РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-03-2010


Недели по Пятидесятнице

 Неделя по Пятидесятнице пред Богоявлением.

14 января, в воскресение, в великий праздник Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого в православных храмах за Литургией св. Василия Великого читается Евангелие (Мк 1, 1-8)

Священник Владимир Саввин, клирик Свято-Троицкого Кафедрального Собора в Пскове о евангельском воскресном чтении в предпразднство Богоявления обратил внимание на особенность крещения от Иоанна Крестителя:

«В Евангелии дается описание Иоанна Крестителя: «Бе же Иоанн оболчен власы велблужди, и пояс усмен о чреслах его, и ядый акриды и мед дивий».

Иоаннова одежда, описанная Евангелистом, была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать - вретище служит знаком плача; кожаный пояс означает омертвелость иудейского народа.

А то, что одежда Предтечи означала плач, говорит Сам Господь: «плакохом вам и не рыдасте» - называя здесь плачем жизнь Иоанна Предтечи. Пища Иоаннова указывала на воздержание, и была прообразом духовной пищи тогдашних иудеев, которые чистых птиц небесных не ели, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Саранча (акриды) - насекомое, которое прыгает вверх, и потом вновь падает на землю.

«И проповедаше, глаголя: грядет Креплий мене во след мене, Ему же несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его; аз убо крестих вы вы водою, Той же крестих вы Духом Святым» - так Иоанн Креститель говорит, что недостоин быть даже самым последним Его рабом, который бы разрешил ремень, т.е. узел на ремне сапог Его.

Понимают эти слова Евангелия и так, что все приходившие и крестившиеся от Иоанна разрешались покаянием от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал «ремни» - узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить «ремни», так как у него и не нашел сего «ремня», то есть греха. Иоанна, последнего из пророков, святой Евангелист Марк представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета.

Евангелист называет Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти безплотную жизнь, и за возвещение и указание грядущего Христа: «се Аз посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим». Иоанн приготовлял души иудеев к принятию Христа посредством крещения. «Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов. И исхождаше к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне; и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя».

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние, которое и вело далее ко отпущению грехов - ко крещению Христову. Святое Крещение от Иисуса Христа заключало в себе отпущение грехов».

.

Неделя 16 по Пятидесятнице. Причта о талантах. Евангелие от Матфея XXV. 14-30.

Талант - дар Господень, но мы привыкли все наши лучшие способности и таланты присваивать себе и считать их своими: здоровье, богатство, умственные способности, дар ремесла и искусства и т.п. Но все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру своих сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и на благо ближним. В урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Клирик Свято - Троицкого Собора священник Сергий Иванов о Евангельском чтении за Литургией в воскресение, 1 октября:
«В Неделю 16 по Пятидесятнице в Церкви читают притчу о талантах. В ней рассказывается о том, как один господин дал людям в долг деньги - таланты. Одному дал пять талантов, другому - два таланта, а третьему - один талант. Человек, которому было дано пять талантов, их приумножил, заработав еще пять талантов; человек, которому были даны два таланта, тоже умножил эти таланты, и только третий закопал свой талант в землю. Когда пришел господин за долгом, ему вернул первый должник десять талантов, и господин поблагодарил его за десять талантов и оставил их ему. Тому, кто вернул ему четыре таланта, он тоже отдал эти таланты. Человек, который закопал талант, данный ему господином, выкопал и отдал его ему. Этот должник не получил благодарности, и этот единственный талант господин забрал от него и отдал тому, у кого уже было десять талантов.

Чему научает нас эта притча? Что мы можем из нее почерпнуть? Таланты в притче - это те дары Божии, которые дает Господь человеку при его рождении. Господь дает разные возможности каждому из нас: одним особые дарования, другим разные способности, и у всех есть способность помогать людям, делать добрые дела. Это и есть талант, который получает от Бога каждый человек. И ни в коем случае нельзя уподобляться тому человеку, который закопал такой талант в землю. В большинстве своем люди добры, все стараются помогать людям, своим ближним, но часто можно видеть и слышать другое: «наглость - второе счастье», «не сделаешь добра - не получишь зла» - выражения, которые православному человеку не должны быть присущи.

Эти поговорки начинают бытовать среди людей для их оправдания, чтобы не делать доброго, а жить ради себя самих, в сущности, уподобляясь человеку, который закопал свой талант. Заканчивается их жизнь, как правило, печально: нет рядом близких, друзей, помощников. Такие люди обыкновенно пребывают в большом унынии и разочаровании от мира, нет в них той радости, которую они ждали. А радость, которую может принести нам эта жизнь - и есть радость добрых дел, радость той благодарности людей, тех добрых отношений, которые мы можем получить только, жертвуя собой, ради другого человека. Только такая радость может быть у каждого из нас в этой жизни - это и есть истинная радость.

Кому-то Господь дает хороший разум, кому-то силу физическую или силу слова, и человек должен использовать эти дары на благо людей, а не во вред им. Если мы посмотрим на мир, который нас окружает, любое растение, любое создание Божие приносит пользу окружающему миру, все взаимосвязано, и лишь человек - то создание, который постоянно выбирает: приносить пользу людям или вред. Христианин, конечно, выбирает пользу, приносимую людям и Богу, живет ради людей. И тогда та награда, которую мы так ждем, то счастье человеческое, которое мы пытаемся найти на земле, Господь даст нам в Царстве Небесном - в вечной радости и в вечном блаженстве с Богом.

В современной жизни много внимания обращается сейчас на внешнюю красоту человека. Это тоже дар Божий, он дается человеку, красоту не приобретешь какими-то стараниями. Но человек, который старается усовершенствовать свою красоту, или пользуется какими-то кардинальными средствами, чтобы стать красивым забывает, как правило, о своей душе. Внутренняя, душевная красота очень важна, и не случайно есть поговорка «по одежке встречают, а по уму провожают». Если человек красив, его встречают с радостью, но время пройдет, и все встанет на свои места: человек явит свою сущность, и красота перестанет быть той первоначальной силой. Стоит ли посвящать своему телу все свое время, когда жизнь человеческая скоротечна, и никто не знает, сколько каждому отпущено.

Можно так увлечься в сохранении и усовершенствовании своей физической красоты, что подоспеет старость, которую избежать невозможно и подойдут те немощи, которые не побороть, какие бы операции человек не делал над своим телом. В конечном итоге будет смерть. Святая Церковь учит, что человека Господь создал из праха земного, из земли и если задуматься над этим вопросом: а стоит ли, эту землю, которая станет снова землей, так украшать? Прилагать такие силы? Забывая о той безсмертной душе, которая у каждого человека несомненно красива. У каждого человека есть этот талант душевной красоты.

Некрасивых людей не бывает, и душевную красоту надо развивать, не закапывать этот талант. А если человек украшает свое тело, забывая о душе, душа начинает становиться мрачной. Потом потихонечку покрывается некими греховными пятнышками, как язвочками, и эти язвочки начинают гнить, и человек загнивает внутренне. Как мы имеем попечение об одежде, когда она пачкается, покрывается грязными пятнами, мы ее или стираем, или выбрасываем. Для нас это просто кусок тряпки. Так и к телу своему надо относиться: это только часть земли, а трудиться над нашим внутренним состоянием, внутренним преображением нашей души, которая будет жить вечно».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11