РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
05-03-2011


Часть 12

В годы Великой Отечественной войны многие люди в армии или в тылу были свидетелями чудес, совершенных по их молитвам. Только один пример. Уроженец Псковщины Иван Тихомиров в 1927 году ушел на военную службу. Вернувшись в 1930 году, он стал ходить в церковь. Над ним смеялись. С начала Финской кампании Ивана призвали в армию. Не раз в годы войны Иван спасался чудесным образом. После Великой Отечественной войны он, ставший отцом Иеронимом, размышляя о чуде Божием, напишет: «Так Господь сохранил меня и спас для покаяния». Тридцать два года после войны отец Иероним был монахом ПсковоПечерского монастыря. Ко всем он обращался одинаково ласково: «Детки, детки!». Участником Великой Отечественной войны был и наместник Псково-Печерского монастыря Алипий (Иван Михайлович Воронов). Тысячи людей после войны стали священниками, церковнослужителями, монахами немногих возрожденных тогда монастырей.

Псково-Печерский монастырь в начале войны находился в двойном подчинении: Таллиннскому митрополиту Александру (Паулусу) и экзарху Латвии и Эстонии Сергию (Воскресенскому). Настоятелем монастыря с первых дней войны стал игумен Павел (Пётр Михайлович Горшков), деятельный и сострадательный к людям. Все годы войны в монастыре шли богослужения. Монахи помогали военнопленным и престарелым. Когда сотрудница Завеличенской богадельни в Пскове Софья Дмитриевна Петрова обратилась к о. Павлу с просьбой о помощи умиравшим от голода, игумен после Богослужения обратился с церковного амвона к народу с просьбой помочь больным, престарелым, военнопленным. В Псков было отправлено 25 пудов хлеба, 25 пудов ржаной муки, 1 пуд белой муки, 3 пуда крупы, 6 пудов сухарей, 8 пудов овощей, 43 пуда картофеля, 197 штук яиц и 5 килограмм мяса. Среди документов военной поры благодарности монастырю от госпиталя лагерного пункта № 134, дома инвалидов, больницы. А сколько документов о благодеяниях монастыря не дошли до наших дней! Есть свидетельства жителей города Печоры, что монастырь помогал военнопленным в лагере на окраине города, в монастыре прятали группу советских разведчиков. Хлеб и воду в пещеры им носил иеросхимонах Симеон, ныне прославленный в лике святых. Игумен Павел лично просил разрешения у коменданта города Печоры на доставку продуктов в Псков. В своих проповедях настоятель говорил о том, что для нашего народа настали тяжелые времена, но надо всё вытерпеть, обязательно настанут лучшие дни. Безусловно, как настоятель, о. Павел общался с оккупационными властями, в свою очередь, оккупационные власти посещали монастырь. В феврале 1944 года немцы приказали вывезти монастырскую ризницу в Ригу, якобы для передачи на хранение канцелярии экзархата. Настоятель, монахи не торопились выполнять приказ об эвакуации ценностей. Однако воздушный налёт 6 марта 1944 года, когда одна из бомб едва не попала в ризницу, вынудил монахов начать упаковку ценностей. 17 марта 1944 года в монастырь прибыл представитель немецкого командования, зачитал игумену Павлу два документа и заставил расписаться в том, что он с ними ознакомлен и обязуется выполнять. На следующий день, 18 марта 1944 года представители немецкого командования отправили ящики с ценностями в Ригу. Игумен Павел беспокоился о судьбе ризницы, обращался в различные инстанции с просьбой дать гарантии в том, что при изменении обстоятельств к лучшему, она будет возвращена в монастырь [Р-1776. Oп. 1. Д. 174]. Только в 70-е годы XX века власти Западной Германии большую часть ризницы вернули Псково-Печерскому монастырю. Игумен Павел, в прошлом участник белого движения, эмигрант, имел все основания опасаться советской власти. Однако вместе со всеми монахами он остался в монастыре. После освобождения города, 17 октября 1944 года 77-летний игумен был арестован советскими властями. Вместе с ним арестовали еще трех человек. Игумена приговорили к 15 годам лишения свободы. 6 июля 1950 года о. Павел скончался в лагере в Кемеровской области. 14 марта 1997 года игумен Павел был реабилитирован.

На оккупированных Германией территориях ССС Р начался духовный подъём и церковное возрождение. Территория упраздненного перед войной Псковского округа входила в состав Ленинградской области. На этой территории 18 августа 1941 года по благословению экзарха Сергия начала свою работу Псковская Православная Миссия. Первоначально это были 15 священников. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии» свидетельствовал: «За три года существования миссии было создано до 200 приходов, которые окормлялись 175 пресвитерами.... Поскольку территория Псковской епархии перед войной находилась в ведении митрополита Ленинградского, экзарх митрополит Сергий не распространял на неё свою архипастырскую власть, и в храмах, пока оккупационное начальство не запретило, возносилось имя митрополита Ленинградского Алексия (Симанского)». Деятельность Миссии охватывала отчасти и территорию бывших Новгородской и Санкт-Петербургских губерний и можно с уверенностью говорить о значительно большем числе открытых храмов.

