РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
19-04-2011


Часть10

3 сентября 1893 года епископом Псковским и Порховским назначен Антонин (Иван Дмитриевич Державин). Он родился 17 января 1831 года в семье священника в Калужской губернии. Окончил Калужское духовное училище,
затем Калужскую духовную семинарию, Московскую духовную академию, удостоен степени кандидата богословия.
В 1855 году рукоположен во священника в город Белев Тульской епархии. В 1861 году назначен инспектором
Белёвского духовного училища, служил цензором проповедей, неоднократно был членом строительных и ревизионных комитетов Белёва. 28 февраля 1875 года пострижен в монашество. С 1875 года настоятель Белёвского монастыря и благочинный монастырей епархии. С 1881 по 1883 года служил инспектором Вифанской духовной семинарии.
В 1883 году Антонин назначен настоятелем Сретенского (Сретения Владимирской иконы Божией Матери) монастыря в Москве. В 1883-1889 годах - епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, епископ Ковенский, первый викарий Литовской епархии, епископ Полоцкий и Витебский. В Литве и Белоруссии епископ Антонин большое внимание уделял укреплению позиций Православия, урегулированию отношений между православными, старообрядцами
и местными властями.

В Псков Антонин прибыл 6 октября 1893 года, был торжественно встречен духовенством и мирянами. Он возглавил торжественное богослужение по случаю отмечавшегося 26-28 октября 1893 года 700-летия обретения мощей Святого благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского чудотворца. 1 января 1894 года начали издаваться «Псковские епархиальные ведомости». Первым редактором ведомостей был ректор Псковской духовной семинарии протоиерей Алексей Лебедев. Выходили ведомости два раза в месяц. 5 июля 1894 года Святейший Синод разрешил ежегодно
с 8 по 30 сентября приносить икону Божией Матери  «Умиление» из Псково-Печерского монастыря в Ригу в Сергиевский храм Свято-Троицкой женской общины и другие церкви города. 26 марта 1895 года в Пскове открыт отдел Императорского  Православного Палестинского общества. Основание Палестинского общества тесно связано с именем великого князя Сергея Александровича, он и стал первым председателем  общества. После гибели Сергея Александровича, с 1905 по 1915 год президентом Палестинского общества был великий князь Константин Константинович (поэт К.Р.), почетным председателем - великая княгиня Елизавета Федоровна.
Председателем Псковского отдела Палестинского общества являлся епископ Псковский и Порховский. В задачи
общества входило распространение среди православного  населения епархии знаний о настоящем и прошлом Святой Земли, о христианских святынях на Ближнем Востоке,  оказание помощи паломникам, учреждение в Палестине
больниц, школ, странноприимных домов, исполнение поручений общества. Денежные средства общества и отделения
формировались в основном от сбора, который ежегодно  проводился во всех православных церквах Российской
Империи во время богослужения в день входа Господня  в Иерусалим. Сбор осуществлялся как по подписным листам, так и в церковные кружки. Одним из источников пополнения финансов отделения было распространение журнала «Сообщения Императорского Православного Палестинского  общества». Для более широкого распространения
изданий Палестинского общества по просьбе отдела на местах в периодике бесплатно печатались объявления о вышедших в свет новых изданиях общества, о подписке на журнал «Сообщения Императорского Православного Палестинского  общества». Некоторые монастыри выписыва
106

 ли его в свои библиотеки. С 1911 года Псковское отделение стало осуществлять сбор пожертвования для Барградского комитета. Членами общества были настоятели монастырей
Псковской епархии, священники. Первыми членами Палестинского общества стали епископ Псковский и Порховский
Антонин, настоятель Псково-Печерского монастыря  архимандрит Мефодий, вице-губернатор граф А.В . Адлерберг, командир 93-го пехотного Иркутского полка полковник М.К. Слончевский, вдова тайного советника Е.Б. Зубова, потомственный почетный гражданин Пскова Л.А. Лапин. Членом общества состоял друг будущего Патриарха
Тихона настоятель Торопецкого Корсунского собора протоиерей Владимир Щукин. Первым председателем Псковского отделения стал епископ Антонин, товарищем (заместителем) председателя - вице-губернатор Адлерберг, казначеем - священник А.П . Павский. Члены общества устраивали  в епархии народные чтения о Святой Земле, для этого обществом издавались листки и брошюры. Чтения проводились в основном приходскими священниками, диаконами,
псаломщиками, учителями в храмах и школах, как правило, в дни Великого поста. Посетителям чтений бесплатно
раздавали «Палестинские листки» и виды Святой Земли. Чтения привлекали большое количество слушателей,
вызывали живой интерес к истории Палестины и современным  её нуждам. Общество и отделения в епархиях прекратили свою деятельность после 25 октября (7 ноября) 1917 года. 3 сентября 1895 года вблизи Пскова в погосте Кусва  епископ Псковский и Порховский Антонин совершил освящение церковно-приходской школы и церковной колокольни, строительство которой также было завершено к этому дню. Прихожанам погоста давно хотелось иметь у себя школу, однако средств на её строительство было недостаточно. Была и настоятельная потребность в строительстве новой колокольни, на это также нужны были средства. Местная помещица А.Н . Капгер обратилась к

107

обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об отпуске  средств на строительство церковно-приходской школы. В начале 1895 года средства были отпущены. Председателем  строительной комиссии избрали А.Н . Капгер. Начав строительство ранней весной, к 3 сентября здание школы уже построили. Причем, значительные денежные средства были пожертвованы А.Н. Капгер и другими лицами. Собранных  прихожанами денег хватило и на строительство новой колокольни. По докладу синодального обер-прокурора император Николай II разрешил 18 ноября 1895 года учредить в Выбутах  Псковского уезда, на родине Святой Ольги, женскую второклассную  приходскую школу в честь рождения в императорской семье первого ребенка - дочери Ольги Николаевны.

На заседании 10 января 1897 года Святейший Правительствующий Синод принял следующее постановление:«В имении священника Псковской епархии Павла Симанского в селе Екатерининском Островского уезда учредить женскую общину с наименованием её Казанскою, с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Так было положено начало будущему Спасо-Казанскому монастырю в Острове. 8 декабря 1897 года Император Николай II разрешил учредить в Псковской губернии попечительство о народной трезвости. Самое активное участие в борьбе за трезвость народа всегда принимало православное духовенство. Первым в Псковской епархии организовал пять (!) обществ трезвости в своем приходе протоиерей Покровской церкви села Бежаницы
Василий Триумфов. В противовес существовавшим питейным заведениям, он при содействии благотворителей, местных помещиков супругов В.Д. и А.П. Философовых, помещика села Усадищи Д.А. Философова с супругой, полковника Крыжановского, барона Розена и генерала Бибикова 1 июля 1895 года открыл в Бежаницах народную чайную. При ней была организована библиотека, в которой наряду с духовной литературой была представлена лите

108

ратура по передовым приёмам и методам ведения сельского хозяйства. В Бежаницком приходе Василий Триумфов служил 49 лет. Кроме создания чайной и библиотеки, он заведовал церковно-приходской школой, преподавал Закон
Божий, состоял в епархиальном училищном совете, был членом благочиннического и попечительного советов округа. Новой властью, установившейся в 1917 году, священник Василий Триумфов расстрелян 26 февраля 1919 года как контрреволюционер.По инициативе епископа Псковского и Порховского Антонина, одобренной Святейшим Синодом, 3 сентября 1898 года при епархиальном свечном заводе открыт приют для бедных вдов и сирот духовного звания. Первоначально в приюте находились 10 человек, к 1910 году их число увеличилось до 20 человек.

