РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
15-12-2008


Протоиерей Петр Нетреба: "Что видит наша молодежь и на чем воспитывается, особенно, через средства массовой информации?"

 Мы продолжаем публиковать мнения священнослужителей о новом государственном празднике примирения и согласия, который празднуется 4 ноября.

 

Настоятель храма Святой Троицы в г. Себеже, протоиерей Петр Нетреба, благочинный:

«Казанский образ Божией Матери называют еще Русским Покровом. И наш народ чтит икону Божией Матери Казанскую как Покров России. Мы живем в сложное, двоякое время. С одной стороны, множество соблазнов, приманок, которых не было раньше. И в этом есть опасность. С другой стороны, открыты храмы, и можно безбоязненно прийти в церковь. И видя это, мне радостно, что возвращаются те вечные ценности, которые были присущи всегда России: вера Православная и возрождение добрых христианских традиций.

Я бы сказал, что праздник 4 ноября возвратился в наше государство. Есть свидетельство о том, что этот день на протяжении не одной сотни лет был праздником в России, и мы вновь возвращаемся к празднованию 4 ноября, дня Казанской иконы Божией Матери. Новый государственный праздник указывает на то, что для России этот день является важным. Все происходит по премудрому Промыслу Божьему, и когда народ кается, те духовные ценности, которые он терял, возвращаются. И мне вспоминаются слова, которые были услышаны святителем Арсением: «Слова ваши и наши молитвы услышаны. Завтра Россия будет в руках осаждающих». «Ваши молитвы» - молитвы земной Церкви, молитвы русского народа. «Наши молитвы» - молитвы Церкви Торжествующей. И по молитвам, по предстательству Божией Матери это сражение с поляками за Москву в октябре 1612 года было выиграно, и Россия получила освобождение, получила новую жизнь. Время, которое мы пережили тогда - время лишения всего, лишения государства, как такового. А инициатива самого народа под руководством Минина и Пожарского освободила столицу России и дала новый виток жизни Русскому государству.

С этим установлением праздника я солидарен и согласен. Одно все - таки можно сказать, примирения и согласия пока не наблюдается. Можно надеяться, что само название праздника примирения и согласия - название на перспективу. Но пока еще нет того переживания за нашу Русь, за наше молодое поколение. Что видит наша молодежь и на чем воспитывается, особенно через средства массовой информации? И это не только наша забота, забота Церкви, но и забота государства. Оно лишается своей опоры, своего будущего. Церковь проблемы молодежи видит яснее и отчетливее. И мне сейчас приходится слышать, когда учителя говорят: «Батюшка, придите в школу, чтобы хоть чему - то доброму научить наших детей. Мы уже не знаем, что с ними делать». На плечи учителей ложится ответственность, они остались на переднем крае борьбы за души наших детей, но и нам это знакомо. Поэтому, я думаю, что единение и примирение должно произойти тогда, когда мы возвратимся к научению нашего молодого поколения истинам веры. Вера укрепляет, облагораживает и очищает. По себе скажу, если бы я был неверующим, я бы был другим человеком. Вера ограняет человека.

А 4 ноября нам надо поблагодарить предстательство и Покров Матери Божией, именуемой Казанская, за ее молитвы и защиту перед Богом о нашем народе. Ее молитвы спасли и спасают Русь от истребления и погибели. Этот праздничный день, будем надеяться, заставит человека подумать, поразмыслить, прийти в Божий храм и поблагодарить Господа и Матерь Божию, которая во все века Одна и Та же. И для Нее каждый человек - Ее чадо, о котором Она печется».

1 января Русская Православная Церковь чтит память святого богатыря и монаха Илии Муромца, Печерского.

Преподобный Илия был родом из Мурома, по прозвищу Чоботок, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г.

Возможно, именно Преподобный Илия дал былинному богатырю свое имя, а воинские подвиги будущего монаха послужили основой для первых былин об Илье Муромце. Главные действующие лица русских былин богатыри-воины защищали Святую Русь от посягательств иноверцев, а центральной фигурой всего русского былинного эпоса стал Илья Муромец. Богатырство на Руси представляло собой особый вид церковного (а возможно, даже иноческого) служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры. Священник о. Иоанн Лукьянов, настоятель Собора Василия Блаженного в 1701 году посетивший Киев, сообщает об Илье Муромце, как о богатыре: «Видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покровом златым, ростом, яко нынешние крупные люди; рука у него пробита копием... а правая его рука изображена крестным знамением».

О Преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони.

Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к XVI в.. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в Лаврские пещеры.

Настоятель храма Святой Троицы в Себеже, благочинный, протоиерей Петр Нетреба рассказывает о святом богатыре и празднике Нового года:

«Необычно начиналась жизнь святого - с болезни ног, он скорбел об этом, но, как впоследствии выясняется, та могучая сила, которая была ему дарована, могла бы послужить ему во вред. И его болезнь до времени его очистила, подготовила и он смог воспользоваться своей могучей силой, направив ее на служение и защиту своего Отечества. Его Житие очень небольшое. Известно, что родом св. Илия Муромец из Мурома, а мощи его покоятся в Киево-Печерской Лавре, где он подвизался и почил. В народной памяти богатырь Илья Муромец остался защитником Русской земли, и направлял всю силу против врагов и внешних, и внутренних.