Митрополит Сергий (Воскресенский), не спрашивая личного согласия, в рамках церковной дисциплины, предписал группе священников из Прибалтики отправиться в Псков. Как отмечал о. Алексий Ионов, «К чести нашего духовенства никто не отказался от участия в миссии, от церковной работы в тех местах, где годами не звучало Слово Божие, не совершались богослужения, где народ молился лишь «про себя», сокровенно». Протоиерей о. Георгий Бенигсен вспоминал: «Мы въехали в родные пределы, стоя на ногах, с пением пасхальных песнопений. Мы радовались всему родному, что встречали на своём пути: небу, воздуху, чахлым деревцам, пожелтевшей осенней траве. Этот магнит родины знает только тот, кто пережил долгое изгнанничество». Экзарх Сергий добился того, что миссия была не автономной организацией, она признавалась частью Русской Православной Церкви. Приходы и церковные предприятия были освобождены от налогов, они отчисляли 10% своих доходов на нужды миссии в Пскове. Духовенство

обязано было жить только на добровольные пожертвования прихожан. Первым храмом, открытым миссией, стал Троицкий собор в Пскове. Во время ежедневных утренних и вечерних богослужений он постоянно был переполнен. Возобновилась традиция крестных ходов. Провозгласив «религиозную свободу» на оккупированной территории, фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но православные храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания.

Работа миссии охватывала самые разные стороны жизни: крещение детей и взрослых, катехизаторская деятельность, помощь и окормление военнопленных в лагерях. Поскольку ССС Р не подписал в 1929 году Женевскую конвенцию, рассматривал их как «предателей» и «изменников», положение советских военнопленных было просто

отчаянным. С помощью жителей, которые сами жили впроголодь, о. Алексей Ионов, протоиерей Кирилл Зайц, священники Георгий Бенигсен и Василий Рушанов и многие-многие другие организовали помощь военнопленным красноармейцам, содержавшимся в лагерях. А еще надо было утешить, убедить верить в помощь Божию, исповедовать,причащать, иной раз и крестить. 12 декабря 1941 года начальник миссии протоиерей Кирилл Зайц при участии о. Георгия Бенигсена освятил иконописную мастерскую, этим положено начало возрождению иконописного искусства на Псковской земле. К октябрю 1942 года в мастерской полностью написаны иконостасы для семи церквей. Миссионер Владимир Толстоухов, служивший в Новоржеве, Опочке, Острове, в период с 19 августа по 19 декабря 1941 года совершил более 2 тыс. погребений с заочными проводами, т.е. были отпеты те, кого погребли без церковного обряда. В августе - ноябре священник Иоанн Лёгкий крестил 3500 детей.

Ярким событием стала передача Тихвинской иконы Божией Матери в кафедральный Троицкий собор. Это произошло 1 января 1942 года. Немцы, используя веру русских людей, в качестве пропаганды организовали передачу иконы, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди сказал о подвиге Святого Александра Невского, освободившего Псков от захватчиков.

В сочельник 1942 года в Пскове при Варлаамовской церкви член Псковской Православной Миссии протоиерей Константин Шаховской вместе со своим деятельным помощником и единомышленником Василием Васильевичем Миротворским организовал кружок молодёжи. Вначале ограничивались совместным чтением Евангелия, затем стали проводить беседы на религиозные и национальные темы.

В крещенском крестном ходе с водосвятием в 1942 году участвовала почти половина находившегося в Пскове населения. К августу 1942 года в миссии служили 77 священников, они обслуживали 200 приходов. Позднее число священнослужителей достигло 175 человек. Сами оккупанты признавали: «Успех миссионерской работы обусловлен главным образом тем, что большие массы русского народа, в основном крестьяне, несмотря на старания большевиков, остались верны Православной вере и Родной Церкви». С августа 1942 года миссия издавала ежемесячный журнал «Православный христианин» тиражом 2-3 тысячи экземпляров. Священник Георгий Бенигсен в сентябре по радио прочитал доклад «Религия и наука». К 550-летию со дня смерти Святого Сергия Радонежского им прочитан доклад «Игумен всея Руси». В городе Дно 19-20 ноября 1942 года состоялся пастырский съезд священнослужителей из 11 регионов бывших Псковской и Новгородской губерний. Съезд впервые после 1917 года обсуждал вопросы духовной жизни. В совет благочинных округа были избраны:протоиереи С. Василевский (Старая Русса), В. Бирюля (Сольцы), Н. Стефанович (Дедовичи), Е. Троицкий (Пожеревицы), П. Студентов (Порхов), священники М. Никитин (Волот), У. Лилиев (Шимск), дьяконы П. Петров (Никандрова пустынь) и Н. Тарушенков (Опочка), два псаломщика, три мирянина.