19 февраля 1899 года в город Холм Псковской губернии прибыл настоятель Кронштадтского Андреевского собора Санкт-Петербургской епархии протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Его торжественно встречали местное духовенство,
городской голова, гласные городской думы, народ. На другой день, 20 февраля, о. Иоанн служил утреню в переполненной Николаевской церкви, затем он выехал в Воронцовскую Благовещенскую женскую общину, где по поручению епископа Антонина совершил освящение домовой церкви Казанской иконы Божией Матери, построенной
в том числе и на его пожертвования. Колокола были приобретены также на пожертвования о. Иоанна Сергиева. Община основана на земле, пожертвованной для неё помещицей Софьей Петровной Пфейфер, урожденной Перепечиной. В память о посещении города Холма о. Иоанном Кронштадтским город учредил две стипендии для помощи содержащимся в богадельне.Указом Святейшего Синода от 25 апреля 1900 года Ильинская община изъята из ведения игуменьи ИоанноПредтеченского монастыря и стала именоваться епархиальной Ильинской общиной сестер милосердия.

109

19 октября 1900 года в далёком Сан-Франциско епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Беллавин) письменно обращается в правление Псковской духовной семинарии: «В благодарную память о Псковской духовной семинарии, где я обучался (1878-1884 гг.), а потом был и учителем (1888-1892 гг.), честь имею при сем препроводить
в правление семинарии банковый чек на две тысячи пятьсот рублей» [Ф. 291. Oп. 1. Д. 37. Л. 485]. На проценты с этих денег епископ Тихон выразил желание учредить стипендию от своего имени для ученика из семьи духовенства,
сироты или бедняка, при условии, что ученик будет хорошо себя вести, не лениться в учебе, и самое главное, после окончания семинарии этот ученик должен служить по духовному ведомству. По ходатайству семинарии 27 января
1901 года Святейший Синод разрешил учредить такую стипендию в Псковской духовной семинарии.

20 января 1901 года настоятельница Псковского Старо-Вознесенского женского монастыря игуменья Евгения обратилась к епископу Антонину с прошением об открытии в Порховском уезде Ведриловской Покровской женской общины. В 1885-1892 годах земля в селе Ведрилово подарена монастырю красногородским мещанином Иваном Яковлевичем Барышниковым и псковским мещанином Яковом Фёдоровичем Базуновым-Дадаевым. Здесь уже была построена тёплая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, стояли дома для священника и псаломщика. При доме священника помещалась церковно-приходская школа. Были возведены необходимые хозяйственные постройки. Недалеко от всех этих строений находился монастырский кирпичный завод. Хозяйство располагалось далеко от Пскова, что и побудило игуменью Евгению обратиться к владыке с просьбой «ходатайствовать перед Святейшим Синодом об отделении пустоши Ведрилово со всем движимым и недвижимым имуществом от Старо-Вознесенского монастыря, и об открытии там Ведриловской Покровской общины». Начальницей учреждаемой общины предлагалась монахиня

110

Таисия, которая последние пять лет заведовала здесь хозяйством, отличалась «благочестивой настроенностью, кротким характером, знанием хозяйства и жизненным опытом». Епископ Псковский и Порховский Антонин поддержал ходатайство игуменьи Евгении. Постановлением Святейшего Синода от 11 сентября 1901 года самостоятельная женская община учреждена и получила наименование Покровская. Начальницей общины назначена монахиня Таисия. Современники отмечали редкую душевную доброту и кротость епископа Антонина. Несмотря на потерю зрения за несколько лет до смерти, он сохранял работоспособность.
В начале июля 1901 года Антонин серьёзно заболел. В помощь ему для управления епархией был прислан викарий
Холмско-Варшавской епархии епископ Люблинский Герман (Иванов). Епископ Псковский и Порховский Антонин
скончался 2 марта 1902 года, погребен в усыпальнице Троицкого собора в Пскове.Временно, со 2 по 26 марта 1902 года, Псковской епархией управлял викарий Холмско-Варшавской епархии епископ Люблинский Герман (Иванов).

26 марта 1902 года повелением императора Николая II епископом Псковским и Порховским назначен Сергий (Ланин).
В Псков он прибыл 9 апреля. Ему было 50 лет, награжден орденами Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 1-й степени и золотой, украшенной драгоценными камнями,
панагией. С 1901 года Сергий состоял почетным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Рескриптом великого князя Сергея Александровича 16 апреля 1902 года епископ Сергий назначен председателем Псковского отдела Императорского Православного Палестинского общества. С 18 февраля 1903 года епископ избран почетным членом Псковского отделения Российского общества Красного Креста, с 3 июля 1903 года - почетным членом Псковского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.

111

10 декабря 1902 года епископ Псковский и Порховский Сергий в деревне Зенцово Дроздовской волости Великолукского уезда, на месте подвигов схимонаха Антония, совершил освящение церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь была построена в память чудесного спасения императорской семьи во время крушения царского поезда близ станции Борки в Курской губернии 17 октября 1888 года.Постановлением Синода от 27 марта 1903 года женская Благовещенская община, действовавшая с 1898 года в селе Воронцово Холмского уезда, преобразована в женский общежительный Благовещенский монастырь «с таким числом сестёр, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства».Летом 1903 года в Псковском уезде, в районе станции Торошино, проходили военные маневры с участием императора и высших чинов Военного министерства. 9 августа 1903 года древний Псков встречал императора Николая II иимператрицу Александру Фёдоровну. При входе в Троицкий собор приветственным словом их встретил епископ Сергий, который рассказал императорской семье о святынях собора. В Мирожском монастыре на ступенях Спасо-Преображенского собора императора с императрицей вновь приветствовал
епископ Сергий. 5 августа императорская семья посетила Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. Усвятых врат обители императора и императрицу с крестным ходом встретили Псковский архиерей и настоятель монастыря.
Выслушав молебен в Успенском соборе, Их величества приняли в благословение от настоятеля монастыря две иконы. Государь приложился к чудотворной иконе Успения Божией Матери и раке с мощами преподобного Корнилия, затем прошел в пещеры, осмотрел монастырскую звонницу, посетил настоятеля монастыря в его покоях, откуда со всей свитой прошел крестным ходом в Михайловский собор, почтил память воинов 1812 года. Епископ Сергий был пожалован золотой, украшенной драгоценными камнями, панагией.

112

7 ноября 1903 года Николай II утвердил мнение Государственного Совета «о ежегодном отпуске в течение 10 лет, начиная с 1904 года, из государственного казначейства на содержание Троицкого собора по 3 тысячи рублей».

5 декабря 1903 года последовал указ императора по докладу Святейшего Синода о «бытии преосвященному Псковскому Сергию архиепископом Ярославским и Ростовским, а третьему викарию Московской епархии, преосвященному Волоколамскому Арсению епископом Псковским и Порховским». Уже после отбытия Сергия в новую епархию, в Пскове получено императорское повеление от 17 февраля 1904 года об учреждении в Псковском епархиальном женском училище стипендии в память посещения Пскова и Троицкого кафедрального собора Николаем II иимператрицей Александрой Фёдоровной. Стипендия предназначалась «для выдачи одной из лучших по успехам и поведению воспитанниц сего училища» и выдавалась на проценты с 2500 рублей, которые на это благое дело были пожертвованы лично епископом Сергием, а также духовенством и монастырями епархии.

