РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
16-09-2005


Основы духовного возрождения российского общества.
Духовное возрождение - есть подвиг самоотречения. В первоначальном, духовном смысле этого слова "ПОДВИГ" - означает движение по пути нравственного самосовершенствования, неутолимое стремление к святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому духовное возрождение невозможно без опоры на его религиозные святыни.

В последнее время стало модным представлять христианство в виде расплывчатого и бесформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано: "Любите врагов своих", "не противьтесь злому" - а посему христианин должен вроде бы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством. Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества. Клеветой на христианство, искажениями церковного вероучения пытаются задержать процесс русского духовного возрождения, обретения народом своих исконных святынь, беззаветное служение которым на протяжении многих веков составляло цель и смысл бытия Руси. В этой первостепенной важности в вопросе духовной жизни народа совершен подлог, дьявольски хитрая подтасовка понятий, губительное извращение евангельского учения. Да, христианство есть, несомненно, религия МИРА и ЛЮБВИ, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства - это запо¬ведь о любви - ЛЮБВИ К БОГУ, как к средоточию всяческого добра и блага: милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно потому совершенно естественно, что все, идущее вразрез с этой заповедью, все, мешающее христианству исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это - единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим.

"Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божьими", поучает нас великий столп Православия святой Иоанн 3латоуст. "Не противься злому", - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те скорби личные, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию - равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч..." (Мф.10,34). Этот духовный меч, который крепко держала в руках Церковь. Церковь земная, по определению святых отцов есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни - места брани и подвига. Любовь не должна быть безрассудна. Она - любя - не растворяется с теми, кого покрывает. Не может любовь принудить - человека объединиться с погибельным заблуждением.

Истинная любовь беспрестанно сражается, защищая тех, кто доверился ей, от зла, часто скрывающего свое истинное обличие под маской ложного благообразия. Мнима христианская "любовь" и ложно понимание "всепрощение", т.к. мир со всеми подряд без разбора, нужны лишь тем, кто сегодня с бешеной энер¬гией и напористостью готовит всемирное "объединение" и "примирение" под сенью "нового мирового порядка" - политической ширмы, за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры. Долгие столетия Русь была той силой, которая пре¬пятствовала осуществлению дьявольских замыслов. Ныне при нашем попустительстве - она почти разрушена. Возрождение России вопрос жизни или смерти и это невозможно без восстановления государства. Судьба России может определить и судьбу мира, а потому вопрос государственного строительства на Руси приобретает вселенское звучание. Готовы ли мы к его разрешению?

Государственное или державное восстановление - это самосознание народа, добровольно принявшего на себя церковное послушание "удерживающего", то есть готового стоять насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла. Само понятие о таком служении удерживать мир от смуты и хаоса, вводя в его жизнь высший нравственный элемент, одухотворяя и просветляя землю любовью и праведностью - имеет церковное происхождение. Его ввел в обиход Первоверховный Апос¬тол Павел во втором своем послании к христианской общине Фессаалоник (города на побережье Эгейского моря в 52-м году по Рождестве Христовом).

Любое общество, желающее избегнуть кровавой смуты, должно опираться на закон. Человеческая совесть требует от закона справедливости: наказывать зло и утверждать добро. Но насколько несовершенны люди, подверженные греховности, нравственному растлению, страстности, настолько несовершенны и законы, которые они пытаются утверждать. Единственно праведный, спасительный для всякой души закон был дан человеку Самим Богом, и закон этот - Закон Божий, закон совершенной праведности и абсолютной нравственности. В максимально возможной полноте и определенности, он содержится в церковном вероуче¬нии. Именно Закон Божий должен быть положен в основу человеческого общежития с тем, чтобы оно приобрело державные черты.

Церковь всегда была источником державного (государственного) духа. Лишь церковное вероучение, содержащее тысячелетний опыт борьбы со злом, как в душе отдельного человека, так и в области общественной, государственной, обладает необходимой духовной энергией для правильной и успешной организации этой борьбы. Сей драгоценный опыт добыт сотнями поколений святых подвижников, обильно орошен потом их благочестивых трудов, молитвенными слезами бесчисленных искателей правды Царствия Небесного, кровью христолюбивых воинов, положивших души свои по заповеди Божией "за други своя". Не пользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привела Державу на край гибели, - безнравственно и преступно. К сожалению, современные понятия о путях возрождения России отличаются крайней запутанностью и противоречивостью. Похоже, мы никак не можем решить, чего же мы хотим достичь? Что будем возрождать? Какими средствами будем пользоваться?