К 1943 году согласно данным журнала «Православный христианин» на территории миссии (часть Псковской и Петербургской губерний) имелись 221 церковь, 84 священника, в том числе 14 миссионеров. В 1943 году только в Псковском районе число церквей увеличилось с 6 до 23. В день гибели на дуэли великого русского поэта А.С . Пушкина, в феврале 1943 года на его могиле о. Георгий Тайлов совершил панихиду. Великим постом в 1943 году миссионер о. Николай Миронович в присутствии более тысячи человек совершил богослужение в церкви села Елины Островского

района. На богослужении присутствовали школьники во главе со своим учителем Н. Алексеевым. В том же году в Пасхальную ночь в Троицком соборе в Пскове богослужение возглавил экзарх Сергий (Воскресенский). В своем «Пасхальном приветствии» митрополит Сергий говорил о будущей, новой, православной Руси, свободной от власти диктаторов: «Победное воскресение Христа Спасителя да подаст нам сил духовных и телесных и да поможет нам оно с любовью и терпением христианским перенести тяжкие, но неизбежные невзгоды военного времени, памятуя о страдании и подвиге тех, кто проливает кровь за нашу свободу!». В деревне Каменный Конец Гдовского района 24 мая 1943 года по заветам отцов был отпразднован день Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Крестный ход отсюда направился в город Гдов (16 км). Впереди несли икону просветителей славян. В Гдове участникам крестного хода раздавали пирожки с рисом и открытки национального содержания. На городской площади был отслужен молебен святым просветителям. В 1943 году, в день памяти Святого пророка Божия Ильи в посёлок Торошино Псковского района приехал начальник Православной миссии митрофорный протоиерей о. Кирилл Зайц. Толпы верующих собрались к началу богослужения. На праздник Успения Божией Матери в 1943 году в Псково-Печерском монастыре состоялось архипастырское совещание. В нём приняли участие митрополит Литовский и Виленский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий, епископ Нарвский Павел, епископ Рижский Иоанн, епископ Ковенский Даниил. Основу итогового документа совещания, обращение к пастве, составили слова Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его (Мф. 6-33). В Дмитриевскую родительскую субботу 1943 года священник Опочецкой церкви о. Владимир обратился к прихожанам с призывом помочь беженцам. Устроенный кружечный сбор для помощи беженцам собрал около 2 тыс. рублей, деньги переданы в распоряжение общества «Самопомощь». 21 ноября 1943 года в Пскове состоялся грандиозный крестный ход с мощами Святого князя Всеволода-Гавриила. Участники хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты. В ноябре же состоялось освящение церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя в бывшем Симанском монастыре. Освящали церковь о. Николай Миронович со священником о. Георгием Тайловым и о. Иоанном Гавриловым. Крестный ход прошел от Островского Троицкого собора до освящаемого храма. После освящения была совершена литургия. В 1943 году миссионеры под давлением оккупационных властей перестали возносить имя митрополита Алексия (Симанского) во время богослужений. До этого времени на ектеньях поминали сначала митрополита Алексия, а затем Сергия. Однако запрету подчинились не все священники, многие продолжали поминать двух митрополитов.

Православные священнослужители были со своим народом, как могли, вселяли веру в Победу над врагом, утешали тех, в чьи дома пришла беда. Им приходилось видеть страдания и гибель людей, разрушение церквей. Оккупанты сами разоблачили себя, показали врагами Православия, русской культуры. Они угоняли народ на принудительные работы в Германию и Прибалтику. За годы оккупации ими расстреляно более 290 тысяч военнопленных, жителей Псковской земли и жителей других мест, оказавшихся на Псковщине. Прикрывая свою агрессию именем Бога, оккупанты разрушали и жгли города и сёла, не щадили святынь, древних построек. Был подготовлен к взрыву Троицкий собор.

От уничтожения его спасли минёры Советской армии, при этом два минёра погибли. В Пскове уничтожены церкви Святого Никиты Мученика 1472 года, Святого Пантелеймона XVII века, взорвана колокольня Снетогорского монастыря под Псковом. Оккупантами совершено такое варварство, как разрушение собора Святогорского монастыря и минирование могилы А.С . Пушкина, в Псковском районе уничтожен храм Святого Саввы Пустынножителя (Савина пустынь) конца XV века, церкви в деревнях Добрывидки и Рюха. В деревне Добрывидки Псковского района немцы сломали паперть, разграбили алтарь, а затем загнали в храм жителей деревни и взорвали церковь вместе с людьми.

