РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
17-03-2009


У отца Александра Рясинского, наместника храма свв. Бориса и Глеба в Вышгородке

на фото: отец Александр Рясинский

Надо сказать, что наша сопровождающая прихожанка Борисоглебского храма Нина Евгеньевна Сорокина, оказалась человеком открытым и заботливым. Она преподает в Бороусах литературу и русский язык, а дом ее невдалеке от Вышгородка, и из дома Нины Евгеньевны хорошо виден Борисоглебский храм на горе. В ее родительском доме на стенах висят грамоты: и областного Управления образования, и Епархиальные, есть и Патриаршие. Нина Евгеньевна рассказывает: «Однажды мы получили приглашение из Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры принять участие в конкурсе на лучший Урок православной культуры. Я не могла не откликнуться, а потом получила известие, что мой урок «Духовная поэзия протоиерея Николая Гурьянова» в числе лучших, и меня пригласили на средства Академии на торжественный акт вручения Патриарших грамот. Очень порадовала возможность посетить Лавру, помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского. На конкурс было прислано около 300 уроков, из которых отобрали шестнадцать. И когда мы вошли в Академию, то на стенах увидели красиво оформленные наши уроки, и это очень тронуло. Нам вручили грамоты, а потом приехал представитель благотворительного фонда и сказал, что надо добавить к грамотам Святейшего Патриарха «чего-нибудь еще», и мы все получили по 10 тысяч рублей. Это была огромная сумма для меня, но Патриаршая грамота - благословение: Нине Евгеньевне Сорокиной, деревня Пунино.

Недавно я приняла участие в национальном приоритетном проекте образования, не подозревая, что могут быть какие-то деньги за это. Там учитывался процентный рост успеваемости, и другие показатели у меня получились хорошие, немало наградных грамот. И когда все это отослали, куда надо, то мне дали грамоту, как одной их тех, кто является «Лучшим учителем России» в 2006 году за подписью министра Фурсенко, и грант Президента В.В.Путина в размере 87 тысяч рублей. У меня таких денег ни в жизнь не было, я не верила, что так бывает, но со мной это было. Впрочем, сейчас их уже нет. До сих пор не знаю, что означает слово «грант», не люблю иностранных слов.
Шесть лет подряд участвую в Корнилиевских чтениях в Печерах. Впервые выступала с темой «Пушкин и православие». Не Бог весть какой доклад получился, потому что очень спешила, надо было успеть, а времени мало дали, но приехала, прочитала, меня оценили и поблагодарили, что было очень трогательно. Среда на Чтениях такая же, как в Троице-Сергиевой Лавре - православная. Тебя благодарят, к тебе внимательны и доброжелательно расположены, и ты понимаешь, что ты еще нужен, потом возвращаешься домой просветленный и сильный. Со мной директор нашей Бороусовской средней школы стал ездить Николай Александрович Васильев, учитель географии, заслуженный учитель России. Учителя нашего района теперь тоже ездят на Корнилиевские чтения, так что в нашем полку прибыло.

Я очень высоко оцениваю Корнилиевские чтения. Во-первых, это общая молитва у мощей преподобного Корнилия, все начинается с нее и заканчивается ею. Потом монахи нас всех любят и помогают нам, дарят огромное количество нужных книг, которые потом мы читаем весь учебный год, делимся ими, растем. На Чтениях мы слушаем московских ученых, беседуем с ними напрямую, что очень важно. Пленарные заседания, общее Родительское собрание, которое готовится и насельниками монастыря, в том числе, и отец наместник Тихон - мы все вместе. Такой великий монастырь, и нас таких маленьких благословит, и мы трудимся, как можем, весь год. В одном месте, как бывает на Корнилиевских чтениях, такого количества единомышленников ты никогда не встретишь, как здесь. Поэтому после Чтений сил хватает точно на полгода,затем опять обрастаешь грехами, но вообще мы весь год живем от Чтений до Чтений - мы так все говорим».Вот такая путеводительница нам попалась в нашем паломничестве по Пыталовскому благочинию, непростая.

 

на фото: храм свв. Бориса и Глеба в Вышгородке

У отца Александра Рясинского, наместника храма свв. Бориса и Глеба в Вышгородке мы побывали на всенощной, и снова в одиночестве, но на Литургии в воскресение 6 апреля народу в храме уже было гораздо поболе, чем накануне в субботу. Тяжело нынешним православным дается всенощное бдение, а ведь, говорят, что на всенощной Сам Господь нам служит, а мы отворачиваемся от Него на житейскую потребу, занимаемся домашними делами. Борисоглебский храм большой, торжественный, даже пышный в своей архитектуре. Впервые он упоминается под 1427 годом, когда Вышгородок был крепостью-пригородом в защите Пскова от Ливонского ордена. В том столетии первый Борисоглебский храм и был сожжен неприятелем. Нынешний храм во имя святых братьев-страстотерпцев был построен в 1891 году на средства островского помещика Владимира Алексеевича Изъединова с помощью прихожан, рядом с храмом - погост. Храмовые праздники - дни памяти святых Бориса и Глеба и Казанской иконы Божией Матери.