Епископ Псковский и Порховский Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) родился 22 января 1862 года в селе Комаров (молдавское название Кумарзу) Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье настоятеля местной Успенской церкви. Его мать происходила из молдавского священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком
духовном училище Авксентий окончил Кишиневскую духовную семинарию, с 1880 года преподавал в Единецком
духовном училище. Ему хотелось продолжить учебу в университете, но согласно действовавшим в то время законам, выпускники духовных семинарий могли продолжить образование только в духовных учебных заведениях. Он уволился из училища и поступил в Киевскую духовную академию. В годы учебы в академии он много печатался в студенческом журнале. В 1885 году Авксентий окончил полный курс академии со степенью кандидата богословия,

113

указом Синода назначен преподавателем в Кишиневскую духовную семинарию. Преподавательскую деятельность Авксентий совмещал с административным служением, участвовал в миссионерских съездах в Москве, был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». В 1895 году указом Святейшего Синода магистр богословия Авксентий
назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 30 декабря 1895 года в Александро-Невской лавре Авксентий пострижен в монашество с именем Арсений, в честь святителя Арсения Тверского. С 1896 года иеромонах Арсений ректор Новгородской духовной семинарии и одновременно настоятель монастыря Святого Антония Римлянина.
В 1897-1899 годах архимандрит Арсений служит инспектором, затем ректором Московской духовной академии.
В 1899 году Николай II утвердил назначение ректора духовной академии архимандрита Арсения одновременно епископом Волоколамским, третьим викарием Московской епархии. Перед отъездом в Псков, 21 декабря 1903 года, на прощальной литургии в Троице-Сергиевой лавре епископ Арсений рукоположил иеродьякона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

В Псков владыка Арсений прибыл 30 декабря 1903 года. В 1904 году он избран почетным членом Императорского
Православного Палестинского общества и председателем его Псковского отделения. Будучи знатоком уставного
богослужения, особое внимание Арсений обращал на правильную постановку церковного пения, на подготовку псаломщиков и регентов. По его инициативе летом 1904 года в Пскове состоялся съезд учителей церковного пения, на следующий год, 6 сентября 1905 года, в загородном архиерейском доме (бывшем Пантелеимоновом монастыре) им создана псаломщическая школа. По имени основателя она стала именоваться Арсениевской псаломщической школой. Много сил владыка отдал устройству церковно-приходских школ, организации преподавания Закона Божия в светских учебных заведениях. При деятельном участии псковского

114

владыки Никандровым монастырем в 1904 году открыта церковно-приходская школа имени цесаревича Алексея в Порхове, воскресная школа в погосте Сторожня Новоржевского уезда в 1907 году и многие другие.

С первых лет пребывания в Псковской епархии владыка стал лично и через знатоков собирать исторические реликвии. Он решил устроить на Печерском подворье музей. Открытие Церковно-историко-археологического музея состоялось 9 августа 1906 года. По предложению владыки руководство музеем было поручено преподавателю богословия,
истории и обличения раскола Псковской духовной семинарии Николаю Ильичу Серебрянскому. Позднее он прославился как автор «Очерков по истории монастырской жизни на Псковской земле», изданных в Москве в 1908 году. К августу 1908 года коллекция музея была приведена в порядок, в витринах были разложены рукописи, богослужебные предметы, церковная утварь и другие предметы. Собирание древностей в епархии продолжалось. Для изучения и охраны памятников древности было решено организовать при музее церковно-археологический комитет.
Торжественное открытие церковно-археологического комитета состоялось 24 августа 1908 года в здании Псковской
духовной семинарии. В присутствии представителей духовных и светских учебных заведений, депутатов епархиального
съезда, духовенства города Пскова, светских властей губернии и Пскова, архиепископ Арсений произнес
речь, в которой сказал: «Забвение прошлого, пренебрежение к разнообразным памятникам родной старины справедливо трактуется как культурная недоразвитость края, отсталость в умственном отношении. Азбучная истина гласит, что история учительница народов. А исторические судьбы Пскова столь поучительны, что изучение их представит,
несомненно, много научного и жизненного интереса
». Он обратился ко всем пастырям Псковской епархии с просьбой деятельно помочь учреждаемому комитету. При комитете существовала библиотека книг по русской исто

115

рии, вспомогательным историческим дисциплинам, библиографии, сочинений и статей псковских уроженцев, хотя и не имевших отношения к местной истории, но необходимых для составления биографического словаря; изданий местных типографий. Из документов, поступавших в комитет, должен был со временем сформироваться архив. По разрешению председателя комитета документами архива и музея могли пользоваться посторонние лица. Попечителем комитета являлся местный псковский архипастырь, он руководил и надзирал за его деятельностью. После перевода владыки Арсения на Новгородскую кафедру церковно-археологический комитет продолжал свою деятельность под руководством других псковских владык.

Служение епископа Арсения пришлось на период тяжких испытаний для России. В период Русско-японской войны все священники Псковской епархии в своих проповедях, поучениях призывали народ к сплочению, должному
отпору врагу, помощи семьям призывников, раненым воинам. Кроме материальной помощи русским воинам от епархии, значительные средства шли от организованного Арсением при Псковском епархиальном женском училище благотворительного «Дамского комитета для помощи армии». В память о деятельности Арсения в обществе Красного
Креста после войны, 10 февраля 1907 года, его наградили серебряной медалью общества.

В январе 1905 года в стране начались революционные беспорядки. Затронули события 1905 года и церковную жизнь. Дважды учебный год в Псковской духовной семинарии прерывался забастовками воспитанников.По докладу обер-прокурора 16 января 1906 года император Николай II согласился с предложением Святейшего Синода о назначении епископа Арсения присутствующим в Синоде и председателем учебного комитета при нем «с оставлением за ним управления епархией». Одновременно епископ Арсений назначен членом особого присутствия для разработки и подготовки вопросов для бу
116

дущего Всероссийского Поместного собора. 6 марта 1906 года он стал членом постоянно действовавшего при Синоде предсоборного присутствия, возглавил в нём отдел церковно-учебных заведений. От синодских обязанностей владыка
был освобожден после избрания 16 февраля 1907 года членом Государственного Совета от монашествующего духовенства.
В Государственном Совете епископ Арсений отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви, необходимость сохранения за Православной Церковью статуса государственной, выступал против принятия закона о правовом статусе старообрядческих общин, против закона о переходе из одного вероисповедания в другое, предлагал принять новое законодательство по борьбе с пьянством в России, неоднократно выступал против расширения продажи крепких напитков. 31 января 1907 года Арсений был возведен в сан архиепископа. Как архиепископу, так и как члену Государственного Совета ему полагалось определённое жалование. Арсений отказался от получения жалования архиепископа, пока он состоял членом Государственного Совета. Эти деньги шли на епархиальные нужды.

Занимаясь общегосударственными вопросами, Арсений отнюдь не упускал из вида Псковскую епархию. По его ходатайству определением Святейшего Синода от 21 мая 1907 года Казанская женская община в селе Екатерининское вблизи города Острова возведена в степень женского общежительного
монастыря с наименованием Спасо-Казанский. Число инокинь монастырь должен был определить сам, какое
в состоянии будет содержать на свои средства.