Будучи в подростковом возрасте, я думал, что Илья Муромец только былинный герой, а потом с удивлением узнал, что Илия Муромец - монах, молитвенник. Св. Илия Муромец является молитвенником за нас, но все-таки защищать Отечество наше дело. Есть духовные обязанности, а есть наш гражданский долг по отношению к нашей родине. И как мы знаем, сейчас многие мамы скорбят сердцем, что их дети уходят в армию, где существуют неуставные отношения, позволю привести себе высказывание профессора А.И. Осипова: «от этого есть отцы».

Есть отцы для того, чтобы могли помочь своему сыну подготовиться к армии, а матери должны молиться и молиться о своих детях. Конечно, скорбно, что у нас такая армия, но она состоит из тех же людей, которые воспитываются в нашем обществе. И тот дух, которым живет общество - есть и в армии. Наше общество скорбно, оно утратило духовные ориентиры, такие качества как милосердие, сострадание, взаимопомощь, мы не видим в человеке образ и подобие Божие.

Но, я думаю, все равно нужно пройти те стадии, когда человек должен отдать какую то часть своего времени, своей жизни Отечеству, службе Отечеству. В армии учатся принимать решения, учатся ответственности за то поручение, которое возложено старшим по званию. Естественно, в армии солдат лишается родительской опеки и того внимания, которое он испытывал дома, но это только ему на пользу.

Хотелось бы только прибавить, чтобы в нашей армии учили защищать Отечество, учили выполнять необходимые для этого нормы, чтобы в очах других людей это уважалось. Армию должно уважать. Но и армия должна вызывать это уважение, которое в последние годы было утрачено. Если посмотреть наши святцы, то большую часть святых составляют воины, защитники нашего земного Отечества, как, например, святой монах Илия Муромец, память которого мы празднуем 1 января, и это не идет в разрез с учением Православной Церкви.

Защита Отечества - это служение, и Церковь всегда службу в армии оценивала как почетную, а гибель за Отчество - христианским подвигом. За русское воинство в Церкви никогда не откладывалась молитва: «О Богохранимой стране нашей и воинстве ея, Господу помолимся!» - это звучит за каждой Божественной Литургией. И одни эти слова уже указывают на отношение Церкви на ту необходимость, что воинство должно быть, а негативные моменты общими усилиями нашими будем искоренять с Божией помощью».

 Путешествие учеников по родной земле с молитвой.

19 октября красивый и комфортабельный автобус с девятиклассниками 25 школы города Пскова отправился в Себежский район. Руководитель учеников-путешественников учитель немецкого языка Татьяна Анатольевна Востокова не отказала информационной службе Псковской епархии, и мы путешествовали вместе с детьми по нашей Псковщине. Ехать из Пскова до Себежа почти 200 километров.

Дорога осенняя, красивая, остался позади город Остров с древним Свято-Никольским храмом на островке реки Великой и возрождающимся Казанским Симанским монастырем. Дети радовались свободе, у кого-то шли уроки, а мы, не спеша, двигались к югу.

Класс Татьяны Анатольевны отправляется обычно в путешествие два раза год. Раньше ездили по привычному маршруту: Петербург, Новгород, Москва. Но, когда познакомились с отцом Владимиром, как называет священника Татьяна Анатольевна, с отцом Владимиром любятовским, то стали звать с собой батюшку, и тот с удовольствием отправлялся путешествовать вместе с детьми. Так что началась наша поездка с краткого молебна-благословения на путешествие.

Пока ехали, Татьяна Анатольевна рассказывала, как в прошлом году путешествовали по Гдовщине, тоже вместе с отцом Владимиром. Были в Озерах, пришлось переправляться на паромчике и лодках на островок к Преподобному Иллариону Гдовскому, где сохраняется храм, в котором покоятся мощи Преподобного.

Вообще путешествие получилось очень красивое и романтическое. Встретил школьников настоятель Покровского храма отец Евгений, который интересно рассказал и о святом, и о храме. Дети его слушали, как говорит Татьяна Анатольевна, «а я волновалась, как получится, но отец Евгений нашел ключ к сердцам детей. Был молебен у мощей св. Иллариона, хотя большинство детей невоцерковлены и даже не ходят в церковь.

Потом поехали в Кобылье городище на место Ледового побоища. Когда мы подходим к церкви, я всегда предупреждаю детей, что заставить их идти в церковь не могу, но в эти храмы ходили ваши деды и прадеды, и если вы не желаете - вы можете выйти, но, как правило, дети идут в храм. И даже стоят на молебне или панихиде, их этому терпению никто не учил и не объяснял, что это такое. В Кобыльем городище они подпевали священнику «Господи, помилуй», и все получилось само собой. Возможно, некоторые это делали впервые в жизни.

