РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее
26-02-2013


Синакса́рь или синакса́рий (греч. συναξάριον - сборник; от греч. συνάγω - собираю, и греч. σύναξις - собрание; первоначально собрание верующих на праздник, в дальнейшем - собрание сведений):
Собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. Синаксарии помещены в Минеях и Триодях постной и цветной на все праздники, начиная от Недели мытаря и фарисея и до Недели всех святых. Они помещаются обыкновенно после 6-й песни праздничного канона после кондака и икоса (или тропарей). Если канон состоит из 3 или 2 песней, то синаксарии находятся перед предпоследней песнью (8‑й).
Также называется и особая книга, содержащая отдельные синаксарии; в русской традиции она более известна под названием Про́лог.

Стихи на трипеснцы:
Создатель неба и земли!
 Как Трисвятую песнь от Ангелов,
 Трипеснец от людей прими.

На мытаря и фарисея:
По-фарисейски кто живет, тот удаляется от Церкви;
 Христос же вами обретается, смиренные, внутри.
 
Мытарь и фарисей

В настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из наших святых и богоносных отцов-поэтов, движимые Святым Духом, прекрасно и подобающим образом составили, наполнив песнями. Первым придумал трипеснец - полагаю, что во образ Святой и Живоначальной Троицы, - великий стихотворец Косьма[1] для Великой седмицы святых Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сочинив песни с кратким названием каждого дня в акростихе. После него и иные отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты[2], следуя его примеру, составили богослужебные последования для других недель Великого поста, - вначале для своей Студийской обители; прежде всего они написали трипеснцы, а затем, руководствуясь указаниями отцов, составили и выверили и другие богослужебные книги.


 Поскольку неделю завершает главный из дней, воскресенье, являясь и первым, и восьмым, последним, днем, то первую песнь они приурочили ко второму дню, то есть понедельнику. Соответственно к третьему дню, то есть вторнику, - вторую песнь; к четвертому, среде, - третью; к пятому, четвергу, - четвертую; к шестому, пятнице, - пятую; к субботе же - шестую и седьмую; восьмая же и девятая песнь поются каждый день. Ибо таким образом устроил божественный Косьма, написав для Великой Субботы четверопеснец, хотя впоследствии по повелению царя Льва Мудрого[3] он был расширен до полного канона монахом Марком, епископом Отрантским.

 Книга эта справедливо именуется Триодью[4], хотя и не всегда содержит трипеснцы, - ибо она содержит и полные каноны, - но, полагаю, она получила свое название от того, что трипеснцы преобладают в ней, или от трипеснцев Великой недели, которые, как написано выше, появились первыми. Идея наших святых отцов заключается в том, чтобы целой книгой Триоди вкратце напомнить все благодеяния Божии к нам от создания мира: как мы были Им сотворены; как были изгнаны из рая сладости, отвергнув заповедь, данную нам для совершенствования; как были отвержены по зависти первого в злобе змия и врага, низложенного за гордость; как пребывали отлученными от благодати и водимыми диаволом; как Сын и Слово Божие по милосердию Своему принял страдания, приклонив небеса, сойдя и вселившись во утробу Девы, став ради нас Человеком и показав Своей жизнью путь на Небеса - в первую очередь, смирением, постом, отвержением зла и другими делами; как Он принял страдания и воскрес, и снова взошел на Небеса, и ниспослал Духа Святого Своим ученикам и апостолам; и как они начали проповедовать Сына Божия, Бога совершенного; и как божественные апостолы, содействием благодатиПресвятого Духа, своей проповедью собрав всех святых от земли, снова наполнили горний мир - в соответствии с изначальным замыслом Создателя.

 Мысль Триоди и в том, что первые три Недели: мытаря и фарисея, блудного сына и Второго Пришествия - задуманы святыми отцами как некое предобучение и поучение, чтобы нам настроиться и приготовиться к духовным подвигам святого поста, оставив скверные греховные навыки.

 Прежде всего, в первую подготовительную седмицу, отцы предлагают нам притчу о мытаре и фарисее. Подобно тому как идущие на войну вначале проходят учения под руководством военачальников - чтобы, очистив и отточив оружие и все остальное хорошенько подготовив, устранив все препятствия, тщательно вооружиться для боя и позаботиться обо всем необходимом. Еще до сражения воеводымногократно приводят имбоевые девизы, притчи, рассказы, разжигающие в нихбоевой дух, а всякую леность, боязнь, уныние и прочее зло отгоняющие. Так и божественные отцы предвозвещают грядущую в пост битву с демонами, чтобы нам освободиться от принятых в душу страстей и накопившегося за долгое время яда, а затем постараться приобрести те из добродетелей, которых не имеем, и таким образом, готовыми, во всеоружии приступить к постным подвигам.