Священник Иван Спиридонович Иванов был заключен немцами в лагерь, освобожден советскими войсками. Свои показания о зверствах немцев в деревне Торошино Псковского района дал священник Михаил Смирнов, который хоронил своих односельчан, замученных оккупантами. В Палкинском районе оккупантами сожжены или взорваны церкви в деревнях Бобьяково, Чирски, Старая Уситва, в Острове разрушена Покровская церковь. Список злодеяний оккупантов бесконечен. В работе областной Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников участвовал благочинный Псковского церковного округа протоиерей Троицкого собора г. Пскова Николай Васильевич Анненский. К работе в районных комиссиях привлекались священники действовавших в то время церквей: Серафим Сергеевич Молчанов (Покровская церковь с. Елины Островского района), Андрей Алексеевич Кузьмин (Мироносицкая церковь, г. Остров), в Палкинском районе - Евлампий Рясенский и Александр Лебедев.

Работа Псковской Православной Миссии длилась только два с половиной года. На Украине, в Белоруссии деятельность аналогичных миссий не была столь значительной, поскольку там власть на оккупированной территории принадлежала гестапо. На оккупированной территории на Северо-Западе власть находилась в руках военного командования. Но отдадим должное энергии, дипломатическому таланту экзарха Сергия, беззаветному труду всех членов Миссии. Псковская Православная Миссия была хорошо организованной группой священников, во многом благодаря этому она единственная достигла значительных результатов. Её деятельность оставила глубокий след в памяти и душах тех людей, кто соприкасался с членами Миссии в те годы. 28 апреля 1944 года на дороге Вильно - Рига митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский), создатель и организатор Псковской Православной миссии, убит неизвестными в военной форме.

Те миссионеры, что ушли на Запад, продолжали там свой служение в православных храмах. Многие решили остаться: они помогали населению и военнопленным, не предали ни одного человека, открывали храмы, учили детей, молились, внушали веру в победу Креста над свастикой. Это-то советские органы и поставили им в вину. Все миссионеры прошли лагеря, тюрьмы. Только один пример. В 1945 году военным трибуналом войск НКВД Ленинградского округа протопресвитер Кирилл Иоаннович Зайц, протоиерей Николай Иосифович Жунда, священник Иоанн Васильевич Амозов приговорены к 20 годам лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях, с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества, протоиереи Николай Стефанович Шенрок, Ливерий Аркадьевич Воронов, дьякон Георгий Иоаннович Радецкий и мирянин Андрей Яковлевич Перминов приговорены к 15 годам, также с последующим поражением в правах и конфискацией имущества. Приговор обжалованию не подлежал. Надзорный протест военного прокурора Ленинградского военного округа рассмотрен на заседании военного трибунала 8 августа 1956 года. Было установлено, что все священнослужители осуждены необоснованно, их признательные показания на следствии и суде являлись «вымышленными по указанию лиц, проводивших следствие по делу, вследствие грубейших нарушений социалистической законности». На очной ставке со следователем священник Амозов показал, что тот «на протяжении всего следствия допускал по отношению его недозволенные методы следствия, кричал, обзывал фашистом, ругал нецензурной бранью, бил руками по лицу, выдерживал на стойке, содержал в карцере, угрожал расстрелом, требуя признания, что он - Амозов - немецкий агент. Вследствие этих грубых методов следствия, он - Амозов - оговорил себя и других осужденных по настоящему делу». То же самое показали Шенрок, Воронов и свидетели. Приговор 1945 года в отношении всех обвиняемых был отменен, дело производством прекращено, все они подлежали немедленному освобождению из-под стражи. До этой вести не дожили протопресвитер Кирилл Иоаннович Зайц - скончался в лагере 22 ноября 1948 года, протоиерей Николай Иосифович Жунда - скончался в лагере 26 июня 1953 года, мирянин Андрей Яковлевич Перминов - скончался в лагере 2 июля 1949 года [21, с. 676, 683].

Из всех членов миссии до наших дней дожили протоиерей Георгий Иоаннович Тайлов (1914 г.р.) и Ростислав Владимирович Полчанинов (1919 г.р.). Протоиерей Георгий живет в городе Огре (Латвийская Республика), он старейший клирик Латвийской Православной Церкви. В годы войны о. Георгий служил в Пскове, Острове, Пушкиногорском, Сошихинском, Новоржевском районах. С июня 1943 года являлся благочинным Пушкиногорского округа. После ареста в 1944 году провел в концлагерях 11 лет, освобожден по амнистии в 1955 году. Ростислав Владимирович Полчанинов в Миссии занимался работой с молодёжью. В 1944 году эвакуирован в Германию, с 1951 года живет в США . Автор статей о работе миссии, книги воспоминаний «Молодёжь русского зарубежья», изданной в 2009 году в московском издательстве. В своих воспоминаниях много теплых страниц он посвятил Пскову и Псковской земле.