Я стояла за ними на молебне и наблюдала, душа моя ликовала и наполнялась восторгом. Думаю, что дети еще генетически сохраняют веру, хотя в семьях эта традиция утрачена. Впечатление от таких поездок у меня самое светлое и радостное. Нам важно, чтобы в наших путешествиях было и «для души», и «для головы», и чтобы дети могли отдохнуть, чтобы была новая и интересная информация.

Мы прекрасно отдохнули, Гдовщина красивая, как сказка. В деревне Низовицы, возле Озеров, нашим детям местная женщина спела песни, спела так, как поют только в деревнях, в тех краях, и уже такое пение нигде не услышишь. После поездки мы обычно обсуждаем, что удалось, а что не удалось, пишем плюсы и минусы. Минусов было очень мало, хотя работать есть над чем: над нашим поведением, над его культурой. А плюсов мы насчитали более тридцати. Ребята были в полном восторге, многих потрясла красота природы, мы выпустили газету с фотографиями нашей поездки по Гдовщине.

Наши родители молодцы, они поддержали меня и своих детей, когда мы им предложили финансировать наши поездки по Псковщине. Да эти поездки и не дорогие - триста рублей с каждого ученика. И вот после севера Гдовщины мы решили направиться на юг, в Себеж, где есть Национальный парк, а таких парков в России всего четыре».

Приехали в Себеж в полдень, городок всех поразил необычной красотой и озером, которое окружает весь Себеж. Сразу все пошли в Троицкий храм, который стоит на Замковой горе над озером Себежским. Нас ждал его настоятель отец Петр Нетреба. Надо сказать, что дети не отличались смирением, заметно радовались и веселились, да и было чему: осень, солнце и храм очень красивый, хотя не все решились в него войти. Два наших батюшки протоиерея отец Владимир и отец Петр отслужили молебен Святителю Николаю и священномоученику Афанасию, настоятелю храма в Прихабах (Себежский район), казненного коммунистами.

На молебне стояли, в основном, мальчишки. Потом посмотрели колокольню разрушенного Рождественского храма, проехали к святому источнику, на котором стоит часовенка Казанской иконы Божией Матери, набрали и попили холодной и вкусной воды. Гостеприимный отец Петр с матушкой Мариной угостили чаем и очень вкусными бутербродами, дали и с собой в дорогу.

 

 

Отец Петр вспомнил, как приезжал в Себеж Митрополит Владимир (Котляров), когда был восстановлен Троицкий храм. Это было поздней осенью, уже холодно, озеро покрылось тонким прозрачным льдом, было очень красиво. Владыка вышел на берег и сказал: «Говорят, кто не видел Венеции - не видел мира. А я думаю, кто не видел Себежа тот не видел мира». Когда уже уезжали, к отцу Петру подошел юноша и спросил, что означает целование руки священника.

Отец Петр объяснил, что это благословение, которое может получить каждый, просящий об этом священника, и священник благословляет скрещенными особенно пальцами и жестом, передавая благодать, которой обладает священник с момента рукоположения в сан. Молодой человек попросил благословения, и батюшка благословил отрока впервые в его жизни.

Потом мы пошли в краеведческий музей. В Себеже он особенный, как будто попадаешь в музей 50-годов, где сохраняются диорамы, зубы и бивни мамонта, чучела птиц и животных, древние идолы, интереснейшая археология, много оружия последней войны - все очень интересно и необычно.

А потом поехали посмотреть Национальный Себежский парк, разделенный на три зоны: зона хозяйственная, зона непосредственной вырубки леса; зона туристическая - она идет по берегам озер, которых в крае много, и они располагаются одно за другим, цепью. Есть в парке зона закрытая для посещения, чтобы сохранялся ландшафт и обитатели -животные этих мест.

 

Парк, как нам объяснили его сотрудница Ирина Васильевна, существует для того, чтобы сохранить и показать лесное богатство, и особенность необыкновенного ландшафта края. Площадь парка 50 тысяч гектаров. Здесь произрастают так называемые корабельные мачтовые сосны. Построены специальные туристические стоянки. Сюда можно приехать с палатками и остановится на отдых, порыбачить и покататься на лодках и парусниках; здесь специально построены рубленые деревянные домики, в которых можно провести отпуск, а если захочешь, пройти по экологической тропе, и такое путешествие может закончиться баней, истопленной «по-черному» и нырянием в озеро, оно тут же рядом.

Но надо сказать, и мы это сразу заметили, отдыхающие не щадят парк, и хотя время уже было не отпускное, пустых водочных бутылок и мусора, мы увидели немало. А в одном домике окно было разбито: кто-то лазил в гостиничный домик. Жаль. Ребята набегались по парку, но усталости все равно как не бывало, в детском организме существует какой-то мощный перпетуум-мобиле, энергетический двигатель, который позволяет безостановочно двигаться, бегать, скакать и прыгать. Этот двигатель называется - молодость.