 

на фото: отец Александр служит всенощную

Отец Александр рассказывает: «Святые Борис и Глеб - для меня образец преданности воли Божьей, что для многих из нас является очень трудной наукой. Господь им послал испытание, и они его выдержали, хотя и принуждали их, вся дружина уговаривала убить Святополка, но они доверились воле Божьей, и ценой своей жизни избежали греха.

Храм постепенно ремонтируем с помощью наших прихожан, окна заменили, крышу перекрыли частично, угол отремонтировали, он разваливался. Ждем строителей, будут ремонтировать дальше: стоки обрушились, вода течет по стенам, кирпич новый уже ждет. Храм наш не закрывался, но обворовывался, как и другие храмы благочиния, и ни один раз. Из казны храмовой мы покупаем облачение, вот окна верхние недавно в куполе поменяли, денег скопили и люстру отремонтировали. Остальные окна нам поменяли благодетели, у нас их два Бориса: один из Москвы, другой из Питера. Господь видит мое нерадение, мою немощь, и приводит нам благодетелей. Не могу я просить. Дедушка у меня был священником, служил в Палкино в Никольском храме протоиерей Евлампий Рясинский, там и похоронен в 60- году, потом после его смерти моя мамочка приняла постриг, стала монахиней Евфросинией. До того, как рукоположился, был токарем, сварщиком, сантехником в Пыталове нашем, на гитаре играл в ансамбле. Но в храм ходил, и большое влияние на меня оказал тогда архимандрит Сергий (Сосновский), я постоянно к нему ездил, когда он в Елинах служил. Сейчас он служит в Острове в Троицком соборе, благочинный. Он меня и приметил, стал я читать по его благословению, так постепенно и пришел в себя. Владыка Евсевий рукоположил на Успение, потом служил в Троицком соборе в Острове. Сюда в Вышгородок попал служить по просьбам наших прихожан, и с 1993 года служу здесь.

Храм у нас не топится, мы делали попытки устроить отопление, но здесь есть конструктивные сложности, поэтому храм не отапливается, но я привык. В будущем, правда, планируем делать электроотопление. Литургий у меня в месяц получается пятнадцать- шестнадцать, народу в воскресение 25-30 человек, на всенощную народ не особенно ходит, человек пять бывает, наберется. Певчих в храме пять, это, в основном, учителя музыкальной школы. Наши прихожане люди не местные, из Пыталово, хотя народу в Вышгородке живет немало, дома трехэтажные, большой поселок человек триста живут, но в храм не ходят. Мне больно на все это смотреть, тяжело. Призываю, наверное, слабо. Надо спасаться, храмы открыты, а мы не бываем на службе, тонем в грехах, и нужно много времени, чтобы восстановить былое, а спасаться можно только покаянием и молитвой. Принуждать себя надо, без принуждения ничего не получится. Как спортсмен, чтобы получить награду, получить славу не жалеет себя, и с утра  до вечера тренируется, так же и мы, чтобы спастись, выплыть из греха, нужно побеждать свой грех, напрягаться, стараться, чтобы выйти победителем. А мы не хотим, ленимся. Спортсмен, даже когда перестает быть чемпионом, не перестает тренироваться, чтобы не потерять формы, иначе он уже не спортсмен, так и мы не христиане, если не понуждаем себя, не пытаемся спастись. Нужно понимать, что главный смысл нашей жизни, нашего существования - в спасении.

 

на фото: Евхаристический канон. Ксения.

Бывают и среди наших прихожан люди, которые вроде бы молятся, и обряды исполняют, но как стена внутри них не пробиваемая - только обиды, отчаяние, смущение. По исповеди видно за эти годы, что грех не меняется, он один и тот же: раздражительность, злость, ненависть, обиды, сплетни, и конечно, основной грех - осуждение. Но всему грех - гордыня, потому что самое большое заблуждение наше состоит в том, что мы считаем себя лучше других, не хотим себя унизить. Поэтому, полагаю, что причащаться нашему народу надо чаще. Причастие - это ведь как духовное рождение, как в крещении очищение от грехов, так и в причастии Христовых Тайн. Вся проблема в том, чтобы не быть как Иуда - поцеловать Чашу и предать Господа, отойдем от Чаши и начинаем тут же злиться, раздражаться...Но вот молодежь, которая сейчас идет в храм, она по-другому уже относится к Причастию. Грамотно молодые исповедуются, каются не ради благочестивого обычая, а их беспокоит состояние своей души, и они приходят в храм осознанно. Мне это нравится».

