизни - слава Богу !

Желаю вам, возлюбленные мои во Христе отцы, братия и сестры хранить святую нашу веру Православную через нашу молитву и покаяние, украшать ее любовию к Богу и святыням нашей Церкви и друг к другу. Стойте в вере, укрепляйтесь в надежде. Читайте Слово Божие, помогайте людям и потерпите их немощи во имя единства и согласия, во имя нашей родной России. Желаю всем стойкости, бодрости духа, здоровья, благополучия, радости и красоты вашему сердцу для жизни земной и жизни вечной. Были и будут печали и скорби, переживания, радости, но пусть они будут одухотворены благодатию Божией и чувством радости нашей святой веры. Да не отчаивается наше сердце, ведь христианство, которое принесено на Русь святой Ольгой не есть религия печали и скорби, тоски, уныния и отчаяния. Оно - религия радости, светлой веры и вечного упования «Яко с нами Бог» !

 

 МИТРОПОЛИТ  ПСКОВСКИЙ  И  ВЕЛИКОЛУКСКИЙ

Ольгин день,

24 июля 2012 года

Соборная площадь. Кремль.

г. Псков




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11