Уже в автобусе порасспрашивали детей о впечатлениях от путешествия:

Роман Сумбаров родом из себежских краев, всегда ездит в поездки с классом. Себеж знает, но признался: что-то уже видел, а что-то увидел впервые, даже музей краеведческий он не весь раньше смотрел, и сейчас увидел коллекцию оружия. Себежский музей Роману понравился. И храм Троицкий он раньше не видел, ему и в голову не приходило посетить церковь, как сказал Роман, «не было нужды зайти, но бывают такие моменты, когда хочется прийти в церковь, исповедоваться». Роману нравятся пейзажи, красивая природа, чистый воздух, свобода...Он сказал, что в таком путешествии «Можно почувствовать себя свободным».

У Олега Гаврина 19 октября день рождения, и не всякий день рождения проходит так, как прошел он у Олега в Себеже. У него хорошее настроение и он доволен своим днем рождения. Правда, лучшие впечатления оставили дельфинарий в Петербурге, Петергоф, но и родина Олегу нравится: в Себеже он впервые, было все интересно. На наш вопрос, Олег ответил, что он крещеный, но пока еще не молится. Вообще в этот день ему явно было не до чего, все-таки день рождения на свободе.

Вот так мы и путешествовали с молитвой, в сопровождении отца Владимира, который, кстати, не вел среди детей никакой «религиозной пропаганды», но учил правильно молиться и петь.

Татьяна Анатольевна считает, что ее задача в таких путешествиях - познакомить детей с православными традициями, «чтобы они знали, куда им прийти с вопросом, когда будет трудно. А потом они сами разберутся, пойдут они в церковь или нет, но знать о ней они должны. Это наша история».

Отец Благочинный.

 

В народе часто можно услышать высказывания «о попах, рассекающих на иномарках», которым дела нет до страждущего человечества. Обычно такие незамысловатые характеристики дают люди, которых раздражает Церковь, которые не понимают и не знают живой жизни Церкви, но бойко и безапелляционно судят о ней. Ведь никто из таких критиков не задастся вопросом, а где батюшка берет десятки тысяч на оплату света и отопления в храме, на свечи и лампадное масло, на благоукрашение церкви, или сотни тысяч дорогую реставрацию и восстановление храма? Кто ему это дает, если в храме на Литургии пять - десять человек прихожан по воскресеньям со скромными рублями?

Никто не видит священника на лесах храма, не видят его молитвы. А батюшки у нас разные: есть строители, есть молитвенники, есть собиратели крепкой сплоченной приходской жизни, есть богословы. Только священнику ведомо его собственное бытие, но чужой, и даже посвященный взгляд, не может заглянуть в глубь этой жизни. В Церкви много сокрыто, о чем говорит Священное Писание: сокрытое - Богу, а открытое - человекам.

Церковь - явление древнее и сакральное, Церковь - Тело Христово, и все, что в ней происходит, происходит или по воле Господа, или по Его попущению. Здесь несложно увидеть своим недобрым глазом видимое, и сделать обличительные выводы. Церковь, которую не знаешь, не понимаешь и не чтишь, оскорблять не сложно. Мы привычно и весьма легкомысленно раздаем уничижительные оценки всем, кроме себя. Только к самим себе мы не имеем претензий - таков печальный житейский закон.

Мы в очередной раз рассказываем о жизни приходов и приходских батюшек маленьких районных городков Псковской епархии и предлагает вам доброжелательно прочитать наши материалы, которые появились после небольшого путешествия по приходам Невельского и Великолукского благочиний. Мы проехали по южным территориям псковской земли, еще раз убеждаясь в ее удивительной красоте: на пространстве в сотни километров только гладь озер, нежная зелень берез и солнечные зеленые холмы, сквозь пейзаж то там, то тут выглядывают уютные купола беленых храмов, и кажется, что церкви появились здесь вместе с этими березами, этими полями, этой речкой. Такая щемящая и трогательная красота русской природы. Невельское благочиние расположено в четырех районах области: Себежский, Опочецкий, Пустошкинский и Невельский - четвертая часть Псковской области.

 

Начинаем мы наш рассказ с отца Благочинного Невельского округа - протоиерея Петра Нетребы. 12 июля на свв. Петра и Павла батюшке исполняется 45 лет.

 

 

 

 

От души поздравляем отца Петра, желаем ему Многая лета и Божьей помощи.

Невельское благочиние дружное, сплоченное, отец Петр Нетреба Благочинным здесь с декабря 1995 года. Ответственность на нем лежит за все приходы округа, а надо еще и свой приход содержать в образцовом порядке: протоиерей Петр Нетреба - настоятель Свято - Троицкого храма в Себеже.

1.Отец Петр - человек красивый и мудрый, говорит неспешно, взгляд улыбчивый и проницательный. Родился протоиерей Петр Нетреба на праздник Петра и Павла в 1962 году, в многодетной верующей семье. «Отец воспитывал нас в будничном труде, которым человек и должен приобретать спасение в вечной жизни, - говорит отец Петр. - Этот будничный постоянный труд в меня был заложен, и я не жил в ожидании чудес, которые сейчас ищут в Православии, понимая, что Православие - это ежедневный труд для достижения вечной жизни. Ощущение это отпечаталось, отложилось во мне навсегда, и даже возрастные какие - то колебания, школа, армия не помешали этому, потому что всегда понимал и чувствовал, что человек вечен по своему предназначению.