17 августа 1907 года император Николай II пожертвовал икону Николая Чудотворца и деньги на строительство церкви Архистратига Михаила в селе Тешково Псковского уезда. В том же году, 26 октября, император Николай IIразрешил Всероссийскому обществу Святой Ольги провести по всей стране сбор пожертвований на сооружение храма на родине Святой в погосте Выбуты Псковского уезда. Председателем совета общества была королева эл

117

линов Ольга Константиновна, внучка императора НиколаяI. Через несколько лет на собранные средства храм Святой Ольги в Выбутах был построен, дальнейшая деятельность общества встретила затруднения в связи с началом Первой мировой войны.
4 октября 1908 года в Пскове епископ Псковский и Порховский Арсений освятил воинский храм Святого Благоверного
Великого князя Александра Невского. Его строительство
началось 11 июня 1907 года. За основу был взят проект церкви, составленный гражданским инженером Фёдором Михайловичем Вержбицким и утвержденный императором Николаем П. Горячее участие в сооружении воинского храма в Пскове приняли главнокомандующий войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа
великий князь Владимир Александрович, военный министр
России Алексей Николаевич Куропаткин и протопресвитер
Армии и Флота Александр Желобовский.

Начальница Ведриловской Покровской общины монахиня
Таисия 9 января 1909 года подала архиепископу Псковскому и Порховскому Арсению прошение о преобразовании
общины в общежительный монастырь. Средства
к существованию общины давала земля, рукоделие сестёр и послушниц, доброхотные пожертвования. От казны община получала только жалование священнику и псаломщику. За годы своего существования община окрепла материально, окрестное население относилось к ней с уважением. В окрестностях общины жило много
латышей и эстов, в большинстве своём протестантов, но были среди них православные или желавшие принять православие. Вблизи общины жили раскольники, которые
влияли на окрестное православное население. Православный
монастырь должен был стать духовным центром,
противостоявшим иноверцам. Архиепископ Арсений поддержал ходатайство. 30 ноября 1909 года Святейший Правительствующий Синод постановил: «Покровскую Ведриловскую женскую общину Псковской епархии об


118

 

ратить в женский общежительный монастырь того же наименования
», монахиня Таисия возведена в сан игуменьи. Вслед за Воронцовским монастырем в Холмском уезде, Спасо-Казанским монастырем под Островом, Покровский монастырь стал третьим женским монастырем, основанным
на Псковской земле в начале XX века в царствование императора Николая II.

В конце июня 1908 года в Псковскую епархию прибыл
старец схиархимандрит Гавриил (Гавриил Фёдорович Зырянов). Он родился в 1844 году в зажиточной крестьянской
семье в Пермской губернии. Любовь к Богу в его душе жила с детства, всю последующую жизнь он посвятил тому, чтобы всегда исполнять волю Божию. В московском Высоко-
Петровском монастыре он принял монашество с именем
Тихон. С 1883 года о. Тихон поселился в Семиозерной пустыни Казанской епархии. Здесь в 1892 году Тихон был пострижен в схиму. При постриге он получил свое прежнее имя в честь Архангела Гавриила. В 1903 году старец по его прошению уволен на покой и уехал к своему ученику и духовному сыну, игумену Спасо-Елеазарова монастыря в Псковском уезде Иувеналию (Ювеналию). Первое время батюшка ходил на службы в монастырский храм, но потом по нездоровью вынужден был молиться в келье. Он усиленно
предался Иисусовой молитве, вычитывал положенные
по уставу Святой Церкви службы и общее келейное правило. При этом никогда не отказывал в беседе приходящим
богомольцам, отвечал на письма, читал Псалтырь, Священное Писание, творения Святых Отцов. Духовные дети старца построили для батюшки и его келейника маленький
домик на территории монастыря. Поселившись в нём, батюшка ни в чем не отступил от молитвенного делания.
Весть о мудром и любвеобильном старце приводила
в Елеазаров монастырь всё новых богомольцев. Между тем годы и болезни брали своё. Как ни трудно ему самому совершать все церковные службы, в большие праздники ему хотелось самому послужить литургию. Было решено

119

 

построить для него домовую церковь. В устройстве церкви
деятельное участие приняла великая княгиня Елизавета
Фёдоровна, вдова убитого революционерами-террористами
великого князя Сергея Александровича. Она пожертвовала деньги на её строительство и всё необходимое
для неё, включая утварь и облачения. Батюшка лично отправился в Москву благодарить Елизавету Фёдоровну. Ему был оказан очень теплый приём, и схиархимандрит пригласил великую княгиню посетить Спасо-Елеазаров монастырь, почтить своим присутствием освящение монастырского
храма после капитального ремонта. Великая княгиня согласилась приехать. 3 августа 1910 года по пути в Елеазаровский монастырь она сделала остановку в Пскове.
Встречал её в Троицком соборе архиепископ Арсений. На молитвенную память великой княгине преподнесли икону Святой Троицы. Приложившись к святыням собора, Елизавета Фёдоровна осмотрела храм, соборную ризницу, церковь Серафима Саровского. На пароходе «Юрьев» она отправилась в Елеазаров монастырь. В устье реки Толба пересела на лодку и, доехав до деревни Гирино, сошла на берег. Её встретили и преподнесли хлеб-соль иеромонах Игнатий, земский начальник Лавриновский, староста Остенской
волости. Пересев в экипаж, высокая паломница отправилась далее. По пути она посетила сельский храм в погосте Толбица. На пороге церкви Елизавету Фёдоровну приветствовал священник Вл. Верещагин, он пригласил её помолиться в храме. Великая княгиня выслушала краткое молебствие, приложилась к Кресту, местным святыням. На память о милостивом посещении Толбицкой церкви священник преподнёс ей икону Преображения Господня. У Святых ворот монастыря гостью встречала вся братия во главе с игуменом Иувеналием. Все священнослужители
были в подаренных её высочеством голубых облачениях с серебряными оплечьями. На встречу пришло много народа. Старец Гавриил встречал высокую гостью в монастырском храме. После многолетия великая княги

120

ня приложилась к Кресту, чудотворным иконам и мощам преподобного Евфросина. В сопровождении старца и игумена
она проследовала в придельный храм Рождества Богородицы,
а оттуда в келейную церковь старца. На другой день во вновь отделанном придельном храме Рождества Богородицы было совершено торжественное всенощное богослужение. 6 августа после литургии состоялся торжественный
крестный ход, в котором приняли участие до 20 тысяч народа. Многочисленное духовенство возглавил владыка Арсений. За священнослужителями шествовали Елизавета Фёдоровна, почетные лица, а за ними густые толпы богомольцев. 7 августа освящена домовая церковь схиархимандрита Гавриила во имя Архангела Гавриила и прочих Бесплотных Небесных Сил. 8 августа при общих пожеланиях счастливого пути Елизавета Фёдоровна покинула
обитель. В тот же день она посетила в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь. На пристани, устроенной на монастырском берегу реки Великой гостью встретили настоятельница монастыря игуменья Иувеналия со всеми сестрами обители, вице-губернатор барон Н.Н. Медем, представители от городских властей, народ. Игуменья поднесла гостье икону Иоанна Крестителя и просфору. Поцеловав икону и просфору и передав их своей спутнице, великая княгиня приложилась к храмовой иконе Пророка Иоанна Предтечи, затем к гробницам местночтимых благоверных княгинь: схимонахини игуменьи Евпраксии (строительница и настоятельница монастыря), схимонахини Марфы (княгини Марии). После главного храма она посетила придельные: Апостола Андрея Первозванного и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. На память ей был подарен ковер работы сестёр монастыря. После Иоанновского монастыря Елизавета Федоровна побывала в Вознесенском женском монастыре. Её заинтересовала архитектура древнего храма, построенного в 1467 году. В тот же день великая княгиня Елизавета Фёдоровна покинула Псков.