 

на фото: юные прихожанки

За Литургией отец Александр сказал проповедь на Евангельское чтение от Марка (гл.9) об исцелении бесноватого юноши:
«В этом повествовании говорится, как Господь исцелил бесноватого. Как всегда Он исцелял больных, обличал гордых, так и сейчас Он также изгнал духа нечистого из мальчика, которому даже ученики Иисуса Христа не могли помочь, пока отец обратился к Господу об исцелении сына своего. И Господь сказал: «все возможно верующему», и эти слова говорят нам о том, что мы должны верить в Господа, в Его силу, которая нам всегда помогает и не оставит ни в какой беде. Не унывать и не отчаиваться, что самое главное для нас и чего нам постоянно не хватает: часто мы унываем и отчаиваемся, считаем, что нас несправедливо обижают, ропщем на Самого Господа Бога, потому что у нас и судьба хуже, чем у других, и живем мы хуже, чем другие, хотя заслуживаем лучшего - и все это говорит о нашем неверии. О том, что мы не верим в Господа Бога, не верим в Промысл Божий, не верим в то, что все, что происходит с нами, для нас полезно. Мы должны это терпеть, не унывать и не отчаиваться, все невзгоды переносить с терпением и уповать на Господа, на Его волю. Как сказал отец мальчика: «Господи! Верую, помоги моему неверию», так и мы должны просить у Господа о помощи, и говорить: «Господи, помоги нашему неверию, помоги сделаться верующими, дай нам веру, которая нас спасает и введет в Царство Небесное!»

Будем верить в то, что Господь нам обязательно поможет, а если Он и попускает, когда мы в несчастии, в болезни или в беде - это все для нашего спасения, потому что в болезни мы вспоминаем, что есть Господь Бог, что мы, значит, чем-то прегрешили, поэтому обращаемся к Нему, просим помощи и прощения. А Господь, видя наше раскаяние, прощает нас. Вот уже две тысячи лет прошло, как Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века», а Он всё с нами, Он все терпит и ждет от нас, когда мы все-таки исправимся, станем на путь истинный. Долготерпение Господа нас и приведет ко спасению, если мы будем стремиться к этому сами, когда будем видеть в себе неправду, видеть, как неправильно живем не по заповедям, а по своим похотям и прихотям, и часто забываем Господа Бога. Выбираем веселье и пиршество вместо того, чтобы помолиться Господу Богу, попросить у Него прощение, попросить о помощи святых  Его угодников, прийти в храм Божий и помолиться.

Всё мы меняем на развлечение этой жизни, чтобы услаждать свое тело, но получается, что тело истлеет, и развлечения все уйдут, и ничего мы не соберем для будущей жизни, для души своей. Душа останется, и как мы ее подготовим к жизни вечной, будет зависеть от нас. Давайте стремиться с радением относиться к своей душе: будет душа здорова, здорово будет и тело, а душа страдает постоянно. Вы это сами чувствуете: мы постоянно в смущении, к чему-то стремимся... К чему? Не к утехам, а к жизни с Богом, к жизни по заповедям Божиим надо стремиться, и это станет возможным, если мы будем читать Евангелие, божественную литературу, знать, как жили святые, и подражать их подвигам. Особенно в Великом посту надо задуматься над своей жизнью, задуматься над тем, как живем, и у Господа Бога, если не видим в себе грехов, попросить, чтобы Он нам их показал, потому что за множеством грехов уже не понимаем, что грешим. Думаем, что все нормально, как и у всех, и многие каются, и говорят: «грешен, как и все», а о своей душе не думаем. Совершаем первый грех - каемся, совершаем второй - каемся меньше, а третий уже не считаем за грех. Если мы не молимся Господу Богу и не ходим в храм, значит, мы не помним о Господе. Нам нужен только телевизор и прочее, нам нужны сериалы, увлечения, скоморохи с утра до вечера нас веселящие, а пост и жизнь добродетельная нам не нужны. Куда мы придем?

 

на фото: Божественная литургия в  Борисоглебском храме

Поэтому давайте задумываться о своей душе почаще, и больше заботиться о ней, чем о своем теле. Господь в Евангелии сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное приложится вам» - вот туда мы и должны стремиться, поэтому почаще исповедоваться, причащаться и просить прощения. Аминь".

Адрес храма: Псковская область. Пыталовский район, с.Вышгородок, храм. свв. Бориса и Глеба, священник Александр Рясинский 8-921-210-27-89


Вот такая обычная проповедь в деревенском храме. Ощущение родства, пока мы колесили по маленькому Пыталовскому благочинию, было постоянным. Будто давно знаем и батюшек, и Нину с ее внучкой Ксенией... Родство духа - понятие известное, но редко испытываемое нами в нашей обычной жизни, и только когда выдается возможность такого паломничества, начинаешь реально чувствовать, что такое родство душ и единение в Духе. Батюшки в этих местах отличаются от других в человеческом, в каждом благочинии есть какая-то своя «психологическая особенность»: где-то батюшки умники, где-то шутники-осторожники, а в Пыталовском благочинии батюшки простодушные, впрочем, простодушие есть основное свойство православного человека. Они не озабочены глобальными проблемами земного бытия, они стоят у престола в своих полупустых храмах, как были поставлены архиерейским благословением, и молятся нашему Господу Иисусу Христу: «Господи, милостив буди нам, грешным».

Нина Евгеньевна вспоминала, с какой радостью ученики в ее школе ходили в храм пешком за несколько километров, молились. Хотя не очень тогда это поощрялось в начале 90-х, а потом выросли, купили машины, а до храма уже не доехать. «Много званых, но мало избранных».

Помоги всем, Господи, спаси и помилуй!

В данном материале были использованы сведения из книги Н. Цветкова "Храмы Пыталовского района".

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11