РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
02-04-2009


Священник Борис Уваров: "У нас на Псковщине почти в каждом селе храм открывается"

Рассказывает священник Борис Уваров, настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла в Бежаницах: "Дом купцов Ченцовых постройки 1910 года из дикого камня, в котором раньше располагался местный музей, приспособлен под храм, освященный в честь апостолов Петра и Павла в 1994 году. Колокола сборные: один был, другой из вторчермета нам принесли, третий - с железной дороги. Так что начало колокольни положено.

  Через дорогу от церкви стоит часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери - 1907-1908 гг. Это был фамильный склеп рода Философовых, чье имени Богдановское располагалось недалеко от Бежаниц: погребены в фамильном склепе Димитрий Александрович Философов, министр торговли и промышленности в правительстве П.А. Столыпина, Владимир Димитриевич Философов, главный военный прокурор России (середина XIX в.). Погребена была в склепе и Анна Павловна Философова, общественная деятельница XIX столетия.

Напротив церкви, где памятник нашим воинам-освободителям Бежаниц от фашистов и братское кладбище, был древний Троицкий храм, трехпрестольный, с приделом Покрова Богородицы и апостолов Петра и Павла. Храм был разрушен во время войны, в нем находились огневые точки, и авиация церковь разбомбила. Мы эти праздники сохранили в новой церкви, и они для нас престольные: Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Священник Василий Триумфов служил в этом храме сорок девять лет, и был расстрелян в 1919 году, вот уже три года, как канонизировали, празднуем память бежаницкому священномученику. Он нам дает силу, частицу благодати, у нас нет каких-то особенных святынь, а отец Василий наш молитвенник.

Когда я стал служить в храме, мы построили купол, поставили новые окна, ограду, будем делать новый вход и колоколенку, потихоньку надо храмик преображать. Заказываем иконописцам иконы, чтобы можно положить на аналой в праздник, чтобы были написанные иконы и в киоте. Служим в субботу Всенощную, воскресную Литургию и праздники. Акафисты читаем на Всенощной, особенно, когда большие праздники. На клиросе матушка регентует, на большие праздники приходят две учительницы из музыкальной школы, а летом приезжает дачник - баритон. Была у нас Пасхальная служба великолепная, пели квартетом, на четыре голоса. У нас на Пасху в храме были внучата одной чтицы: три года, другой шесть - они отстояли с нами всю Пасху, потом поднялись в трапезную, и мы все вместе разговелись. Было очень радостно. Было десять причастников, а на Чистый Четверг и в Благовещение причастились в Великую субботу человек по тридцать.

Все, кто хотел, причастились. Сейчас вообще такое время, когда нужно чаще причащаться. На Литургии у нас человек тридцать, летом меньше, люди на огородах. К нам приходят молиться еще и с поселка Сущево. А население в Бежаницах четыре тысячи. Многие в храм приходят на большие праздники, тогда собирается на Литургию человек пятьдесят. Сначала у нас был очень пожилой приход, но бабушки умирают, и теперь в храме, в основном, люди среднего возраста, интеллигенция, появились в храме дети - собираемся открывать Воскресную школу.

Все наши средства на содержание храма - от прихожан. Ходили, просили по организациям, но как-то нет отклика. Районы Бежаницкий, Новоржевский, Локнянский - сельскохозяйственные, тут сейчас нет почти никаких предприятий, помогать нам нечем, народ бедный. Нам помогает немного районная администрация материалами, работой. Нас приглашают на 9 мая служить панихиду, собираемся с военкомом вместе провожать ребят в армию, благословлять, напутствовать

Родился я в Иркутской области, в городе Усолье - Сибирское. В этих городах Усолье, Иркутск и Ангарск очень плохая экология, туда были эвакуированы во время войны химические заводы. Я, когда учился в техникуме, был на практике на заводе в цехе ртутного электролиза, мы ходили по ртути, весь город был травленный. После армии (служил в пограничных войсках) работал, а затем мы приехали с мамой в Дедовичи, к нашему знакомому отцу Всеволоду, купили здесь домик, мне было тогда двадцать пять лет. Мама моя была человеком верующим, а папа и сейчас категорически не верующий человек, хотя очень правильный, и по своему характеру образец православного человека, но не верующий. Мама меня с детства воспитывала как православного христианина, я ходил в храм всегда, до армии был иподиаконом у Владыки Ювеналия в Иркутске.

Так что Господь привел нас в Дедовичи к отцу Павлу. Через полгода после приезда умерла мама, и я остался совсем один. После смерти мамы мне очень помог отец Павел, я перешел из сельхозтехники, где тогда работал, в Покровский храм к отцу Павлу. Семь лет проработал в церкви, помогал ему: был водителем, алтарником, на клиросе помогал. Ездил отец Павел по всему благочинию, храмы строились, восстанавливались... В Порхове Никольский храм возрождали с отцом Германом под руководством нашего благочинного, когда Владыка благословил храм там открыть. В Бежаницах строили иконостас с отцом Германом (служит в Спасо-Елеазаровском монастыре), не знал я, что сюда попаду служить, в Пожеревицах восстанавливали храм, полы перестилали, иконостас строили.

В Дедовичах, когда церковь первая, построенная отцом Павлом, сгорела, мы отстраивали из кинотеатра новую Покровскую церковь. У меня нет никакого специального образования, но у меня есть опыт, практика. Я видел, как служит отец Павел, строил под его руководством церкви, иконостасы...