121

5 ноября 1910 года император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода о переводе архиепископа Арсения
в Новгород архиепископом Новгородским и Старорусским. 22 ноября 1910 года Арсений покинул Псковскую епархию, пожертвовав на церковно-просветительские и благотворительные нужды 3000 рублей, и 500 рублей в неприкосновенный капитал Кирилло-Мефодиевского братства и церковного историко-археологического комитета.

В тот же день, 5 ноября 1910 года, Николай II утвердил назначение епископа Алексия (Алексея Васильевича Молчанова) епископом Псковским и Порховским. В Псков он приехал 3 декабря. Епископ Алексий родился 5 октября 1853 года в Вятской губернии, окончил Вятскую духовную семинарию, служил заведующим сельским земским училищем, псаломщиком в храмах Вятской епархии. 22 октября 1885 года рукоположен в сан священника. В 1883 году Молчанов поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1887 году. В 18871899 годах о. Алексей служил законоучителем в гимназиях и в училище глухонемых детей в Казани. 4 сентября 1899 года принял постриг, возведён в сан архимандрита. В 1899-1900 годах Алексий ректор Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии. В 1900 году Алексий возведён в сан епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Он являлся председателем совета миссионерских курсов, комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Святого равноапостольного князя Владимира, комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия, общества вспомоществования недостаточным студентам академии. С 1905 года Алексий епископ Таврический и Симферопольский.

8 июля 1911 года вновь на Псковскую землю приехала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В Пскове она посетила Троицкий собор, после литургии приложилась к мощам Святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Николая Христа ради юродивого, Кресту Святой Ольги,

122

молилась у могилы Симона Тодорского. В память о посещении
собора епископ Алексий подарил ей иконы Святой Ольги и Святого Всеволода-Гавриила. В этот раз Елизавета
Фёдоровна посетила Псково-Печерский монастырь, пробыв здесь два дня. Она молилась пред чудотворными иконами, осмотрела Богом зданные пещеры, Святую горку.
Душою она стремилась к старцу Гавриилу в Елеазаров монастырь. Находясь в Елеазаровом монастыре, Елизавета
Фёдоровна присутствовала при пострижении в монахи выпускника духовной академии Сергея Ивановича Воинова,
принявшего в монашестве имя Серапион. Покидая 22 июля Псковскую землю, Елизавета Фёдоровна направила
епископу Псковскому и Порховскому Алексию телеграмму: «Уношу самое светлое воспоминание из Вашей епархии. С умилением переживаю молитвенные часы и Ваше пение среди Ваших учеников, духовных чад старца Гавриила. Да пошлет Вам Господь укрепление здоровья. Елизавета» [4, № 5, 1995]. Впоследствии старец Гавриил по приглашению великой княгини ездил в Москву в Марфо-Мариинскую обитель, где отдыхал, лечился, духовно поддерживал её обитательниц.

11 июля 1911 года епископ Алексий от имени псковичей направил в Петергоф телеграмму императору Николаю Александровичу по случаю именин великой княжны Ольги Николаевны: «Псковская церковь приветствует Ваше величество с дорогой именинницей. Сегодня литургию и молебен служил я в погосте Выбуты, родине Святой равноапостольной княгини Ольги, где вместе с духовенством и народом молился о здравии и благоденствии дочери-первенца Вашего величества великой княжны Ольги Николаевны. С великою скорбью долг имею доложить Вашему величеству, что в погосте Выбуты до сих пор нет храма во имя Святой Ольги. Вашего величества верный слуга и богомолец Алексий, епископ Псковский». На другой день епископу Алексию пришла ответная телеграмма Императора: «Государыня императрица и я искренно благодарим

123

 

Вас, владыко, и всех помолившихся о здравии и благоденствии нашей именинницы. Николай» [24, 1911 г, № 14].

Заслугой архиепископа Алексия является создание епархиального комитета трезвости. Как выше было сказано,
церковь издавна боролась за народную трезвость. Созданный комитет объединил усилия православного духовенства
и мирян в достижении этой благой цели.

17 апреля 1912 года епископ Алексий назначен епископом Тобольским и Сибирским. С 1913 года Алексий экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский. 20 мая 1914 года после тяжелой болезни он скончался. Согласно завещанию погребли архипастыря на его родине. Узнав о его кончине, Псковская городская дума от имени псковичей
выразила соболезнование его сыну Л.А. Молчанову.

12 апреля 1912 года Синод утвердил епископом Псковским и Порховским Евсевия (Евстафий Сергеевич Гроздов).
Он родился 17 марта 1866 года в семье дьякона сельской церкви близ города Вильно (Вильнюса). Первоначальное
образование Евстафий получил в Виленском духовном училище, затем в Виленской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1890 году. 6 августа 1890 года он рукоположен в сан священника Виленского кафедрального собора и одновременно назначен законоучителем в школе при Литовской
духовной семинарии. В 1895-1899 годах редактировал «Виленские епархиальные ведомости». 6 апреля 1899 года пострижен в монашество с именем Евсевий. В 1903 году Евсевий назначен ректором Ярославской духовной семинарии, 28 мая 1906 года возведён в сан епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Викариатство Евсевия пришлось на годы, когда епархиальным архиереем был будущий Патриарх Тихон. Можно предположить, что епископ Тихон рассказывал викарию о Псковской земле, тесную связь с которой он сохранял все годы. В 1909-1910 годах Евсевий епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии, епископ Тобольский и Сибирский.

124

В Псков епископ Евсевий приехал 17 апреля 1912 года. В этом же году великая княгиня Елизавета Фёдоровна
в сопровождении владыки Евсевия посетила Елеазаров монастырь. Старец Гавриил выразил им свое желание построить здесь для себя усыпальницу, над ней маленькую часовенку, а позади келейку для одного из его духовных
сыновей, который мог бы следить за усыпальницей. Епископ Евсевий дал своё благословение, а великая княгиня
сделала первое пожертвование на её строительство. В строительстве усыпальницы приняли участие многие почитатели батюшки. В 1914 году Елизавета Фёдоровна в последний раз приезжала в Елеазаров монастырь. 19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России. Старец Гавриил был сильно встревожен начавшейся войной,
постоянно молился о победе России, просил у Господа помощи русской армии. 24 августа 1915 года по настоянию
духовных детей он выехал в Казань, где, как все надеялись, он немного отдохнёт и подлечится. Но 24 сентября 1915 года схиархимандрит Гавриил отошел ко Господу. Погребли старца в Семиозёрной пустыни недалеко от Казани.
Здесь в 1785 году был погребен бывший Псковский епископ Вениамин (Пуцек-Григорович), старец Гавриил в 1899 году участвовал в обретении и перезахоронении его мощей. На погребение о. Гавриила приезжала Елизавета
Фёдоровна с казначей Марфо-Мариинской обители и восьмью сестрами из псковских обителей. Предполагали после окончания войны перезахоронить старца в СпасоЕлеазаровом монастыре, но дальнейшие события сделали это невозможным.

Епископ Евсевий в 1913 году вместе с другими архиереями в Новгороде участвовал в возведении в сан епископа
Алексия (Сергея Владимировича Симанского), будущего Патриарха Всероссийского.

В мае 1914 года в селении Выбуты Псковского уезда, недалеко от Ильинской церкви, началось строительство храма в честь Святой Равноапостольной Великой княгини

125

Ольги Российской. 11 июля 1914 года на официальную церемонию
закладки храма прибыли королева эллинов Ольга Константиновна, ее брат, великий князь Константин Константинович
с сыном Игорем Константиновичем. К этому дню была построена звонница и почти наполовину высоты выведены стены. На месте будущего алтаря был совершен чин основания храма. Первые кирпичи были положены Ольгой Константиновной, затем великими князьями, губернатором, членами строительного комитета и строителями. Был также совершен чин освящения колоколов для новой церкви. Прихожане Ильинской церкви в Выбутах поднесли великой княгине хлеб-соль. С днем ангела её поздравили маленькие девочки Ильинского прихода и поднесли букет полевых цветов.