Как эти понятия удалось дать нам моим родителям - не знаю. Собственно, эта мысль, эта уверенность меня и понуждала трудиться ради этого. Ради спасения. Я очень благодарен родителям, которые во мне вырастили такое житейское православное мировоззрение, хотя были очень сложные ситуации.

У нас в семье восемь человек детей, и каждый учился в каком - то классе, помню, был я в шестом классе, а в школу приехала комиссия, которая собиралась отобрать нас от родителей в интернат, потому что дети воспитываются в Православной вере. Я учился на четыре и пять, у меня было примерное поведение, как и у остальных моих сестер и братьев, но насмешки в школе были постоянными, а учителя всегда указывали на нас, как на темных людей, которые верят в Бога, хотя «уже в космос летали и Бога там никто не видел». Нас всех очень поддерживал отец. В 1979 году мы из Белгородчины переехали в Печеры, я и знать не знал тогда, что в советской стране есть монастыри, и там живут люди, оставившие мир. Перед армией моим местом работы был Псково - Печерский монастырь, и, когда замполит беседовал со мной, спрашивал, почему в стройбат направили, вроде не судим: «А, - говорит, - ты же из монастыря». Верующих православных отправляли служить в стройбат.

После армии было желание монастырской жизни, мне близок монастырский уклад, может, и не очень я тогда понимал, что в монашестве не столько внешнее делание важно, сколько внутреннее, духовное. В монастыре 11 марта 1984 года меня рукополагал в диакона Митрополит Иоанн (Разумов), а в священника 28 августа 1988 года, тоже рукополагали в монастыре». У отца Петра Нетребы и матушки Марины четверо сыновей. Но это уже другой разговор.

2.В Себеже есть детская колония, колония для малолетних, не достигших совершеннолетия, преступников. Отец Благочинный оборудовал в колонии часовню, есть там престол и иконостас, храм небольшой во имя Преподобного Сергия Радонежского, находится в одной из комнат, но его называют часовней. Организованы в ней утренние и вечерние молитвы, совершаются крещения, когда поступают новые дети, они причащаются или там, или в Троицкий храм приходят. Рядом с Себежем, в поселке Сосновый Бор, была воинская часть, а когда ее расформировали, то организовали еще одну колонию строгого режима (в районе три колонии - прим.).

Батюшка совершает и там Богослужения, для чего есть специальная комната, уже заложили фундамент храма св. Георгия Победоносца, завезли лес, есть некоторые трудности, конечно, но, как говорит отец Петр, «есть и желание, и надежда, что мы храм построим. Для осужденных людей - это воплощение их мечты, сейчас двадцать человек стабильно посещают службу, и у этих людей, которые бывают на Литургии, нет замечаний по режиму. Стараюсь настраивать их, если уж встали на путь Православия, то надо быть не только верующим, но и верным Богу».

3.Как вспоминает отец Благочинный начало своего служения на приходе в Себеже: «Заботы перезнакомили меня с Себежем, с людьми. Многое народу было поначалу в диковинку, хотя бы то, что я везде ходил в подряснике: по городу, на рынок, в школу, в колонию... Я же священник, и меня должны отличать от других людей, а заботы церкви сроднили меня с городом. Я здесь прожил восемнадцать лет, и почти сразу, как приехал, почувствовал - это мое, родное.

Благочиние - это, говоря по - мирскому, общественная нагрузка и ответственность. На Пасхальной седмице обычно служу в понедельник в Невеле и Пустошке, во вторник служил в Идрице, в пятницу в Опочке, на престольных праздниках служу в храмах благочиния. Священство нашего благочиния собирается на Всех скорбящих радости (день освящения Троицкого храма) - наш второй праздник после Троицы, а Архиерей приезжает к нам в Себеж на свв. Петра и Павла. О каждом храме Благочиния переживаешь, в них есть частица моей души, а храмы у нас прекрасные, и священство, в основном, достойное, живем дружно, любовь не перестает, Слава Богу!

Когда я начинал, в нашем Благочинии было всего восемь, а сейчас уже двадцать храмов. Какие - то храмы открылись снова, какие - то вновь построены нами в Идрице, Пустошке, Опочке, Усть - Долысцах, Опухликах, деревне Шульги, в поселке Красном, поселке Пищивка, построены часовни. К сожалению, есть у нас проблема - не хватает священников, в частности, храмы в Опухликах и Усть - Долысцах строили миряне, и там нет священников, а окормлять народ нужно, без священника храм не может существовать. Поэтому надо координировать так, чтобы священник смог служить и на своем приходе, и послужил когда - то в этих храмах, по возможности.