 Поскольку главное оружие для завоевания добродетели - это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению - гордость и превозношение, то отцы прежде всего предлагают нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия. Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря - приобрести противоположные этой страсти покаяние и смирение. Гордыня, надменность - главная и худшая страсть, потому что именно из-за нее ниспал с неба диавол, бывший некогда светлой денницей, а ставший мрачной тьмой. Из-за этой же страсти наш родоначальник Адам был изгнан из райского сада. Таким образом, этими примерами святые учат не превозноситься своими добродетелями, не враждовать на ближнего, но всегда хранить смирение: ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Лучше быть грешником и каяться, чем быть праведником и превозноситься. «Говорю вам, - сказал Господь, - что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей». Эта притча призывает не превозноситься никому, хотя бы и был добродетелен, но всегда смиряться и всей душой молиться Богу, хотя бы и впал во глубину зол, - ибо спасение недалеко. Ведь мытарь - это сборщик налогов, который весьма неправедным образом наживал себе богатство. «Фарисей» же означает некто «отделенный или отлученный», и превосходящий других знанием закона. «Саддукей» происходит от слова «саддоик», то есть «праведный», ибо «седек» означает «правда». У древних евреев было три учения: иессеи, фарисеи и саддукеи, которые не верят ни в воскресение, ни в Ангела, ни в Духа.

 Мольбами всех Твоих святых песнотворцев, Христе Боже наш, помилуй нас.


[1] Преподобный Косьма, епископ Маюмский († ок. 787 г., память 12 октября), автор канонов на Успение Богоматери, Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и Вход Господень в Иерусалим. Также автор трипеснцев на первые дни Страстной седмицы, канона на Великий Четверток, четверопеснца на Великую Субботу и многих других.

[2]Феодор и Иосиф Студиты - родные братья.

Преподобный Феодор Студит, игумен Студийский († 826 г., память 26 января, 11 ноября). Предание приписывает ему составление Постной Триоди (канон в субботу мясопустную и сырную, четверопеснцы 2, 3, 4 и 5 суббот Великого поста и 35 трипеснцев из Постной Триоди, многие стихиры, и особенно Богородичны во многих канонах, которые их до этого не имели).

Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский († ок. 830 г., память 26 января). Принимал участие в дополнении песнопений Постной Триоди. Ему приписывается канон в Неделю блудного сына, четверопеснцы на Недели Великого поста и трипеснцы сыропустной седмицы.

[3] Лев VI, Мудрый - Византийский император (886-911), известен также как автор т. н. евангельских стихир на утрени воскресного всенощного бдения.

[4]Триодион (греч.) - трипеснец.

Список синаксарей постной и цветной Триодей

Сохранена орфография источников.

Никифора Каллиста Ксанфопула собрания на знаменитыя праздники Триоди, един кийждо от них винословствующая, како, и когда сие из начала бысть, и каковыя ради вины сице ныне имеются, и от святых и богоносных отец учинишася с некоторыми веденьми частными, начинающаяся от мытаря и фарисеа, и кончащаяся даже до всех святых.

Долженствует убо месячный синаксарий, на седмой песни прежде яко обычай читатися, потом же настоящий.
Предисловие вкратце синаксарей, рекше, собраний Ксанфопулана Триодныя синаксари.
 Триодь постная, Неделя мытаря и фарисея. Предисловие к собранию синаксарей в Триодях Никифора Каллиста Ксанфопула.
Постная Триодь, 1 часть
Синаксарь в Неделю о мытаре и фарисее.
Синаксарь в Неделю о блудном сыне.
Синаксарь в субботу мясопустную.
Синаксарь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде.
Синаксарь в субботу Сырной седмицы, всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Синаксарь в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания.
Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста, великомученика Феодора Тирона.
Синаксарь в Неделю первую Великого поста, Торжество Православия.
Синаксарь в Неделю вторую Великого поста, Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.
Синаксарь в Неделю третью Великого поста, средопостную.
Синаксарь в Неделю четвертую Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника.
Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста, «Стояние Марии Египетской».
Синаксарь в субботу пятой седмицы Великого Поста, Похвала Пресвятой Богородицы, Суббота акафиста.
Постная Триодь, 2 часть
Синаксарь в Лазареву субботу.
Синаксарь в Неделю Ваий, Вход Господень в Иерусалим.
Синаксарь во Святый Великий Понедельник.
Синаксарь во Святый Великий Вторник.
Синаксарь во Святую Великую Среду.
Синаксарь во Святый Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери.
Синаксарь во Святую Великую Пятницу.
Синаксарь во Святую Великую Субботу.
Цветная Триодь
Синаксарь во Святую и Великую Неделю Пасхи.
Синаксарь на Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу «Живоприемный Источник».
Синаксарь в Неделю Фомину.
Синаксарь в Неделю третью по Пасце, святых жен-мироносиц.
Синаксарь в Неделю четвертую по Пасце, о разслабленном.
Синаксарь в среду разслабленного, на преполовение Пятидесятницы.
Синаксарь в Неделю пятую по Пасце, о самаряныне.
Синаксарь в Неделю шестую по Пасце, о слепом.
Синаксарь в Неделю 318 святых богоносных отец иже в Никеи.
Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Синаксарь в Неделю святыя Пентикостии.
Синаксарь в понедельник по Пятидесятнице, сиесть, Святаго Духа.
Синаксарь в Неделю всех святых.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11