22 июня 1914 года Николай II резолюцией «Быть по сему» утвердил одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон «Об отпуске из государственного казначейства средств на содержание Псковского кафедрального собора». Согласно этому закону предполагалось отпускать на содержание Троицкого собора из государственного казначейства в течение трёх лет, начиная с 1914 года, по 3 тысячи рублей ежегодно. В 1914 году в епархии по предложению епископа Псковского и Порховского Евсевия проходил сбор пожертвований в пользу больных и раненых воинов, содержащихся в псковских Ильинской и Алексеевской общинах сестёр милосердия. Все больные и раненые в госпиталях в Псковской губернии могли свободно отправлять религиозные обряды, к какой бы конфессии они ни принадлежали. Псковская городская дума осенью 1914 года отвела на Мироносицком кладбище участок для захоронения умерших в госпиталях воинов. В 1915 году на этом участке была построена церковь Воскресения Христова, которая была приписной к воинскому храму Александра Невского.

В 1915 году в Пскове размещен штаб Северного фронта, Псковская губерния стала прифронтовой. Император

126

 екая семья не оставалась в стороне от страданий народа в военное время. Известно, что лазареты для больных и раненых были открыты в Зимнем дворце, в великокняжеских особняках. Императрица с дочерьми работали сестрами
милосердия. 14 октября 1915 года в Великих Луках Александра Федоровна с детьми осмотрели воинские лазареты,
общину Красного Креста. В 1916 году сестрой милосердия в Пскове в госпитале работала великая княгиня Мария Павловна младшая, двоюродная сестра императора Николая II.Несмотря на то, что шла война, указом Синода от 4 марта 1916 года епархиальным преосвященным поручено разработать подробную программу действий оживления
приходской жизни. Для выработки такой программы епископ Евсевий привлёк духовенство епархии. В стороне от обсуждения не остался ни один приход. Ряд приходов высказался за совершение внебогослужебных собеседований.
Прихожане и духовенство высказались о необходимости установления надзора над витринами в магазинах и лавках, содержанием картин в кинематографе, «в которых к общему соблазну частенько ставятся безнравственные картины, своим содержанием раздражающие страсти и нервы, особенно молодого и учащегося поколения, и располагающие
к пороку». Прихожане отметили необходимость «правильно поставить воспитание молодого поколения, воспитание должно вестись совместными силами семьи и школы». Как никогда, остро стоял вопрос о материальном
положении духовенства. Сложившееся ненормальное положение, когда материальное положение духовенства напрямую зависело от прихожан, их платы за исполнение тех или иных треб, в некоторой степени «заставляло народ
с подозрением относиться» к тем или иным мероприятиям. Несмотря на свое тяжелое положение, духовенство оставалось верным избранному служению, делало всё, от него зависящее, чтобы «благоговейное совершение богослужения, неторопливое и любовное удовлетворение всех

127

приходских треб, а также и заботы о развитии приходской благотворительности по возможности были проведены
в жизнь». Единодушно духовенство выступило против предложенного Синодом проекта закона о выборности духовенства. Такой закон признан неканоническим, противоречащим Апостольским правилам, внецерковным и противоисторическим. «Духовенство, как близко стоящее к народу, знает, что и в настоящее время на выборные сельские должности проходят не лучшие люди, а те, которые умеют угодить сходу и больше дать на угощение.... Выборные начала породят приходские разделения, партии, споры, вражду и приведут к падению авторитета пастыря, и сделают то, что пастыри пойдут в наёмники...». Да и прихожане, вначале ухватившись за эту идею, после всестороннего обсуждения на основании примеров из крестьянской жизни, проект выборности духовенства отвергли [Ф.39. Оп.1. Д. 394. Л. 159-178]. Наступил 1917 год. В Псковской епархии действовали 554 церкви, 969 часовен, 8 мужских и 5 женских монастырей, 3 женские общины. В ведении Псковской епархии находились Псковская духовная семинария, Псковское, Великолукское, Порховское, Торопецкое духовные училища, 409 церковных школ, при церквах было 178 библиотек, 4 больницы, 39 богаделен. Активную деятельность осуществляли епархиальное попечительство о бедных духовного звания, Псковское Кирилло-Мефодиевское братство, епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С 1894 года издавались «Псковские епархиальные ведомости». В епархии был свой свечной завод. 20 января 1917 года на праздничном богослужении в домовой церкви Псковской духовной семинарии присутствовал  архиепископ Литовский и Виленский Тихон (Беллавин). После окончания службы он обратился к семинаристам с речью. На заседании Псковской духовной консистории 28 февраля 1917 года было рассмотрено отношение уполномоченного Российского общества Красного

128

Креста князя Шаховского от 15 февраля 1917 года с просьбой  разрешить и благословить возбуждение ходатайства о награждении протоиерея церкви Ильинской общины города  Пскова Алексея Фаворского орденом Святой Анны 2-й степени за заслуги перед обществом Красного Креста. Протоиерей Алексей Фаворский являлся председателем
комитета лазарета № 7 общины, уже был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Консистория отметила,
что с ее стороны «препятствий не встречается» и передала вопрос о разрешении ходатайства о награждении протоиерея на усмотрение архиерея. Святейший Синод 21 февраля 1917 года своим указом преобразовал Тихвинскую
женскую общину в Великолукском уезде в женский общежительный монастырь. Революционное разложение, начавшееся в Петрограде, докатилось до Пскова. На шинелях и гимнастёрках появились красные банты. Солдаты становились всё распущеннее. 1 марта в 20 часов вечера в Псков прибыл поезд императора Николая II. 2 марта в 23 часа 40 минут в своем вагоне на станции Псков император Николай II подписал акт об отречении от Престола Российского. В своем дневнике он записал: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!». Историки склоняются к отрицательной оценке роли генерала Н.В. Рузского в отречении императора. Он не надолго переживет венценосных мучеников. Взятый в заложники, 10 октября 1918 года Рузский будет убит большевиками в Пятигорске. 10 марта 1917 года Псковская духовная консистория слушала ходатайство устроительницы женской общины, землевладелицы имения Сионская Гора Торопецкого уезда Марии (Зинаиды) Козловой о возбуждении ходатайства перед  Святейшим Синодом об открытии в имении женского монастыря. В общине выстроен деревянный храм, трапезная и школа грамоты. Кроме того, в общине были необходимые
хозяйственные строения, строился дом для причта.

129

Проживали в общине 6 рясофорных послушниц, включая Козлову, 10 послушниц-белиц от 25 до 70 лет. Консистория постановила ходатайствовать перед Синодом об устройстве монастыря. Когда было принято решение Синодом - не известно, но монастырь существовал 7 лет и закрыт советской властью в 1924 году.

Согласно постановлению Временного правительства от 20 июня 1917 года «Об объединении в целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» все церковные начальные, церковно-учительские и второклассные школы ведомства православного исповедания переданы в ведение Министерства народного просвещения. Этим постановлением прервалась традиция получения образования в учебных заведениях, созданных Православной Церковью.

15 (28) августа торжественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Собор открылся в те дни, когда Временное правительство теряло контроль над страной и армией. 5 (18) ноября 1917 года Патриархом Московским и всея России  избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (3 декабря) в Успенском соборе Московского Кремля.