Наш Троицкий храм - самый первый храм, который был открыт после советской власти в Псковской епархии. Он освящался 6 ноября 1988 года. До этого я служил в Опочке диаконом почти пять лет, и себежане приезжали в Опочку молиться, попросили, чтобы восстановили Себежский храм Святой Троицы - храм был полуразрушенным. Я был тогда молодой и рьяный, решился им помочь: в 1987 году написал прошение, заявление в райисполком, но нам отказали. Мы обратились в облисполком, и тогдашний уполномоченный по делам религии Н.А.Юдин так представил вопрос о необходимости открытия храма на областной сессии, что прошение направили в Москву, а Москва утвердила. 27 сентября 1987 году пришел из Москвы указ: зарегистрировать в Себеже храм и обеспечить общину культовым зданием.

Себеж - город приграничный, переходил из рук в руки: то к полякам и литовцам, то к России, и в 1618 году здесь, на Замковой горе, основали поляки свой монастырь и поставили на месте православного храма деревянный костел в 1625 году, который сгорел в 1648 году, а земли стали собственностью польского магната Иеронима Радзивилла. Радзивилл построил костел в камне в 1654 году. В это время Себеж отходит к Московскому государству, и костел с 1654 по 1672 год использовался как православный храм. Рядом с ним был поставлен Православный Собор Рождества Христова, пятикупольный, от него доныне сохранилась колокольня, а Троицкий собор использовался как костел монастырем базилианок, и просуществовал до 30-х годов XX столетия, затем был закрыт. В Троицком храме были общежитие, продовольственный склад, но потом сгорела крыша, и до 1987 года Собор руинировался.

В ноябре 1887 года я пришел в райисполком, и мне дали такое задание: «восстановить переданный Церкви костел базилиан до 1 января 1990 года». Ни копейки денег, ни материалов, ни строителей не дали. Поехал к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково - Печерский монастырь, попросил его молитвы, он посоветовал, чтобы у нас был хоть какой - то домик, где можно было совершать службу, причащать людей. Купили домик, оборудовали под молитвенный дом, и служили год в нем с 4 ноября на Казанскую, а через год уже освящали наш Троицкий храм: положили потолочные балки, поставили стропила, накрыли жестью, работали днями и ночами, нужно было выносить грунт из храма тачками. Когда мы начали восстанавливать наш Троицкий собор, крыши не было, потолка не было, сохранились фрагменты окон, мы их такими и восстановили, какими они были раньше.

Вообще старались восстанавливать все, как было, у нас есть фотографии прежнего храма.

Я хоть и в строительных войсках служил, но стройки до этого не касался, и опыта у меня строительного не было, тем более, по восстановлению храмов, а было мне 26 лет. Деньги, правда, тогда у народа были, и сами прихожане клали на тарелку и 10, и 20 рублей, а лист железа стоил десять рублей, на деньги прихожан можно было в то время строиться, поэтому храм строился только на средства наших прихожан. Когда сюда приезжал Митрополит Владимир (Котляров), сказал: «Ну, тебе десять лет его строить», и он усомнился, правда, приятно усомнился. А в октябре 1989 года я уже просил Владыку назначить день, когда можно храм освятить: стоял престол, иконостас, а позолоту иконостаса мы выполнили позже к 350- летию храма.

Икону Божией Матери Себежская освящал на 350 - летия храма наш Владыка Евсевий, освятил ее и колокол. Интересна история этой иконы: как - то услышал я, что есть икона «Себежская», которая находится в Смоленской епархии, деревня Липки, но ее там мы не обнаружили, нам прислали прориси иконы и фотографии с описанием. Есть этой чудотворной иконе служба в Минеях под 27 марта, она известна с 1634 года, почти ровесница храму.

Жители, которые защищали Себежскую крепость, были стрельцы, и она им покровительствовала: на полях «Себежской» изображен архидиакон Стефан и Семен Богоприимец. Архидиакон - покровитель стрельцов, и когда Себеж по договору перешел Польше, стрельцы ушли в Опочку, не захотели здесь оставаться, и унесли в Опочку Себежскую икону Божией Матери. Была она поставлена в Преображенском Соборе Опочки, и дважды от нее было знамение: из очес проистекали слезы на первой седмице Великого поста и в июле. Составили службу иконе, она была почитаема, и ее знали, а где она сейчас - ее история теряется. В Опочке ее называют Опочецкой, и недавно один благотворитель подарил опочецкому храму новую икону Божией Матери Опочецкая (Себежская), как икону - покровительницу города Опочки.

Мы в Себеже теперь специально совершаем ей службу и Крестный ход в ее честь. Любопытно, когда Себеж был пограничным городом - была икона Себежская, теперь он опять пограничный город и к нам вернулась икона: храм возрожден - и икона, написанная по старому списку, у нас в храме. Таможня передала нам и икону Илии Пророка, в розетках алтаря сохранившиеся живописные полотна икон Апостолов.

К юбилею храма мы сделали отопление, пристроили кочегарку, топим храм дровами. Колокола храма у нас отлиты на средства наших людей, прихожан. Первый колокол собирали общими усилиями, он весил 240 килограммов, а к юбилею мы приобрели колокол в 530 килограммов, отливали в Минске и на колоколе сделали надпись «В Дар Богу для храма Святой Троицы» и далее перечислены имена тех людей, которые помогли отлить колокол.

