РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
17-03-2009


26 ноября память Святителя и учителя Православной Церкви Иоанна Златоустого.

Святитель Иоанн Златоуст был великим проповедником и богословом; до нас дошло более 250 писем, сотни гомилий на Священное Писание и несколько моральных и догматических трактатов, в том числе трактаты «О непостижимости природы Бога» и «О Священстве».

Богословие Иоанна Златоуста, продолжавшего антиохийскую традицию, отличалось практической направленностью и подкреплялось аскетической жизнью Святителя.

В своем учении он следовал, прежде всего, за Апостолом Павлом, проповедуя благоговейный страх перед тайной Божества и необходимость отвратиться от греха и приобщиться к свету Христова искупления.

В своем трактате «О Священстве» он определил сакральность священства: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо; потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворённая сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, ещё облечённых плотью, соделал представителями ангельского служения».

К сожалению, в меньшей степени в современном мире знают его великий богословский трактат «О христианском браке и обязанностях мужа и жены».

Священник Борис Григорьев, настоятель храма Вознесения Господня (Пыталовский район) о Святителе Иоанне Златоусте сказал так:

«Как говорят Святые отцы, богослов не тот, кто образован, а кто говорит Духом Святым. Когда к св. Силуану Афонскому, современнику XX столетия, приезжали на Афон богословы и начинали богословские споры, св. Силуан замолкал, не спорил, потому что знал, что Дух Святый не терпит противления, уходит.

Наше современное богословие ныне более от ума, чем от Духа Святаго, поэтому зачастую скучно, схоластично, а читать св. Иоанна Златоустого можно безконечно, и это чтение рождает восторженное сердце.

Кто представляет себе святоотеческое наследие, те знают, что Святые отцы старались говорить очень просто: «там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного».

Святитель Иоанн Златоуст объединил в себе острый ум, образование, риторический дар, но при этом всегда говорил Духом Святым. Ведь, когда мы читаем какие-то книги, мы наполняемся духом того человека, кто является их автором, и при чтении рядом с тобой или ангелы от Бога, или от сатаны, в зависимости от духа произведения. Говорят, когда два человека в разговоре вспоминают какого-то Святого, Святой в этот миг присутствуют рядом.

Так же и наше чтение: что читаем, тем и наполняемся. Читая Иоанна Златоустого, наполняешься духовно, от чтения авторов атеистического настроя, и иногда даже наших классиков, остается пустота, неприятный осадок, внутренний протест.

Если попробовать поискать подобного св. Иоанну Златоустому в современном православном мире, то я бы назвал нашего русского святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Он тоже обладает таким же даром Святаго Духа, как и Иоанн Златоуст, только, я бы сказал, труды Иоанна Кронштадтского еще проще.

Чтение трудов Иоанна Златоустого - то же самое, что молитва. К молитве мы иногда привыкаем, автоматически молимся, а у великого богослова Иоанна Златоуста, в его трудах - истина Церкви, полнота Церкви, и скажешь себе после чтения: «Вот Он, Дух Святый!»».

Епископ Константинопольский Иоанн Златоуст родился в 347 г. в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику, однако затем обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе.

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст» (греч. Chrysostomos).

Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике - науке о толковании Слова Божия.

Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла), и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

В 398 году Иоанн был избран Архиепископом Константинопольским, однако, его безкомпромиссность навлекла на него немилость со стороны императрицы Евдоксии, которая в 404 году, при поддержке честолюбивого Архиепископа Александрийского Феофила, низложила его и отправила в ссылку в Кукуз (Армения).

По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели, но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями Святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход.

В Команах силы оставили его, и у склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года, но ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, память Святителя перенесена на 13 ноября.

27 января совершается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, 30 января - празднование Собору трех Вселенских Учителей и Святителей.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11