08-10-2008
Храм, возрожденный из руин 9 октября (по старому стилю - 26 сентября) Православная Церковь с особым чувством признательности и почтения вспоминает Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, вспоминает о его преставлении.
На псковской земле когда-то (в 16-м веке) были известны два монастыря, посвященных Иоанну Богослову: Крыпецкий и Котельников - в Пскове. И два - храма, выстроенных местными зодчими, в память апостола Любви, которым более двух тысяч лет называют православные Евангелиста Иоанна Богослова. И оба храма сохранились до наших дней. Точнее - возродились к жизни буквально в последние годы. Но удивительно не только чудесное возвращение православных святынь из небытия. Странным образом - отстоящие друг от друга на расстоянии десятков километров, два храма удивительно похожи. Внешнее - архитектурное - сходство усиливается и внутренним дыханием, настроенным на одну волну Любви.
О Крыпецком храме сегодня рассказывается и пишется довольно часто. Известность же церкви Иоанна Богослова в Пскове не столь заметна. А между тем, в прошлом году она отметила 460-летие - с момента первого упоминания в Псковской летописи.
Храм Иоанна Богослова построен руками псковских зодчих на высоком холме, называемом издавна Мишариной горой. Это название одни исследователи псковской старины связывают с именем дьяка Мисюрь Мунехина - личности, оставившей в истории города особый след. Он известен был в Пскове благотворительностью и усердием в делах церковных. Он же считается одним из первых политиков Руси.
Но есть и другое объяснение названию Мишариной горы. Местный холм в стародавние времена окружали маленькие болотца, топкие островки, называемые мшарами.
Здесь веселая шустрая речушка-ручей Милевка (или Милявица) вливается в Пскову. Вблизи ее бережков и стояла Мишаринская весь-деревенька.
О том, кто и когда основал на живописном холме монастырь - история умалчивает. Известно лишь, что обитель была мужской, прозывалась Котельниковой или Костельниковой. О происхождении названий тоже существуют только версии: может так звали богатого благодетеля, может ближнее село называлось Костельниковым. Упразднен же монастырь во времена Екатерины - в 1764 году. Следов обители в округе не сохранилось совсем никаких. Но остались, пусть и немногие, письменные свидетельства о духовной жизни обители.
Не только общая память об Апостоле Любви связывала в старину две обители. Рассказ о последнем чуде из Жития Саввы Крыпецкого указывает на то однозначно. Ведь действие его происходит именно близ Котельникова монастыря. Отец и сын, страдающие от неизлечимого недуга просят игумена обители ради исцеления принести к ним Святое Евангелие, крест, освященную воду и персть отца Саввы. Значит, святыня - персть преподобного Саввы Крыпецкого хранилась в Котельниковом монастыре. И это было известно окрестным жителям. Существует версия и о том, что создатель Жития отца Саввы - известный агиограф Василий-Варлаам был в 16 веке настоятелем именно Котельниковой обители.
Известны имена трех игуменов и строителей Котельникова монастыря в 17 веке: Варлаам, Герасим, Григорий. В середине 16 века над перепиской Царских Миней трудились около ста писцов, более половины из которых известны по именам. Есть среди них и псковичи, в том числе - писец из Котельникова монастыря. Выходит, и в Москве обитель была известна - своими писцами и книжниками.
На первый взгляд храм Иоанна Богослова выглядит скромно. Его архитектура - классическая для Пскова, проста и незатейлива. Но своим внешним обликом церковь настолько органично вписывается в окружающую природу и городской пейзаж, что кажется, будто стояла она на этом холме - всегда. Будто и не человеческими руками создана - а молитвой и Высшим промыслом. А между тем, внешний образ храма не всегда был именно таким. За свою более чем четырехвековую историю церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась. И каждый раз строителям удавалось достичь гармонии между строением и окружающим миром природы.
Придел поставлен в 1891 в честь Иоанна, воина и мученика. Святой Иоанн издавна считался покровителем обиженных и обманутых, к его заступничеству прибегали и в поисках утерянных, украденных вещей.