Россия... Святая Русь – «Дом Пресвятой Богородицы...». Что стоит за этими именами? Не разобравшись в том, каково действительное, не придуманное содержание тысячелетней русской истории, в том, чем была Русь в собственных глазах и пред лицем Божьим, не устраним и нынешний пагубный разброд в среде русских патриотов. Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа - хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически: сложившееся самовоззрение россиян. Это - основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями держалось в основании государственной политики Русской Державы.

Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? - Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело за¬щиты Отечества как личный религиозный долг каждого способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным без лести, мужественным - без жестокости, щедрым - без расточительства, стойким - без фанатизма, сильным - без гордости, милосердным - без тщеславия, ревностным - без гнева и злобы? - Церковь Православная!

Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородские ополчения на брань с псами-рыцарями и подавали последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя, великого князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала быть или не быть Святой Руси? Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув Козьму Минина и Дмитрия Пожарского на их жертвенный подвиг, а ратников русского ополчения на борьбу до победы? Разве это иудейские раввины с крестом в руках, под свист японской "шимозы" поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора?

Разве - это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточенно, неспешно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о "богохранимой" Земле Русской, "властей и воинства ея", отдельным чинопоследованием поминая "вождей и воинов за Веру и Отечество живот свой на поле брани положивших"? Многие ли из нас смогут вспомнить сегодня хоть один случай, когда иноверцы и инославные - будь то католики или иудеи - в трудный для России час делом доказали ей свою верность, до конца разделив ее неласковую судьбу? Зато противоположных примеров в русской истории - сколько угодно! Славная история Отечества нашего искажена и забыта, ее духовный смысл извращен и оболган! Русских людей лишают Родины и Веры - державной опоры в борьбе с внешним "злом и небесной врачевательницы внутренних недугов душевных? Обратимся к истории, начиная с блаженного митрополита Кирилла, духовного наставника и сотрудника Александра Невского, который рука об руку с князем отстаивал родную землю одновременно от Востока и Запада, от татарских орд и орд крестоносцев.

Вспомним и святого преподобного Сергия, игумена Радонежского, который благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предрек князю победу и в нарушение всех обычаев и правил, как зримый образ участия Церкви Русской в борьбе за свободу Родины, дал ему двух иноков-воителей - Пересвета и Ослябю. Они оба пали в сече на донских полях рядом с бесчисленными безымянными русскими ратниками, шедшими на смерть за Веру и Отечество, защищая Святую Русь от господства "поганых".

Это священномученик патриарх Гермоген - седой, немощный, умирающий от голода в польском застенке старик - своим властным архипастырским призывом поднял с колен погибающую от склок и междоусобиц страну, устыдил малодушных, ободрил растерянных, совокупил воедино всех жаждущих, вызволить Русскую землю из иноземного, иноверческого плена. Это святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, всероссийский молитвенник и чудотворец, грозный обличитель "либералов" и "демократов", до последнего своего вздоха не умолкал, предупреждая народ русский о губительности равнодушия к вере, о пагубных последствиях этой духовной заразы равно для жизни церковной и государственной.

Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце Рос¬сии, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Некоторые люди желают возродить духовность, Церковь и Россию без Православия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность надо все же ясно понимать - такой путь ведет в тупик... Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России - гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепые "Патриоты", клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали. Патриотическая печать, призывающая к русскому возрождению и одновременно рекламирующая на своих страницах "целителей" и экстрасенсов, астрологов и колдунов, как это делает иногда - увы! и «Советская Россия» тоже, оставляет впечатление отсутствия простейшего национального чутья.

Итак, на чем основано возрождение России?,

Каков же «христианский путь державного строительства»?

В суете и смуте современного общественно-политического хаоса он уже едва различим. Безценным подспорьем в его обретении может стать история Отечества, дающая благонамеренному, внимательному и непредвзятому наблюдателю богатейший материал для ответа на поставленный пред нами самой жизнью вопрос.