В декабре 1917 года вышли последние номера «Псковских епархиальных ведомостей», газеты «Псковские губернские
ведомости». Новая власть сразу развернула наступление на Церковь. 19 января 1918 года Патриарх Тихон обратился с посланием, в котором призвал всех православных встать на защиту Церкви, а тех верующих, кто участвовал в беззакониях, жестокостях и расправах, отлучил от Таинств и предал анафеме. «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные вра

130

ги сей истины... Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной. ... Властию, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной..» [5, с.45-49]. В Пскове в архиерейских покоях 2 января 1918 года был арестован епископ Евсевий. 25 января 1918 года Псковская духовная консистория заслушала прошение исполнявшей должность начальницы Псковской епархиальной Ильинской общины сестер милосердия монахини Евлампии и казначеи монахини Евгении «об указании им места жительства», т.к. помещения общины и её документы были захвачены лицом, назначенным революционным комитетом. Местом жительства монахинь впредь до особого распоряжения консистория определила Иоанно-Предтеченский монастырь. Предположительно после этого Псковская епархиальная Ильинская община сестер милосердия была закрыта. 2 февраля подписан, а 5 февраля 1918 года опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении  Церкви от государства и школы от Церкви». Церковь лишалась права иметь собственность, у неё отнят статус юридического лица. Большевики говорили, что это закон «о свободе совести», но в народе его сразу назвали «о свободе жить без совести». Представление о том, как исполнялся декрет в Псковской губернии, даёт отчет Торопецкого уисполкома: «Воспрещено преподавание религиозных вероучений во всех учебных заведениях. ... Изъяты из всех школ и учреждений все религиозные изображения, составлены описи таковым и сданы на хранение в ближайшие совдепы; в скором времени изображения эти на

131

основании полученного разъяснения от губернского отдела управления будут переданы установленным порядком в храмы. (Обратите внимание на эти слова: «религиозные изображения». Словно и не знают, как они называются.) Отменена религиозная присяга как в судах, так равно и в прочих местах. Воспрещено совершение религиозных обрядов в государственных и общественных помещениях. Воспрещено духовникам ведение официальных актов гражданского состояния, все метрические книги из церквей изъяты, и ведение их сосредоточено при местных совдепах. Земельная церковная собственность (леса и воды) отчуждена. Воспрещены всякие религиозные шествия и совершение религиозных обрядов на улицах и площадях без соответствующего разрешения местной Советской власти. Всё церковное богослужебное имущество взято на учет, составлены описи, и имущество это по установленному
договору передается в бессрочное и бесплатное пользование местных (верующих) граждан». Затем, решив,
что сделано недостаточно, Торопецкий уисполком записал для себя: «Посредством печати напомнить представителям церковных обществ, что всякие религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается только лишь с письменного разрешения сего отдела <т.е. отдела управления - НК>, что разрешение каждый раз должно получаться заблаговременно, и, во всяком случае, не позднее, чем за два дня до публичного совершения религиозной церемонии, и что виновные в неисполнении сего будут привлекаться к ответственности в административном порядке. Напомнить также тем же представителям, что согласно соответствующим законоположениям должны быть немедленно устранены из храмов и других молитвенных
домов все предметы, оскорбляющие революционные чувства трудящихся масс, как то: мраморные или иные доски, надписи на стенах и на богослужебных предметах, произведенные в целях увековечения памяти каких бы то

132

ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии, ее приспешников, а также портреты их» [Р-590. Oп. 1. Д. 89. Л. 75]. 6 (19) февраля Патриарх Тихон обратился к епископу Евсевию с просьбой передать благодарность «ревнителям Православия» города Пскова: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь. Прошу Вас передать «ревнителям Православия» г. Пскова глубокую благодарность за добрую отзывчивость и за высказанную ими решимость твёрдо постоять за защиту веры Христовой. Систинным уважением и братскою о Христе преданностью имею честь быть вашего Преосвященства о Христе брат Патриарх Тихон». (Подчеркивание сделано Патриархом). Этот документ опубликован только в 90-х годах XX века.

25 апреля 1918 года в награду к празднику Святой Пасхи епископ Псковский и Порховский Евсевий возведен в сан архиепископа Патриархом Московским и Российским Тихоном.

14 сентября 1918 года по постановлении Чрезвычайной комиссии в окрестностях деревни Карамышево расстреляны священник церкви Илии Пророка погоста Полонск Псковского уезда Александр Любимов и дьякон той же церкви Владимир Двинский. В № 6 «Еженедельника ВЧК» чекисты сообщили, что священник Александр Любимов и дьякон Владимир Двинский расстреляны «как явные контрреволюционеры». Тела расстрелянных мучеников не были выданы родственникам для погребения, в течение восьми недель лежали на месте расстрела, хоронить их под угрозой расстрела не разрешали. Место погребения священномучеников осталось неизвестным. Они были одними из первых, кто пострадал от установившейся в 1917 году богоборческой власти. Священник Александр Любимов и диакон Владимир Двинский первые святые Псковской епархии, прославленные в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Память их совершается 14 (1) сентября в день мученической кончины

133

и 1 апреля (19 марта) в день прославления в лике святых в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.

В годовщину октябрьского переворота, 7 ноября 1918 года, Патриарх Московский и Российский Тихон обратился с посланием к Совету народных комиссаров: «...Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции.
Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.... Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти; но чем выше будет подыматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости Наших обличений... Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания:
отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития,
насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная,
вами проливаемая (Лк. 11:50) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч. (Мф 26:52)» [5, с.241-247].

6 декабря 1918 года в газете «Псковский набат» опубликован «список расстрелянных контрреволюционеров
» - 21 фамилия. 30 декабря по постановлению губернской Чрезвычайной комиссии расстреляны без указания
на характер вины еще 12 человек, среди них в списке иеромонах Леонтий. Из какого монастыря? За что? О нем ничего не известно. В 1918 году закрыта Псковская духовная семинария, старейшее учебное заведение в губернии. Последним ректором семинарии с 1914 по 1918 год был протоиерей Александр (Александр Иоаннович Лепорский), уроженец г. Арзамаса.