По некоторым данным, в старину стены церкви были расписаны фресками. К середине 16 века в иконописном и фресковом деле псковичи преуспевали более многих российских городов. Иностранцы, бывавшие в средневековом Пскове, удивлялись: над воротами едва ли не каждого псковского дома висел литой или писаный образ. И стены храма Иоанна Богослова также приковывали взоры молящихся фресковыми образами святых. Подобными тем, которыми и сегодня украшен храмовый интерьер.
В 1882 году на средства псковского купца Стехновского сделана перед входом над лестницей в церковь каменная пристройка, ставшая вроде притвора. Уже после смерти храмового благодетеля здесь же был установлен и памятник ему.
А недалеко от кладбищенских ворот располагалась могила купца Лапина. Установленный на ней памятник до мелочей был похож на памятник на могиле Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре. Кроме общеизвестного факта об особом почитании псковским купцом таланта и творчества великого поэта, существует и предание о том, что сам Александр Сергеевич, возвращаясь из путешествия в Одессу, нашел приют и утешение в доме Лапиных. Памятник был разбит вандалами лет 20 назад, верхняя же часть исчезла бесследно...
В начале 20-го века, во время 1 первой мировой войны вблизи храма располагался госпиталь. И на церковном кладбище покоятся останки многих раненых, погибших на поле брани русских солдат и офицеров. Некоторые могилы сохранились по сей день. О них - особая забота настоятеля храма священника Андрея Таскаева и прихожан.
Сегодня старые памятники обретают надежду на дальнейшую жизнь - в памяти современников.
Вплоть до 20 века храм Иоанна Богослова жил, подобно десяткам других приходских храмов города. И в первой половине 20-го столетия храм не особенно пострадал от нашествия атеизма. Разве что лишился колоколов, сброшенных на землю и безжалостно разбитых.
Как ни странно, но действующим храм оставался вплоть до начала 2-й мировой войны. Его закрыли фашисты, оккупировавшие Псков. Церковь жестоко пострадала при бомбежке города. И после освобождения Пскова ее не стали восстанавливать. За полвека средневековая церковь превратилась в руины. Простояв 400 лет, храм едва исчез с лица земли к концу 20 столетия.
Особенно страшными оказались вполне, казалось бы, мирные 70-ые, 80-ые годы. Поругание православных святынь, презрение к наследию предков, забвение духовных традиций сделали свое чудовищное дело. От церкви остались развалины. На храме не было даже намека на крышу, от стены к стене гулял ветер, место алтаря зарастало бурьяном, колокольня угадывалась лишь по груде камней. Не менее плачевное зрелище представляло собой и приходское кладбище.
Возрождение в Пскове храма Иоанна Богослова неразрывно связано с именем священника отца Ионы Муханова. После его смерти приход возглавил отец Андрей.
Первые службы служились на улице: внутри находиться было невозможно не только из-за гор мусора и камней, но и из-за едва держащихся стен. Благо стояло лето. Молились, в буквальном смысле на святые развалины.
Глядя на груды камней, непроходимые заросли кустарников и травы, поверить в грядущее возрождение казалось невозможным.
Но уже к зиме удалось восстановить придел Иоанна Воина. Небольшой по размерам, слегка приземистый он позволил отапливать стены буржуйками. Тепла как раз хватало на время службы - не более.
И все-таки не раз подступало отчаяние, не однажды у прихожан опускались руки, и казалось, что проблемы, окружающие церковь снаружи и изнутри - неразрешимы. Но настоятели - сначала отец Иона, теперь - отец Андрей - каждый раз находили и находят слова утешения, помогают справиться с унынием. Настоятель Свято-Троицкого собора отец Иоанн все годы восстановления духовно окормлял и покровительствовал строительству.