8 сентября 1943 года в Москве состоялось избрание Патриарха Московского и всея Руси. Им стал местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). В течение 17 лет он фактически исполнял обязанности Патриарха. Впервые после 1917 года был избран Священный Синод Русской Православной Церкви, возобновлено издание «Журнала Московской Патриархии», прерванное перед войной. Но в том же году был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР, впоследствии преобразованный в Совет по делам религий. Совет жестко контролировал деятельность церкви, по своей направленности был антицерковным органом.

До революции обер-прокурор Синода представлял государство, покровительствующее Церкви и признающее церковную идеологию господствующей, да и он сам был членом Православной Церкви. Совет по делам Русской Православной церкви был образован из лиц, отвергавших религию, ставивший своей задачей всячески препятствовать

распространению вероучения. Нелишне напомнить, что до революции на всю Российскую Империю был один обер-прокурор со своим штатом, а уполномоченные Совета со своими штатами были в каждой области.

22 июля 1944 года город Псков был освобожден от немецко-фашистской оккупации. В далёкой Франции русский писатель-эмигрант И.А. Бунин записал в дневнике: «Взят Псков. Освобождена уже вся Россия. Совершено истинно гигантское дело». Указом Президиума Верховного Совета ССС Р от 23 августа образована Псковская область. Псков вновь стал центром большого административного образования. В состав Псковской области включены Гдовский, Дедовичский, Дновский, Карамышевский, Лядский, Новосельский, Островский, Палкинский, Плюсский, Пожеревицкий, Полновский, Порховский, Псковский, Серёдкинский, Славковский, Сошихинский, Струго-Красненский районы Ленинградской области, Ашевский, Новоржевский, Пушкиногорский районы Калининской области. Учитывая просьбы населения Печорской, Слободской, Толковской волостей Эстонской и Латвийской ССР и ходатайства Президиумов Верховных Советов этих республик о включении их в состав РСФСР, они были включены в состав Псковской области. На территории вышеуказанных волостей, возвращенных Эстонией и Латвией, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 года образованы Качановский, Печорский и Пыталовский районы.

На день раньше, 22 августа, образована Великолукская область с центром в г. Великие Луки. В нее включены Бежаницкий, Великолукский, Идрицкий, Красногородский, Кудеверский, Куньинский, Ленинский, Локнянский, Невельский, Нелидовский, Ново сокольнический, Октябрьский, Опочецкий, Пеновский, Плоскошский, Пустошкинский,

Себежский, Серёжинский, Торопецкий районы Калининской области, Холмский район Новгородской области, Бельский, Ильинский, Усвятский районы, а также Ерёминский, Комасинский, Крестовский, Пухновский, Усмынский, Фоминский сельсоветы Велижского района и Гороватский, Макаровский, Щучейский сельсоветы Пречистенского района Смоленской области. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 марта 1945 года в составе Великолукской области образованы Жарковский, Подберезинский, Пореченский, Прихабский районы. Существовала Великолукская область до 2 октября 1957 года. После этого Холмский район передан в Новгородскую область, Бельский, Жарковский, Ильинский, Ленинский, Нелидовский, Октябрьский, Пеновский, Плоскошский, Серёжинский, Торопецкий районы - в Калининскую область.

Для решения вопросов о судьбе храмов, открытых оккупационными властями, Совнарком 1 декабря 1944 года принял постановление № 643-486 «О порядке открытия церквей и молитвенных зданий на территории, освобожденной от немецкой оккупации». Местным органам предписывалось воздерживаться от закрытия храмов, не препятствовать церковным советам в ремонте этих зданий, а в случае изъятия их для общественных надобностей предоставлять верующим другие помещения. Народ ожидал, что пережитые испытания, поддержка Церковью правого дела освобождения Отечества заставит правящий режим изменить свое отношение к религии. Но этого не произошло. Процесс открытия церквей стал всячески тормозиться, на просьбы Патриарха и епархиальных управлений вернуть некоторые мощи святых и чудотворные иконы следовал категорический отказ. Новые постановления партии и государственной власти предписывали развернуть антирелигиозную пропаганду.

После освобождения Псковской области от немецкой оккупации «служители культа» проводили среди населения патриотическую работу, организовывали сбор средств в Фонд обороны страны, подписку на государственный заём. «В период проведения подписки на заём в некоторых церквах были произнесены проповеди, призывающие народ к помощи государству. Так, например, настоятель Печерского монастыря Агафон в пасхальную ночь произнёс проповедь и сам с монахами показал пример, подписавшись на 34 тыс. рублей» [Р-1776. Oп. 1. Д. 2. Л. 6].