Русский быт на протяжении многих столетий характеризуется сильнейшей тягой к воплощению во всем своем реальном многообразии религиозно-нравственного идеала. Здесь - корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, но как дарованное Богом средство к удержанию народного бытия состоянии евангельской непорочности. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее спасательную истину. Жизнь, конечно, вносила свои поправки, идеал, как и положено идеалу оставался недостижимым, но тысячелетний опыт наших державных предков, открывающий пути приближения к нему, сегодня актуален и злободневен как никогда.

Вот лишь некоторые крупицы этого ценнейшего опыта:

1. Единство политики и нравственности.

Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как "Божие тягло". "Гордости не имейте в сердце и уме, писал в 1117 году великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти - смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней". Эта мысль, что князь царь, любой "власть имеющий" лишь распорядитель власти, данной Богом и ответчик перед Ним за врученную - его попечительству страну и людей, лежала, в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси.

2. Единство народа и власти.

Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе Державные черты, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и, даже не народу в целом, она принадлежит основополагающим принципам нраветвености. "Не лги!", "Не воруй!", «Не блуди!», "Не скупись!", «Не завидуй!», "Не злобься!", "Не гордись!" - вот что, должно определять нашу жизнь. Это хорошо понимали русские люди уже много веков назад! "Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, – вопро¬шает автор жития Святого Дмитрия Донского, современника князя. – Ты чистоту соблюл, и, будучи рабом Божьим, Божий (врученный Господом, прим. Автора) престол соблюл, явившись державным господином земли Русской".

Эта нравственная чистота, эта обоюдная - со стороны народа и власти признания над собой верховенства Закона Божья и есть основа их единения не за страх, а за совесть: в горе и в радости, в блеске величия и пред лицем исторических испытаний и потрясений. Конституцией Православной России всегда были заповеди Божий. В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям свою святую валю, потому-то иного источника власти христианство не признавало, не признает и никогда не признает впредь. Именно эту власть воп¬лощал в своем лице Помазанник Божий Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к Самодержавной форме устроения. Русское самодержавие - система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственные воззрений породила природу и цель власти.

При таком воззрении место самого народа в государственном и общественном организме Русской Державы, было всегда гораздо более ответственным и почетным, нежели то, которое предлагают ему ныне льстивые радетели "народовластия". В своей соборной полноте он являлся живым хранителем святынь религиозной нравственности и жизненно-практической, бытовой, повседневной определенности. И такое служение народ не прекращал никогда. Потому-то и сегодня, несмотря на дьявольские усилия по растлению России, жива еще русская душа и есть прочная основа для возрождения страны.

Препятствия на таком пути, как бы это не казалось странным нынешнему общественному мнению, является прежде всего миф о "народовластии". Этот принцип на деле не осуществим. Ответьте мне, русские люди, положа руку на сердце: кто из нас чувствует себя, сегодня "власть имеющим"? Лозунг народовластия всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы без чести и совести, грабящие народ "от имени народа". Так что давайте скажем честно - никому народ своей власти не поручал, по той простой причине, что власти этой у него никогда не было.

В России во все века Церковь была заинтересована в сильной, здоровой и ответственной власти. Не из подобострастия, конечно, а потому, что такая власть - это мир вместо гражданских конфликтов и войн, это возможность воспитать из русских детей достойных граждан, а не безродных рвачей и беспамятных себялюбцев. Это возможность научить русских девушек быть верными женами и любящими матерями, а не размалеванными блудницами, это возможность спокойно и внятно объяснить людям, что смысл жизни - в спасении души, то есть в творении добра и правды, а вовсе не в бешенной гонке за деньгами и славой. Мы прекрасно понимаем, что та духовная отрава, которой долгие годы потчуют народ, не могла не повлиять на духовную атмосферу в обществе. Будем смотреть правде в глаза.

Общество деморализовано и растеряно, значительная часть людей потеряла всякое представление о здоровом религиозном опыте, лежащим в основе искреннего благочестия. Атеизм, религиозный индифферентизм, увлечение ложной духовностью оккультизма, ереси и секты пустили в нашем сознании свои ядовитые корни. Но для Русской Церкви в этой ситуации нет ничего неожиданного и непоправимого. 0на для того и оставлена Спасителем на земле, чтобы врачевать духовные недуги и язвы своего народа.