Иногда вспоминается, как все начинали, и понимаешь, что это могло происходить только в молодости, когда не опираешься только на практичность ума. Надо - послали - пошел, а Господь все управляет. Появились люди, стали восстанавливать, но было и много моментов, когда думал, остановлю стройку - и все, денег не было, но вдруг появляется возможность продолжать работы, приходили люди с деньгами и жертвовали. Начинал и строительство храма в Пустошке, но не строил, а «пробивал» разрешение на его строительство.

Помню, наш Владыка говорил мне: «Проезжаю мимо Пустошки, что за пустошь? Ничего нет, и храма нет?» Добивались места для храма, вел подготовительную работу для его строительства, а сейчас стоит в Пустошке храм Преподобного Сергия Радонежского. Затем в Идрице построили храм до крестов, направили туда священника служить, доводить уже до окончания внутренние работы. Построили часовню на источнике Казанской Божией Матери в Себеже, часовню Петра и Павла, Воскресную школу рядом с Троицким храмом построили. А с часовней получилось так: в Москве строился храм Бориса и Глеба, в честь тогдашнего Президента Бориса Ельцина.

Произнес я Главе районной администрации Петру Ивановичу Штылуну, не надеясь на успех, вот, мол, Борис Николаевич строит своему покровителю Небесному храм, а, Петр Иванович, почему бы и нам не построить святым Апостолам? В наш Троицкий Собор добираться из города в начале 90- х было трудно, храм на окраине, автобусы тогда почти не ходили, и прихожане не добирались до храма. Вот у подножия Петровской горы к событию 2000 тысячелетия от Рождества Христова стали строить часовню Апостолам Петру и Павлу.

 Строили чуть больше года, и сейчас мы там служим чаще, чем в Троицком храме, потому что часовня в центре города, возле базара, людям удобно. В часовне с 10 до 12 часов священник находится в храме, мало ли какая нужда на требы, и служим там вечером в пятницу, утром и вечером в субботу».

Что Вы, отец Петр, переживаете, наблюдая нашу современную жизнь?

Меня больше всего поражает и удивляет реакция нашего государства на то, чем мы живем. Наша молодежь, к большой печали, разлагается через телевидение, рекламу потребительских отношений, низменных потребностей - это нам навязывается целенаправленно, разрушая личность человека. Если нашим правителям дана власть от Бога, пусть человек этого не осознает, но имеющие власть должны ответить за народ. И если губятся миллионы людских душ, я не знаю, как власть будет отвечать за это перед Богом. Надо сейчас заниматься, прежде всего, с молодежью, чтобы в школах постепенно звучало слово Божие.

Нельзя рассчитывать на то, что если священник один раз появился в классе - все стали другими, но звучать оно должно, чтобы человек мог слышать слово Божие и привыкать к нему, чтобы оно входило в его жизнь. Даже картошка растет три месяца, так и семя, которое посеет священник в детских душах, взойдет, пусть не сразу, но взойдет. Как тот блудный сын - человек уйдет в страну далече от родного дома, но потом вспомнит, что есть отец родной, есть Православная вера, есть живые корни, на которых рос - и вернется. Если человек не получит этого в школе, он не будет знать к чему обратиться, на что опираться в этой жизни. Когда я встречаюсь с людьми, от которых что-то зависит, всегда говорю: необходимо посещение священника в колонии, в школе. У нас в нескольких классах преподаются Основы Православной культуры, к нам в храм ходят учителя, и они говорят, что на эти занятия не хватает времени, школа очень загружена всевозможными предметами.

В Себеже с прошлого года появилась семья, которая проповедует, сектанты. Пришел их представитель на репетицию хора ветеранов и говорит: «К нам приехали люди из Англии, четыре человека и они хотят устроить вам праздничный стол». Тут я вспомнил одну историю: новому русскому бесы предлагают все, чего он хочет: дачу - пожалуйста, квартиру - пожалуйста, машину - тоже. Тот спрашивает у лукавого, а что взамен хотите? Отвечает: Да маленький пустячок - душу твою. И вот прихожанка моя, спрашивает, как быть с этими людьми, англичанами, что им сказать?

Говорю ей, Вы задайте вопрос, что принесла западная культура русскому народу? Принесла один хаос, негатив. Если вы, верующие люди, и проповедуете Христа, и у вас в Англии нет для вас духовной работы? Или вы считаете, что у вас там нормально? Но нам такого не надо, что у вас там сейчас есть. Если же вы приехали сюда и считаете, что там не нормально, так занимайтесь собственным народом, проповедуйте своим людям.

Отец Благочинный, вот «священник должен», «школа должна» возвращать нас блудных, а что должны родители своим детям, скажите, батюшка?

Иной раз я понимаю родителей наших детей и думаю, что они пережили, на чем они воспитывались? И понимаю, что им трудно перестроить себя, поменять свои ценности, но человек в душе уже осознает, что есть Истина. Мне приятно было услышать, когда мы колядовали, прославляли Христа в эти Рождественские празднования, одни люди попросили у меня Православный календарь, чтобы знать, когда посты и не посты. Сказали, что хотят и сами поститься и знать, когда начинаются посты, чтобы завозить в магазин нужную продукцию.