Сначала восстановление осложнялось тем, что в начале 90-ых годов, по сути, не было мастеров, знающих как надо строить церковь. И лишь спустя несколько лет, уже ближе к началу 21-гостолетия, строительные работы обрели, наконец, необходимый размах и темп. Чему в огромной степени способствовали благотворители, и, прежде всего, руководство завода «Псковкабель». Директор завода - среди немногих светских руководителей области, удостоенных главной награды Псковской Епархии.
Участие в жизни храма, его прихожан, это не просто материальная поддержка, а нечто большее и необходимое предприятию ничуть не менее, чем храму.
Полностью восстановлена колокольня. Причем, дивным образом, удалось придать ей облик, максимально приближенный к прежнему, вплоть до лестницы, выбитой прямо в стене храма. А колокола заказывали в Воронеже, доверив это дело мастерам, свято следующим традициям древнего литься. Колокола, как и века назад отливались в земле. И в том, что сегодня они занимают подобающее им место - тоже заслуга благотворителей.
Так что 21-й век псковский храм Иоанна Богослова встретил поднятым из руин, восстановленным полностью - первым в городе. От фундамента, до купола. Возрожден усилиями многих и многих псковичей, вносивших посильную лепту в общее дело. И вновь, как столетия назад, он служит православным псковичам. Сюда, под своды храма, каждый из них приходит своей дорогой.
Среди прихожан церкви можно встретить людей весьма преклонного возраста - тех, кто помнит первые дни возрождения, и совсем молодых горожан, пришедших недавно, но уже не мыслящих себя без забот о храме.
И все же, особую гордость настоятеля храма отца Андрея и прихожан составляет не факт дивного возрождения церкви, а пришедшие в храм святыни. Образ Спасителя обретен чудом. Его принесли родственники умершей женщины, завещавшей передать ее в тот храм, близ которого она будет похоронена. Ее могила - на Иоанно-Богословском кладбище появилась еще в то время, когда о возрождении церкви и речи не было. Узнав же о первых службах, родные поспешили исполнить завещание. Среди высокочтимых православных реликвий и образ апостола Иоанна, в чью честь наши предки почти 460 лет назад воздвигли храм.
Пожалуй, главной чертой, отличающей сегодня приход Церкви Иоанна Богослова от других православных храмов города, можно считать неуспокоенность, стремление вперед - дальше по пути восстановления теперь уже не стен храма, а того, что составляет главную цель его жизни: возрождение духовности, православных идеалов в сердцах псковичей. И не только псковичей...
"Вертоград" - так называется первая в городе Епархиальная паломническая служба, открытая по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия при храме Иоанна Богослова. Со старославянского языка слово - вертоград - переводится как сад. По словам отца Андрея, с одной стороны сад воспринимается местом отдохновения, уединения, духовных поисков и размышлений. Есть и другая трактовка - евангелическая. В писании сказано, что Господь насадив сад на Востоке назвал его - Эдемом, то есть - раем. Связь между райским садом и псковской землей для создателей "Вертограда" более чем очевидна. Ведь недаром наши предки называли Псков домом Святой Троицы.
А предназначение современного «Вертограда» - рассказать и показать замечательные места псковской земли, побывать вместе паломниками там, где понятие святости и значительности исторических событий до сих пор живо и современно. Помимо знакомства с духовным наследием прошлого, "Вертоград" предлагает паломникам возможность познакомиться с сегодняшним днем храмов и жизнью духовенства. Ведь помимо исторических фактов и достоверных событий в прошлом, мы и сегодня обладаем потрясающим богатством - духовным. Как прикоснуться к нему, как помочь собственной душе встать на путь духовного осмысления жизни? Самый естественный путь - через знакомство, встречи, разговоры с людьми, которых путь постижения духовных истин, исканий давно уже провел по дороге к храму.
Сегодня плывущий с высоты колокольни звон, возвещает не только о начале службы. Этот звон точно также так, как и 200, 400 лет назад наполняет сердца его слышащих уверенностью в том, что есть ценности, не подвластные времени и людской жестокости. Что вслед за годами забвения и поругания обязательно приходит возрождение. Вера, Надежда и Любовь - есть основа для возрождения каждого из нас, путь для спасения души.
|