В народе была вера, что война закончится в Великий Христианский Праздник. Так и случилось. Великая Отечественная война закончилась, когда православный народ праздновал Пасху Христову. Сонм Российских Святых пришел на помощь нашей Родине.

26 мая 1944 года временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями архиепископ Григорий (Николай Кириллович Чуков) назначен архиепископом Псковским и Порховским. Он родился 1 февраля 1870 года в городе Петрозаводске Олонецкой губернии в крестьянской семье. Когда ему исполнилось восемь с половиной лет, родители отдали его в гимназию, в 1889 году окончил Олонецкую духовную семинарию, в 1895 году окончил духовную академию. В 1897 году Николай рукоположен в сан иерея и причислен к Петрозаводскому кафедральному собору, в 1911 году назначен ректором Петрозаводской духовной семинарии. В 1918 году протоиерей Чуков переехал в Петроград. В эти годы он был настоятелем университетской церкви, затем Казанского собора, НиколоБогоявленского собора. Будучи настоятелем Казанского собора в Петрограде, был в числе обвиняемых с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). В 1935 году о. Николай Чуков был выслан в Саратов.

13 октября 1942 года в Ульяновске он был пострижен в монашество с именем Григорий. На следующий день состоялась его хиротония в сан епископа Саратовского. Незадолго перед этим событием о. Николай овдовел, его дети погибли в блокадном Ленинграде. В 1942 году ему поручено и управление соседней, Сталинградской, епархией. В качестве Саратовского архиепископа Григорий участвовал в работе Архиерейского собора 8 сентября 1943 года, избравшего митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Осенью того же года ему поручено окормление приходов Тамбовской епархии, присоединившихся из обновленчества к Православию. Архиепископ Григорий разработал проект восстановления духовного образования в Советском Союзе. В начале 1945 года он участвовал в работе Поместного Собора, созванном для избрания нового Патриарха вместо почившего Патриарха Сергия. На этом соборе Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Алексий (Алексий I, Симанский). Псковский архиепископ Григорий на соборе делал доклад по проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого были сформулированы почившим Патриархом Сергием. В марте 1945 года архиепископ Григорий направлен в Эстонию для устранения раскола Эстонской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Воссоединение произошло в Таллинне в Никольском соборе 6 марта 1945 года. В апреле 1945 года архиепископ Григорий по поручению Патриарха Алексия возглавил одну из первых делегаций Русской Церкви за рубеж: во главе делегации он выехал в Болгарию для возобновления канонического общения с Болгарской Церковью. 7 сентября 1945 года архиепископ Григорий получил указ о назначении митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода. Временно за ним оставлено управление Псковской епархией.

После окончания войны на территории довоенного Псковского округа почти до начала 60-х годов действовали от половины до трети из числа открытых Псковской Миссией храмов. На 1 января 1945 года на территории Псковской области действовали 111 церквей и 1 монастырь (Псково-Печерский) [Р-1776. Oп. 1. Д. 2. Л. 8-10]. Сведений о количестве храмов на территории Великолукской области не выявлено, но можно предположить, что и там еще действовали храмы, открытые в годы войны. Их стали закрывать вначале постепенно, а потом хрущевская «оттепель» со всей силой обрушилась на храмы, открытые в годы войны. В июле 1946 года Псков и Псково-Печерский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Сопровождал Патриарха его келейник, наместник ТроицеСергиевой лавры архимандрит Иоанн (Разумов). В Псков Патриарх приехал для освящения Троицкого собора. После войны в соборе были проведены необходимые ремонтно-реставрационные работы под руководством архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского. К 23 июля в Псков приехали верующие изо всех районов области. По настоянию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви встречали Патриарха не на станции, а в кремле. Верующим это было преподнесено как «просьба Патриарха». Несмотря на рабочий день, встречать Патриарха пришли примерно 4-5 тысяч человек. От имени верующих высокому гостю был поднесён хлеб-соль. Встречу снимали на киноплёнку. Патриарх принял участие в богослужении, затем состоялся торжественный обед, на котором присутствовали заместитель председателя Псковского горисполкома и представитель облисполкома. В этот же день Патриарх Алексий в сопровождении двух представителей Совета по делам Русской Православной Церкви выехал в Псково-Печерский монастырь. Здесь он провел вторую половину дня и ночевал. Уполномоченный Совета в своём отчете писал: «как говорят старики, Псков впервые за время своего существования принимал у себя Патриарха. Внимание, которое было уделено как со стороны правительства (предоставление отдельного вагона), так и со стороны местных властей (предоставление машин, киносъёмка), расцениваются среди верующих как поворот во взглядах на Церковь со стороны советского правительства. Конечно, среди верующих есть и скептики, которые высказывают мнение, что такое внимание к церкви имеет временный характер». К сожалению, скептики оказались правы. Впереди был новый всплеск репрессий, закрытие храмов, ограничение прав народа на вероисповедание. После визита Патриарха в епархии увеличилось число посещений церквей. «Взрослые начинают ходить в церковь с детьми, стали приходить на венчание. Если в 1945 году в соборе г. Пскова была за весь год одна свадьба, то за 3-й квартал 1946 года было 4 свадьбы. Духовенство также не стало стесняться, если раньше почти что все волосы постригали коротко и ходили в штатских костюмах, то теперь волосы стали отпускать и ходить в рясах». На вопрос о причинах «стеснения» духовенства есть простой ответ: еще до войны духовенству было запрещено появляться на улице в своей одежде, священники ходили «в штатских костюмах».