Как и сто, и тысячу лет назад Церковь продолжает свое высокое служение: спасает человеческие души, свидетельствуя миру о Божественной Истине. Душа каждого человека: «от рождения христианка», - говори¬ли Святые Отцы. Здоровые нравственные понятия - любого из нас неизбежно тяготеют к евангельское идеалу. Воцерковление же дает точку опоры этому природному ТЯГОТЕНИЮ, сообщает нравственным понятиям стройность, полноту и определенность.

3. Межнациональное единство.

Нынешнее плачевное состояние межнациональных отношений неестественно. Оно - плод бессовестной политической игры, где насущные нужды народов - лишь повод для разжигания ненависти, а крики радетелей о «национальных интересах» скрывают непомерное властолюбие и ничтожность продажной души. Православная Церковь всегда учила безоговорочному и всеоб¬щему приоритету нравственных критериев оценки над любыми иными, в том числе и национальными.

Россия имеет громадный опыт мирного сосуществования многих народов. В основе этого опыта - уникальное качество русской души, ее "всечеловечность", о которой хорошо сказал Достоевский. Любая национально мыслящая русская власть, раскрепостив народную стихию от бесчисленных пут "реформаторов" и "перестройщиков", может, опираясь на это врожденное уважение русских людей к чужой самобытнос¬ти, подобрать взаимоприемлемые формы сожительства разных народов в рамках единой и неделимой России.

4. Средства державного строительства и возрождения России. ,

Отечественная история, столь богатая общественными катаклиз¬мами, выработала наилучшее, опытом проверенное, оружие борьбы со Смутой. Это - Соборы церковные и земские, не раз становившиеся отправной точкой восстановления порядка на русской земле. Нужно лишь помнить, что Собор - не конгресс и не съезд, где сошедшиеся "народные избранники", преисполненные сознанием собственной значи¬мости, принимают очередные, исторические решения. Собор есть, прежде всего, религиозный, символический духовный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примеряющий их между собой и с Богом, подтверждающий восста¬новление Закона Божьего как державной основы русской государственности. На эту основу опираются все практические деяния Собора.

"Вниде страх в душу мою, - писал Иоанн Грозный, свидетельствуя о своих религиозных переживаниях, подсказавших ему идею первого Земского Собора, - и трепет, в кости моя, и ...смирихся дух мой, и умилихся и познах своя согрешения". Осознанное покаяние в грехах забвения заповедей Божьих - вот тот духовный фундамент, позволяющий соделать Собор дееспособным орудием державного строительства.

Подведем итоги.

Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности уже многие столетия. Она, по милости Божьей, пережила века, смуты и войны, революции и "перестройки" и не нуждается ни в замене, ни в поправках, ибо имеет в своем основании абсолютною праведность Закона Божьего и Его святых заповедей.

Русь идет своим исповедническим, муче¬ническим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божьим. От нашего произволения зависит, станет ли сегодня этот путь дорогой к преображению России и русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти духовной и физической погибели. То, что Русь до сей поры не взорвалась грандиозным кровавым бунтом в ответ на все оскорбления и издевательства - свидетельст¬вует о великой нетронутой силе ее народа, издает твердую надежду на возрождение. Вспомним Пушкина: "Народ безмолвствует". Почему? Он - может, и неосознанно пока - безмолвствует, ожидая: да свершится на нем воля Божья - всеблагая и всесовершенная.

Непрестанно свидетельствует об этом произволении Божьем Святая Церковь Православная, взывая в слух народа русского словами Священного Писания: "Итак, люби Господа Бога твоего и соблю¬дай, что повелено Им соблюдать и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни...

Берегитесь, чтобы, не обольстилось сердца ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им, и тогда воспламенится гнев Господа на вас, вот Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СЕГОДНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ: благословение, если послушаетесь заповедей Господа Бога вашего, а проклятие, если не послушаетесь заповедей Господа, БОГА вашего, и уклонитесь от пути и пойдете вслед богов иных..." (Втор.11,1-2).

В основу статьи положена речь ИОАННА (Снычева) Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Литература. 1. Меркулов Д.Н., Бобровник В.М. Контрреволюция и национальная идея России. 2. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2000г. 3. Углов Ф., академик. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. М. 2004 4. Духовность. Согласие. Правосознание. Рождественские чтения. М.-1997г.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11