Оказывается, для магазина сейчас посты ощутимы, люди постятся, особенно в Великий пост, многие постятся и покупают меньше продуктов питания: мяса, молока и т.д. Значит, начинают уже переосмысливать свою жизнь, но еще боятся, что скажут другие о том, когда они пойдут в храм. Особенно начальство стесняется зайти в церковь, но для этого нужно иметь веру и быть сильными духом, чтобы войти принародно в церковь. Я уже прошу, вы хоть дома молитесь утром и вечером, молитва ведь изменяет человека, хотя скажу, что человек - разумное существо и должен сопоставлять, чему его учат сейчас, и чему учили раньше. Зная теперь о Боге и религии, мы должны понимать, что атеизм строился на насмешках и издевательствах над Православной церковью, вспомните, что тогда говорили?

А в Православной вере есть много свидетельств тому, что есть Творец - Основоположник всему. Каждый человек может это на себе испытать, и это доступно: перекреститься, приложиться к святыням, принять святой воды, просфоры и убедиться, какая помощь приходит. Можно для себя проверить, чтобы понять и сказать себе «да». Но одним разумом к вере не придешь, нужна и благодать Божия, которая касается человека и рождается через молитву.

Поэтому и говорю, если соблюдаете пост - хорошо, а если по пять минут утром и вечером помолитесь, это будет внутренне наставлять, и не столько от ума, сколько от сердца будет исходить. Когда человек перед иконой искренне помолится - это путь к Богу. Никто тебя не видит, никто тебя не знает, встань, помолись у себя в комнате, постой минуту перед иконой, просто постой, успокойся, три минуты помолись словами молитвы и минуту своими словам. Десять минут своей жизни человек может посвятить Богу, но как изменят его сознание и его жизнь эти пять минут каждодневной молитвы. Когда человек сердцем почувствует Бога - не нужны никакие другие доказательства».

Богослужения в Себеже в храмах Святой Троицы и свв. Петра и Павла совершаются в пятницу вечером, субботу утром и вечером, в воскресенье утром. В основном, служат в часовне свв. Петра и Павла, которая больше похожа на храм, она около базара в центре города. В Троицком храме, который располагается на Замковой горе, служат в воскресение и праздничные дни. На Святом источнике в Себеже совершаются летом водосвятные молебны. Протоиерей Петр Нетреба с клириками служат Акафисты иконам Всецарица, Неопалимая купина. На празднование Казанской иконе Божией Матери совершаются Крестные ходы от Троицкого храма до источника. На Изнесение Честных древ Животворящего Креста духовенство с прихожанами совершает Крестный ход через весь город.

В Себеже 6 тысяч населения. Прихожан человек 60 на воскресной Литургии, в праздничные дни до ста бывает на Богослужении. За эти годы, может, около трех тысяч человек отец Петр покрестил, а в первые годы крестили по 30-40 человек в один день, еще в домике молитвенном крестили, жарко было, выносили на Замковую гору купель и крестили на улице, ныне - в зимние месяцы одно - два крещение, в летние 3 - 5 человек. После Пасхи было два венчания. Если по статистике, то умирают три человека, рождается один. В храм ходят дети постоянных прихожан, рядом Воскресная школа, где учатся около двадцати человек, батюшка паломничает со своими учениками, недавно были в Печерском монастыре.

Отец Роман, клирик Троицкого храма, сам был когда - то учеником Воскресной школы, пономарил. Отец Михаил Петров в Пищивке служит под Опочкой, тоже прихожанин Троицкого Собора, отец Виталий Николаев - родом отсюда и здесь начинал ходить в храм, а теперь настоятель храма в Идрице - все они выросли на глазах отца Петра и стали священниками не без его молитвы. Себежский район - родина себежского новомученика, прославленного нашей Церковью среди семи псковских святых новомучеников - священника Афанасия Киселева из села Прихабы. Батюшка рассказал, когда посещали дом престарелых в Сосновом Бору, один пожилой человек перед исповедью рассказал отцу Петру, что жил в Прихабах и знал отца Афанасия, как очень доброго и ласкового священника, который угощал его конфеткой, а в те годы это был большой подарок. В 1937 году священника расстреляли. Во врем войны прихожане приходили на место разрушенного храма, молились, просили Господа о помощи, и, говорят, видели облик отца Афанасия в сиянии.

С отцом Благочинным расставались с сожалением: беседа со священником сладостна, как и сама Православная жизнь, поэтому мы идем в Церковь, чтобы вернуть утраченное и восстановить сокрушенное. Можно порадоваться за приход отца Петра Нетребы, батюшки - строителя, который строит храмы не только на земле, но и в душе.

 Если у кого - то появится желание помочь приходу Троицкого храма в Себеже можно обращаться по адресу:

Псковская область, г.Себеж, храм Святой Троицы

Реквизиты:

ИНН 6022004306
КПП 602201001
Р\счет 40703810051140140282 Псковское ОСБ 8630 г.Псков
БИК 045805602
Кор\ счет 30101810300000000602

 

 

 

 

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11