О том, каким было у населения доверие к священникам, свидетельствует такой факт. В 1946 году секретарь Печорского райкома партии вызвал к себе настоятеля монастыря, и попросил его включиться в предвыборную агитацию. Настоятель «просьбе» вынужден был подчиниться. Он побывал во всех церквах района, после службы во время проповеди агитировал за кандидатов в депутаты. За эту агитацию взыскание получил секретарь райкома. Однако факт этот примечателен и по авторитету настоятеля и по признанию этого авторитета советскими властями. Высокопреосвященнейший Григорий управлял Псковской епархией до 13 августа 1949 года. Управление Псковской епархией указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и постановлением Священного Синода от 11 августа 1949 года поручено епископу Иустину (Иоанн Николаевич Мальцев). Он родился в 1891 году в Архангельской губернии в семье дьякона. Окончил Вологодскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию. В 1915 году рукоположен в сан священника, с 1918 года о. Иоанн служил в Вологодском кафедральном соборе. В 1921 году примкнул к «обновленцам», до 1931 года управлял обновленческой Череповецкой епархией. В 1939 году протоиерей Иоанн, не снимая сана, окончил бухгалтерские курсы, работал бухгалтером. 1 октября 1944 года Иоанн Мальцев принят в Русскую Православную Церковь, 5 января 1945 года пострижен в монахи с именем Иустин, возведён в сан епископа Вологодского. Псковской епархией Иустин управлял недолго, 20 октября 1949 года он назначен архиепископом Казанским. В Казань преосвященный Иустин приехал уже больным, 4 апреля 1950 года, в Великий Четверг, он скончался. 21 октября 1949 года управление Псковской епархией вторично поручено Ленинградскому митрополиту Григорию. Он управлял епархией до 11 ноября 1954 года, когда согласно поданному прошению освобожден от управления. Скончался митрополит Григорий в Москве 5 ноября 1955 года. Погребен на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В конце 1949 года указом Патриарха Алексия I наместником Псково-Печерского монастыря назначен игумен Пимен (Сергей Михайлович Извеков), будущий Патриарх. Здесь в 1950 году он возведён в сан архимандрита. 10 сентября 1951 года им освящен в Троицком соборе в Пскове придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В 1954 году архимандрит Пимен переведён наместником Троице-Сергиевой лавры.

11 ноября 1954 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий назначил на Псковскую кафедру епископа Иоанна (Дмитрия Александровича Разумова). Он родился 28 октября 1898 года в г. Коломна Московской губернии. В 1916 году стал послушником Смоленско-Зосимовой пустыни при Троице-Сергиевой лавре. С 1923 года Дмитрий послушник Богоявленского монастыря в Москве. 24 ноября 1924 года он пострижен в монашество с именем Иоанн. С 1928 года по 1936 год служил в Успенском соборе города Кашира Московской области. Многие годы о. Иоанн нёс послушание у местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. В 1936 году Иоанн назначен экономом Московской Патриархии. В 19411943 годах вместе с митрополитом Сергием находился в эвакуации в городе Ульяновске, где служил в Казанском соборе. В Ульяновске 1 октября 1942 года возведен в сан иеромонаха, 8 октября - в сан игумена, 26 октября - в сан архимандрита. Указом Святейшего Патриарха Алексия архимандрит Иоанн с 10 августа 1946 года семь лет был наместником Троице-Сергиевой лавры, вторым после её открытия. В трапезном храме лавры 29 ноября 1953 года Патриарх Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и архиепископ Одесский и Херсонский Никон совершили наречение, а 30 ноября рукоположение архимандрита Иоанна в сан епископа Костромского и Галичского.