134

Оказавшись после закрытия семинарии без средств к существованию, в 1919-1923 годах он служил секретарем ветеринарного отдела и земельного управления Псковского губисполкома. В 1923-1925 годах служил священником Николаевской железнодорожной церкви Пскова, с 1925 года по 1933 год - в Дмитриевской церкви. В августе 1930 года в его квартире по адресу Афанасьевский переулок, дом 1, квартира 1, произведён обыск. Ничего компрометирующего
найти не удалось, тогда в вину протоиерею поставили «подрыв правильного денежного обращения», поскольку нашли чуть более 23 рублей мелочью. Его приговорили к 3 месяцам принудительных работ. В 1933 году протоиерей Александр, согласно заполненной им 28 октября 1933 года анкете, еще проживал в Пскове в д. № 1 по Афанасьевскому переулку. Дальнейшая судьба его не известна. сандр (Александр Иоаннович Лепорский), уроженец г. Арзамаса. Оказавшись после закрытия семинарии без средств к существованию, в 1919-1923 годах он служил секретарем ветеринарного отдела и земельного управления Псковского губисполкома. В 1923-1925 годах служил священником Николаевской железнодорожной церкви Пскова, с 1925 года по 1933 год - в Дмитриевской церкви. В августе 1930 года в его квартире по адресу Афанасьевский переулок, дом 1, квартира 1, произведён обыск. Ничего компрометирующего найти не удалось, тогда в вину протоиерею поставили «подрыв правильного денежного обращения», поскольку нашли чуть более 23 рублей мелочью. Его приговорили к 3 месяцам принудительных работ. В 1933 году протоиерей Александр, согласно заполненной им 28 октября 1933 года анкете, еще проживал в Пскове в д. № 1 по Афанасьевскому переулку. Дальнейшая судьба его не известна. 15 января 1919 года Псковская духовная консистория поставила в известность губернские власти, что настоятельница Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря сообщила консистории о бедственном положении монахинь в связи с тем, что «монастырь занят советскими войсками, для сестёр обители оставлено только два маленьких домика, а также реквизировано всё монастырское хозяйственное имущество ... и все съестные припасы, ... так что монастырь в настоящее время лишен всякой возможности к существованию», и просила «ввиду безвыходности положения монашествующих войти в положение насельниц монастыря и оказать им возможное снисхождение возвращением реквизированного скота и съестных припасов, а также добавочного помещения». Ответ был таков: «... оказывать снисхождение Псковскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю нет оснований» [Р-590. Oп. 1. Д. 196. Л. 223-225]. Из другого документа, датированного 15 марта 1919 года, видно, что после ухода воинских частей в Иоанновском монастыре находился дом социального обеспечения для несовершеннолетних имени Карла Марк

135

са, и одно из зданий «испорчено войсковыми частями». Подотдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины 30 января 1919 года обратился в губисполком «с просьбой не отказать принять срочные меры к охране» библиотеки Псковской духовной семинарии. Видимо, какие-то меры были приняты, поскольку книги из библиотеки семинарии в настоящее время есть на хранении в Псковском музее-заповеднике.

В 1919 году большевиками была организована кампания по вскрытию святых мощей по всей России. 27 февраля
в присутствии епископа Евсевия, ключаря Троицкого собора протоиерея Чернозерского и иеродьякона Агафона, эконома архиерейского дома священника Леонтия Гаврилова и иеромонаха Платона представителями губисполкома,
профсоюзов и другими произведено вскрытие мощей Святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. Но, несмотря
на это «поклонения им продолжаются с неослабным рвением, ... пока еще не наступил момент, чтобы можно
было безболезненно изъять мощи из среды объектов поклонения», - отчитывались местные власти перед «товарищами» в ЦК партии [Р-590. Оп.1. Д. 842. Л. 8 об, 9]. 25 мая 1919 года в Псков вошли 2-я эстонская бригада, затем партизанский отряд С.М. Булак-Балаховича. Население встречало Балаховича радостно, первое время к нему переходили бывшие красноармейцы и так называемые «зелёные». Эстонские части, заручившись его поддержкой, отбирали у населения скот и угоняли его в Эстонию, забирали также лён, хлеб, фураж. Вскоре грабежом населения занялись и партизаны Балаховича. 31 мая эстонцы  передали власть в городе Балаховичу. Владычество его партизан и эстонцев всё больше вызывало недовольство населения. (Деяния Балаховича, по выражению А.И. Деникина, принадлежат к «черным страницам» Добровольческого движения). Вскоре в город вошли отряды СевероЗападной армии, была восстановлена деятельность городской Думы, губернской и уездной земских управ, городских

136

 

и земских учреждений. 23 августа были арестованы чины штаба и личной охраны Балаховича, повинные в грабежах, разбое, вымогательстве, печатании фальшивых денег. Сам Балахович вскоре из-под ареста бежал к эстонцам, за ним подались и его партизаны. 25 августа, воспользовавшись отходом 2-й эстонской дивизии к Изборску, в Псков вошли части Красной Армии. С отступающими отрядами Северо-Западной армии в августе из Пскова эвакуировался архиепископ Евсевий. Вместе с ним Псков покинули многие представители старинных псковских фамилий, священники. Покинул Псков и Николай Фомич Окулич-Казарин, знаток псковской старины, автор книги «Спутник по древнему Пскову». 26 апреля 1923 года он скончался в эстонском городке Оберпален (Пылтсамаа).На территорию Эстонии архиепископ Евсевий прибыл в сентябре 1919 года. Вся дальнейшая его жизнь была связана с Эстонией. С 12 сентября 1919 года он постоянно проживал в Нарве, в подворье Иверского Николаевского девичьего монастыря (с 1923 года - нарвская Иверская Богородицкая христианская женская трудовая община). Здесь он временно управлял епархией Северо-Западной области России, был епископом войск Северо-Западной Белой армии генерала Н.Н. Юденича, рукополагал для нужд армии полковых священников. В 1920-1925 годах Евсевий пребывал на покое в обители Нарвской женской общины. 10 сентября 1924 года бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий представителями от 31 русского прихода Эстонии избран первым архиепископом Нарвским и Изборским. С 1 декабря 1925 года архиепископ Евсевий возглавил Нарвскую кафедру. В его подчинении были русские приходы Нарвы, Принаровья, Чудского края, Тарту, Таллинна, Пярну и других мест Эстонии. Также в его подчинении были приходы Печерского уезда, исключая Псково-Печерский монастырь. 15 января 1927 года он получил эстонское гражданство, при этом в деле указано на малое знание заявителем эстонского языка. В

137

документах до 1928 года местом его проживания указаны города Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва) и Таллинн. До 1929 года архиепископ Евсевий управлял автономной Нарвской русской епархией в Эстонии и состоял членом синода Эстонской
Апостольской Православной Церкви. Правящий архиерей положил начало новой традиции в Нарве: на второй
день Святой Троицы ежегодно совершался крестный ход из Преображенского собора на кладбище в Сийвертся, где похоронены воины Северо-Западной армии. В крестном ходе участвовало всё нарвское духовенство во главе с архиепископом Евсевием. Скончался архипастырь 12 августа 1929 года на даче в Нарва-Йыэсуу. Архиепископ Евсевий
остался в памяти прихожан как пастырь мудрый и справедливый. Своим авторитетом и многолетним опытом он помог становлению Эстонской Православной Церкви, внимательно и доброжелательно относился к нуждам православных
в Эстонии, постоянно посещал нарвские русские школы, одно время лично преподавал в эмигрантской гимназии Закон Божий, следил за духовным воспитанием подрастающего поколения. Первоначально он был похоронен
в храме в честь Святителя Николая при Спасо-Преображенском соборе. После разрушения нарвского собора в 1944 году прах владыки Евсевия перезахоронен в 1945 году на Знаменском кладбище в Ивангороде, в 2006 году его прах перенесён на кладбище Пюхтицкого Успенского монастыря.

В России укрепилась новая власть. 25 декабря 1919 года Псковский губисполком принял постановление об организации двух концентрационных лагерей, один в Пскове, другой в имении Пятницкое Торопецкого уезда в целях использования в полной мере труда присужденных к общественным работам и разгрузки тюрем, а также «изъятия из общества политически неблагонадёжных элементов» [Р-590. Oп. 1. Д. 209. Л. 15]. В Пскове концентрационный лагерь на 350 человек был организован 24 февраля 1920 года в Вознесенском женском монастыре. В июне того же

138

года верующие обратились в органы власти с просьбой передать им храмы Вознесенского монастыря, но был получен
ответ, что ни одна из церквей не может быть предоставлена прихожанам, «так как в таковых расположен концентрационный лагерь и присутствие частных граждан в лагере, хотя бы с целью посещения храма, недопустимо». 9 июня 1920 года концентрационный лагерь из ведения отдела управления губисполкома передан в ведение губернской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11