 И вот летом 1998 года я познакомился с Олей, моей матушкой, которая приехала к отцу Павлу, регентовала хором. На третий день мы поехали знакомиться с тещей, решили пожениться. Венчал нас отец Павел в Белой, и сразу мы поехали к Владыке. Рукоположили в дьяконы, а на Воздвижение Креста меня рукоположили в священника. Мне было 33 года. В один месяц я венчался, стал дьяконом и священником. Это было очень трудно. Потом после службы в Троицком соборе, меня Владыка на Покров привез к отцу Павлу, я сижу в сторонке, они обсуждают, кого в Бежаницах поставить - некого. Потом Владыка поворачивается ко мне и спрашивает: "Ты сможешь Литургию отслужить, сам, один? - Отвечаю: Литургию смогу. - Все, езжай, отец Павел, дать ему святии просфоры, езжай". Мы приехали с матушкой в Бежаницы, так тут и остались. Не было жилья, искали, где переночевать, потом семь лет снимали квартиру, пока свой дом не построили, вот живем в нем полтора года.

 В Бежаницах уже восемь лет служу, рукоположили в 1998 году, и сразу назначали на этот приход - здесь сменилось семь священников, никто не хотел служить, жилья не было. Семь лет с матушкой снимали квартиру в Бежаницах, папа продал квартиру и приехал в Дедовичи, купили сруб и начали строить своими руками, матушка помогала. Когда купили сруб, то на него сел аист, три дня сидел, ворон отгонял, дело было на Троицкую субботу, хорошее знамение.

О причастии: Иногда отпеваешь усопшего, видишь, что родственники даже перекреститься не могут правильно. Показываешь. На Литургии самых ленивых прошу, чтобы хоть раз в год приходили в храм, приходят в храм, начинают спрашивать, как причащаться, объясняешь, что хотя бы раз в пост причащаться необходимо, а у нас четыре поста, и пост самое время молитвы и покаяния. Когда человек окрепнет духовно, тогда почаще надо причащаться. Тут надо смотреть очень индивидуально, знать обстоятельства, характер человека, чтобы дать правильный совет: кому-то надо причащаться каждую неделю, а кому-то и раз в год, раз в месяц пока. Требовать от человека покаяния нельзя, но прошу хотя бы в Великий пост причаститься. Так и идет постепенно становление человека в Церкви. По шажочку. Кто-то в храм зашел свечку поставить - поговорил, с кем-то остановился на дороге, кто-то остановил меня. Надо "цепляться", не проходить мимо человека и объяснять нашу веру православную, что она требует от человека, и что она дает нам, к чему ведет.

Но у каждого свое время обращения к Богу, Господь каждого ведет, но дойдет ли человек, зависит от него самого. До поры до времени человек не понимает, что его Бог ведет, и однажды он поймет, что Бог - есть любовь, а любовь нельзя не понимать. Это понимание может прийти в последнюю минуту, как у раскаявшегося на кресте разбойника. Есть неверующие люди, которые не верят, что Бог есть, но православным людям можно поучиться их благочестивой жизни. Мы часто кичимся, что мы - православные, а мы бываем более несдержанные, и более подвержены всяким порокам, чем не православные люди. Можно услышать часто, что православные ведут себя хуже, чем не православные. Православие для некоторых из нас как колокольня, на которую мы залезли и смотрим на всех немножко свысока: мы-то православные, а они-то не православные, мы и молимся, и пост соблюдаем, а они - нет. Мы должны быть проще, и не кичиться своим православием. Ведь православную России разрушали, расстреливали священников те же православные люди, наши православные предки, а Христа кто распял? Самые первые среди православных, если на наш язык перевести. Христос не случайно нас призывает считать себя хуже всех, тогда и к людям мы будем по-другому относиться, и не сомневаться, что, если ты - православный, значит, уже спасен.

Я несколько лет назад ездил в Сибирь, на родину, там такая же, примерно, обстановка, как у нас, но в селе хуже: очень трудно открыть храм, а села там были многотысячные. Но сейчас предприятия закрываются, жизнь разваливается, стоят дома заброшенные, а храм открыть не дают. Возможно, потому, что там не было такой беды, как здесь - война, поэтому там люди немного далеки от Бога. Мы увидели это своими глазами, а у нас, на Псковщине, сейчас почти в каждом селе храм открывается, или строится, а там даже молебный дом не открыть.

 Наш благочинный, отец Павел, старается с нами быть корректным, он не давит, и если пишет какое-то поручение священнику, то всегда со словами "по благословению нашего Владыки", потому что все вопросы решает сначала с Владыкой, и действительно тогда есть благословение Владыки, поэтому всякое поручение воспринимается мною как благословение благочинного и благословение Владыки, нет у нас никакой неприязни, отторжения. Опыт нашего благочинного гораздо выше, чем мой, его даже и не сравнить, и он может видеть со стороны гораздо лучше, чем вижу я что-то на своем приходе. Конечно, любая подсказка благочинного принимается с благодарностью. Отец Павел сильно повлиял на мою жизнь, я раньше и не помышлял быть священником, даже не дерзал об этом думать. Православным, с маленькой буквы, был всегда, но, окунувшись в церковную жизнь в Дедовичах, понял, что нужно продолжать так и дальше".

Светлая седмица, 2007 г.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11