Тридцать три года Иоанн был Псковским архиереем. 5 марта 1959 года Иоанн назначен епископом Берлинским и Германским, одновременно управляющим Псковской епархией, с 21 июня 1960 года он вновь епископ Псковский и Порховский. 25 февраля 1962 года возведён в сан архиепископа. Указом Патриарха Пимена от 9 сентября 1972 года за многолетние усердные труды на благо Церкви Божией и в связи с 500-летием Псково-Печерского монастыря архиепископ Иоанн удостоен сана митрополита. 11 мая 1963 года награждён правом ношения креста на клобуке.

Деятельность епископа, впоследствии митрополита Псковского и Порховского Иоанна, пришлась на трудные 50-80-ые годы, период не прекращавшихся, тайных или явных, гонений власти на Церковь. Нужны были большое терпение и великая вера в торжество Церкви. В 50-е годы большинство прихожан храмов по понятным причинам составляли женщины. В эти же годы в храмах редко можно было видеть представителей интеллигенции: люди, выросшие после 1917 года и получившие образование при советской власти, были в лучшем случае к вере равнодушны. Совет по делам Русской Православной Церкви практически парализовал деятельность Патриархии и местных иерархов. Однако постепенно, особенно после смерти Сталина, картина стала меняться. Широкая атеистическая обработка населения, особенно преподавание в вузах основ научного атеизма, стали приносить обратный результат. Особенность Псковской области заключалась в действовавшем Псково-Печерском монастыре с многовековой историей. Здесь была зрима связь религии и истории. Уже в конце 50-х годов наметился остепенный рост религиозных настроений. Способствовал этому и такой вид распространения информации, как самиздат, поскольку иначе донести до народа свои убеждения верующие не могли. Государственные средства массовой информации широко освещали немногочисленные факты отречения священнослужителей от веры. В марте 1958 года в самиздате распространялось письмо «Почему Вы порвали с религией?» молодого псковского священника Сергия Желудкова, обращенное к одному такому священнику-ренегату: «Можно потерять веру, иногда это бывает нужно по ходу нашего духовного развития, но никогда, никогда не станет человек оплевывать и публично поносить то, что действительно было его святыней.... Черта заведомой безнаказанности в Вашей ругани против безмолвствующей Церкви была особенно отвратительна. Конечно, неверующие осудят эту, извините, пропаганду подлости, с которой Вы выступили от имени атеизма: как же мы будем строить лучшее общество, если каждый из нас будет так низок» (37, с. 269). Сколько-нибудь существенного воздействия отступники на верующих не оказали. Их попросту презирали и игнорировали. Священный Синод 30 декабря 1959 года изверг из сана и отлучил от Церкви бывших клириков, «публично похуливших Имя Божие».

В 60-е годы властями предпринимались попытки закрытия Псково-Печерского монастыря. Это не произошло благодаря твёрдой воле настоятелей монастыря и поддержке верующих. Вновь началось массовое закрытие церквей. Псковским горисполкомом 6 апреля 1960 года принято решение о закрытии и сносе Казанской церкви, «мешающей дальнейшей реконструкции и благоустройству одного из центральных районов города». В Острове вновь закрыт Троицкий собор, богослужения в нем возобновились в годы войны. Закрыты церкви в Гдовском, Дедовичском, Печерском, Струго-Красненском и многих других районах. Зато в Великих Луках зарегистрирована община евангельских христиан-баптистов. По мнению некоторых историков, это был период последних попыток руководства ССС Р радикально и в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране. «Хрущевская оттепель» вошла в историю жесточайшим террором по отношению к Русской Православной Церкви. Но Церковь выстояла.

Власть делала ставку на постепенное вытеснение Церкви из жизни общества. Для этого, в частности, были введены т.н. «новые советские» обряды регистрации брака, рождения детей. Однако они тут же превратились в сугубо казённые мероприятия, верующие, пусть и не всегда явно, всё же стремились провести бракосочетание и крестины в церкви. Отпевание было более явным, поскольку в этом случае ссылались на волю покойного. В эти годы усилилась миграция населения. Город всё более нуждался в рабочих руках. Многие деревни пустели. Свою роль сыграла и проводимая государством политика деления деревень на «перспективные» и «неперспективные», в результате многие деревни и сёла исчезли. В 50-80-ые годы XX века с карты Псковской области исчезли более 3 тыс. населённых пунктов. Оставшееся сельское население старело. Как следствие этого было закрытие сельских храмов. Вместе с тем в городах всё более частыми стали обращения людей, атеистически воспитанных новой властью, к Богу. Здесь, в отличие от сельской местности, стало расти число крещений, снижался возраст прихожан. Усилились международные контакты Русской Православной Церкви с представителями ругих христианских конфессий. Духовенство всё чаще обращалось в различные инстанции, вплоть до главы государства, с протестами против притеснений церковнослужителей и прихожан.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11